Положение "О Федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения"
Редакция от 4 июля 2021 года
Внимание! Данный документ утратил силу. Вместо него действует Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) в области безопасности дорожного движения (Постановление Правительства от 30 июня 2021 г. № 1101).
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения (далее - федеральный надзор).
Федеральный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений осуществляющими деятельность по эксплуатации автомобильных дорог, транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения (далее - обязательные требования) посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
2. Федеральный надзор осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, Министерством обороны Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в Вооруженных Силах Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" на военную автомобильную инспекцию Вооруженных Сил Российской Федерации, а также Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации в части отдельных функций по федеральному надзору в войсках национальной гвардии Российской Федерации, возложенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016 г. N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - уполномоченные органы федерального надзора).
3. Должностными лицами Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов, уполномоченными осуществлять федеральный надзор, являются:
а) руководитель Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместитель);
б) руководитель Центра специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (его заместитель);
в) руководитель подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (его заместитель);
г) руководитель специализированного подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации (его заместитель);
д) руководители подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения управлений, отделов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также Государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе "Байконур" (их заместители);
е) начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения (его заместитель);
ж) командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы (его заместитель);
з) сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание;
и) старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения;
к) старшие государственные инспектора дорожного надзора, государственные инспектора дорожного надзора;
л) старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции.
31. Должностными лицами военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Российской Федерации, уполномоченными осуществлять федеральный надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются:
а) начальник военной автомобильной инспекции (его заместитель);
б) начальник военной автомобильной инспекции (региональной) (его заместитель);
в) начальник военной автомобильной инспекции (территориальной) (его заместитель);
г) начальник отдела (отделения, группы) (его заместитель);
д) главный инспектор;
е) старший офицер;
ж) старший инспектор (инспектор);
з) старший инспектор (инспектор) дорожно-патрульной службы;
и) старший техник (техник).
32. Должностными лицами, уполномоченными осуществлять отдельные функции федерального надзора в войсках национальной гвардии Российской Федерации, являются:
а) начальник военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации (его заместитель);
б) начальник военной автомобильной инспекции оперативно-территориального объединения (соединения) (его заместитель);
в) начальник отделения (группы, лаборатории);
г) старший помощник (помощник) начальника отделения;
д) старший инспектор (инспектор);
е) старший техник (техник).
4. Должностные лица, указанные в пунктах 3 - 32 настоящего Положения, при проведении плановых и внеплановых документарных и выездных проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - субъекты надзора) пользуются правами, установленными соответственно Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения", Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", а также положением о военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии, утверждаемым директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
5. К отношениям, связанным с осуществлением федерального надзора, организацией и проведением проверок субъектов надзора, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 8 статьи 30 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
51. Федеральный надзор в части соблюдения субъектами надзора обязательных требований осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
6. Федеральный надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок субъектов надзора в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также посредством осуществления иных полномочий, возложенных на уполномоченные органы федерального надзора для осуществления специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
61. При проведении плановой проверки субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, применение должностными лицами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, проверочных листов (списков контрольных вопросов) является обязательным.
Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов) утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации и включают в себя перечень вопросов, затрагивающих предъявляемые к субъектам надзора обязательные требования, соблюдение которых является наиболее значимым с точки зрения недопущения возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Предмет плановой проверки субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
7. Предметом проверок является соблюдение субъектами надзора обязательных требований (исходя из установленной компетенции уполномоченных органов федерального надзора):
а) к строительству и реконструкции автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при строительстве и реконструкции автомобильных дорог), дорожных сооружений, железнодорожных переездов и линий городского электрического транспорта;
б) к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного строительного надзора при капитальном ремонте и государственного надзора за обеспечением сохранности дорог федерального значения), дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
в) к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
г) к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, военной автомобильной инспекции Вооруженных Сил Российской Федерации или военной автомобильной инспекции войск национальной гвардии Российской Федерации автомототранспортных средств и прицепов к ним;
д) к перевозкам пассажиров и грузов, в том числе тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов (за исключением требований, соблюдение которых проверяется при осуществлении федерального государственного транспортного надзора);
е) правил дорожного движения.
8. Федеральный надзор включает в себя осуществление следующих административных процедур в рамках исполнения возложенных на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанностей:
а) надзор за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств и специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме;
б) проверка документов, идентификационного номера, номера кузова, номера шасси транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства;
в) выезд на место дорожно-транспортного происшествия;
г) остановка транспортного средства;
д) остановка пешехода;
е) применение мер административного воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
81. Федеральный надзор в Вооруженных Силах Российской Федерации включает в себя осуществление военной автомобильной инспекцией Вооруженных Сил Российской Федерации административных процедур, предусмотренных Уставом военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 161 "Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных Сил Российской Федерации и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации", и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
82. Федеральный надзор в войсках национальной гвардии Российской Федерации включает в себя осуществление военной автомобильной инспекцией войск национальной гвардии Российской Федерации административных процедур, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Сроки и последовательность осуществления административных процедур, указанных в пункте 8 настоящего Положения, устанавливаются административными регламентами, которые разрабатываются и утверждаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
10. Решения и действия (бездействие) должностных лиц, уполномоченных на осуществление федерального надзора, могут быть обжалованы в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11. Результаты федерального надзора, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц, размещаются на официальных сайтах уполномоченных органов федерального надзора в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
12. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального надзора деятельность субъектов надзора подлежит отнесению к категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности субъектов надзора в области безопасности дорожного движения к категориям риска согласно приложению.
13. Проведение плановых проверок субъектов надзора, осуществляющих эксплуатацию автомобильных дорог, выполняющих работы и предоставляющих услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в зависимости от категории риска, к которой отнесена их деятельность, осуществляется со следующей периодичностью, если иное не предусмотрено федеральными законами:
а) для категории чрезвычайно высокого риска - один раз в год;
б) для категории высокого риска - один раз в 2 года;
в) для категории значительного риска - один раз в 3 года;
г) для категории среднего риска - не чаще одного раза в 4 года;
д) для категории умеренного риска - не чаще одного раза в 6 лет и не реже одного раза в 8 лет;
е) для категории низкого риска - не чаще одного раза в 10 лет.
14. Отнесение деятельности субъекта надзора к категории риска и пересмотр решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъекта надзора.
При отсутствии решения об отнесении к категории риска деятельности субъекта надзора такая деятельность считается отнесенной к категории низкого риска.
15. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации ведут перечни субъектов надзора, деятельность которых отнесена к категориям риска (далее - перечни).
Включение субъектов надзора в перечни осуществляется на основании решений руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации по месту регистрации субъектов надзора об отнесении деятельности субъектов надзора к категориям риска.
16. Перечни содержат следующую информацию:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) реквизиты (дата и номер) решения о присвоении категории риска, указание на категорию риска.
17. Территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации размещается на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о субъектах надзора, деятельность которых отнесена к категориям чрезвычайно высокого, высокого и значительного рисков:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) идентификационный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) категория риска и дата принятия решения об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска.
18. Размещение информации, указанной в пункте 17 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и законодательства Российской Федерации в области персональных данных.
19. По запросу субъекта надзора территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, принявшие решение об отнесении деятельности субъекта надзора к категории риска, в установленном Правилами порядке предоставляют информацию о категории риска, к которой отнесена деятельность этого субъекта надзора, а также основания отнесения деятельности субъекта надзора к данной категории риска.
20. Субъекты надзора вправе подать в установленном Правилами порядке в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, принявший решение об отнесении их деятельности к категории риска, заявление об изменении ранее присвоенной категории риска.
Приложение Критерии отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в области безопасности дорожного движения к категориям риска