Отмена штрафов за превышение средней скорости движения

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Штраф за среднююс скорость

Добрый день, уважаемый читатель.

Одним из самых распространенных нарушений правил дорожного движения является превышение разрешенной скорости движения. Количество штрафов за скорость превышает количество штрафов за любое другое нарушение правил.

Превышение скорости может быть зафиксировано с помощью автоматических камер. При этом есть 2 алгоритма работы подобных устройств:

  • мгновенная скорость фиксируется при проезде под камерой;
  • камеры фиксируют время проезда автомобиля в начале участка дороги и в его конце, а затем вычисляют среднюю скорость на этом участке.

Рассматриваемый в этой статье законопроект предлагает отменить второй вариант наложения штрафа:

Информация о законопроекте

18.12.2019 Законопроект № 494136-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части уточнения условий привлечения к административной ответственности" принят Государственной Думой в первом чтении.

Правонарушение в конкретное время и в конкретном месте

В первую очередь рассмотрим изменения, которые могут быть внесены в статьи 1.7 и 1.8 КоАП:

1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

1. Лицо, совершившее административное правонарушение в конкретно установленное время, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

1. Лицо, совершившее административное правонарушение на территории Российской Федерации в конкретно установленном месте, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации.

Суть предлагаемых изменений сводится к тому, что для каждого нарушения должны быть известны место и время его совершения.

В случае нарушения правил дорожного движения определение времени и места особых вопросов не возникают. Место - то место, где находился автомобиль во время нарушения. Время - время на часах в момент нарушения.

Однако непонятным остается, как именно будут определяться время и место для других нарушений:

Например, водитель не зарегистрировал автомобиль в ГИБДД в установленный срок. Это нарушение, за которое может быть наложен штраф 1 500 - 2 000 рублей.

Время нарушения в принципе определить можно - 10 суток с момента покупки автомобиля. А как выяснить место такого нарушения?

Подобных примеров в КоАП можно найти довольно много.

Запрет штрафов за среднюю скорость

Еще одно нововведение затрагивает примечание к статье 1.5 КоАП:

Примечание. Положение части 3 настоящей статьи не распространяется на административные правонарушения, предусмотренные главой 12 настоящего Кодекса, и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Не является доказательством административного правонарушения фиксация превышения установленной скорости движения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании расчета средней скорости движения транспортного средства на данном участке, а также фиксация нарушения правил расположения транспортного средства на участке проезжей части дороги на основании фиксации расположения транспортного средства в начале и в конце данного участка, без фиксации правонарушения в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время.

В данном пункте содержатся 2 нововведения:

1. Штрафы за превышение скорости, выписанные на основании вычисления средней скорости автомобиля, считаются незаконными. То есть допускается только фиксация мгновенной скорости.

2. Штрафы за пересечение разметки, зафиксированные двумя камерами, также считаются незаконными. Речь идет о ситуации, когда на дороге нанесена сплошная линия разметки, а камеры установлены в начале и в конце участка дороги. Если автомобиль проезжает под первой камерой по одной полосе, а под второй камерой - по другой полосе, то где-то между камерами он пересек сплошную линию разметки. Законопроект предлагает считать подобные доказательства незаконными.

Кроме того, в статью 12.9 КоАП, предусматривающую штрафы за превышение скорости, вносится новое примечание:

Примечание. Привлечение к административной ответственности, предусмотренной настоящей статьей, допустимо только в случае фиксации превышения установленной скорости движения транспортного средства в конкретно установленном месте и в конкретно установленное время.

В данном пункте еще раз говорится о том, что штрафы за превышение скорости могут быть выписаны только при наличии мгновенного значения скорости автомобиля, а не по среднему значению.

Почему хотят отменить штрафы за среднюю скорость?

Ответ на данный вопрос приводится в пояснительной записке к законопроекту:

Привлечение к административной ответственности на основе догадок, домыслов и расчетов недопустимо.

Примечание. Все приборы для измерения скорости работают на основании расчетов по формуле V = S/t. Просто при расчете "мгновенной" скорости используется маленький промежуток времени t, а при расчете "средней" - большой.

Если данный законопроект в итоге будет принят, то у ГИБДД исчезнет возможность контролировать скоростной режим на участке дороги с помощью двух камер, установленных в начале и в конце участка. То есть для полного контроля того же самого участка дороги потребуются десятки или даже сотни автоматических камер, установка которых может оказаться слишком дорогой.

К сожалению, для многих водителей только камеры являются стимулом для того, чтобы соблюдать скоростной режим. А уменьшение их количества может привести к тому, что скорости на дорогах возрастут, а безопасность водителей, пассажиров и пешеходов уменьшится.

Так что с точки зрения здравого смысла не совсем понятно, какую именно цель преследуют законодатели в данном законопроекте. Если у Вас есть мысли по этому поводу, то напишите их в комментариях к данной статье.

Ну а в заключение хочу напомнить, что за превышение скорости в 2024 году водителя ждет наказание от 500 до 5 000 рублей (а при фиксации нарушения сотрудником ГИБДД возможно также и лишение прав):

Удачи на дорогах!

Обновлено: 18 декабря 2019
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
20 декабря 2019 07:57
Денис-163

Ничего нового.

Так за нарушение закона надо бы все штрафы компенсировать, а сборщиков посадить или "закон обратной силы не имеет"? Удобно, чо...

17 января 2020 17:30
Skel

Вообще-то любое нарушение выявляется на основании расчётов (не говоря о мгновенной скорости, о которой в статье и так сказано). Хотя бы даже упомянутый срок в 10 дней получается сложением (а на границе месяца/года и другие действия потребуются). А уж средства автоматической фиксации - это тонны программного кода, который только и делает, что расчёты. Про догадки и домыслы тоже можно поспорить. Очень странный законопроект.

5 февраля 2020 04:33
Валерий-116

Хорошая инициатива. Ответственность должен нести виновный. И вину конкретного субъекта надо доказать безоговорочно. Приведу пример: водитель пересек первую камеру участка на своем ТС, затем (по каким-либо причинам) "перелез" на эвакуатор. Остальную часть пути его ТС следовало верхом на эвакуаторе. Перед последней камерой участка он "слез" с эвакуатора и под второй камерой нарисовался в полном здравии. Водитель эвакуатора - внебрачный сын Шумахера... Накажут законопослушного гражданина... Несправедливо получается.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев