Кто виноват в ДТП на круговом движении?

ДТП на круге

Добрый день, уважаемый читатель.

В заключительной статье серии "Правила проезда перекрестков с круговым движением" будут рассмотрены дорожно-транспортные происшествия, которые могут произойти на перекрестке с движением по кольцу. Кроме того в каждом из рассматриваемых примеров будет определен виновный водитель.

Правила дорожно движения, относящиеся к перекресткам с круговым движением, всегда вызывали вопросы у водителей. Ну а после появления информации об очередных нововведениях от 8 ноября 2017 года участники дорожного движения "схватились за голову". А движение на круговых перекрестах в очередной раз превратилось в хаос.

Обратите внимание, в этой статье рассматриваются только равнозначные перекрестки с круговым движением, т.е. перекрестки, перед которыми не установлены знаки "уступите дорогу" или "движение без остановки запрещено".

Перейдем к рассмотрению дорожно-транспортных происшествий:

Столкновение при перестроении на круге

Для начала рассмотрим самые простые аварии на перекрестке с круговым движением - ДТП при перестроении.

Обратите внимание, что на всех иллюстрациях на перекрестке с круговым движением нанесена разметка. Это сделано исключительно для того, чтобы Вам было проще понять суть сложившейся ситуации.

Не стоит забывать, что на практике разметку на круговом движении можно встретить не часто, поэтому рассчитывать на нее не приходится. Тем не менее правила дорожного движения остаются одними и теми же независимо от того, есть на перекрестке разметка или её нет.

Перестроение к центру

Рассмотрим первое дорожно-транспортное происшествие при перестроении.

Уверен, что постоянные читатели PDDMASTER.RU без труда определят виновника данного дорожно-транспортного происшествия. Конечно же им является водитель оранжевого автомобиля, который нарушил пункт 8.4 правил дорожного движения:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Перестроение к внешней стороне

Во втором ДТП на перекрестке с круговым движением ситуация полностью противоположная. Виновным здесь является водитель белого автомобиля, который нарушил все тот же пункт 8.4:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения.

Одновременное перестроение

В третьем примере перестроение совершают одновременно оба автомобиля. Похожая ситуация рассматривалась в статье "Помеха справа при одновременном перестроении".

Для выявления виновного применяется все тот же пункт 8.4 правил дорожного движения:

8.4. При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.

В данном случае белый автомобиль выехал на соседнюю полосу совсем ненамного, однако в дорожно-транспортном происшествии виноват именно его водитель.

Авария при въезде на круговое движение

Рассмотрим следующую группу дорожно транспортных происшествий - ДТП, происходящие при въезде на перекресток с круговым движением.

В данном случае перекресток с круговым движением является равнозначным, т.е. действует пункт 13.111 правил:

13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.

Т.е. в дорожно-транспортном происшествии виноват водитель оранжевого автомобиля, который и будет оплачивать ремонт белого.

Вторая ситуация частично похожа на предшествующую. В данном случае водитель красной газели вынырнул на круговое движение перед белым автомобилем. Поскольку речь идет про маневренное маршрутное такси, то оно успело даже перестроиться на свою полосу, и только после этого произошло столкновение автомобилей.

В описанной ситуации виновником ДТП может оказаться водитель любого из транспортных средств.

С одной стороны водитель белого автомобиля мог нарушить требования пункта 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

С другой стороны, если он начал торможение, но столкновения все равно избежать не удалось, то виновником является водитель красного микроавтобуса, т.к. он не уступил дорогу (пункт 13.111).

Третья ситуацию также похожа на предшествующие. На перекрестке с круговым движением находится остановка маршрутных транспортных средств, где и остановилась злополучная маршрутка. На практике остановка может быть существенно больше и на ней могут стоять несколько автобусов, троллейбусов и маршрутных такси.

Главное в сложившейся ситуации то, что водитель оранжевого автомобиля уже не может въехать на крайнюю правую полосу перекрестка. Поэтому он пытается сразу же въехать на вторую полосу, где и происходит ДТП. В данном случае водитель оранжевого автомобиля действует в соответствии с пунктом 8.6 правил дорожного движения:

8.6. Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Тем не менее белый автомобиль находится на круговом движении, поэтому в ДТП виноват водитель оранжевой машины (пункт 13.111).

ДТП при выезде с кругового движения

Последний тип ДТП, который будет рассмотрен сегодня, - столкновение при выезде с перекрестка.

В данном случае белый автомобиль поворачивает из второго ряда перекрестка с круговым движением. При этом его водитель руководствуется пунктом 8.7 правил дорожного движения:

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Поскольку в рассматриваемом случае маневр привел к ДТП, то требование "не создать помех другим транспортным средствам" не соблюдается, а следовательно в ДТП виноват водитель белого автомобиля.

В завершение хочу напомнить, что на практике следует внимательно следить за другими участниками движения. Ведь гораздо проще перестраховаться и избежать столкновения, чем заниматься ремонтом автомобиля впоследствии. Ну а  изучение данной статьи поможет Вам увереннее чувствовать себя на перекрестках с круговым движением.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Опубликовано: 28 января 2011
Последнее обновление: 5 ноября 2017
21 августа 2014 11:04
Александр-50

Добрый день, Максим.

Хочу поделиться очень интересным примером и узнать мнения.

Есть главная дорога. Координаты для гугла - 58.046073, 38.852073.

4 полосы. 2 мои - 2 встречка. Я двигаюсь по крайней левой в прямом направлении (в сторону моста). Впереди нерегулируемый перекресток (в одно время поставили светофоры, но уже как год точно они мигают жёлтым). Перед перекрестком стоят знаки - (only!!) главная дорога и под ним направление движения(т.е. 2.1 и 8.13). Направление главной дороги - прямая вертикальная, посередине огибает круг. Также отображена, примыкающая справа перед круговым движением, второстепенная дорога.

Перед кругом (3-4 метра до) на троллейбусных жгутах, весит знак "круговое движение" (от начала перекрестка до знака "круговое движение" около 25-30 метров, от знака "главная дорога с её направлением" до знака "круговое движение" примерно 100 метров). На перекрестке - обозначения движения по полосам нет, нет и разметки. Главная дорога позволяет проехать т/с перекресток, минуя круг, в прямом направлении, не меняя траектории движения, если двигаться по крайней левой, если по правой то нужно немного уйти влево.

Суть: двигаясь по главной дороге, въехав на перекресток, при подъезде к кругу замечаю учебку (в объяснительной он пишет, что меня не видел и поворотник включил), которая двигается по правой полосе, начинает перестраивается справо-налево буквально на метр без поворотника, (после круга сужение в левую сторону),я притормозил, думаю - поедет прямо, я помещаюсь, гуд :), но в конце круга передомной он начинает резко уходить влево, т.е. с правой полосы на разворот, опять же без поворотника (есть видео), тем самым перекрывает мне путь. Применяю экстренное торможение и пытаюсь уйти от кабины водителя, тем самым пробивая своей правой фарой его заднюю левую дверь .

Ему выписали штрав за поворотник, мне за помеху справа.

И как тут быть? Главная дорога ничего не дает?

Один из "сотрудников" сказал, что прилетел бы ты в переднее колесо, то не пришлось бы спорить.

мне не столь важна денежная сторона этой ситуации, просто я сейчас не могу по этому перекрестку спокойно ездить. страшно. т.к. может не понимаю, как там действительно нужно ехать. Переговорил с многими инструкторами, водителями, все учат и ездят одинаково, пропускаешь главную и делаешь маневр. (а тут круг блин)

С Уважением, Александр.

21 августа 2014 13:04
Skel

Добрый день, Максим.

Хочу поделиться очень интересным примером и узнать мнения.

Есть главная дорога. Координаты для гугла - 58.046073, 38.852073.

4 полосы. 2 мои - 2 встречка. Я двигаюсь по крайней левой в прямом направлении (в сторону моста). Впереди нерегулируемый перекресток (в одно время поставили светофоры, но уже как год точно они мигают жёлтым). Перед перекрестком стоят знаки - (only!!) главная дорога и под ним направление движения(т.е. 2.1 и 8.13). Направление главной дороги - прямая вертикальная, посередине огибает круг. Также отображена, примыкающая справа перед круговым движением, второстепенная дорога.

Перед кругом (3-4 метра до) на троллейбусных жгутах, весит знак "круговое движение" (от начала перекрестка до знака "круговое движение" около 25-30 метров, от знака "главная дорога с её направлением" до знака "круговое движение" примерно 100 метров). На перекрестке - обозначения движения по полосам нет, нет и разметки. Главная дорога позволяет проехать т/с перекресток, минуя круг, в прямом направлении, не меняя траектории движения, если двигаться по крайней левой, если по правой то нужно немного уйти влево.

Вы не можете проехать, минуя круг, Если ехать "в прямом направлении, не меняя траектории движения", то вы проедете через первую полосу круга во вторую и съедите со второй полосы с круга. Недаром главная кривой нарисована, а не прямой, как бы подсказывая траекторию движения
Суть: двигаясь по главной дороге, въехав на перекресток, при подъезде к кругу замечаю учебку (в объяснительной он пишет, что меня не видел и поворотник включил), которая двигается по правой полосе, начинает перестраивается справо-налево буквально на метр без поворотника
Она не смещается, она едет по кругу
, (после круга сужение в левую сторону
Не сужение, а другая дорога, примыкающая к кругу, тем более по гуглу там даже три полосы, какое тогда это сужение?
),я притормозил, думаю - поедет прямо, я помещаюсь, гуд , но в конце круга передомной он начинает резко уходить влево, т.е. с правой полосы на разворот
Не на разворот, а по кругу, по правой полосе
, опять же без поворотника (есть видео)
Поворотник тут не нужно включать, если едешь по кругу
, тем самым перекрывает мне путь. Применяю экстренное торможение и пытаюсь уйти от кабины водителя, тем самым пробивая своей правой фарой его заднюю левую дверь .

Ему выписали штрав за поворотник

Он отъезжал от обочины? Иначе штраф можно оспорить
, мне за помеху справа.

И как тут быть? Главная дорога ничего не дает?

Вы оба были на главной дороге, ни у кого приоритета нет, но главная "поворачивала" направо, и Вы должны были съезжать с круга с правой полосы, а тот ехал "прямо" по кругу. Смотрите в статье второй и последний примеры
Один из "сотрудников" сказал, что прилетел бы ты в переднее колесо, то не пришлось бы спорить.

мне не столь важна денежная сторона этой ситуации, просто я сейчас не могу по этому перекрестку спокойно ездить. страшно. т.к. может не понимаю, как там действительно нужно ехать. Переговорил с многими инструкторами, водителями, все учат и ездят одинаково, пропускаешь главную и делаешь маневр. (а тут круг блин)

С Уважением, Александр.

Не понимаю сотрудников, что бы поменялось от места удара? Может другие участники форума разъяснят. Я высказал свою точку зрения на данную ситацию, поправьте меня, если не прав.

К тому же, насколько я помню, после принятия поправок в ПДД все круги в России должны были стать либо однозначно главными либо однозначно второстепенными без таких вот прохождений главной сквозь круг. А там, где нужно по-другому организовать приоритет, убрать знаки кругового движения, и перед каждым пересечением поставить знаки приоритета. И в таком случае Вы были бы правы, и все ваши рассуждения были бы верны, но знак кругового движения все меняет.

21 августа 2014 17:39
Александр-50

Не понимаю сотрудников, что бы поменялось от места удара? Может другие участники форума разъяснят. Я высказал свою точку зрения на данную ситацию, поправьте меня, если не прав.

К тому же, насколько я помню, после принятия поправок в ПДД все круги в России должны были стать либо однозначно главными либо однозначно второстепенными без таких вот прохождений главной сквозь круг. А там, где нужно по-другому организовать приоритет, убрать знаки кругового движения, и перед каждым пересечением поставить знаки приоритета. И в таком случае Вы были бы правы, и все ваши рассуждения были бы верны, но знак кругового движения все меняет.

Добрый день, Skel и всем форумчанам!

На счет того, что я писал о том, что можно по прямой проехать данный участок - - это лишь на счет наличия прямого участка.

Там слева видно газель, вот на ее месте стояла тоже газель с регистратором.

Ниже ссылка на запись с видеорегистратора из находящегося на парковке т/с. Запись широкоугольная (т.е. закругление с боков).

Сам экшен с 1.30

[youtube:2z3w59o1]интересное, что у нас в городе есть ещё 2 круга, которые обозначены и сделаны по всем нормам и всё движение в них главное, соответственно все примыкающие - уступают/пропускают.

Еще видео с комментариями заместителя начальника нашего ГИБДД про изменения движения по нашим кругам.

[youtube:2z3w59o1]зникомые автошники говорят, что там совсем не нужен знак "кругового движения", т.к. не я один в этой ситуации побывал, говорят знаки противоречат друг другу.

Я "сотрудникам" говорю - т.е. вы хотите сказать, что я могу прямо сейчас поехать на этот перекресток и двигаясь в правом ряду вывернуть влево, да еще без поворотника, на чей-нибудь лексус и я буду прав чтоли ??? Так я состав сразу соберу в дверях, машин так из 5!)) А они сидят глазами хлопают...

26 августа 2014 14:31
Максим

Здравствуйте, Александр.

Выше Skel описал ситуацию верно.

Выезжать с кругового движения нужно только с крайней правой полосы. Проезжать по кругу (налево) можно по любой полосе.

Если на данном перекрестке принято проезжать прямо по Вашей траектории (через центр круга), то при желании можете спокойно этим пользоваться, собирая, как Вы выразились, состав, и ремонтируя левый борт автомобиля за счет этого состава.

P.S. Если хотите упростить проезд этого перекрестка для себя и других водителей, то обратитесь в ГИБДД (в письменном виде) с просьбой установить на перекрестке знаки "Направление движения по полосам".

Удачи на дорогах!

27 августа 2014 18:40
Александр-50

Здравствуйте, Александр.

Выше Skel описал ситуацию верно.

Выезжать с кругового движения нужно только с крайней правой полосы. Проезжать по кругу (налево) можно по любой полосе.

Если на данном перекрестке принято проезжать прямо по Вашей траектории (через центр круга), то при желании можете спокойно этим пользоваться, собирая, как Вы выразились, состав, и ремонтируя левый борт автомобиля за счет этого состава.

P.S. Если хотите упростить проезд этого перекрестка для себя и других водителей, то обратитесь в ГИБДД (в письменном виде) с просьбой установить на перекрестке знаки "Направление движения по полосам".

Удачи на дорогах!

Добрый день, Максим!!!

Спасибо за ответ.

Всё равно не могу крепко спать по ночам, снится перекресток )

Хочу прояснить кое-какие факты для более подробного анализа ситуации: советаю читать очень внимательно, очень жирно написано!!

"Учебка" получила "горчичник" за не включенный левый поворотник при маневре - значит было перестроение с правой полосы в левую, зафиксированное нарушение.

Иное развитие (распутывание) ситуации (теоретически) - двигаясь по "кругу" я по сути не должен был ему уступать (горчичник за помеху справа), т.к. я в тот момент еще не выезжал с перекрестка а двигался просто по своей полосе, а он в свою очередь по своей полосе, но ДТП произошло на моей полосе из за того что он перестроился без поворотника. Возможно я хотел повернуть налево - и тут, мне - не нужно включать левый поворотник ибо "круг". Я не включал правый поворотник и вообще не совершал перестроения вправо, двигался по крайней левой, в попутном с ним направлении, тем самым не обозначая преднамеренный/запланированный выезд с круга, а в совокупности с учетом его кривого перестроения, наши общие действия, как одновременное перестроение т/с, по которому меня бы и отметили горчичником за помеху справа (тут бы не спорил), но раз уж это "круговое движение", то основываясь на горчичник он по ПДД должен был меня пропустить т.к. я двигался в попутном с ним направлении, т.е. по кругу, а он нарушил правила маневрирования, а самое главное перед перестроением не убедился в безопасности совершения данного маневра и занял не правильное положение на "круге" перед выездом из него (как пишет в объяснительной, хотел после повернуть на право (направлялся в сторону ул.Бульварная) - т.е. где смысл его перестроения в левую полосу (поперек моему движенеию), что бы потом перестроиться в правую для поворота, он же на "Круговом".

Предположим, что я не хотел проехать круг в прямом направлении, а хотел развернуться. Учебка то двигалась по диагонали, пересекая полосы движения с нарушением. ДТП произошло на моей полосе. Кто виноват в этом случае ?

но вот загвостка, которая всё путает изначально и не дает мне успокоиться

перед перекрестком висит знак "главная дорога" с направлением движения

ровно на противоположной стороне - при движении с моста - висит похожий знак + движение по полосам

Получается знак приоритета в моем случае, основываясь на том, что я двигаюсь по "главной" в любой полосе, на круге теряет свои полномочия, даже если обозначение направления через круг.

Выходит, что перед кругом должны висеть знаки - конец "главной дороги", как бы указывая на то, что далее транспортные средства подчиняются правилам круга, а не главной дороги, а после "круга" - начало "главной дороги".

Перекресток в перекрестке какой-то ))))))

или

перед перекрестком на одном стенде знак "Главная дорога", "направление движения", "круговое движение" - дескать там есть круговое движение, а не просто клумба во круг которой происходит разъезд по улицам.

ПАРАДОКС

Смотрим видео с "заместителем", в котором четко звучит - "здесь круговое движение не распространяется".... значит правила и требования для круга на этом участке снимаются и следовательно подчиняемся требованиям "главной дороги", по знаку которого мы че то там огибаем (в нашем случае это клумба с движением вокруг нее, что бы не воткнутся во встречку при повороте перед ней) и проезжаем так же по главной дороге прямо.

Извиняюсь за кривопись. Много мыслей для первого ДТП.

С Уважением, Александр !!!

2 сентября 2014 17:27
Максим

Александр, если рассматривать ситуацию с точки зрения того, что Вы выполняете разворот, то Вашей вины в ДТП нет.

Знак главная дорога (с табличкой) показывает, что Вы не должны уступать дорогу автомобилям, находящимся на круге (слева по ходу движения). К рассматриваемому ДТП они отношения не имеют, т.к. оба автомобиля находились на главной.

Удачи на дорогах!

6 марта 2016 11:42
Денис-30

Здравствуйте.

Рассмотрите, пожалуйста, такой вариант въезда на кольцо.

Есть три полосы движения перед кольцом, на кольце то же три полосы движения. На самом кольце знак: крайняя правая полоса - движение только на право на выезд с кольца; средняя - движение прямо и направо на выезд; крайняя левая полоса - движение только прямо.

Как должны двигать автомобили при одновременном въезде на кольцо со всех трех полос?

9 марта 2016 19:32
Максим

Денис, здравствуйте.

Все автомобили должны въехать на крайнюю правую полосу кольца и лишь затем перестраиваться по необходимости.

Удачи на дорогах!

5 июля 2016 23:33
Александр-217

Здравствуйте, опустив звук хотелось бы понять, кто прав?

[youtube:2grg3bdx]что ссылка на видео не противоречит правилам портала.

15 июля 2016 14:17
Максим

Александр, здравствуйте.

Насколько я понял, имело место одновременное перестроение. В этом случае прав водитель красного автомобиля. Либо он просто ехал в пределах своей полосы, тогда также он прав.

Вы считаете, что он что-то нарушил? Напишите, что.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев