Приложение 8. Маневры практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "В", "С", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E"
I. Условные обозначения
II. Общие условия выполнения маневров
1. При проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категории "B" проверка навыков управления транспортными средствами указанной категории при выполнении маневров1, предусмотренных подпунктами "а", "б" и "д" пункта 14 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 10972, а также при проведении практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проверка выполнения маневров, предусмотренных подпунктами "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил, осуществляется на закрытых площадках, автодромах, в том числе автоматизированных, территориях, имеющих твердое покрытие и ограниченных для движения иных транспортных средств и пешеходов3, и (или) участках дорог с малоинтенсивным движением, тупиковых участках дорог, преимущественно за пределами жилой застройки4.
2. Проверка выполнения маневров, предусмотренных подпунктом "а" - "д" и "у" пункта 14 Правил, осуществляется в соответствии со схемами (рисунками) и размерами, указанными в настоящем приложении к Административному регламенту.
Для контроля соблюдения условий выполнения маневров используются линии дорожной разметки, бордюры, края дороги (территорий), разметочные конуса или иные способы обозначения границ 5.
3. В целях контроля пересечения габаритами транспортного средства (состава транспортных средств) 6 задних границ в случаях, установленных подпунктом 20.3 пункта 20 настоящего приложения к Административному регламенту, могут применяться разметочные стойки в местах, указанных в схемах (рисунках) настоящего приложения к Административному регламенту. Высота разметочных стоек должна быть не менее 1 м.
4. В целях проверки выполнения кандидатом в водители маневров, предусмотренных подпунктами "а" - "г", "у" пункта 14 Правил, допускается нахождение экзаменатора и кандидата в водители снаружи экзаменационного транспортного средства после завершения маневра или прекращения его выполнения в случае, установленном пунктом 6 настоящего приложения к Административному регламенту, и остановки транспортного средства.
5. Проверка выполнения маневра, определенного подпунктом "д" пункта 14 Правил, осуществляется на наклонном участке дороги (территории) или эстакаде с продольным уклоном в пределах 8 - 16 процентов включительно.
6. В случае совершения кандидатом в водители ошибок, предусмотренных критериями принятия решения о выполнении маневров, указанных в подпунктах "а" - "в", "д" и "у" пункта 14 Правил, кандидату в водители предоставляется возможность повторного выполнения данного маневра.
III. Маневры и действия для оценки навыков управления транспортным средством
Маневр "Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов"
7. Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории "B" осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки) (рисунок 1).
8. В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 7 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке 2.
9. Для транспортных средств категорий "C", "D", "BE", "CE", "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E" проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемами и размерами, указанными на рисунке 2.
10. При выполнении маневра кандидат в водители:
- маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство на месте стоянки (парковки) так, чтобы проекции габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) после завершения маневра не пересекали границы, при этом допускается повторное включение передачи заднего хода (рисунки 1, 2);
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра;
- по команде экзаменатора покидает место стоянки (парковки).
11. Маневр может выполняться как с левой, так и с правой стороны от места стоянки (парковки). Направление выезда из места стоянки (парковки) определяется экзаменатором.
12. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
12.1. Отсутствие использования включения передачи заднего хода три и более раз.
12.2. Отсутствие пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом на боковые или заднюю границы в ходе выполнения маневра.
12.3. По завершении маневра транспортное средство расположено внутри места стоянки (парковки), при этом проекции габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) не пересекают границ.
Маневр "Постановка транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом"
13. Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории "B" осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением с использованием имеющихся размеченных мест для стоянки (парковки) (рисунок 3).
14. В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 13 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке 4.
15. Для транспортных средств категорий "C", "D", "BE", "CE", "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E", "D1E" проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемами и размерами, указанными на рисунках 4 и 5.
16. При выполнении маневра кандидат в водители:
- маневрируя задним ходом, устанавливает транспортное средство на месте стоянки (парковки) так, чтобы проекции правого габарита транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) после завершения маневра не пересекали границы, при этом допускается повторное включение передачи заднего хода (рисунки 3 - 5);
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра;
- по команде экзаменатора покидает место стоянки (парковки).
17. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
17.1. Отсутствие использования включения передачи заднего хода три и более раз.
17.2. Отсутствие наезда на боковую границу места стоянки (парковки), находящуюся справа от транспортного средства, два и более раз.
17.3. Отсутствие пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом на переднюю или заднюю границы в ходе выполнения маневра.
17.4. По завершении маневра транспортное средство расположено внутри места стоянки (парковки), при этом проекции габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) не пересекают границы места стоянки (парковки).
Маневр "Прямолинейное движение задним ходом и парковка для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе) (для транспортных средств категорий "C" и "CE" и подкатегорий "C1" и "C1E")"
18. Проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемами и размерами, указанными на рисунке 6.
19. Кандидат в водители:
- осуществляет движение задним ходом при однократном включении передачи заднего хода в пределах зоны выполнения маневра и устанавливает транспортное средство в конце места выполнения маневра так, чтобы задняя проекция транспортного средства находилась на расстоянии не более контрольного значения В от задней границы (рисунок 6);
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии и сообщает экзаменатору о завершении маневра;
- по команде экзаменатора покидает место выполнения маневра.
20. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
20.1. Отсутствие использования включения передачи заднего хода два и более раз.
20.2. Отсутствие пересечения проекциями габаритов транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) либо наезда колесом или на боковые и заднюю границы в ходе выполнения маневра.
20.3. По завершении маневра расстояние от проекции заднего габарита транспортного средства до задней границы не превышает контрольного значения В.
Маневр "Разворот транспортного средства в ограниченном пространстве (при ограниченной ширине проезжей части) с использованием движения задним ходом"
21. Проверка выполнения маневра на транспортном средстве категории "B" осуществляется на участках дорог с малоинтенсивным движением, имеющих две полосы для движения, без использования обочин или прилегающих территорий.
22. В случае отсутствия условий для выполнения маневра, указанных в пункте 21 настоящего приложения к Административному регламенту, проверка выполнения маневра осуществляется в соответствии со схемой и размерами, указанными на рисунке 7.
23. Кандидат в водители:
- выполняет разворот с использованием передачи заднего хода;
- продолжает движение в обратном направлении (рисунок 7).
24. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
24.1. Отсутствие использования включения передачи заднего хода три и более раз.
24.2. Отсутствие съезда колесом с проезжей части дороги.
24.3. Отсутствие пересечения габаритами транспортного средства (за исключением боковых зеркал заднего вида) или наезда колесом на границы в ходе выполнения маневра.
25. Для категорий "C", "D", "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1", "D1", "C1E" и "D1E" проверка выполнения маневра осуществляется при выполнении кандидатом в водители маневра "Постановка транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов" (рисунок 2).
Маневр "Остановка и начало движения на подъеме"
26. Проверка выполнения маневра осуществляется с использованием наклонного участка дороги (территории) либо эстакады, указанных в пункте 5 настоящего приложения к Административному регламенту.
27. Кандидат в водители:
- осуществляет движение вперед на наклонном участке и по команде экзаменатора (при нахождении всех колес транспортного средства (тягача в составе транспортных средств) на участке подъема останавливает транспортное средство на участке подъема;
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии стояночным или рабочим тормозом;
- по команде экзаменатора продолжает движение в прямом направлении.
28. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
28.1. Фиксация транспортного средства (тягача в составе транспортных средств) в неподвижном состоянии на участке подъема.
28.2. Отсутствие использования тормозной системы транспортного средства после начала движения на участке подъема.
28.3. Отсутствие вмешательства экзаменатора в дублирующие органы управления транспортного средства с целью остановки неконтролируемого отката транспортного средства.
Маневр "Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров (для транспортных средств категорий "D" и "DE" и подкатегорий "D1" и "D1E")"
29. Проверка выполнения маневра осуществляется при проверке выполнения предусмотренного подпунктом "с" пункта 14 Правил маневра "Постановка транспортного средства параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении по направлению вперед".
30. Кандидат в водители:
- по команде экзаменатора выбирает место для остановки транспортного средства;
- после остановки фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
- по командам экзаменатора осуществляет открытие и последующее закрытие дверей, предназначенных для посадки и высадки пассажиров (за исключением аварийных выходов);
- по команде экзаменатора продолжает движение вперед.
31. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
31.1. Во время открытия и закрытия дверей транспортное средство находилось в неподвижном состоянии.
31.2. Осуществлено открытие и закрытие дверей, предназначенных для посадки и высадки пассажиров (за исключением аварийных выходов).
Маневр "Сцепление и расцепление или расцепление и повторное сцепление прицепа с тягачом (для транспортных средств категорий "BE", "CE" и "DE" и подкатегорий "C1E" и "D1E", за исключением сочлененных автобусов)"
32. Выполнение маневра осуществляется с учетом пунктов 210 - 213 Правил по охране труда на автомобильном транспорте 7.
33. Выполнение маневра осуществляется в два поочередных действия: первое действие - "Расцепление прицепа с тягачом" и второе действие - "Сцепление прицепа с тягачом". Время на выполнение маневра составляет не более 10 минут.
34. Перед началом проверки выполнения маневра тягач должен быть сцеплен с прицепом.
35. Кандидат в водители:
- производит расцепление прицепа с тягачом, включая отсоединение гидравлических, пневматических и электрических систем тягача и прицепа;
- по команде экзаменатора осуществляет движение на тягаче вперед на расстояние не менее 1 длины и не более 2 длин тягача (рисунок 8);
36. Кандидат в водители при сцеплении прицепа с тягачом:
- по команде экзаменатора осуществляет движение задним ходом на тягаче к прицепу:
- производит сцепление прицепа с тягачом, включая соединение гидравлических, пневматических и электрических систем тягача и прицепа;
- проверяет работу электрооборудования и тормозной системы прицепа;
- по команде экзаменатора осуществляет движение вперед до команды экзаменатора об остановке (рисунок 9).
37. Критериями принятия решения о выполнении маневра являются:
37.1. Время выполнения маневра составило не более 10 минут.
37.2. Последовательность расцепления и сцепления прицепа с тягачом не нарушена.
37.3. По завершении сцепления прицепа с тягачом электрооборудование и тормозная система прицепа подключены к электрооборудованию и тормозной системе тягача и исправно работают.
1 Далее - "проверка выполнения маневра".
2 Далее - "Правила".
3 Далее - "закрытые территории".
4 Далее - "участок дороги с малоинтенсивным движением".
5 Далее - "граница".
6 Далее - "транспортное средство", если иное не оговаривается отдельно.
7 Приказ Минтруда России от 9 декабря 2020 г. N 871н "Об утверждении Правил по охране труда на автомобильном транспорте" (Зарегистрирован Минюстом России 18 декабря 2020 года, регистрационный N 61561).