Приложение 7. Испытательные упражнения практического экзамена на право управления транспортными средствами категорий "А" и "М" и подкатегорий "А1" и "В1"
I. Условные обозначения
II. Оборудование зон испытательных упражнений
1. Места начала и окончания выполнения испытательных упражнений, предусмотренных для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории 1, обозначаются соответствующими линиями начала и окончания выполнения упражнений и (или) разметочными конусами (разметочными стойками) 2.
В случае нанесения линий начала и окончания выполнения упражнений они обозначаются желтой прерывистой линией шириной 0,10 м, длиной штриха 0,5 м, с интервалом между штрихами 0,3 м.
В период отрицательных температур окружающего воздуха при наличии устойчивого снежного покрова места начала и окончания выполнения упражнений обозначаются разметочными конусами или разметочными стойками в соответствии со схемами выполнения упражнений.
2. При последовательном выполнении упражнений место начала выполнения первого упражнения обозначается линией "СТАРТ" или разметочными конусами, место окончания выполнения последнего упражнения - линией "ФИНИШ" или разметочными конусами.
В соответствии с условиями выполнения отдельных упражнений линия окончания выполнения упражнения может заменяться линией "СТОП".
3. Границы участков упражнений обозначаются линиями дорожной разметки 1.1 белого цвета или 1.4 желтого цвета и (или) разметочными конусами (разметочными стойками) в соответствии со схемами выполнения упражнений.
В случае нанесения линий "СТОП", "СТАРТ" и "ФИНИШ" они обозначаются дорожной разметкой 1.12 белого цвета.
Расстояние между разметочными конусами (разметочными стойками) в зонах установки разметочных конусов и (или) разметочных стоек должно быть не менее 1 м и не более 2 м. Высота разметочных конусов не более 0,5 м, высота разметочных стоек - не менее 1 м.
4. Границы участков упражнений в период отрицательных температур окружающего воздуха при наличии устойчивого снежного покрова обозначаются разметочными конусами или разметочными стойками в соответствии со схемами выполнения упражнений. При этом расстояние между разметочными конусами (разметочными стойками) в зонах установки разметочных конусов и (или) разметочных стоек должно быть не более 1 м.
5. Для контроля соблюдения условий выполнения упражнения используются контрольные линии и (или) разметочные конуса 3 в соответствии со схемами выполнения упражнений.
В случае нанесения контрольных линий они обозначаются желтой прерывистой линией шириной 0,10 м, длиной штриха 0,15 м, с интервалом между штрихами 0,10 м.
6. В зависимости от способа осуществления автоматизированного контроля за положением транспортного средства и фиксации ошибок кандидата в водители (пневматические датчики давления, электромагнитные датчики и так далее) на поверхности автодрома могут быть нанесены линии фиксации выполнения упражнения, не выходящие за пределы границ участков выполнения упражнений.
III. Общие условия выполнения упражнений
7. Практический экзамен проводится путем последовательного или поочередного выполнения упражнений.
8. При последовательном выполнении упражнений кандидатом в водители выполняются все упражнения, предусмотренные для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, в последовательности, определенной схемой организации движения на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке.
9. В случае отсутствия условий для последовательного выполнения упражнений проведение экзамена осуществляется путем их поочередного выполнения, при котором кандидаты в водители поочередно выполняют одно из упражнений, предусмотренных для проведения экзамена на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.
10. Выполнение упражнений начинается по команде экзаменатора.
IV. Упражнения для проведения экзамена на право управления транспортными средствами категорий "A" и "M" и подкатегории "A1"
Упражнение N 1 "Проезд по "колейной доске"
11. При выполнении упражнения N 1 "Проезд по "колейной доске" у кандидата в водители проверяются навыки управления мототранспортным средством путем выполнения маневра, предусмотренного подпунктом "а" пункта 13 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 10974, по управлению мототранспортным средством на малой скорости по "колейной доске" (рисунок 1).
12. Кандидат в водители:
- осуществляет движение по "колейной доске";
- останавливается перед линией "СТОП" после проезда по "колейной доске" (по проекции переднего габарита);
- включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на мототранспортном средстве с механической коробкой переключения передач), о чем информирует поднятой вверх левой рукой и удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки;
- выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию "СТОП".
Упражнение N 2 "Габаритный коридор"
13. При выполнении упражнения N 2 "Габаритный коридор" у кандидата в водители проверяются навыки управления мототранспортным средством путем выполнения маневра, предусмотренного подпунктом "б" пункта 13 Правил, по управлению мототранспортным средством на малой скорости в габаритном коридоре (рисунок 2).
14. Кандидат в водители:
- осуществляет движение в габаритном коридоре;
- останавливается на расстоянии, не превышающем значение "Е" от линии "СТОП" (по проекции переднего габарита);
- включает нейтральную передачу (при выполнении упражнения на мототранспортном средстве с механической коробкой переключения передач), о чем информирует поднятой вверх левой рукой и удерживает транспортное средство в неподвижном состоянии, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки;
- выезжает из зоны выполнения упражнения, пересекая линию "СТОП".
Упражнение N 3 "Змейка"
15. При выполнении упражнения N 3 "Змейка" у кандидата в водители проверяются навыки управления мототранспортным средством путем выполнения маневра, предусмотренного подпунктом "в" пункта 13 Правил, по маневрированию на малой скорости (рисунок 3).
16. Кандидат в водители:
- осуществляет движение по заданной траектории;
- последовательно объезжает разметочные конуса с левой и правой сторон;
- пересекает линию окончания выполнения упражнения.
Упражнение N 4 "Скоростное маневрирование"
17. При выполнении упражнения N 4 "Скоростное маневрирование" у кандидата в водители проверяются навыки управления мототранспортным средством путем выполнения маневров, предусмотренных подпунктами "г" и "д" пункта 13 Правил, по скоростному маневрированию, торможению и остановке при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение (рисунки 4 и 5).
18. Кандидат в водители:
- осуществляет движение, объезжая по заданной траектории разметочные конуса;
- пересекает контрольную линию (контрольные линии при выполнении упражнения по схеме "Б");
- последовательно проезжает габаритные ворота 1, 2 и 3;
- останавливается на расстоянии, не превышающем значение "П" от линии "СТОП" (по проекции переднего габарита);
- удерживает мототранспортное средство в неподвижном состоянии (на мототранспортном средстве с механической трансмиссией включает нейтральную передачу), коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки, о чем информирует поднятой вверх левой рукой;
- выезжает из зоны выполнения упражнения.
19. Время выполнения упражнения от момента пересечения передним колесом мототранспортного средства линии начала выполнения упражнения до момента пересечения задним колесом мототранспортного средства линии "СТОП" не должно превышать 35 секунд.
20. Выполнение упражнения в соответствии со схемой "Б" осуществляется в случае невозможности размещения упражнения в пределах габаритных размеров автодрома, автоматизированного автодрома или закрытой площадки в соответствии со схемой "А".
Упражнение N 5 "Габаритная восьмерка"
21. При выполнении упражнения N 5 "Габаритная восьмерка" у кандидата в водители проверяются навыки управления мототранспортным средством путем выполнения маневра, предусмотренного подпунктом "е" пункта 13 Правил, по маневрированию в ограниченном пространстве (рисунок 6).
22. Кандидат в водители:
- осуществляет движение по заданной траектории;
- останавливается на расстоянии, не превышающем значение "Е" от линии "СТОП" (по проекции переднего габарита);
- включает нейтральную передачу (на мототранспортном средстве с механической трансмиссией), о чем информирует поднятой вверх рукой и удерживает транспортное средство, коснувшись ногой (ногами) поверхности площадки.
V. Упражнения для проведения экзамена на право управления транспортными средствами подкатегории "B1"
Упражнение N 6 "Остановка и начало движения на подъеме и на спуске"
23. При выполнении упражнения N 6 "Остановка и начало движения на подъеме и на спуске" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством путем выполнения маневра, предусмотренного подпунктом "а" пункта 131 Правил, по остановке и началу движения на подъеме и на спуске (рисунок 7).
24. Кандидат в водители:
- останавливает транспортное средство перед первой линией "СТОП", не пересекая проекцией переднего габарита транспортного средства, таким образом, чтобы все колеса находились на участке подъема;
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
- по команде экзаменатора продолжает движение в прямом направлении, не используя тормозную систему на участке подъема после начала движения;
- останавливается на расстоянии, не превышающем значение "Е" от второй линии "СТОП" (по проекции переднего габарита);
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
- по команде экзаменатора продолжает движение в прямом направлении, пересекая вторую линию "СТОП".
Упражнение N 7 "Прямолинейное движение, экстренное торможение"
25. При выполнении упражнения N 7 "Прямолинейное движение, экстренное торможение" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством путем выполнения маневров, предусмотренного подпунктами "б" и "е" пункта 131 Правил, по торможению и остановке при движении на различных скоростях, включая экстренное торможение, по прямолинейному движению задним ходом (рисунок 8).
26. Кандидат в водители:
- осуществляет разгон транспортного средства при прямолинейном движении вперед и экстренное торможение;
- останавливается на расстоянии, не превышающем значение "Б" от линии "СТОП" (по проекции переднего габарита) и фиксирует транспортное средство в неподвижном положении;
- по команде экзаменатора осуществляет движение транспортного средства задним ходом;
- пересекает линию окончания выполнения упражнения по проекции переднего габарита транспортного средства.
27. Время выполнения разгона от момента пересечения передним колесом транспортного средства линии начала выполнения упражнения до остановки перед линией "СТОП" не должно превышать 7 сек.
Упражнение N 8 "Въезд в бокс задним ходом"
28. При выполнении упражнения N 8 "Въезд в бокс задним ходом" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством путем выполнения маневра, предусмотренного подпунктом "в" пункта 131 Правил, по постановке транспортного средства на место стоянки при движении задним ходом с поворотом на 90 градусов (рисунок 9).
29. Кандидат в водители:
- въезжает в зону выполнения упражнения;
- маневрируя задним ходом при однократном включении передачи заднего хода, устанавливает транспортное средство в боксе так, чтобы проекция переднего габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
- выезжает из бокса и пересекает линию окончания выполнения упражнения.
30. В зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке, выполнение упражнения может осуществляться как с левой, так и с правой стороны от бокса.
Упражнение N 9 "Маневрирование"
31. При выполнении упражнения N 9 "Маневрирование" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством путем выполнения маневров, предусмотренных подпунктами "г" и "ж" пункта 131 Правил, по маневрированию на различных скоростях и разворотом транспортного средства в ограниченном пространстве с использованием движения задним ходом (рисунок 10).
32. Кандидат в водители:
- въезжает в зону выполнения упражнения;
- последовательно объезжает разметочные конуса с левой и правой сторон по заданной траектории;
- выполняет разворот в ограниченном пространстве при однократном включении передачи заднего хода;
- последовательно объезжает разметочные конуса с правой и левой сторон по заданной траектории;
- пересекает линию окончания выполнения упражнения.
Упражнение N 10 "Параллельная парковка задним ходом"
33. При выполнении упражнения N 10 "Параллельная парковка задним ходом" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством путем выполнения предусмотренного подпунктом "д" пункта 131 Правил маневра по постановке транспортного средства на место стоянки параллельно тротуару (краю проезжей части) при движении задним ходом (рисунок 11).
34. Кандидат в водители:
- после пересечения линии начала выполнения упражнения фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии;
- устанавливает транспортное средство на место парковки, двигаясь задним ходом при однократном включении передачи заднего хода так, чтобы проекция левого габарита транспортного средства пересекла контрольную линию;
- фиксирует транспортное средство в неподвижном состоянии, после чего выезжает с места парковки, пересекая линию окончания выполнения упражнения.
Упражнение N 11 "Маневрирование в ограниченном пространстве"
35. При выполнении упражнения N 11 "Маневрирование в ограниченном пространстве" у кандидата в водители проверяются навыки управления транспортным средством путем выполнения предусмотренного подпунктом "з" пункта 131 Правил маневра по маневрированию в ограниченном пространстве (рисунок 12).
36. Кандидат в водители:
- въезжает в зону выполнения упражнения;
- поочередно совершает по заданной траектории левый и правый повороты либо правый и левый повороты в зависимости от схемы организации движения, применяемой на автодроме, автоматизированном автодроме или закрытой площадке;
- пересекает линию окончания выполнения упражнения.
1 Далее - "упражнения".
2 Далее - "линия начала выполнения упражнения", "линия окончания выполнения упражнения" соответственно, если иное не оговаривается отдельно.
3 Далее - "контрольные линии".
4 Далее - "Правила".