IX. Осуществление надзора в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, в отношении которых действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности
120. В случае выявления сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного иностранным гражданином, предъявившим документы, подтверждающие наличие иммунитета от административной юрисдикции Российской Федерации, вопрос об административной ответственности указанного лица в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного права.
121. В отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, могут осуществляться следующие действия:
- наблюдение за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств, специальных технических средств и средств автоматической фиксации;
- остановка транспортного средства;
- остановка пешехода;
- проверка документов, государственных регистрационных знаков транспортного средства, а также технического состояния находящегося в эксплуатации транспортного средства;
- составление протокола об административном правонарушении;
- вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
- вынесение определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении;
- освидетельствование на состояние алкогольного опьянения;
- направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения;
- вынесение постановления по делу об административном правонарушении;
- составление протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
121.1. В отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, из числа сотрудников дипломатических представительств и консульских учреждений государств, определенных на основе принципа взаимности по информации, предоставляемой МИД России, и в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года1 и Венской конвенцией о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года2, также могут осуществляться действия, связанные с отстранением от управления транспортным средством, задержанием транспортного средства. При поступлении в МВД России информации МИД России о применении принципа взаимности, она доводится до сотрудников через подразделения Госавтоинспекции.
121.2. При нарушениях иностранными гражданами, пользующимися иммунитетом, за исключением указанных в подпункте 121.1 пункта 121 Порядка, правил эксплуатации транспортного средства3 и управления транспортным средством соответствующего вида, влекущих задержание транспортного средства, сотрудник незамедлительно сообщает об этом дежурному для принятия мер по информированию соответствующего дипломатического представительства, консульского учреждения, международной организации (ее представительства) о необходимости устранения обстоятельств, являющихся основанием для задержания транспортного средства, а также информированию МИД России или его территориального органа - представительства МИД России на территории Российской Федерации.
121.3. При оформлении документов по факту ДТП с участием транспортного средства, в котором находятся иностранные граждане, пользующиеся иммунитетом (если они не нуждаются в медицинской помощи), сотрудник предлагает водителю присутствовать при составлении материалов по данному происшествию. Если водитель или кто-либо из пассажиров выражает нежелание присутствовать при составлении материалов, сотрудник записывает необходимые сведения об указанных лицах и разрешает им покинуть место происшествия. В таких случаях в протоколе осмотра места совершения административного правонарушения делается запись о причине отсутствия водителя.
121.4. Личный досмотр, досмотр вещей и транспортного средства, арест вещей, изъятие вещей и документов, доставление, задержание (административное задержание) в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, не осуществляются.
121.5. Осмотр транспортного средства и груза в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, а также лиц, указанных в абзацах третьем, седьмом, девятом и десятом пункта 122 Порядка, могут осуществляться только на основании данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров, транспортного средства к совершению правонарушения, об использовании транспортного средства в противоправных целях или дающих основания полагать, что оно находится в розыске. При совершении указанных действий, а также при проверке технического состояния транспортного средства, не должны предъявляться требования, которые могут быть расценены, как обыск или досмотр (в том числе открыть капот, багажное отделение).
121.6. О каждом действии, совершенном в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, сотрудник составляет рапорт. При этом обеспечивается сохранность материалов, полученных с использованием технических средств, в том числе носимого и (или) установленного в патрульном автомобиле видеорегистратора.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела, по которому не вынесено постановление по делу об административном правонарушении, по окончанию смены передаются командиру строевого подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) и направляются в подразделение Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном уровне для последующего их отправления в Департамент государственного протокола МИД России.
122. К должностным лицам, выполняющим определенные государственные функции, относятся:
- зарегистрированный кандидат на должность Президента Российской Федерации4;
- сенатор Российской Федерации, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации5;
- депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации6;
- зарегистрированный кандидат в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации7;
- зарегистрированный кандидат в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления, зарегистрированный кандидат на должность выборного должностного лица местного самоуправления8;
- Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации9;
- член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, председатель избирательной комиссии субъекта Российской Федерации10;
- судья11;
- прокурор12;
- сотрудник органов государственной охраны13;
- руководитель следственного органа и следователь Следственного комитета Российской Федерации14;
- сотрудник органов федеральной службы безопасности15.
122.1. В случае выявления сотрудником достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, совершенного лицом, указанным в абзаце третьем, четвертом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом и тринадцатом пункта 122 Порядка, предъявившим документы, подтверждающие выполнение им соответствующих государственных функций, к такому лицу применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и осуществляется привлечение к административной ответственности в соответствии с частью 2 статьи 1.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
122.2. Привлечение к административной ответственности должностных лиц, указанных в абзаце втором, пятом, шестом и восьмом пункта 122 Порядка, осуществляется в соответствии с особыми условиями. Применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в отношении данных лиц осуществляется на общих основаниях.
122.3. В отношении зарегистрированных кандидатов в депутаты представительного органа местного самоуправления и кандидатов на должность выборного должностного лица местного самоуправления, указанных в абзаце шестом пункта 122 Порядка, особые условия привлечения к административной ответственности действуют только на территории соответствующего муниципального образования16.
122.4. Действия, связанные с надзором за дорожным движением, в том числе с использованием технических средств, специальных технических средств и средств автоматической фиксации, остановкой транспортного средства и пешехода, проверкой документов, осуществляются в отношении должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, на общих основаниях.
123. О совершении административного правонарушения иностранным гражданином, пользующимся иммунитетом, а также должностным лицом, выполняющим определенные государственные функции, в отношении которого действуют особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности, сотрудник незамедлительно докладывает дежурному.
1 Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1964, N 18, ст. 221. Вступила в силу для Союза Советских Социалистических Республик с 24 апреля 1964 г., ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 11 февраля 1964 г. N 2208-VI с оговоркой и заявлением (Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1964, N 8, ст. 97).
2 Сборник международных договоров Союза Советских Социалистических Республик, выпуск XLV, M., 1991, с. 124 - 147. Союз Советских Социалистических Республик присоединился к данному документу Указом Президиума Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик от 16 февраля 1989 г. N 10138-XI (Ведомости Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик, 1989, N 9, ст. 61).
3 Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 "О Правилах дорожного движения".
4 Пункт 6 статьи 42 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст. 171; 2011, N 1, ст. 16).
5 Статья 19 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 2, ст. 74; 2020, N 52, ст. 8586).
6 Статья 18 Федерального закона от 21 декабря 2021 г. N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, N 52, ст. 8973).
7 Часть 3 статьи 54 Федерального закона от 22 февраля 2014 г. N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 8, ст. 740).
8 Пункт 4 статьи 41 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 24, ст. 2253; 2011, N 1, ст. 16).
9 Статья 12 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1011).
10 Пункты 18, 18.1 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
11 Статья 16 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 50, ст. 8071); статья 2 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. N 188-ФЗ "О мировых судьях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2004, N 35, ст. 3607).
12 Статья 42 и абзац второй статьи 54 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4472; 2020, N 46, ст. 7211).
13 Статья 20 Федерального закона от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 22, ст. 2594; 2017, N 27, ст. 3945).
14 Часть 3 статьи 29 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 403-ФЗ "О Следственном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15).
15 Статья 17 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 15, ст. 1269).
16 Статья 24 Временного положения о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (приложение к Федеральному закону от 26 ноября 1996 г. N 138-ФЗ "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления", Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 49, ст. 5497).