Новые требования к контролерам, проводящим предрейсовый технический осмотр, с 1 января 2021 года

Требования к техническим контролерам с 1 января 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В настоящее время все транспортные средства, которые занимаются перевозками пассажиров или грузов, должны проходить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния:

При этом проводить технических контроль должен специальный сотрудник - контролер, имеющий подходяще образование и требуемый уровень опыта.

В данной статье речь пойдет о новых требованиях, которые будут предъявляться к контролерам начиная с 1 января 2021 года:

Информация о нормативном документе

2020.11.23 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ вступает в силу 1 января 2021 года.

Итак, вместо приказа Министерства транспорта №287 с 1 января 2021 года будет действовать приказ Министерства транспорта №282:

Сразу же нужно заметить, что документ содержит в себе не только требования к техническим контролерам, но и требования к другим сотрудникам, связанным с эксплуатацией транспорта. В том числе и к водителям. Однако для водителей изменения не очень большие, а для технических контролеров - довольно серьезные. Поэтому ниже остановимся именно на них.

Новые требования по уровню образования и стажа

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта").

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

В новой редакции формулировка стала менее понятной, поэтому рассмотрим старые и новые требования в виде таблиц.

Требования до 31 декабря 2020 года

ОбразованиеСпециальностьДополнительные требования
среднее профессиональное23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта-
не ниже среднего профессиональногопо специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспортастаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессиональноголюбая специальностьдиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

Требования с 1 января 2021 года

ОбразованиеСпециальностьДиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средствСтаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
среднее профессиональное по профессии (училище)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-3 года
среднее профессиональное по профессии (училище)любая специальность+3 года
среднее профессиональное по специальности (техникум)23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта--
среднее профессиональное по специальности (техникум)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-1 год
среднее профессиональное по специальности (техникум)любая специальность+1 год
высшееиз группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта--
высшеелюбая специальность+-

Основные отличия новых требований

Рассмотрим по пунктам основные отличия новых требований:

1. Добавлена возможность работы контролером для людей, имеющих среднее профессиональное образование по профессии (училище). Ранее минимальным уровнем образования был средний профессиональный по специальности (техникум).

При этом к контролеру предъявляются дополнительные требования:

  • 3 года стажа работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств;
  • диплом о профессиональной переподготовке в том случае, если специальность не входит в группу 23.00.00;

2. Изменились требования к контролерам, которые имеют среднее профессиональное образование по специальности (техникум), не входящей в группу 23.00.00.

Ранее контролеру требовался только диплом о профессиональной переподготовке, а с 1 января 2021 года он должен будет дополнительно иметь стаж не менее 1 года.

3. Изменились требования к контролерам, которые имеют высшее образование по специальности группы 23.00.00. Ранее такие контролеры должны были иметь стаж в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года, а с 1 января 2021 года требования по стажу не предъявляются.

Выше рассмотрены все различия старого и нового документа. И организации, которые будут принимать контролеров на работу после 1 января 2021 года, должны учитывать новые требования.

Если же у Вас в организации уже работает контролер, то обязательно проверьте следующее. Если контролер имеет среднее образование по специальности, не входящей в группу 23.00.00, то к 1 января 2021 года этот контролер должен иметь не меньше 1 года стажа. Если же контролер работает в сфере контроля и обслуживания транспортных средстве меньше 1 года, то продолжить работу в 2021 году он не сможет. Это обязательно нужно учесть.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 25 декабря 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
28 декабря 2020 08:21
Алексей-653

Добрый день! Остается не очень понятным, нужно ли ставить в путевые листы легкового автомобиля штамп "выпуск на линию разрешен"? Контроль технического состояния легковые а/м могли не проходить согласно как старому приказу (а точнее Приказу N 41 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО ИЛИ ПРЕДСМЕННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ), так и новому 282-ому. Но т.к. штамп "выпуск на линию" ставит теперь ответственный за техническое состояние, остается непонятным, нужно ли его будет проставлять с 01.01.2021 в путевые листы легкового а/м?..

6 января 2021 15:35
Максим

Алексей-653, здравствуйте.

Согласен с Вами, пункт 16 сформулирован непонятно:

16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Если читать его дословно, то при возвращении автомобиля с линии также должна ставиться отметка "выпуск на линию разрешен". Однако это противоречит здравому смыслу. Так что сложно сказать, что именно в данном пункте хотели сказать законодатели. В том числе и в Вашем случае.

Удачи на дорогах!

29 января 2021 16:06
Константин-142

Может человек в одном лице быть механиком и специалистом ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения?

29 января 2021 20:33
Рифат

Константин-142, добрый вечер.

Если есть соответствующие "корочки" то почему бы и нет?

4 февраля 2021 11:35
Сергей-997

Максим,добрый день.

Поясните пож.

Если у нас есть человек по профессии (специальности) водитель с дипломом еще из ПТУ , это что сейчас приравнивается к среднее профессиональному образованию согласно Приказа Минобразования с 2013 г, я правильно понимаю ?

И теперь ему можно работать контролером тех.состояния ???

Понятно надо смотреть еще входит его специальность в группу 23.00.00.

Если нет то на переподготовку ..

4 февраля 2021 20:41
ildar-1

как работник должен получать опыт, если он не имеет право работать в сфере контроля технического состояния?

8 февраля 2021 16:56
Максим

Сергей-997, здравствуйте.

ПТУ - это среднее профессиональное по профессии. Человек должен иметь опыт 3 года работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств.

Удачи на дорогах!

8 февраля 2021 16:57
Максим

ildar-1, человек не может работать контролером, но может работать в области обслуживания автотранспортных средств. Именно так можно получить опыт.

Удачи на дорогах!

12 марта 2021 10:33
Татьяна-264

Добрый день, есть такая проблема. У нас нет механика контролера, есть газель. Заключили договор на предрейсовый, послерейсовый осмотр со сторонней организацией. Организация находится в 1 км от нас, выезжать без осмотра нельзя, механик к нам прийти не может. Как быть?

12 марта 2021 10:59
Рифат

Татьяна-264, добрый день.

Заключить договор о стоянке авто на месте осмотра т/с.

12 марта 2021 11:19
Татьяна-264

Рифат, у на есть свой гараж, средств на оплату стояночного места нет. Больше нет других вариантов? Ну кроме учебы сотрудника....

15 марта 2021 16:37
Максим

Татьяна-264, проблема заключается в том, что Вы не знаете, как доехать до места проведения осмотра без путевого листа?

Если автомобиль не перевозит пассажиров или грузы, то путевой лист не является обязательным. То есть автомобиль без пассажиров и грузов может доехать до места контроля, там оформить путевой лист и далее ехать по своим рабочим делам. Проблем с ГИБДД при этом быть не должно.

Удачи на дорогах!

29 марта 2021 16:51
Александр-1077

Добрый день. Кто должен выпускать трактор на работы, связанные с благоустройством? Какое законодательство применяется в данном направлении?

8 апреля 2021 14:23
Максим

Александр-1077, здравствуйте.

Часть 2 статьи 20 закона "О БДД" требует проводить предрейсовый контроль только транспортным средствам, занимающимся перевозками пассажиров и грузов. Если трактор не возит ни пассажиров, ни грузы, то предрейсовый контроль ему не требуется.

Остается лишь следующее требование:

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

...

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

Удачи на дорогах!

20 апреля 2021 18:39
Павел-191

Добрый день! Приказ 296 по контролю тех состояния отменен! Проект есть но не принят!

В 368 о путевых сказано что ставит отметку ответственный за тех состояние и эксплуатацию, в соответствии с этими "вводными" контролер уже не нужен получается

24 мая 2021 11:57
Алекс-51

Место работы находится в городе N, руководитель и его личный шофер проживают в городе А, в 7 км. Место стоянки автомобиля находится по месту проживания водителя в городе А. Утром они едут к месту работы и проведения техконтроля и медконтроля в город N. Этот путь получается неправомерным. Как выйти из данной ситуации в соответствии с законодательством, не меняя места стоянки. проживания и работы. Заранее спасибо.

24 мая 2021 14:40
Рифат

Алекс-51, добрый день.

Для предъявления ДПС оформить на водителя договор аренды. Для налоговой и бухгалтерии заполнять путевые листы.

24 мая 2021 23:00
Максим

Алекс-51, например, проходить техконтроль и медосмотр в городе А (по договору с какой-нибудь организацией).

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев