Новые требования к контролерам, проводящим предрейсовый технический осмотр, с 1 января 2021 года

Требования к техническим контролерам с 1 января 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В настоящее время все транспортные средства, которые занимаются перевозками пассажиров или грузов, должны проходить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния:

При этом проводить технических контроль должен специальный сотрудник - контролер, имеющий подходяще образование и требуемый уровень опыта.

В данной статье речь пойдет о новых требованиях, которые будут предъявляться к контролерам начиная с 1 января 2021 года:

Информация о нормативном документе

2020.11.23 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ вступает в силу 1 января 2021 года.

Итак, вместо приказа Министерства транспорта №287 с 1 января 2021 года будет действовать приказ Министерства транспорта №282:

Сразу же нужно заметить, что документ содержит в себе не только требования к техническим контролерам, но и требования к другим сотрудникам, связанным с эксплуатацией транспорта. В том числе и к водителям. Однако для водителей изменения не очень большие, а для технических контролеров - довольно серьезные. Поэтому ниже остановимся именно на них.

Новые требования по уровню образования и стажа

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта").

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

В новой редакции формулировка стала менее понятной, поэтому рассмотрим старые и новые требования в виде таблиц.

Требования до 31 декабря 2020 года

ОбразованиеСпециальностьДополнительные требования
среднее профессиональное23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта-
не ниже среднего профессиональногопо специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспортастаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессиональноголюбая специальностьдиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

Требования с 1 января 2021 года

ОбразованиеСпециальностьДиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средствСтаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
среднее профессиональное по профессии (училище)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-3 года
среднее профессиональное по профессии (училище)любая специальность+3 года
среднее профессиональное по специальности (техникум)23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта--
среднее профессиональное по специальности (техникум)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-1 год
среднее профессиональное по специальности (техникум)любая специальность+1 год
высшееиз группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта--
высшеелюбая специальность+-

Основные отличия новых требований

Рассмотрим по пунктам основные отличия новых требований:

1. Добавлена возможность работы контролером для людей, имеющих среднее профессиональное образование по профессии (училище). Ранее минимальным уровнем образования был средний профессиональный по специальности (техникум).

При этом к контролеру предъявляются дополнительные требования:

  • 3 года стажа работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств;
  • диплом о профессиональной переподготовке в том случае, если специальность не входит в группу 23.00.00;

2. Изменились требования к контролерам, которые имеют среднее профессиональное образование по специальности (техникум), не входящей в группу 23.00.00.

Ранее контролеру требовался только диплом о профессиональной переподготовке, а с 1 января 2021 года он должен будет дополнительно иметь стаж не менее 1 года.

3. Изменились требования к контролерам, которые имеют высшее образование по специальности группы 23.00.00. Ранее такие контролеры должны были иметь стаж в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года, а с 1 января 2021 года требования по стажу не предъявляются.

Выше рассмотрены все различия старого и нового документа. И организации, которые будут принимать контролеров на работу после 1 января 2021 года, должны учитывать новые требования.

Если же у Вас в организации уже работает контролер, то обязательно проверьте следующее. Если контролер имеет среднее образование по специальности, не входящей в группу 23.00.00, то к 1 января 2021 года этот контролер должен иметь не меньше 1 года стажа. Если же контролер работает в сфере контроля и обслуживания транспортных средстве меньше 1 года, то продолжить работу в 2021 году он не сможет. Это обязательно нужно учесть.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 25 декабря 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
8 февраля 2021 16:57
Максим

ildar-1, человек не может работать контролером, но может работать в области обслуживания автотранспортных средств. Именно так можно получить опыт.

Удачи на дорогах!

12 марта 2021 10:33
Татьяна-264

Добрый день, есть такая проблема. У нас нет механика контролера, есть газель. Заключили договор на предрейсовый, послерейсовый осмотр со сторонней организацией. Организация находится в 1 км от нас, выезжать без осмотра нельзя, механик к нам прийти не может. Как быть?

12 марта 2021 10:59
Рифат

Татьяна-264, добрый день.

Заключить договор о стоянке авто на месте осмотра т/с.

12 марта 2021 11:19
Татьяна-264

Рифат, у на есть свой гараж, средств на оплату стояночного места нет. Больше нет других вариантов? Ну кроме учебы сотрудника....

15 марта 2021 16:37
Максим

Татьяна-264, проблема заключается в том, что Вы не знаете, как доехать до места проведения осмотра без путевого листа?

Если автомобиль не перевозит пассажиров или грузы, то путевой лист не является обязательным. То есть автомобиль без пассажиров и грузов может доехать до места контроля, там оформить путевой лист и далее ехать по своим рабочим делам. Проблем с ГИБДД при этом быть не должно.

Удачи на дорогах!

29 марта 2021 16:51
Александр-1077

Добрый день. Кто должен выпускать трактор на работы, связанные с благоустройством? Какое законодательство применяется в данном направлении?

8 апреля 2021 14:23
Максим

Александр-1077, здравствуйте.

Часть 2 статьи 20 закона "О БДД" требует проводить предрейсовый контроль только транспортным средствам, занимающимся перевозками пассажиров и грузов. Если трактор не возит ни пассажиров, ни грузы, то предрейсовый контроль ему не требуется.

Остается лишь следующее требование:

1. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны:

...

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям международных договоров Российской Федерации и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена;

Удачи на дорогах!

20 апреля 2021 18:39
Павел-191

Добрый день! Приказ 296 по контролю тех состояния отменен! Проект есть но не принят!

В 368 о путевых сказано что ставит отметку ответственный за тех состояние и эксплуатацию, в соответствии с этими "вводными" контролер уже не нужен получается

24 мая 2021 11:57
Алекс-51

Место работы находится в городе N, руководитель и его личный шофер проживают в городе А, в 7 км. Место стоянки автомобиля находится по месту проживания водителя в городе А. Утром они едут к месту работы и проведения техконтроля и медконтроля в город N. Этот путь получается неправомерным. Как выйти из данной ситуации в соответствии с законодательством, не меняя места стоянки. проживания и работы. Заранее спасибо.

24 мая 2021 14:40
Рифат

Алекс-51, добрый день.

Для предъявления ДПС оформить на водителя договор аренды. Для налоговой и бухгалтерии заполнять путевые листы.

24 мая 2021 23:00
Максим

Алекс-51, например, проходить техконтроль и медосмотр в городе А (по договору с какой-нибудь организацией).

Удачи на дорогах!

7 сентября 2021 07:45
Егор-36

Добрый день. Если у контролера есть переподготовка на специалиста по БДД, нужно ли ему делать переподготовку на контролера?

13 сентября 2021 13:20
Максим

Егор-36, здравствуйте.

Сам по себе диплом о профессиональной переподготовке на специалиста по БДД не дает права работать контролером. Укажите, какое еще образование есть у данного сотрудника.

Удачи на дорогах!

30 сентября 2021 13:25
Егор-36

Максим, У некоторых работников есть и высшее образование и средне профессиональное. Но не входящие в 23.00.00. В своё время их организация обучила по переподготовке на специалиста бдд. И соотвественно сейчас встал вопрос, могут ли они с этими дипломами о переподготовке на специалиста бдд, работать контролерами.

30 сентября 2021 23:06
Максим

Егор-36, поскольку специальности работников не входят в группу 23.00.00, каждому из этих работников для работы контролером требуется диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Это не то же самое, что переподготовка на специалиста по БДД. Нужен диплом, в котором указано, что человек получить квалификацию контролера.

Удачи на дорогах!

16 декабря 2021 11:30
Евгений-442

Добрый день.

Механик по выпуску автомобилей или как сейчас называется контроллер технического состояния имеет среднее техническое образования. 5 лет назад прошел обучение на контроллера. В январе 2022 у него заканчивается срок удостоверения контроллера. надо ли его заново обучать??? Заранее спасибо.

19 декабря 2021 19:17
orlov

Евгений-442, здравствуйте.

Диплом по какой специальности есть у сотрудника?

У него есть диплом о переподготовке на контролера?

21 марта 2022 12:51
Сергей-1124

Добрый день!

Может ли, контроллер технического состояния совмещать работу в трех организациях одновременно?

21 марта 2022 19:10
Максим

Сергей-1124, здравствуйте.

Законодательство, связанное с техническим контролем ТС, таких ограничений не накладывает. Если договоры с организациями не запрещают работу в других местах, то это возможно.

Удачи на дорогах!

29 марта 2022 12:20
Виктор-222

Добрый день! Есть диплом о среднем- техническом образовании "Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта", нужна ли переподготовка для работы по специальности " Контролёр технического состояния автотранспортных средств?

29 марта 2022 18:16
Максим

Виктор-222, здравствуйте.

Если образование среднее профессиональное по специальности (техникум), то можно работать контролером без выполнения дополнительных условий.

Если образование среднее профессиональное по профессии (училище), то переподготовка не требуется, однако необходим стаж работы не менее 3-х лет.

Кто может проводить контроль?

Удачи на дорогах!

1 июня 2022 15:09
pensia05121976

В 1985 году отучился на механика, квалификация в дипломе "техник - механик". Можно ли выполнять обязанности контролера технического состояния автотранспортных средств?

6 июня 2022 10:31
Александр-1220

Здравствуйте! Подскажите, требуется ли проходить повышение квалификации с какой-либо периодичностью, в случае, если я прошел переподготовку?

15 июня 2022 14:34
Мария-125

Здравствуйте.

У сотрудника есть диплом о высшем образовании по специальности "Организация перевозок и управление на автомобильном транспорте", работает ведущим механиком гаража. Необходимо ли ему проходить обучение по программе повушения квалификации для контролера?

23 июня 2022 15:41
Максим

pensia05121976, укажите номер специальности и уровень образования (среднее профессиональное по профессии, среднее профессиональное по специальности, высшее).

23 июня 2022 15:42
Максим

Александр-1220, здравствуйте.

Если у Вас уже есть документы, необходимые для работы контролером, то законодательство не требует проходить дополнительное обучение. Вы можете работать на основании имеющихся документов.

Удачи на дорогах!

23 июня 2022 15:46
Максим

Мария-125, здравствуйте.

Если речь идет про специальность номер 23.02.01, то высшее образование по ней позволяет работать контролером.

Удачи на дорогах!

28 июня 2022 12:36
Руслан-121

здравствуйте ,получил высшее образование по направлению эксплуатация управление логистика наземного транспорта 23.03.03 (входит в углублённую группу исходя из приказа мин.транса.)в должности механика работаю 2 года и осуществляю выпусск атс на линию а так же послерейсовый осмотр ,имею ли я право подписывать путевые листы в качестве контролера ?нужно ли мне получать удостоверение контролера технического состояния атс...удостоверения контролёра технического состочния атс не имею...достаточно ли диплома о высшем образовпнии?

30 июня 2022 16:29
Максим

Руслан-121, здравствуйте.

Высшего образования по указанной специальности достаточно для работы контролером. Получать диплом о переподготовке не требуется. Что касается "удостоверения контролера", то приказе минтранса 282, такое удостоверение не упоминается.

Удачи на дорогах!

2 августа 2022 10:01
Ирина-304

Имеется высшее образование о направлению 23.03.01 "Технология транспортных процессов" - нужно ли получать диплом о переподготовке для контролёра технического состояния атс ?

2 августа 2022 11:25
orlov

Ирина-304, это специальность группы 23.00.00, то есть дополнительный диплом не требуется.

6 августа 2022 09:24
Василий-130

Здравствуйте, имею диплом ТОРА 23.03.03 полученный 10 лет назад, работал водителем, опыта работы механиком нет. Нужна ли мне переподготовка или аттестация, для работы контролером по выпуску ТС? Заранее спасибо.

30 августа 2022 14:25
orlov

Василий-130, добрый день.

Если образование высшее, то Вы можете работать контролером.

Если среднее, то требуется опыт работы в области техконтроля и обслуживания ТС.

Переподготовка в любом случае не нужна.

4 декабря 2022 07:09
Инна-35

Здравствуйте ,если есть высшее но не по специальности, есть курсы по переподготовки ,может ли работник осуществлять контроль выпуска?

6 декабря 2022 17:59
Максим

Инна-35, здравствуйте.

Если у человека с высшим образованием есть диплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств, то он может работать контролером.

Удачи на дорогах!

16 декабря 2022 09:56
Арина-3

Здравствуйте! У сотрудника начальное профессиональное образование (полученное до 2013г), стажа с транспортом нет. В данный момент получает высшее образование, завершает обучение через пол года. Можно ли сейчас пройти переподготовку на контролера и получить диплом о переподготовке на основании диплома о начальном проф.образовании, учитывая, что скоро будет высшее образование у сотрудника?

21 декабря 2022 18:52
Максим

Арина-3, здравствуйте.

Если у сотрудника будут одновременно высшее образование и диплом о переподготовке, то он сможет работать контролером. То есть порядок выдачи документов принципиального значения не имеет.

Что касается самого диплома о переподготовке, то рекомендую обратиться в организацию, которая проводит обучение, и выяснить там, какое образование требуется для переподготовки.

Удачи на дорогах!

30 января 2023 11:56
Андрей-727

Добрый день! Если человек работал в качестве водителя автомобиля (автобуса), можно ли его специальность отнести к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств? Если нет, то какие профессии относятся к этой категории?

Заранее спасибо за информацию.

11 февраля 2023 00:04
Максим

Андрей-727, здравствуйте.

В нормативном документе не приведен перечень конкретных специальностей, по которым требуется стаж. Там используется только следующая фраза:

... требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств ...

То есть, не зависимо от названия специальности, нужно иметь какие-то документы, подтверждающие, что сотрудник занимался контролем технического состояния и обслуживанием транспортных средств. Если такие документы есть и стаж достаточен, то возможна работа контролером.

Удачи на дорогах!

9 августа 2023 18:44
Валентина-47

Здравствуйте, в приложении к диплому переподготовки на контролера нужно ли указывать о прохождении стажировки?

30 августа 2023 13:41
Максим

Валентина-47, здравствуйте.

К сожалению, мне не известны детали оформления образовательных документов и я не могу точно ответить на Ваш вопрос. Для работы контролера требуется наличие диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Сам же диплом должен быть оформлен в соответствии с требованиями образовательного законодательства.

Удачи на дорогах!

15 сентября 2023 11:47
Ирина-325

Имеется диплом о профессиональной переподготовке по программе "Контролер технического состояния автотранспортных средств" от 2018 года. Нужно ли повышать квалификацию через 5 лет?

20 сентября 2023 17:35
Максим

Ирина-325, в приказе Минтранса нет требований о периодическом повышении квалификации. То есть диплома должно быть достаточно для работы контролером.

Удачи на дорогах!

18 октября 2023 19:30
Руслан-137

Подскажите пожалуйста ответ на вопрос: ОКСО ОК 009-2016 вводится взамен ОКСО ОК 009-2003, профессия "Сервис транспортных и технологических машин и оборудования (по отраслям)"(данная профессия по ОК 009-2003 была под кодом 190603) в ОК 009-2016 исчезла, в связи с этим как раз и вопрос - имею ли я право работать контролером технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, где предъявляются квалификационные требования соответствующие уровню образования входящую в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"?

2 ноября 2023 19:52
Максим

Руслан-137, могу порекомендовать Вам в письменном виде обратиться в контролирующие органы с целью получения письменного ответа от начальника подразделения. А далее все свои дальнейшие действия производить на основании этого ответа и, при необходимости, ссылаться на него.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев