Новые требования к контролерам, проводящим предрейсовый технический осмотр, с 1 января 2021 года

Требования к техническим контролерам с 1 января 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В настоящее время все транспортные средства, которые занимаются перевозками пассажиров или грузов, должны проходить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния:

При этом проводить технических контроль должен специальный сотрудник - контролер, имеющий подходяще образование и требуемый уровень опыта.

В данной статье речь пойдет о новых требованиях, которые будут предъявляться к контролерам начиная с 1 января 2021 года:

Информация о нормативном документе

2020.11.23 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2020 № 282 "Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации. Документ вступает в силу 1 января 2021 года.

Итак, вместо приказа Министерства транспорта №287 с 1 января 2021 года будет действовать приказ Министерства транспорта №282:

Сразу же нужно заметить, что документ содержит в себе не только требования к техническим контролерам, но и требования к другим сотрудникам, связанным с эксплуатацией транспорта. В том числе и к водителям. Однако для водителей изменения не очень большие, а для технических контролеров - довольно серьезные. Поэтому ниже остановимся именно на них.

Новые требования по уровню образования и стажа

14.3. К контролеру технического состояния автотранспортных средств предъявляется одно из следующих требований:

  • наличие диплома о среднем профессиональном образовании по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" без предъявления требований к стажу (опыту) работы;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", за исключением специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", с предъявлением требований к стажу (опыту) работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года;
  • наличие диплома об образовании не ниже среднего профессионального по специальностям, не входящим в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке по программе профессиональной переподготовки с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств. Требования к стажу (опыту) работы не предъявляются.

13.3. К квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта предъявляется одно из следующих требований:

  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта";
  • образование не ниже уровня среднего профессионального, подтвержденное документом об образовании и о квалификации по профессии или специальности, или направлению подготовки, не входящим в соответствующую уровню образования укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и профессиональная переподготовка с присвоением квалификации контролера технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта, подтвержденной документом о квалификации.

13.4. К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по соответствующим профессиям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее трех лет.

К работникам, имеющим среднее профессиональное образовании по соответствующим специальностям, предъявляются требования к стажу работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года (за исключением требований к стажу работы, предусмотренных третьим абзацем настоящего пункта при наличии специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта").

К работникам, имеющим среднее профессиональное образование по специальности 23.02.03 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта" или высшее образование, требования к стажу не предъявляются.

В новой редакции формулировка стала менее понятной, поэтому рассмотрим старые и новые требования в виде таблиц.

Требования до 31 декабря 2020 года

ОбразованиеСпециальностьДополнительные требования
среднее профессиональное23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта-
не ниже среднего профессиональногопо специальностям группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспортастаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее одного года
не ниже среднего профессиональноголюбая специальностьдиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средств

Требования с 1 января 2021 года

ОбразованиеСпециальностьДиплом о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации контролера технического состояния автотранспортных средствСтаж работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств
среднее профессиональное по профессии (училище)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-3 года
среднее профессиональное по профессии (училище)любая специальность+3 года
среднее профессиональное по специальности (техникум)23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта--
среднее профессиональное по специальности (техникум)из группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта-1 год
среднее профессиональное по специальности (техникум)любая специальность+1 год
высшееиз группы 23.00.00 Техника и технологии наземного транспорта--
высшеелюбая специальность+-

Основные отличия новых требований

Рассмотрим по пунктам основные отличия новых требований:

1. Добавлена возможность работы контролером для людей, имеющих среднее профессиональное образование по профессии (училище). Ранее минимальным уровнем образования был средний профессиональный по специальности (техникум).

При этом к контролеру предъявляются дополнительные требования:

  • 3 года стажа работы в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств;
  • диплом о профессиональной переподготовке в том случае, если специальность не входит в группу 23.00.00;

2. Изменились требования к контролерам, которые имеют среднее профессиональное образование по специальности (техникум), не входящей в группу 23.00.00.

Ранее контролеру требовался только диплом о профессиональной переподготовке, а с 1 января 2021 года он должен будет дополнительно иметь стаж не менее 1 года.

3. Изменились требования к контролерам, которые имеют высшее образование по специальности группы 23.00.00. Ранее такие контролеры должны были иметь стаж в области контроля технического состояния и обслуживания автотранспортных средств не менее 1 года, а с 1 января 2021 года требования по стажу не предъявляются.

Выше рассмотрены все различия старого и нового документа. И организации, которые будут принимать контролеров на работу после 1 января 2021 года, должны учитывать новые требования.

Если же у Вас в организации уже работает контролер, то обязательно проверьте следующее. Если контролер имеет среднее образование по специальности, не входящей в группу 23.00.00, то к 1 января 2021 года этот контролер должен иметь не меньше 1 года стажа. Если же контролер работает в сфере контроля и обслуживания транспортных средстве меньше 1 года, то продолжить работу в 2021 году он не сможет. Это обязательно нужно учесть.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 25 декабря 2020
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
28 декабря 2020 08:21
Алексей-653

Добрый день! Остается не очень понятным, нужно ли ставить в путевые листы легкового автомобиля штамп "выпуск на линию разрешен"? Контроль технического состояния легковые а/м могли не проходить согласно как старому приказу (а точнее Приказу N 41 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО ИЛИ ПРЕДСМЕННОГО КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ), так и новому 282-ому. Но т.к. штамп "выпуск на линию" ставит теперь ответственный за техническое состояние, остается непонятным, нужно ли его будет проставлять с 01.01.2021 в путевые листы легкового а/м?..

6 января 2021 15:35
Максим

Алексей-653, здравствуйте.

Согласен с Вами, пункт 16 сформулирован непонятно:

16. Даты и время выпуска транспортного средства на линию и его возвращения, а также проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, с отметкой "выпуск на линию разрешен" и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов.

Если читать его дословно, то при возвращении автомобиля с линии также должна ставиться отметка "выпуск на линию разрешен". Однако это противоречит здравому смыслу. Так что сложно сказать, что именно в данном пункте хотели сказать законодатели. В том числе и в Вашем случае.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев