Увеличение лимитов для тяжеловесных ТС с 15 апреля 2022 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В 2022 году российское законодательство запрещает движение слишком тяжелых транспортных средств по дорогам общего пользования.

Причем ограничения на движение определяются специальными дорожными знаками, указывающими максимальную разрешенную нагрузку на ось и разрешенную массу транспортного средства для данного участка дороги.

За превышение разрешенных значений законодательство предусматривает довольно крупные штрафы (Штрафы за нарушение правил движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств). В данной статье речь пойдет о том, что с 15 апреля 2022 года увеличен порог, начиная с которого водитель тяжеловесного автомобиля рискует получить штраф.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2022.04.19 Федеральный закон от 15.04.2022 №92-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 15 апреля 2022 года.

Документ вступил в силу с даты публикации, то есть с 15 апреля 2022 года.

Увеличение порога массы для тяжеловесных ТС

Первое важное изменение внесено в статью 29 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":

Статья 29. Обязанности пользователей автомобильными дорогами и иных лиц, осуществляющих использование автомобильных дорог

1. Пользователям автомобильными дорогами запрещается:

2) осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами;

3) осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми;

2) осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами;

3) осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением тяжеловесных транспортных средств, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых не более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось;

Итак, подпункт 2 говорит о том, что с 15 апреля 2022 года запрещается движение только тех тяжеловесных автомобилей, у которых общая фактическая масса или фактическая нагрузка на ось более чем на 10 процентов превышает разрешенную. До 15 апреля 2022 года разрешенное превышение составляло только 2 процента.

Подпункт 3 прямо говорит о том, что движение автомобилей, у которых общая масса или нагрузка на ось менее чем на 10 процентов превышает разрешенную, не запрещается.

Таким образом, с 15 апреля 2022 года требования по массе стали более лояльными. До 15 апреля 2022 года штраф за превышение массы накладывался начиная с двухпроцентного превышения и составлял до 150 000 рублей.

Начиная с 15 апреля штраф может быть наложен только начиная с превышения массы на 10 процентов.

Увеличение лимита для разрешения тяжеловесного ТС

Следующее изменение внесено в статью 31 ФЗ "Об автомобильных дорогах":

Статья 31. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов

2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

2. Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.

Подпункт 2 говорит о том, что с 15 апреля 2022 года не требуется получать разрешение для тяжеловесных ТС, у которых общая масса или нагрузка на ось превышают разрешенные значения менее чем на 10 процентов.

В каких случаях можно получить разрешение в упрощенном порядке?

Рассмотрим подпункты 17 и 18 статьи 31:

17. В случае, если нагрузка на ось тяжеловесного транспортного средства превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства более чем на два процента, но не более чем на десять процентов, специальное разрешение на движение такого транспортного средства по установленному постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.

18. Основанием для установления постоянного маршрута, указанного в части 17 настоящей статьи, являются выданные в течение предыдущих двенадцати месяцев специальные разрешения на движение тяжеловесных транспортных средств с превышением допустимых нагрузок на ось на десять процентов и более.

17. Специальное разрешение на движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по постоянному маршруту, в том числе в электронной форме, выдается в упрощенном порядке. Уполномоченный орган, собственник частной автомобильной дороги, осуществляющие выдачу указанного специального разрешения в упрощенном порядке, доводят до заявителя размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, в течение одного рабочего дня со дня регистрации заявления о выдаче указанного специального разрешения.

В указанных подпунктах есть 2 важных нововведения:

  • Ранее разрешения в упрощенном порядке выдавались только для автомобилей, масса которых превышает разрешенную на величину от 2 до 10 процентов. С 15 апреля получить разрешение в упрощенном порядке можно при любом превышении массы.
  • С 15 апреля отменено требование о наличии выданных ранее разрешений на движение по тому же самому маршруту.

При каких превышениях массы накладываются штрафы?

Для начала напомню, что на pddmaster.ru есть подробная статья, в которой рассмотрены штрафы за превышение массы тяжеловесных ТС:

Указанные штрафы предусмотрены статьей 12.211 КоАП, которая в этом году не обновлялась. То есть, Федеральный закон ввел новый порог для нарушения, однако штрафы остались прежними и подразумевают наложение начиная с превышения в 2 процента.

Давайте разберемся, какие штрафы грозят водителю начиная с 15 апреля 2022 года:

Превышение массы или нагрузки на осьНаказание, если нет разрешенияНаказание, если есть разрешение
от 2 до 10 %В: 1 000 - 1 500 рублей
ДЛ: 10 000 - 15 000 рублей
ЮЛ: 100 000 - 150 000 рублей
С: 150 000 рублей
В: 1 000 - 1 500 рублей
ДЛ: 10 000 - 15 000 рублей
ЮЛ: 100 000 - 150 000 рублей
С: 150 000 рублей
от 10 до 20 %В: 3 000 - 4 000 рублей
ДЛ: 25 000 - 30 000 рублей
ЮЛ: 250 000 - 300 000 рублей
С: 300 000 рублей
В: 3 000 - 3 500 рублей
ДЛ: 20 000 - 25 000 рублей
ЮЛ: 200 000 - 250 000 рублей
С: 250 000 рублей
от 20 до 50 %В: 5 000 - 10 000 рублей
или ЛП от 2 до 4 месяцев
ДЛ: 35 000 - 40 000 рублей
ЮЛ: 350 000 - 400 000 рублей
С: 400 000 рублей
В: 4 000 - 5 500 рублей
или ЛП от 2 до 3 месяцев
ДЛ: 30 000 - 40 000 рублей
ЮЛ: 300 000 - 400 000 рублей
С: 400 000 рублей
более 50 %В: 7 000 - 10 000 рублей
или ЛП от 4 до 6 месяцев
ДЛ: 45 000 - 50 000 рублей
ЮЛ: 400 000 - 500 000 рублей
С: 500 000 рублей
В: 7 000 - 10 000 рублей
или ЛП от 4 до 6 месяцев
ДЛ: 45 000 - 50 000 рублей
ЮЛ: 400 000 - 500 000 рублей
С: 500 000 рублей

Сокращения, используемые в таблице:

В - штраф для водителя транспортного средства.

ДЛ - штраф для должностного лица, ответственного за перевозку.

ЮЛ - штраф для юридического лица.

С - штраф для собственника транспортного средства, если нарушение зафиксировано в автоматическом режиме (фото- или видеоаппаратурой).

Таблица позволяет сделать следующие выводы:

1. В случае превышения разрешенного значения массы на 10 процентов или более штрафы остались прежними.

2. Если автомобиль не имеет разрешения и его общая масса или нагрузка на ось превышает разрешенное значение на величину до 10 процентов, то штраф на автовладельца не будет наложен. Это связано с рассмотренными выше изменениями законодательства, которые допускают подобное превышение.

3. Если автомобиль имеет разрешение и его общая масса или нагрузка на ось превышает разрешенное значение на величину от 2 до 10 процентов, то штраф будет наложен. Это связано с тем, что рассмотренный выше Федеральный закон не разрешает превышать цифру массы, указанную в выданном разрешении. То есть штраф остался прежним. Так что будьте внимательны! Данный подпункт не всегда очевиден.

Ну а в заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленного Федерального закона:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 20 апреля 2022
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев