Электронные медицинские справки водителей для ГИБДД
Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет об интересном законопроекте, который имеет непосредственное отношение к здоровью водителей, а также к выдаче медицинских справок для получения прав.
Для начала напомню, что в России существует специальный перечень заболеваний, которые являются противопоказаниями, показаниями и ограничениями к управлению транспортными средствами. И при наличии указанных заболеваний человек либо вообще не допускается к управлению автомобилями, либо допускается с некоторыми ограничениями.
Однако на практике ГИБДД напрямую не связана с обычными поликлиниками и медицинскими центрами, где водители проходят то или иное лечение. Поэтому даже если у водителя и выявили новое заболевание, то до полицейских эта информация может дойти с задержкой, а может и не дойти вовсе. То есть получается, что водитель с опасным заболеванием продолжает управлять автомобилем, хотя делать этого не должен.
Суть рассматриваемого сегодня законопроекта сводится к тому, что предлагается упростить и ускорить взаимодействие между медицинскими организациями и ГИБДД, чтобы вовремя принимать меры в отношении водителей, у которых выявлены противопоказания, показания или ограничениями к управлению.
Содержание статьи:
- Информация о рассматриваемом законопроекте.
- Внеочередное медосвидетельствование после получения медпомощи.
- Выдача медицинских справок водителей в электронном виде.
- Что делать водителю, у которого обнаружено новое заболевание?
- Можно ли получить традиционную бумажную справку?
- Аннулирование прав при аннулировании справки.
Информация о рассматриваемом законопроекте
19.06.2020 Завершено публичное обсуждение проекта 02/04/11-19/00097252 на федеральном портале проектов нормативных правовых актов. Проект не был внесен в Государственную Думу.
Что касается даты вступления документа в силу, то она обозначена в его тексте:
Статья 5
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2022 года.
То есть, даже если проект будет принят до конца 2020 года, он все равно начнет действовать лишь в середине 2022 года.
Внеочередное медосвидетельствование после получения медпомощи
Рассмотрим обновление, которое предлагается для пункта 1 статьи 23 закона "О безопасности дорожного движения":
1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
- внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения;
1. Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя:
- внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, у которых при проведении обязательного периодического медицинского осмотра, медицинских освидетельствований либо оказании медицинской помощи установлены заболевания (состояния), являющиеся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами;
Разберемся с данным пунктом по порядку:
1. В настоящее время среднестатистический водитель получает медицинскую справку для ГИБДД 1 раз в 10 лет. Она необходима только для замены прав. То есть человек, который получил справку, может расслабиться на ближайшие 10 лет.
2. Более сложная схема предусмотрена для людей, которые работают водителями. Они обязаны 1 раз в 2 года дополнительно проходить периодический медицинский осмотр. И если на этом осмотре выявлены заболевания, являющиеся ограничениями для управления транспортными средствами, водитель направляется на внеочередное обязательное медосвидетельствование.
Примечание. Более подробная информация о различных видах медицинских осмотров приведена в статье "Периодичность прохождения медицинских осмотров".
3. В новой редакции закона предполагается, что на внеочередное освидетельствование будет направляться каждый водитель, у которого заболевания выявлены в ходе медицинских освидетельствований или оказания медицинской помощи.
Например, водитель решил по каким-то причинам обратиться к окулисту и в ходе визита врач проверил его зрение. Оказалось, что с момента получения медицинской справки зрение ухудшилось и вышло за пределы нормативов ("С каким зрением можно получить права?").
После этого водитель будет направлен на внеочередное медицинское освидетельствование, где ему будет выдана стандартная медицинская справка. Если подтвердится, что зрение действительно стало хуже, то водитель сможет управлять транспортными средствами с ограничениями (в очках или линзах) или не сможет управлять вообще. При этом водительское удостоверение придется заменить.
На первый взгляд может показаться, что водители смогут легко обойти это нововведение, ведь частные медицинские центры с ГИБДД не связаны. Однако по этому поводу вносится дополнение в статью 79 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации":
Статья 79. Обязанности медицинских организаций
1. Медицинская организация обязана:
16) обеспечивать предоставление информации в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Новый подпункт 16 говорит о том, что все медицинские организации будут обязаны передавать информацию в единую базу данных. Так что если у водителя будет выявлено новое заболевание, то для ГИБДД это не останется секретом.
Выдача медицинских справок водителей в электронном виде
Рассмотрим нововведения, которые предлагают внести в пункт 7 статьи 23 закона "О безопасности дорожного движения":
7. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, порядок направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок приостановления действия и аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование проводится в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ).
7. Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного, форма медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок выдачи указанного медицинского заключения, в том числе в форме электронного документа, порядок и сроки направления на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, порядок аннулирования медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, порядок организации и проведения санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Обязательное медицинское освидетельствование и внеочередное обязательное медицинское освидетельствование проводятся в медицинских организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ), которые предоставляют федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, медицинские заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, сформированные в форме электронного документа, а также информацию об их аннулировании посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном в соответствии с абзацем третьим пункта 9 настоящей статьи.
Здесь есть несколько интересных моментов:
1. В первом абзаце впервые упоминается, что медицинские справки могут оформляться в том числе и в электронном виде. После прочтения данного абзаца может показаться, что водители будут по своему выбору получать электронную или бумажную справку. Однако это не так, все справки по умолчанию будут оформляться в электронном виде. Об этом речь пойдет ниже.
2. Во втором абзаце прямо говорится о том, что все медицинские организации (и государственные, и частные) будут передавать справки в ГИБДД в электронном виде.
3. Для обмена информацией будет использоваться единая государственная информационная система в сфере здравоохранения.
Что делать водителю, у которого обнаружено новое заболевание?
Следующее изменение внесено в статью 23 закона "О БДД":
9. В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра признаков заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, водитель транспортного средства направляется на необходимые обследование и лечение, а при подтверждении наличия заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями, медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, - на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. На время проведения необходимых обследования, лечения и внеочередного обязательного медицинского освидетельствования действие ранее выданного водителю транспортного средства медицинского заключения приостанавливается, а в случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством указанное медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
8. В случае выявления у водителя транспортного средства при проведении обязательного периодического медицинского осмотра, медицинских освидетельствований либо при оказании медицинской помощи заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, информация об этом фиксируется в медицинской информационной системе медицинской организации и (или) государственной информационной системе субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и предоставляется в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, а водитель транспортного средства направляется на необходимые обследования и лечение и для проведения в течение одного месяца внеочередного обязательного медицинского освидетельствования, которое проводится врачом-специалистом по профилю выявленного заболевания (состояния), являющегося медицинским противопоказанием или ранее не выявлявшимся медицинским показанием или медицинским ограничением к управлению транспортным средством.
В случае подтверждения наличия у водителя транспортного средства заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортным средством, либо неявки на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование, медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами аннулируется, информация о чем предоставляется из медицинской информационной системы медицинской организации и (или) государственной информационной системе субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел в порядке, установленном в соответствии с абзацем третьим пункта 9 настоящей статьи.
Данный пункт рассказывает о том, что произойдет с водителем, у которого выявили "запрещенное" заболевание:
1. Медицинская организация, где водитель проходит лечение, сразу же передает информацию о заболевании в ЕГИС (единую базу данных).
2. В течение месяца после этого водитель обязан пройти внеочередное медицинское освидетельствование.
3. Если на этом освидетельствовании заболевание не подтвердится, то справка водителя и его права останутся в силе.
4. Если выяснится, что заболевание имеет место, или водитель просто не придет на осмотр в течение месяца, то его медицинская справка будет аннулирована, а информация об этом будет передана в ГИБДД. Соответственно, это приведет и к аннулированию водительского удостоверения.
Таким образом, водителю нужно обязательно в течение 1 месяца посетить внеочередную водительскую медицинскую комиссию. Ну а дальше действовать в зависимости от результатов.
Можно ли получить традиционную бумажную справку?
Выше уже шла речь о том, что законопроект предлагает ввести электронные медицинские справки. То есть справки, которые сформированы непосредственно в базе данных. Однако возникает вопрос, можно ли получить традиционную бумажную справку, к которой все уже привыкли.
Обратимся к статье 23 закона "О безопасности дорожного движения":
8. По результатам обязательного медицинского освидетельствования медицинскими организациями выдается медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами.
Медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшей его медицинской организации, а другой выдается водителю транспортного средства (кандидату в водители транспортного средства).
Медицинское заключение по результатам обязательного предварительного или обязательного периодического медицинского осмотра изготавливается в двух экземплярах, один из которых остается в выдавшей его медицинской организации, а другой выдается водителю транспортного средства для представления работодателю, у которого хранится.
9. По результатам обязательного медицинского освидетельствования, в том числе внеочередного, медицинское заключение о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами формируется в медицинских информационных системах медицинских организаций или государственных информационных системах в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией. По просьбе освидетельствованного лица или в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, указанное заключение может быть дополнительно изготовлено и представлено в форме документа на бумажном носителе.
В целях предоставления государственных услуг, оказываемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, получение сформированных в форме электронного документа медицинских заключений о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, включая сведения об их аннулировании, а также получение информации о выданных водительских удостоверениях осуществляется посредством единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения в порядке, установленном в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта.
Информационное взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, осуществляется с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
1. В текущей редакции закона "О БДД" предусматривается только выдача традиционных бумажных справок. Новый законопроект предлагает по умолчанию оформлять справки только в электронном виде (то есть просто вносить информацию в единую базу данных, а на руки водителю ничего не выдавать).
2. Тем не менее возможность получить бумажную справку остается. Для этого нужно изъявить соответствующее желание, то есть сказать, что такая справка требуется.
Кроме того, законодательство может предусмотреть и иные случаи, когда должна быть выдана бумажная копия справки. Однако о них пока что ничего не известно.
3. В данном пункте прямо говорится о том, что ГИБДД будет получать информацию напрямую из единой базы данных. То есть носить в ГИБДД бумажные справки для замены прав не потребуется.
Аннулирование прав при аннулировании справки
Рассмотрим пункт 1 статьи 28:
1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
- выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик;
1. Основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются:
- аннулирование медицинского заключения о наличии (об отсутствии) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами;
В данном случае схема аннулирования водительских прав становится несколько сложнее для ГИБДД.
В настоящее время сотрудник ГИБДД может аннулировать удостоверение сразу же после того, как он получит информацию о новом заболевании водителя.
В новой редакции предполагается, что после выявления заболевания водителю будет дан дополнительный месяц на прохождение внеочередной медицинской комиссии. И только если комиссия подтвердит заболевание и аннулирует справку, то будут аннулированы и водительские права.
Подведем итоги данной статьи:
1. Основная цель нововведений - как можно быстрее выявлять водителей, имеющих заболевания, накладывающие ограничения на управление транспортными средствами. И предложенные изменения помогут решить данную проблему за счет использования единой базы данных и введения обязанности по внесению информации в эту базу.
2. Однако у нововведений есть и еще одна положительная черта, которая относится ко всем водителям. Предполагается что справки будут оформляться в электронном виде. Это приведет к тому, что, во-первых, саму справку не нужно будет нести в ГИБДД при замене прав, а, во-вторых, будут исключены проблемы с проверкой справок, выданных в других регионах.
Например, в 2020 году, если водитель приносит в ГИБДД медицинскую справку, выданную в другом регионе, то подразделение направляет запрос в медицинскую организацию для проверки подлинности справки.
Получение ответа на запрос может занять от нескольких дней, до нескольких месяцев. И на это время процедура обмена прав "замораживается".
Введение единой базы данных поможет исключить подобные проблемы, т.к. ГИБДД сможет проверять справки за считанные минуты.
А как Вы относитесь к тому, что в России могут ввести электронные медицинские справки водителей? Напишите об этом в комментариях к статье.
Удачи на дорогах!
Если ГИБДД будет получать информацию о наличии справки через Единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, значит вариант получения справки 1 раз в 10 лет не пройдет, так как срок справки 1 год. Вычислят и накажут. А если еще стоимость справок поднять, то крыши мед. центров можно будет золотом покрывать, как купола храмов.