Лишение прав за выезд на встречную полосу в спорных ситуациях
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрено лишение прав за выезд на встречную полосу движения в спорных ситуациях.
Ранее на ПДД Мастер опубликована статья "Штраф за выезд на полосу встречного движения в 2024 и 2025 году" и в ней рассмотрены стандартные ситуации, в которых запрещается выезд на встречную полосу, а также наказания за совершение этого маневра.
На всякий случай напомню, что первый выезд на встречную полосу наказывается штрафом 5 000 рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев, а за повторный водитель будет лишен прав на 1 год.
Все примеры в прошлой статье были довольно очевидными. Сегодня же речь пойдет о том, как водитель может получить лишение прав в ситуации, совершенно к этому не располагающей.
- За какие нарушения при выезде на встречную водитель может быть лишен прав?
- Список ситуаций, в которых возможно лишение прав за выезд на встречную.
Цель этой статьи - помочь Вам избежать спорных ситуаций, приводящих к лишению прав.
За какие нарушения при выезде на встречную водитель может быть лишен прав?
Предлагаю рассмотреть четвертую часть статьи 12.15 кодекса об административных правонарушениях, предусматривающую наказания за выезд на встречную полосу:
4. Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.
Обратите внимание на подчеркнутую фразу: "Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения". Она имеет очень важное значение. Именно эта фраза позволяет определить нарушителя, который впоследствии будет лишен водительского удостоверения.
Заметьте, в этой части КоАП ничего не говориться про то, какой пункт правил должен быть нарушен.
Например, некоторые водители считают, что лишение прав может быть получено только за пересечение двойной сплошной линии разметки. Ничего подобного. Разметка в этой части КоАП вообще не упоминается.
То есть теоретически наказание в виде лишения прав может быть получено за выезд на встречную полосу с нарушением любого пункта правил дорожного движения. Рассмотрим пару ситуаций, подходящих под эти требования.
Обгон без включения сигнала поворота
Итак, представьте себе двухполосную дорогу с прерывистой линией разметки посередине. Дорога загородная, прямая, видимость на ней отличная. Встречных автомобилей нет. На дороге установлен знак 3.31 "Конец зоны всех ограничений". На первый взгляд кажется, что нарушить правила дорожного движения при обгоне просто-напросто невозможно.
Неожиданно перед автомобилем появляется медленно едущий трактор и водитель обгоняет этот трактор не снижая скорости. При этом он не включает сигнал поворота (требования пункта 8.1 игнорируют многие водители).
8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
То есть получается, что имеет место выезд на встречную полосу в нарушение пункта 8.1 правил дорожного движения, за который предусматривается наказание в виде лишения прав на 4-6 месяцев или штрафа 5 000 рублей.
Будьте внимательны в подобных ситуациях. Ведь если исходить только из правил дорожного движения и кодекса об административных нарушениях, то лишение прав в данном случае является вполне логичным. Не исключаю, что сотрудник ГИБДД в похожей ситуации попробует убедить водителя в том, что тот виноват.
На самом деле, за не включенный сигнал поворота лишение прав накладываться не может и об этом речь пойдет ниже.
Обгон с нарушением других пунктов правил
Думаю, Вам стало очевидно, что теоретически нарушение любого пункта правил (не пристегнутый ремень, отсутствие ОСАГО) при обгоне может привести водителя к лишению прав.
Попробуем довести ситуацию до абсурда и рассмотрим пункт 1.3 правил дорожного движения, о котором помнят только единицы водителей:
1.3. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами.
Пункт 1.3 в том числе говорит и о том, что водитель должен знать этот самый пункт 1.3. Так вот, на нарушении пункта 1.3 сотрудники ГИБДД могут поймать практически любого водителя.
Еще раз вернемся к ситуации на двухполосной дороге, описанной выше. Сотрудники ГИБДД останавливают водителя и задают следующий вопрос: "О чем говориться в пункте 1.3 правил дорожного движения?".
Естественно, 95 процентов водителей не смогут дать ответ на этот вопрос, то есть они не знают относящиеся к ним требования ПДД. Соответственно, налицо нарушение пункта 1.3 правил дорожного движения, связанное с выездом на полосу встречного движения.
Примечание. Еще раз подчеркиваю, что данная ситуация чисто теоретическая. Она приведена лишь для примера. Мне ни разу не приходилось слышать о том, чтобы кого-то наказали за нарушение пункта 1.3 правил.
Список ситуаций, в которых возможно лишение прав за выезд на встречную полосу
Чтобы окончательно разобраться с вопросом, рассмотрим дополнительный нормативный правовой документ, который содержит перечень нарушений, влекущих лишение прав за выезд на встречную полосу. Это - постановление пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях":
15. Действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по части 3 данной статьи), подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
а) на любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева (пункт 9.11 ПДД РФ);
б) на дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2 ПДД РФ);
в) на дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой, средняя из которых используется для движения в обоих направлениях, запрещается выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.3 ПДД РФ);
г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ);
д) запрещается обгон на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной; на пешеходных переходах; на железнодорожных переездах и ближе чем за сто метров перед ними; на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях; в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью (пункт 11.4 ПДД РФ);
е) запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед железнодорожным переездом транспортные средства (абзац восьмой пункта 15.3 ПДД РФ);
ж) запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления (пункт 9.6 ПДД РФ);
з) поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения (пункт 8.6 ПДД РФ).
Кроме того, в силу пункта 3.2 ПДД РФ запрещен обгон транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом либо транспортного средства, имеющего нанесенные на наружные поверхности специальные цветографические схемы, с включенными проблесковыми маячками синего и красного цветов и специальным звуковым сигналом, а также сопровождаемого им транспортного средства (сопровождаемых транспортных средств) (например, организованной транспортной колонны).
Движение по дороге с двусторонним движением в нарушение требований дорожных знаков 3.20 "Обгон запрещен", 3.22 "Обгон грузовым автомобилям запрещен", 5.11.1 "Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств", 5.11.2 "Дорога с полосой для велосипедистов", 5.15.7 "Направление движения по полосам", когда это связано с выездом на полосу встречного движения, и (или) дорожной разметки 1.1, 1.3, 1.11 (разделяющих транспортные потоки противоположных направлений) также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.15 КоАП РФ. Невыполнение требований дорожных знаков 4.3 "Круговое движение", 3.1 "Въезд запрещен" (в том числе с табличкой 8.14 "Полоса движения"), в результате которого транспортное средство выехало на полосу, предназначенную для встречного движения, также может быть квалифицировано по данной норме.
При этом действия лица, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
Пункт 15 постановления полностью описывает перечень ситуаций, в которых наказанием за выезд на встречную полосу является лишение прав. Так что рекомендую его внимательно прочитать и запомнить.
Также хочу заметить, что пункт 15 (подпункт з) в том числе предусматривает лишение прав за выезд на встречную полосу при повороте. Это наказание будет наложено на водителя в том случае, если он хотя бы одним колесом окажется на полосе встречного движения, независимо от наличия на дороге разметки. Например, водитель может пересечь двойную сплошную линию или прерывистую разметку.
Удачи на дорогах!
Как же быть если нельзя объехать препятствие, кроме как по встречке или обочине? Штраф одинаков 1500. Выходит - стоять и ждать когда растащат а м, например после аварии? Или ещё смешнее- засыпят яму!
Звоните 02, сообщаете, что в таком-то месте невозможно проехать, не нарушив ПДД. Требуете инспектора на это место, так как только он имеет право выполнять функции регулировщика.
Здравствуйте, гаи поймали за обгон "паровозиком" в разрешенном месте (я обгонял вторым), хотели вменить ст. 12.15 ч4 согласно п. 11.2, но отделался меньшим штрафом. Начал внимательно читать, в правилах сказано: "запрещается выполнять обгон, если транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия". В постановлении пленума по 12.15 ч4 : "не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия..."
Получается, если буквально понять постановление, то запрещен обгон обгоняющего, т.е. третьим рядом. Как правильно трактовать постановление пленума, ведь это конечный документ в случае оспаривания наказания за "паровозик" по п. 11.2 ПДД?
Андрей-537, здравствуйте.
Из постановления Пленума:
Непосредственно такие требования ПДД РФ установлены, в частности, в следующих случаях:
...
г) не допускается обгон движущегося впереди транспортного средства, производящего обгон или объезд препятствия либо движущегося впереди по той же полосе и подавшего сигнал поворота налево, а также следующего позади транспортного средства, начавшего обгон; маневр обгона также запрещен, если по его завершении водитель не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу (пункт 11.2 ПДД РФ);
В данном пункте используется фраза "в частности". Она говорит о том, что приведенный ниже перечень содержит частные ситуации, то есть частные примеры. То есть могут быть и другие случаи, которые в постановлении Пленума не указаны.
Что касается "обгона паровозиком", то у меня нет дополнительной информации по поводу того, какие наказание за него накладывают суды. Однако скорее всего речь пойдет именно о части 4 статьи 12.15 КоАП. И оспорить наказание на основании постановления Пленума ВС РФ вряд ли удастся.
Удачи на дорогах!