Можно ли использовать летнюю запаску зимой?
Добрый день, уважаемый читатель.
Современные автомобили прямо на заводе комплектуются запасным колесом, на котором устанавливается летняя резина. Поскольку запаску приходится доставать не очень часто, лишь немногие водители задумываются о том, можно ли использовать летнюю запаску зимой.
Ведь в 2024 году запрещается установка разных шин на одной оси автомобиля, а за нарушение данного требования можно получить штраф. Данный вопрос рассмотрен в рамках отдельной статьи:
Кроме того, даже если автовладелец решит установить зимнюю резину на запаску, то он столкнется с дополнительной проблемой. Дело в том, что в большинстве случаев резина продается комплектами по 4 штуки и найти отдельный баллон для запаски может быть довольно трудно.
В этой статье разберем вопрос использования летней запаски с точки зрения законодательства:
- Запасное колесо в техническом регламенте.
- Использование запасного колеса по ПДД.
- Что делать при повреждении колеса зимой?
Запасное колесо в техническом регламенте
Обратимся к Приложению 8 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств". В разделе 5 этого приложения описаны требования к шинам и колесам.
Рассмотрим пункт 5.7.4 приложения:
5.7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
Примечание:
Требования пункта 5.7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины.
Итак, примечание говорит о том, что при установке запасного колеса можно отступить от требований, представленных в пункте 5.7.4. То есть запаска может быть другой размерности, конструкции, модели, категории скорости и т.д. В том числе запаска может быть летней, если на другом колесе установлены зимние шины.
Однако, примечание относится только к пункту 5.7.4. А требования об использовании шин находятся и в других пунктах регламента.
Например, обратимся к пункту 5.5 приложения 8, регламентирующему сезонное использование резины:
5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
В зимний период (декабрь, январь, февраль) запрещается эксплуатация транспортных средств категорий M1 и N1, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения. Зимние шины устанавливаются на всех колесах указанных транспортных средств.
Этот пункт прямо говорит о том, что использовать на автомобиле летние покрышки зимой (в декабре, январе и феврале) запрещается, т.е. нельзя устанавливать летнюю запаску зимой.
Использование запасного колеса по ПДД
Начиная с 1 сентября 2023 года перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств дублирует информацию об использовании запасного колеса из технического регламента Таможенного союза, рассмотренного выше. То есть правила запрещают использовать летнюю запаску в зимние месяцы.
Обратимся к пункту 2.3.1 Правил дорожного движения:
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (в дальнейшем - Основные положения).
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), негорящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности.
Второй абзац данного пункта содержит список неисправностей, при которых автомобиль не может продолжить движение. При их возникновении нужно либо вызвать эвакуатор, либо починить автомобиль на месте.
Однако неправильная установка покрышек в данный перечень не входит. Поэтому перейдем к абзацу 3, где речь идет про прочие неисправности. Данный абзац позволяет водителю в том числе следовать к месту ремонта на запасном колесе.
При этом следует соблюдать необходимые меры предосторожности. Это означает, что если из-за использования запасного колеса возникнет ДТП, то виноват в нем будет водитель автомобиля, едущего к месту ремонта.
Внимание! Запасное колесо, отличающееся от остальных, даже летом можно использовать только для движения к месту ремонта или стоянки. Если водитель поедет на запаске по другим делам, то он может получить штраф.
Что делать при повреждении колеса зимой?
Поскольку отдельную зимнюю покрышку покупают лишь единичные водители, а остальные об этом просто не задумываются, то возникает вопрос, что делать при повреждении покрышки. У водителя имеются несколько вариантов:
- Вызвать такси и отвезти колесо на ремонт. При этом поврежденное колесо придется снять, а на его место поставить запаску. Поскольку автомобиль останется на месте, нарушения при этом не будет. Этот вариант самый бюджетный и безопасный.
- Вызвать эвакуатор и отвезти машину до шиномонтажа на нем. Вариант также безопасный, однако стоимость его может оказаться высокой.
- Установить запасное колесо и попытаться доехать до мастерской на нем. При таком раскладе водитель рискует попасть в ДТП из-за использования разной резины. Некоторым этот вариант кажется оптимальным, однако в случае ДТП он окажется самым дорогим.
- Отремонтировать колесо самостоятельно. Данный вариант подойдет водителю, который умеет обслуживать автомобили и имеет в наличие необходимые инструменты.
Удачи на дорогах!
А штраф то какой?
Если по п.12.5 ч.1 то 500 р. или предупреждение.
Если использовать такси, то 100р. туда - 100р. обратно.
В статье забыли указать, каким пунктом ПДД водителю вменяется обязанность обеспечивать соответствие состояния ТС требованиям Техрегламента, Основным положениям по допуску и Перечню неисправностей, и при каких обстоятельствах. А это важно, потому что ПДД 2.3.1, который, собственно, и обязывает следовать всем перечням, есть существенная оговорка про неисправности, появившиеся в пути.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности
Здесь "прочих" относится к предыдущему абзацу этого же пункта, т.е. к перечню неисправностей, при которых машине дорога только на эвакуатор, и несоответствие шин к этому небольшому перечню не относится. Так что ехать в ближайший сервис можно и на докатке, и на летней запаске, и на зимней "липучке" в сочетании с зимней шиповкой, и штрафа за это не будет. В крайнем случае, штраф можно будет обжаловать, приложив счёт из ближайшего к месту совершения шиномонтажа.
Кроме того, этот самый пункт ПДД добавляет к возможным вариантам ещё один: отремонтировать покрышку на месте. Проколы в бескамерной шине устраняются с помощью ремкомплекта (в случае замерзания резину можно отогреть под выхлопной трубой). При более серьёзных повреждениях в шину можно вставить камеру. Причём шину с диска снимать не нужно, достаточно спустить и отжать одну боковину (домкратом: подкладываем колесо под машину, ставим домкрат на боковину и пытаемся "поднять машину" из такого положения; отлипнет, куда денется) и просунуть в щель. Вентиль проскогубцами вытолкать в сторону колеса, на его место просунуть тот, что в камере.
А чтобы в ДТП не попасть, достаточно просто не геройствовать, а ехать действительно в ближайший шиномонтаж, по возможности по ровной и расчищенной дороге. Тогда вероятность вляпаться будет не больше, чем на том же такси, у которого неизвестно какие шины, пусть даже и все одинаковые.
Михаил, водитель может быть наказан по части 1 статьи 12.5 КоАП (предупреждение или 500 рублей).
Удачи на дорогах!
Keeper_Riff, спасибо за дополнения! Статья обновлена на основе представленной Вами информации.
Удачи на дорогах!
Всех с Новым Годом! Просто в тему по поводу " 5.7.4. Установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), разных моделей, с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и не зимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
Примечание:
Требования пункта 5.7.4 не применяются в случае временной установки на транспортное средство запасной шины."
Не знаю как сейчас, но ВАГ в России выпускал ФВ поло и комплектовал эти авто запасным колесом 14 радиуса, хотя все штатные колеса стояли 15 радиуса. И все равно им это регламент. Как то так.