III. Наблюдение за дорожным движением
28. Наблюдение за дорожным движением включает:
- визуальное или с использованием технических средств (специальных технических средств, в том числе работающих в автоматическом режиме1) наблюдение за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения;
- наблюдение за состоянием технических средств организации дорожного движения, проезжей части дорог и дорожных сооружений2.
29. Наблюдение за дорожным движением осуществляется на основании решения о заступлении сотрудников на службу, принятого командиром строевого подразделения ДПС, начальником ЦСН БДД МВД России, руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном или районном уровнях, руководителем территориального органа МВД России на районном уровне (лицами, исполняющими обязанности перечисленных руководителей).
30. Место, время, формы и методы осуществления наблюдения за дорожным движением сотрудниками определяются командиром строевого подразделения ДПС (руководителем подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне). При наблюдении за дорожным движением сотрудники вправе использовать информацию, полученную с применением средств авиации (в том числе вертолетов, аэростатов, дирижаблей, беспилотных летательных аппаратов).
31. При наблюдении за дорожным движением с использованием патрульного автомобиля, имеющего цветографическую схему, его размещение в стационарном положении осуществляется таким образом, чтобы он был виден участникам дорожного движения, и имелась возможность пресечения правонарушения.
В целях обеспечения наблюдения за дорожным движением на аварийно-опасных участках дороги допускается размещение патрульного автомобиля в местах с видимостью, ограниченной естественными переломами рельефа местности, поворотами дороги.
Действия сотрудников, влекущие умышленное создание помех для распознавания участниками дорожного движения цветографической схемы, устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов патрульного автомобиля, не допускаются.
32. При наблюдении за дорожным движением нарядом сотрудников на патрульном автомобиле без цветографической схемы принимаются меры по фиксации с использованием технических средств нарушений Правил дорожного движения, способствующих совершению ДТП, в том числе фактов опасного вождения, выезда в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, превышения установленной скорости движения, нарушений правил проезда перекрестков, пешеходных переходов и иных. При этом обеспечивается его взаимодействие с другими нарядами (стационарных, пеших постов, нарядами на патрульных транспортных средствах с цветографической схемой), которыми в случае необходимости осуществляется остановка транспортного средства.
При наблюдении за дорожным движением на патрульном автомобиле без цветографической схемы запрещается совершать действия, вынуждающие участников дорожного движения нарушать требования Правил дорожного движения, за исключением случаев крайней необходимости.
33. При осуществлении наблюдения за дорожным движением сотрудником принимаются меры по:
- предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения участниками дорожного движения;
- предупреждению водителей о возникшей на их пути опасности, которую они не в состоянии своевременно обнаружить;
- выявлению затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов, осуществлению необходимых мер реагирования;
- оказанию содействия в проезде транспортных средств экстренных оперативных служб, аварийно-спасательных служб, следующих в районы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения;
- выявлению и устранению в пределах компетенции причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений Правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения.
В случае одновременного возникновения обстоятельств, требующих реагирования сотрудника, в приоритетном порядке осуществляются действия, направленные на сохранение жизни и здоровья граждан, объектов государственной охраны, предупреждение ДТП.
В случаях, предусмотренных Федеральным законом "О полиции", сотрудник имеет право осуществлять вскрытие транспортного средства, в том числе проникновение в него3.
34. При выявлении правонарушения, совершенного участником дорожного движения, осуществляется остановка транспортного средства, остановка пешехода в целях пресечения нарушения и осуществления производства по делу об административном правонарушении либо передача информации о нарушении другому наряду сотрудников, дежурному (в том числе при необходимости пресечения нарушения и невозможности принятия самостоятельных мер к остановке транспортного средства).
При одновременном выявлении нарушений Правил дорожного движения, совершенных несколькими участниками дорожного движения, принимаются меры к пресечению нарушений, представляющих наибольшую опасность для жизни и здоровья граждан.
35. При выявлении факта управления транспортным средством, имеющего неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), с негорящими (отсутствующими) фарами и задними габаритными огнями в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующим со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада4 сотрудник вправе потребовать от водителя прекратить движение данного транспортного средства до устранения соответствующих неисправностей или условий. При этом стоянка транспортного средства не должна создавать угрозу безопасности дорожного движения.
36. При выявлении затруднений в движении, предзаторовых, заторовых ситуаций, иных помех движению транспортных средств и пешеходов сотрудником обеспечивается:
- принятие самостоятельно или с возможным привлечением участников дорожного движения мер к устранению помех в дорожном движении;
- передача соответствующей информации дежурному и предупреждение участников дорожного движения с использованием при необходимости средств ограждения, патрульного транспортного средства, специальной световой сигнализации;
- выполнение по указанию или разрешению дежурного регулирования дорожного движения в соответствии с пунктом 43 Порядка с целью перераспределения транспортных потоков, направления транспортных средств в объезд.
При обнаружении в ходе надзора нарушений обязательных требований законодательства Российской Федерации к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог (улиц) и (или) железнодорожных переездов, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, сотрудник передает соответствующую информацию) дежурному или командиру строевого подразделения ДПС (руководителю подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на районном уровне) и действует по их указанию.
37. При осложнениях в дорожном движении, возникших в результате стихийных бедствий, в том числе неблагоприятных погодных условий (схода снежной лавины, снегопада, урагана, обледенения, подтопления, землетрясения, иных природных явлений и катаклизмов), крупных производственных аварий, пожаров и других чрезвычайных ситуаций (обстоятельств) сотрудник информирует об этом дежурного, принимает меры к оповещению водителей об опасности, содействует проезду транспортных средств экстренных оперативных служб, аварийно-спасательных служб, в случае необходимости временно ограничивает или запрещает движение, направляет транспортные средства в объезд опасного участка.
38. При получении информации или установлении факта вынужденной остановки транспортного средства, перевозящего опасные грузы, сотрудником обеспечивается:
- информирование дежурного об обстоятельствах остановки;
- контроль за правильностью обозначения места остановки транспортного средства;
- в случае утечки опасных веществ и невозможности установления свойств перевозимых грузов - перекрытие движения на дороге и ограничение доступа к месту остановки посторонних лиц.
39. Для предупреждения нарушений Правил дорожного движения сотрудники вправе использовать свистки, жезлы либо диски с красным сигналом (световозвращателем), сигнальные громкоговорящие установки, устройства (макеты, манекены), патрульные автомобили, средства автоматической фиксации, а также другие электронные устройства.
40. Наблюдение за дорожным движением с использованием средств автоматической фиксации осуществляется по решению командира строевого подразделения ДПС, руководителя подразделения Госавтоинспекции территориального органа МВД России на региональном или районном уровнях (лиц, исполняющих их обязанности) на основании проведенного анализа аварийности и выявленных правонарушений на автомобильных дорогах (участках автомобильных дорог).
41. Специальные технические средства, относящиеся к средствам измерений, должны соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений5.
42. При наблюдении за дорожным движением сотрудник вправе осуществлять регулирование дорожного движения в следующих случаях:
- реализация принятого самостоятельно или полученного решения о временном ограничении или запрещении дорожного движения, изменении его организации на отдельных участках;
- неисправность технических средств организации дорожного движения;
- необходимость предупреждения ДТП, нарушения участниками дорожного движения Правил дорожного движения, предотвращения, ликвидации заторовых ситуаций, оказания помощи участнику дорожного движения, объезда возникшего препятствия, места ДТП, проведения аварийно-спасательных работ и других случаях осложнения дорожной обстановки;
- обеспечение безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения.
43. Регулирование дорожного движения осуществляется сотрудником с использованием:
- сигналов, подаваемых жестами рук, при необходимости в сочетании со свистком, применением жезла или диска с красным сигналом (световозвращателем)6;
- ручного управления светофорным объектом;
- установки временных дорожных знаков и указателей;
- ограждения участка дороги техническими средствами организации дорожного движения (в том числе конусами, сигнальной лентой);
- размещения на проезжей части патрульного автомобиля с включенными специальными световыми сигналами;
- громкоговорящей установки.
44. Переключение светофорного объекта в режим ручного управления осуществляется сотрудником с разрешения дежурного.
45. В случае необходимости пресечения в ходе регулирования дорожного движения административного правонарушения составление процессуальных документов производится сотрудником после окончания регулирования или нарядом сотрудников, вызываемым через дежурного.
46. О начале и об окончании регулирования дорожного движения сотрудник докладывает дежурному.
1 Далее - "средства автоматической фиксации".
2 Пункт 1.5 Правил дорожного движения.
3 Статья 15.1 Федерального закона "О полиции".
4 Абзац второй пункта 2.3.1 Правил дорожного движения.
5 Федеральный закон от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2019, N 52, ст. 7814).
6 Пункт 6.10 Правил дорожного движения.