Введение утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года

Введение утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Сегодня речь пойдет о введении утилизационного сбора на автомобили с 1 сентября 2012 года. Соответствующие изменения законодательства регламентируются Федеральным законом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации".

В этой статье рассмотрены самые интересные для рядового автомобилиста вопросы, касающиеся утилизационного сбора на автомобили:

Что такое утилизационный сбор на автомобили?

Говоря простым языком, утилизационный сбор - это платеж в пользу государства, который должен выплачивается при покупке автомобиля. Используется же этот платеж спустя некоторое время, когда нормальная эксплуатация становится невозможной и требуется его утилизация.

Сразу же хочу заметить, что рассматриваемый сегодня Федеральный закон многие вопросы регламентирует лишь в общем виде. Конкретные же детали определило правительство РФ. По этому поводу выпущен дополнительный нормативный правовой документ - Постановление правительства, содержащее правила уплаты утилизационного сбора.

1. За каждое колесное транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности.

Итак, утилизационный сбор направлен на обеспечение экологической безопасности.

В каких случаях утилизационный сбор платить не нужно?

Рассмотрим ситуации, в которых утилизационный сбор на автомобиль платить не нужно:

6. Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:

  • ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
  • с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации;
  • которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя (в порядке и на условиях, которые определены Правительством Российской Федерации) обязательство обеспечить последующее безопасное обращение с отходами, образовавшимися в результате утраты указанными транспортными средствами своих потребительских свойств;
  • которые ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и имеют статус товаров Таможенного союза. Утилизационный сбор в отношении транспортных средств, предусмотренных настоящим абзацем, не уплачивается при соблюдении условий, определенных Правительством Российской Федерации;
  • которые указаны в части 1 статьи 12 2 Федерального закона от 10 января 2006 года N 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.

Думаю, расшифровывать каждый из подпунктов более подробно не имеет смысла. Этот пункт пригодится нам в дальнейшем при рассмотрении нового Федерального закона.

Размер утилизационного сбора

Размер утилизационного сбора, пожалуй, больше всего интересует отечественных автолюбителей. Решение этого вопроса возложено на плечи Правительства:

4. Порядок взимания утилизационного сбора, в том числе порядок его исчисления, уплаты и возврата уплаченных сумм этого сбора, а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон определяет лишь факторы, которые будут влиять на размер утилизационного сбора:

5. При установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

Кто должен платить утилизационный сбор?

Еще один интересный вопрос: "Кто должен платить утилизационный сбор?".

3. Плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:

  • осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
  • осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
  • приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым, третьим и седьмым пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.

Пожалуй, каждый из подпунктов следует рассмотреть несколько подробнее:

1. Утилизационный сбор должны уплачивать лица, которые ввозят транспортные средства из-за границы.

Например, если Вы решите купить автомобиль в Германии, а затем перегнать его на родину, то в дополнение к таможенным пошлинам Вам придется уплатить и утилизационный сбор.

То же самое касается и организаций, которые ввозят в Россию автомобили, произведенные за рубежом.

2. Также утилизационный сбор будет уплачиваться и лицами, которые производят автомобили на территории РФ.

Например, речь идет о расположенных на территории РФ автозаводах.

3. Этот пункт, пожалуй, самый интересный. Вам придется заплатить утилизационный сбор, если Вы покупаете автомобиль:

  • У участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников.
  • У дипломатического представительства или консульского учреждения, международной организации.
  • Помещенный под таможенную процедуру свободной таможенной зоны до 1 апреля 2016 года.
  • У лица, которое в нарушение установленного порядка не уплатило утилизационного сбора.

Хочу обратить внимание, что неуплата утилизационного сбора приведет к тому, что на автомобиль не будет выдан паспорт транспортного средства (ПТС):

7. Паспорта транспортных средств выдаются только на транспортные средства, в отношении которых уплачен указанными в пункте 3 настоящей статьи лицами утилизационный сбор или принято предусмотренное абзацем пятым пункта 6 настоящей статьи обязательство, и транспортные средства, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается в соответствии с абзацами вторым - четвертым, шестым и седьмым пункта 6 настоящей статьи.

Это, в свою очередь, приведет к тому, что автомобиль будет невозможно поставить на учет, т.е. его невозможно будет использовать.

Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за имеющиеся автомобили?

Итак, пожалуй самый волнующий для водителей вопрос: "Нужно ли уплачивать утилизационный сбор за автомобили, которые уже находятся в Вашей собственности?":

2. Действие положений статьи 241 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции настоящего Федерального закона) не распространяется на колесные транспортные средства, на которые паспорта транспортных средств выданы до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Итак, если ПТС для Вашего транспортного средства выдан до 1 сентября 2012 года, то утилизационный сбор Вам уплачивать не нужно.

В этой статье были рассмотрены основные особенности уплаты утилизационных сборов. Если у Вас остались какие-то вопросы, задайте их на форуме pddclub.ru.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 27 ноября 2019
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев