ДТП при повороте налево при заторе
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье рассмотрен довольно распространенный вид дорожно-транспортных происшествий - ДТП при повороте налево. Важная особенность ситуации состоит в том, что водитель осуществляет поворот налево через полосу движения, на которой образовался затор, т.е. видимость при этом ограничена стоящими встречными автомобиля.
В этой статье будут рассмотрены:
- Поворот налево при заторе.
- ДТП с автомобилем, едущим по обочине.
- ДТП с автомобилем на выделенной полосе.
- Определение виновника ДТП при повороте налево.
Поворот налево при заторе
Рассмотрим, как происходит поворот налево, если на встречной полосе образовался затор:
Белый автомобиль останавливается напротив въезда на прилегающую территорию и дожидается, пока кто-нибудь из встречных водителей пропустит его во двор. Как правило, довольно быстро находится человек, который оставляет достаточно места, чтобы повернуть. В большинстве случаев ситуация не таит опасности, поэтому водитель спокойно выполняет поворот.
Поворот налево при этом регламентируется пунктом 8.8 ПДД:
8.8. При повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.
Т.е. поворачивающий автомобиль должен уступить дорогу встречным.
ДТП с автомобилем, едущим по обочине
Первый вариант дорожно-транспортного происшествия изображен на рисунке выше. Встречный автомобиль едет по обочине.
В данном случае водители не видят друг друга до самого последнего момента, т.к. зона видимости ограничена автомобилями, стоящими в пробке.
При этом красный автомобиль, едущий по обочине, нарушает пункт 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов.
ДТП с автомобилем на выделенной полосе
Еще один вариант ДТП - встречный автомобиль едет по выделенной полосе для маршрутных транспортных средств. В этом случае водитель красного автомобиля нарушает требования пункта 18.2 ПДД:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11.1, 5.13.1, 5.13.2 и, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств на этой полосе, за исключением:
- школьных автобусов;
- транспортных средств, используемых в качестве легкового такси;
- транспортных средств, которые используются для перевозки пассажиров, имеют, за исключением места водителя, более 8 мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн, перечень которых утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - гг. Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
- транспортных средств, которыми в период с 23 февраля по 14 марта 2019 г. перевозятся определенные Правительством Красноярского края по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске" клиентские группы (представители национальных федераций студенческого спорта, участники спортивных соревнований, представители Международной федерации студенческого спорта (FISU), представители средств массовой информации, технические официальные лица, иные лица, принимающие участие в мероприятиях XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске), при наличии аккредитационного свидетельства, выдаваемого автономной некоммерческой организацией "Исполнительная дирекция XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске".
Однако поскольку в данном случае водитель белого автомобиля знает, что по выделенной полосе может ехать автобус или троллейбус, он ведет себя осторожней. Поэтому на практике обычно удается избежать столкновения.
В данной статье рассмотрены две распространенные ситуации, однако могут иметь место и другие условия. Объединяет их один общий признак - встречный автомобиль находится там, где это запрещено правилами дорожного движения.
Кто виноват в ДТП при повороте налево?
Если рассмотреть ситуацию с точки зрения ПДД, то виновниками ДТП будут признаны оба его участника:
- Водитель белого автомобиля нарушил требования пункта 8.8.
- Водитель красного автомобиля нарушил требования пункта 9.9 (на обочине) или 18.2 (на полосе для общественного транспорта).
Т.е. это означает, что каждый из участников получит только половину стоимости ремонта автомбиля по ОСАГО. При рассмотрении похожих ДТП до 2019 года сотрудники ГИБДД и судьи зачастую выносили именно такие решения.
Однако существует и другая точка зрения, представленная Верховным судом РФ в Постановлении пленума "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" №20 от 25 июня 2019 года:
Рассмотрим пункт 14 данного документа:
14. При квалификации действий водителя по части 2 статьи 12.13 или части 3 статьи 12.14 КоАП РФ необходимо учитывать, что преимущественным признается право на первоочередное движение транспортного средства в намеченном направлении по отношению к другим участникам дорожного движения, которые не должны начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить участников движения, имеющих по отношению к ним преимущество, изменить направление движения или скорость (пункт 1.2 ПДД РФ).
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
Данный пункт говорит о том, что поскольку водитель красного автомобиля находится на обочине с нарушением правил, то у водителя белого автомобиля не возникает обязанность уступить ему дорогу. Т.е. виновником ДТП признается только водитель красного автомобиля.
На практике это означает следующее. Если Вы находились за рулем белого автомобиля и попали в аналогичное ДТП, то у Вас есть возможность добиться того, что виновником ДТП будет признан только водитель другой машины. Если сотрудники ГИБДД или мировой суд признают виновниками обоих участников, то водителю следует обжаловать решение в вышестоящих судах вплоть до Верховного.
В Постановлении №20 прямо говорится только об автомобиле, который движется по обочине. Однако при желании можно аналогичным образом рассмотреть и другие варианты ДТП, при которых встречный автомобиль едет с нарушением правил.
Удачи на дорогах!
В ситуации "ДТП с автомобилем на выделенной полосе" красный мог выехать на выделенную полосу законно, при повороте направо, или нет??
Антон, предложенный Вами вариант действительно возможен (если где-то за пределами рисунка сплошная линия становится прерывистой).
Однако в данном примере речь идет о выделенной полосе, которая отделена от остальных полос сплошной линией разметки. На такую полосу красный автомобиль выезжать не должен.
Удачи на дорогах!
Немного не по теме. Поясните, пожалуйста, разрешается ли движение задним ходом в зоне знака 5.5 "одностороннее движение"?
Александр, рекомендую Вам прочитать статью штрафы на дороге с односторонним движением.
Если говорить коротко, то ехать задним ходом можно только в ограниченном числе случае, перечисленных Верховным судом.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте как написать жалобу в ГИБДД о несогласии решения сотрудников полиции об оформлении ДТП.
Двигаясь по правой полосе я совершал поворот на лево через полосу встречного движения включив поворотник снизив скорость убедившись в безопасности маневра начал осуществлять поворот и в мой автомобиль въехал автомобиль который ранее двигался сзади меня повредив левое крыло, бампер, фару, выбило колесо лопнула рулевая тяга. Сотрудники ДПС приняли во внимание только его объяснения о том что он не видел включенного указателя поворота и сказали что я виновен в этом дтп правомерно ли их решение ставить объяснение одного участника движение в приоритет? Как быть, как правильно составить жалобу?
Виталий, здравствуйте.
В данном случае Вы нарушили ПДД (пункт 8.5), это очевидно. А что нарушил второй водитель?
Во первых затора на дороге не было, встречная была свободна передо мной тоже, некого не было водитель обгонявший меня не ожидал, что я в этом месте буду поворачивать и не обратил внимание на мои указатели поворота, он как ходом шел за мной при моем снижении скорости начал вместе со мной маневр а когда увидел было поздно начал уходить на обочину и зацепил меня.
Виталий, перед маневром Вы заняли крайнее левое положение на проезжей части попутного направления?
Приложите схему дорожно-транспортного происшествия.
Виталий, перед маневром Вы заняли крайнее левое положение на проезжей части попутного направления?
А нафига ему это? Он же "помеха справа" и ему все должны!!!
Ну иногда он может допишет, что "уступить ДОРОГУ". А чаще всего такие живут с первоначально высказанной мыслью, что "ему все должны"!
Всем здравствуйте!Помогите пожалуйста разобраться,в ДДТ ПРИ ПОВОРОТЕ НАЛЕВО.Мой муж не помнит как было дело и пассажир в его автомобиле тоже.Помнят только,что поворачивали налево,а с какой полосы нет.По ударам на нашем автомобиле вроде как он виноват,но мне хочется услышать знающих людей в этом вопросе.Ситуация такая :со второстепенной дороги он свернул направо ( главную дорогу),после он перестраивается на левую полосу,притормаживает ,показывает поворотник налево и стал поворачивать,при повороте случился удар с его полосы с которой поворачивал.Повреждения у него сильная вмятина вверху заднего левого колеса и почему-то сзади бамбер с левой стороны замят со следами краски другого автомобиля.Водитель другого ТС УТВЕРЖДАЕТ,ЧТО ОН СТАЛ ПОВОРАЧИВАТЬ С ПРАВОЙ ПОЛОСЫ....У ДРУГОГО ТС повреждения правая фара и пошарпанный перед.Могу фото скинуть(если куда-то тут можно),подскажите кто может....еще на этом участке дороги установлены знаки об ограничении скорости в 40,судя по удару и,что заднюю часть нашего тс улетела в правую сторону ,тот автомобиль мчался с большой скоростью.не верю,что мой муж так грубо нарушил правило,у нас ребенок и мы часто ездим вместе,и я со своей стороны могу сказать,что аккуратен за рулем и внимателен.....
katerina3939,
скорее всего Ваш муж не уступил и выехал перед близко едущей по главной дороге машиной, тут же стал перестраиваться, притормозил, и лишь тогда включил "поворотник"; а тому уже некуда было деваться. Но не факт что это было так!
Тут важно сколько было метров между второстепенными дорогами, как муж перестраивался, показывал ли поворот когда перестраивался и т.п. Поэтому просто необходимы видео с регистраторов, показания свидетелей, план участка дороги где всё произошло... А без этого что гадать. Видео конечно бы многое прояснило!
katerina, здравствуйте.
vektorv выше написал верно, следует поискать записи с камер наблюдения или видеорегистраторов, а также очевидцев ситуации. Пока что обстоятельства ДТП помнит только водитель другого автомобиля и они не в Вашу пользу.
Удачи на дорогах!
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, куда нужно обратиться, если не согласна с решением ГИБДД о признании меня виновной в ДТП с автомобилем едущим по обочине при повороте налево при заторе. "Красный" автомобиль (как в примере в данной статье) въехал "мне" заднее правое крыло. Приехали ГАИ и написали, что виновата я, так как поворачивала налево и должна была уступить всем, двигающимся во встречном направлении. Мне уступили дорогу автомобили в трех встречных рядах (т.к. был затор во встречном потоке) и когда я уже пересекла дорожное покрытие, на обочине мне в правое заднее колесо ударил автомобиль, едущий по обочине. Водитель, ударившего меня Жигуленка сразу признал свою вину, но ГАИшники, приехавшие на место ДТП написали мою вину. Как бороться с такими ГАИшниками? Подскажите куда обращаться и на что ссылаться (на постановление суда), доказывая свою невиновность? Заранее спасибо всем неравнодушным.
Добрый день. Подскажите, пожалуйста, куда нужно обратиться, если не согласна с решением ГИБДД о признании меня виновной в ДТП с автомобилем едущим по обочине при повороте налево при заторе. "Красный" автомобиль (как в примере в данной статье) въехал "мне" заднее правое крыло. Приехали ГАИ и написали, что виновата я, так как поворачивала налево и должна была уступить всем, двигающимся во встречном направлении. Мне уступили дорогу автомобили в трех встречных рядах (т.к. был затор во встречном потоке) и когда я уже пересекла дорожное покрытие, на обочине мне в правое заднее колесо ударил автомобиль, едущий по обочине. Водитель, ударившего меня Жигуленка сразу признал свою вину, но ГАИшники, приехавшие на место ДТП написали мою вину. Как бороться с такими ГАИшниками? Подскажите куда обращаться и на что ссылаться (на постановление суда), доказывая свою невиновность? Заранее спасибо всем неравнодушным.
Лучше всего найти толкового автоюриста. Ситуация неоднозначная. Если всё так, как Вы описали, то как минимум "обоюдка". Но нужно смотреть все нюансы. А обжаловать решение инспектора ГИБДД можно у его руководства или в суде.
Кстати
, а что решение суда уже есть? Если оно вступило в силу, то, как говорят, поздно пить боржоми. Пересмотреть вступившее в силу решение суда могут только в том случае, если вскрыты новые обстоятельства, о которых ранее не было известно.на что ссылаться (на постановление суда),
Людмила, здравствуйте.
В статье приведено решение Верховного суда по аналогичной ситуации. Вам нужно обжаловать решение ГИБДД в суде. Если суд не встанет на Вашу сторону, то в вышестоящих судах, вплоть до Верховного. Поскольку дело похожее есть большая вероятность того, что Верховный суд вновь примет точно такое же решение.
Удачи на дорогах!
Водитель "А" двигаясь по полосе торможения в прямом направлении, отделенной от основной полосы, разметкой 1.8 (Знаки направления движения по полосам, начало полосы и конец полосы торможения - отсутствуют; также отсутствует отвод(съезд с полосы на второстепенку,т.е разметка 1.1)), полоса просто заканчивается обочиной(После ДТП поставили знак направления движения по полосам, с указанием правого поворота по данной полосе).
Но все же разметка 1.8 доказывает, что это - полоса торможения, следовательно действия на ней регламентируются, п. 8.10 ПДД РФ. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней. Водитель "А" проезжает прямо!+движется в нарушении п. 10.1 ПДД(50 при ограничении 40).
Водитель "В" двигается во встречном направлении и на пересечении с второстепенной дорогой совершает маневр, поворот "налево", предварительнно убедившись в безопасности маневра при пересечении основной полосы встречного направления и не ожидая что по правой полосе встречного направления- "полосе торможения", Водитель А движется "прямо", т.е заведомо нарушает п. 8.10 ПДД.
Разъясните пожалуйста, подходит ли проезд прямо по полосе торможения, предназначенной для поворота направо, под критерий Постановления №20 - транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается?
Будет ли условно отменен приоритет, в отношении совершавшего поворот "Налево" Водителе "В", который не ожидал проезда прямо по крайней правой полосе встречного движения-полосе "торможения",предназначеной для поворота "направо", Водителем "А", который в свою очередь, нарушил п. 8.10 ПДД РФ? И какая статья КоАП подходит под данное нарушение Водителя "А"? Расположение на проезжей части или несоблюдение разметки?
Если увижу стоящий ответ, буду весьма благодарен!)
Но все же разметка 1.8 доказывает, что это - полоса торможения, следовательно действия на ней регламентируются, п. 8.10 ПДД РФ.
п 8.10 ПДД: При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Митяй-1, где указано обязательство водителя повернуть направо? Или что запрещает двигаться прямо?
Митяй-1, приложите схему указанного происшествия, или ссылку на панораму указанного места.
Митяй-1, приложите схему указанного происшествия, или ссылку на панораму указанного места.
Буду рад конструктивной критике, а еще больше дельному совету и подсказке
Митяй-1, водитель "В" однозначно нарушил п.13.12.
"При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо..."
Водитель "А" в данной ситуации имел полное право двигаться не только направо, (как собственно, в итоге он и поступил), но и прямо, перестроившись в разрыве сплошной на перекрёстке в левую полосу.
Незначительное же превышение им скорости вряд ли будет принято во внимание, поскольку к ДТП привели прежде всего ошибочные действия водителя "В".
Митяй-1, в описанной ситуации нет условий или правил, которые бы говорили о том, что движение прямо по правой полосе не допускается. Если бы перед перекрестком были установлены знаки 5.15.1 или 5.15.2, запрещающие движение прямо из правой полосы, тогда можно было бы говорить о "запрещенной траектории".
Удачи на дорогах!
При повороте налево на нерегулируемом перекрёстке меня пропускали машины на обоих полосах движения пересекаемой мной полосы 2 полосы). Убедившись в отсутствии помехи слева и справа (слева не было видно машин, машины справа были ещё далеко, соответственно, было время для совершения манёвра), я начала поворот. За секунду до этого раздалась сирена и в следующий момент произошло столкновение с машиной скорой помощи, которая выполняла объезд пробки по встречке и ехала с сигналом и проблесковым маячком по служебному заданию (в этом направлении так же 2 полосы). Услышала я ее практически в момент аварии, видно ее не было.
Кто виноват в данном ДТП?
Милана-4, рекомендую Вам найти видеозаписи, подтверждающие, что до момента столкновения специальный звуковой сигнал не был включен. Если это действительно так, то нужно будет найти нарушения ПДД в действиях водителя автомобиля скорой помощи.
Удачи на дорогах!
... не убедившись в безопасности маневра. Т.е. с нарушением 8.1. Тот факт, что было заблаговременно занято положенное место по 8.5, не отменяет запрета на само начало создающего опасность маневра из этого места.я начала поворот.
Даже, если сигнал не был включен, а только синие огни, скорая имела право двигаться по встречке. Вот проехать на красный (но это не Ваш случай, так как был зеленый) она может только с сиреной.
Вот проехать на красный (но это не Ваш случай, так как был зеленый) она может только с сиреной.
Нет, на красный может и без сирены:
3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика)...
А вот уступать необходимо ТОЛЬКО с сиреной:
... Для получения преимущества перед другими участниками движения водители таких транспортных средств должны включить проблесковый маячок синего цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться приоритетом они могут только убедившись, что им уступают дорогу.
Нет, на красный может и без сирены:
Очень может быть, что на пустом перекрестке можно. Уже подзабыл этот пункт, так как у меня нет спец. сигналов. Но в любом случае, я по умолчанию предполагал, что на поперечный зеленый еду я на гражданской машине. Вот для проезда передо мной и нужна сирена.
воспользоваться преимуществом
Вот как раз передо мной, едущим поперек на зеленый. А автору вопроса начинать поворот нельзя. Не разрешает 8.1. Значит он или (а) стоит ждёт изменения дорожной ситуации, при которой можно начать маневр, или (б) отказывается вообще от поворота и едет прямо.
Ни в случае стоящего (а), ни в случае едущего прямо (б) никаких конфликтов, требующих сигнала от скорой, не возникает.
Вечер добрый подскажите такая ситуация автомобиль нарушителя едит по островку безопасности для поворота налево, второй участник ехал в средней полосе остановился для поворота налево и по правилам начал манёвр, его первый участник не видит и совершает дтп кто в данной ситуации будет виноват?
Сергей-1152, ситуация полностью аналогична классическому случаю "ДТП с ехавшим по обочине". Но некоторые совершенно неверно истолковывают сначала решение Верховного суда, а потом и постановление Пленума ВС.
И там, и там указано, что не может действовать требование "уступить дорогу", если тот, кому вроде как должны уступать, едет в неположенном месте (в вашем случае - по островку). Но это не значит, что его можно безнаказанно таранить!
Ответ на вопрос "кто виноват" будет дан судом на основе изучения всех обстоятельств дела, в частности, был ли соблюден пункт 8.1 ПДД при повороте (это Вы так смело заявили, что "по правилам", а вполне могло быть нарушение 8.1), можно ли было обнаружить опасность в виде ехавшего по островку (не видел - это не оправдание, наверняка была потенциальная возможность видеть, значит обязаны были реагировать на потенциальную опасность, в том числе снижать скорость вплоть до полной остановки). Короче, всё не так однозначно, но при этом суд может, особо не вникая, назначить виновным только ехавшего по островку. Судье так проще...
"В Постановлении №20 прямо говорится только об автомобиле, который движется по обочине. Однако при желании можно аналогичным образом рассмотреть и другие варианты ДТП, при которых встречный автомобиль едет с нарушением правил."
В постановлении есть вполне конкретный перечень:
"(например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика..."
В постановлении есть вполне конкретный перечень:
"(например, по обочине, во встречном направлении ...
Справедливости ради, никакой "конкретный" (в том смысле, на который Вы намекаете) перечень не может начинаться со слова "например".
Тем не менее, перечень имеется и данный перечень некоторыми примерами более наглядно иллюстрирует общий принцип - должно быть запрещено "именно тут и именно так" само движение как таковое в принципе (движение через сплошную, движение на красный и т.п.). Движение конкретного автомобиля с непристегнутым водителем или у которого номерной знак от камер "закамуфлирован" является нарушением, но не является именно тем нарушением, которое избавляет от необходимости уступать дорогу.