Отмена обязательного техосмотра для покупки ОСАГО с 22 августа 2021 года

Отмена техосмотра для ОСАГО с 22 августа 2021 года

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет о новом Федеральном законе, связанном со страхованием ОСАГО. Указанный документ вступает в силу 22 августа 2021 года и начиная с этой даты для автовладельцев появятся 2 важных нововведения:

  • для покупки ОСАГО не будет требоваться техосмотр;
  • на рынке ОСАГО появятся иностранные страховые компании.

Рассмотрим данные изменения подробнее:

Информация о нормативном документе

2021.07.05 Федеральный закон от 02.07.2021 № 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 2 июля 2021 года.

Документ вступает в силу с 22 августа 2021 года.

Отмена предоставления диагностической карты для ОСАГО

3. Для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику следующие документы:
...
е) информация о диагностической карте, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона), либо свидетельство о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин проведение технического осмотра таких машин не требуется);

Итак, отмена подпункта е пункта 3 статьи 15 закона "Об ОСАГО" ведет к тому, что страховые компании больше не будут проверять наличие диагностической карты при покупке ОСАГО. То есть купить ОСАГО можно будет в том числе и на автомобиль, который не прошел техосмотр.

Напомню, что при регистрации автомобиля в ГИБДД наличие техосмотра также не проверяют.

Однако это не означает, что техосмотр не нужно будет проходить вовсе.

Для чего нужно проходить техосмотр с 22 августа 2021 года?

Существуют 2 причины для прохождения техосмотра:

1. Регрессное требование страховой компании в случае ДТП. Если автомобиль, водитель которого не прошел техосмотр, станет виновником ДТП из-за технической неисправности, то страховая компания сможет предъявить регресс к водителю такого автомобиля. То есть, в описанной ситуации страховка просто "не будет работать" и платить за ущерб, причиненный другим участникам движения, придется самостоятельно.

Например, если у автомобиля откажут тормоза и он врежется в фонарный столб, то ситуация будет развиваться так. Сначала страховая по ОСАГО оплатит владельцу столба причиненный ущерб (установит новый столб). Затем страховая компания предложит водителю вернуть уплаченные деньги.

Если в аналогичной ситуации у водителя будет пройден техосмотр, то установка нового столба пройдет по ОСАГО. То есть водителю платить не придется.

2. Новый штраф в размере 2 000 рублей за отсутствие техосмотра. Штраф будет введен только с 1 марта 2022 года.

Таким образом, после 22 августа 2021 года водитель без техосмотра рискует только регрессным требованием в случае ДТП, а с 1 марта 2022 года также будут возможны и новые штрафы ГИБДД.

Отмена предоставления техосмотра для иностранных автомобилей

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.

5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи.

Аналогичное изменение вводится и для владельцев иностранных автомобилей. Они также смогут приобрести ОСАГО без прохождения техосмотра.

Отмена ОСАГО для следования к пункту техосмотра

Следующее изменение вносится в пункт 3 статьи 10 закона "Об обязательном страховании транспортных средств":

3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок в случае:

а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;

б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства при отсутствии документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона.

3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок в случае:

а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;

Из данного пункта исключена возможность купить временное ОСАГО на 20 дней для следования к пункту технического осмотра. Напомню, что этот вариант был предусмотрен на тот случай, когда у водителя одновременно закончились и ОСАГО, и техосмотр. Водитель мог купить временное ОСАГО, с ним доехать до пункта техосмотра, а уж затем купить постоянную страховку на год.

В пункте 3 осталась возможность купить временное ОСАГО только для следования к месту регистрации транспортного средства. Однако ситуация, в которой это могло бы понадобиться, совершенно непонятна. Водитель может сразу же купить постоянную страховку на год и на ее основании доехать до подразделения ГИБДД для регистрации автомобиля. В пересчете на 1 день действия страховки этот вариант будет гораздо дешевле.

Если у Вас есть предположения, для чего на практике может потребоваться временная страховка на 20 дней, напишите об этом в комментариях к данной статье.

Допуск иностранных страховых компаний к продаже ОСАГО

Еще одно интересное изменение заключается в том, что с 22 августа 2021 года продавать ОСАГО смогут не только российские, но и иностранные страховые компании. Соответствующее изменение внесено в статью 1 закона "Об ОСАГО":

страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

страховщик - страховая организация и иностранная страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Данный пункт говорит лишь о том, что иностранные страховые компании будут допущены к продаже ОСАГО на территории России.

На первый взгляд может показаться, что это приведет к тому, что на рынке появятся иностранные фирмы-однодневки, которые будут собирать деньги за ОСАГО, а за ремонт после ДТП платить не будут. Однако это исключено, т.к. для страховых компаний вводятся довольно серьезные требования.

Требования к иностранным страховщикам

Рассмотрим новый абзац пункта 3 статьи 21 закона "Об ОСАГО":

Необходимым требованием к иностранной страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования, является наличие у нее не менее чем пятилетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев в государстве (на территории), где зарегистрирована иностранная страховая организация, а также не менее чем пятилетнего опыта осуществления указанных операций через филиалы в иных государствах (на иных территориях), чем государство (территория) - член Всемирной торговой организации, где зарегистрирована иностранная страховая организация.

Иностранная страховая компания, которая хочет продавать ОСАГО, должна иметь довольно серьезный опыт по страхованию автомобилей:

  • не меньше 5 лет в своем государстве;
  • не меньше 5 лет в других государствах.

Таким образом, "фирмы-однодневки" к страхованию по ОСАГО допускаться не будут.

Увеличение сроков на осмотр ТС после ДТП

Рассмотрим пункт 11 статьи 12 закона "Об обязательном страховании транспортных средств":

11. Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.

11. Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иные сроки не определены правилами обязательного страхования или не согласованы страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.

На осмотр поврежденного в ДТП транспортного средства страховой компании отводятся 5 рабочих дней. При этом до 22 августа 2021 года есть лишь одна ситуация, когда этот срок может быть увеличен. Речь идет о том, что страховая компания договорилась с водителем об увеличении сроков.

Например, это может потребоваться, если в ближайшие 5 дней водитель не может предоставить автомобиль на осмотр.

С 22 августа 2021 года будет введено и еще одно новое условие. Если в правилах обязательного страховая (нормативном документе, утвержденном Центральным Банком РФ) будут установлены иные сроки, то осмотр нужно будет провести в эти сроки.

Пока что правила обязательного страхования не устанавливают иных сроков осмотра, то есть все остается по старому.

Подведем итоги данной статьи:

1. С 22 августа 2021 года будет отменена обязанность по прохождению техосмотра перед покупкой ОСАГО. То есть, ОСАГО можно будет купить и без техосмотра.

2. Техосмотр все равно придется проходить, т.к. в противном случае водителю грозит регрессное требование за отсутствие техосмотра и штраф ГИБДД (с 1 марта 2022 года).

3. Иностранные страховые компании будут допущены к продаже страховок ОСАГО. Будем надеяться, что повышение конкуренции в данной сфере приведет к снижению стоимости страховки для водителей.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 5 июля 2021
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
16 июня 2021 01:03
Иван-283

"ТО все равно придется проходить" - имеется в виду такое ТО, при котором формируется диагностическая карта, загружаемая в общую информационную систему?

17 июня 2021 10:04
Павел-223

Спасибо за разъяснения!

Но получается с 1 марта 2022 года нужно будет иметь два документа? ОСАГО и диагностическую карту.

17 июня 2021 12:39
Максим

Иван-283, под "ТО" обычно подразумевают техническое обслуживание автомобиля (замену масла, свечей, фильтров и т.п.).

В статье речь идет не про ТО, а про техосмотр, на котором проверяют работоспособность систем автомобиля. В результате техосмотра формируется диагностическая карта.

Удачи на дорогах!

17 июня 2021 12:42
Максим

Павел-223, Вы имеете в виду, иметь при себе в автомобиле?

На текущий момент обязанность по предъявлению диагностической карты в нормативных документах (в правилах дорожного движения) не прописана. Да и сами диагностические карты формируются в электронном виде.

Штраф будет наложен в том случае, если техосмотр не пройден, а проверить это можно через ЕАИСТО (через базу данных).

Удачи на дорогах!

17 июня 2021 14:40
Олег-53

А точно страховые могут предъявить регресс на личное авто если истек срок диагностической карты, в законе же только про легковые такси и т.п. прописано. И в КоАП пока только за это штраф. Тогда получается депутаты подставили водителей ?

17 июня 2021 18:03
Максим

Олег-53, изменение законодательства про регресс при отсутствии техосмотра рассмотрено в этой статье.

Получается, что водитель, который не пройдет предусмотренный законодательством техосмотр и не будет следить за техническим состоянием автомобиля, подставит себя сам.

Удачи на дорогах!

6 июля 2021 09:46
Денис-246

Остаётся непонятным вопрос о том, как собираются доказывать, что причиной ДТП стала неисправность автомобиля, а не то, что водитель просчёлкал лицом, залипая в телефон или ковыряясь в настройках магнитолы/кондиционера.

Решили отсутствие диагностической карты приравнять к неисправности, априори?!

16 июля 2021 14:39
Максим

Денис-246, сложно сказать, как это будет происходить на практике. Регрессное требование при отсутствии техосмотра действует с 1 марта 2021 года, однако пока что никто не писал о том, что это требование было применено на практике.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев