Отмена обязательного техосмотра для покупки ОСАГО с 22 августа 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье речь пойдет о новом Федеральном законе, связанном со страхованием ОСАГО. Указанный документ вступает в силу 22 августа 2021 года и начиная с этой даты для автовладельцев появятся 2 важных нововведения:
- для покупки ОСАГО не будет требоваться техосмотр;
- на рынке ОСАГО появятся иностранные страховые компании.
Рассмотрим данные изменения подробнее:
- Информация о нормативном документе.
- Отмена предоставления диагностической карты для ОСАГО.
- Для чего нужно проходить техосмотр с 22 августа 2021 года?
- Отмена предоставления техосмотра для иностранных автомобилей.
- Отмена ОСАГО для следования к пункту техосмотра.
- Допуск иностранных страховых компаний к продаже ОСАГО.
- Требования к иностранным страховщикам.
- Увеличение сроков на осмотр ТС после ДТП.
Информация о нормативном документе
2021.07.05 Федеральный закон от 02.07.2021 № 343-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 2 июля 2021 года.
Документ вступает в силу с 22 августа 2021 года.
Отмена предоставления диагностической карты для ОСАГО
3. Для заключения договора обязательного страхования владелец транспортного средства представляет страховщику следующие документы:
...
е) информация о диагностической карте, содержащей сведения о соответствии транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств (за исключением случаев, если в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств транспортное средство не подлежит техническому осмотру или его проведение не требуется, либо порядок и периодичность проведения технического осмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации, либо периодичность проведения технического осмотра такого транспортного средства составляет шесть месяцев, а также случаев, предусмотренных пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона), либо свидетельство о прохождении технического осмотра в отношении тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин (за исключением случаев, если нормативными правовыми актами в области технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин проведение технического осмотра таких машин не требуется);
Итак, отмена подпункта е пункта 3 статьи 15 закона "Об ОСАГО" ведет к тому, что страховые компании больше не будут проверять наличие диагностической карты при покупке ОСАГО. То есть купить ОСАГО можно будет в том числе и на автомобиль, который не прошел техосмотр.
Напомню, что при регистрации автомобиля в ГИБДД наличие техосмотра также не проверяют.
Однако это не означает, что техосмотр не нужно будет проходить вовсе.
Для чего нужно проходить техосмотр с 22 августа 2021 года?
Существуют 2 причины для прохождения техосмотра:
1. Регрессное требование страховой компании в случае ДТП. Если автомобиль, водитель которого не прошел техосмотр, станет виновником ДТП из-за технической неисправности, то страховая компания сможет предъявить регресс к водителю такого автомобиля. То есть, в описанной ситуации страховка просто "не будет работать" и платить за ущерб, причиненный другим участникам движения, придется самостоятельно.
Например, если у автомобиля откажут тормоза и он врежется в фонарный столб, то ситуация будет развиваться так. Сначала страховая по ОСАГО оплатит владельцу столба причиненный ущерб (установит новый столб). Затем страховая компания предложит водителю вернуть уплаченные деньги.
Если в аналогичной ситуации у водителя будет пройден техосмотр, то установка нового столба пройдет по ОСАГО. То есть водителю платить не придется.
2. Новый штраф в размере 2 000 рублей за отсутствие техосмотра. Штраф будет введен только с 1 марта 2022 года.
Таким образом, после 22 августа 2021 года водитель без техосмотра рискует только регрессным требованием в случае ДТП, а с 1 марта 2022 года также будут возможны и новые штрафы ГИБДД.
Примечание. C 30 декабря 2021 года личные легковые автомобили категории B освобождены от прохождения технического осмотра.
Отмена предоставления техосмотра для иностранных автомобилей
5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи, а также один из документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 настоящей статьи, или документ о проведении технического осмотра, выданный в иностранном государстве и признаваемый в Российской Федерации в соответствии с международным договором Российской Федерации.
5. При заключении договора обязательного страхования владелец транспортного средства, зарегистрированного в иностранном государстве и временно используемого на территории Российской Федерации, представляет документы, предусмотренные подпунктами "б", "г", "д" пункта 3 настоящей статьи.
Аналогичное изменение вводится и для владельцев иностранных автомобилей. Они также смогут приобрести ОСАГО без прохождения техосмотра.
Отмена ОСАГО для следования к пункту техосмотра
Следующее изменение вносится в пункт 3 статьи 10 закона "Об обязательном страховании транспортных средств":
3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок в случае:
а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;
б) следования к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства при отсутствии документов, указанных в подпункте "е" пункта 3 статьи 15 настоящего Федерального закона.
3. Владелец транспортного средства вправе заключить договор обязательного страхования на не превышающий 20 дней срок в случае:
а) приобретения транспортного средства (покупки, наследования, принятия в дар и тому подобного) для следования к месту регистрации транспортного средства. При этом владелец транспортного средства до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, обязан заключить договор обязательного страхования на один год в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи;
Из данного пункта исключена возможность купить временное ОСАГО на 20 дней для следования к пункту технического осмотра. Напомню, что этот вариант был предусмотрен на тот случай, когда у водителя одновременно закончились и ОСАГО, и техосмотр. Водитель мог купить временное ОСАГО, с ним доехать до пункта техосмотра, а уж затем купить постоянную страховку на год.
В пункте 3 осталась возможность купить временное ОСАГО только для следования к месту регистрации транспортного средства. Однако ситуация, в которой это могло бы понадобиться, совершенно непонятна. Водитель может сразу же купить постоянную страховку на год и на ее основании доехать до подразделения ГИБДД для регистрации автомобиля. В пересчете на 1 день действия страховки этот вариант будет гораздо дешевле.
Если у Вас есть предположения, для чего на практике может потребоваться временная страховка на 20 дней, напишите об этом в комментариях к данной статье.
Допуск иностранных страховых компаний к продаже ОСАГО
Еще одно интересное изменение заключается в том, что с 22 августа 2021 года продавать ОСАГО смогут не только российские, но и иностранные страховые компании. Соответствующее изменение внесено в статью 1 закона "Об ОСАГО":
страховщик - страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
страховщик - страховая организация и иностранная страховая организация, которая вправе осуществлять обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств в соответствии с разрешением (лицензией), выданным в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
Данный пункт говорит лишь о том, что иностранные страховые компании будут допущены к продаже ОСАГО на территории России.
На первый взгляд может показаться, что это приведет к тому, что на рынке появятся иностранные фирмы-однодневки, которые будут собирать деньги за ОСАГО, а за ремонт после ДТП платить не будут. Однако это исключено, т.к. для страховых компаний вводятся довольно серьезные требования.
Требования к иностранным страховщикам
Рассмотрим новый абзац пункта 3 статьи 21 закона "Об ОСАГО":
Необходимым требованием к иностранной страховой организации, обращающейся за разрешением (лицензией) на осуществление обязательного страхования, является наличие у нее не менее чем пятилетнего опыта осуществления операций по страхованию транспортных средств или гражданской ответственности их владельцев в государстве (на территории), где зарегистрирована иностранная страховая организация, а также не менее чем пятилетнего опыта осуществления указанных операций через филиалы в иных государствах (на иных территориях), чем государство (территория) - член Всемирной торговой организации, где зарегистрирована иностранная страховая организация.
Иностранная страховая компания, которая хочет продавать ОСАГО, должна иметь довольно серьезный опыт по страхованию автомобилей:
- не меньше 5 лет в своем государстве;
- не меньше 5 лет в других государствах.
Таким образом, "фирмы-однодневки" к страхованию по ОСАГО допускаться не будут.
Увеличение сроков на осмотр ТС после ДТП
Рассмотрим пункт 11 статьи 12 закона "Об обязательном страховании транспортных средств":
11. Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.
11. Страховщик обязан осмотреть поврежденное транспортное средство, иное имущество или его остатки и (или) организовать их независимую техническую экспертизу, независимую экспертизу (оценку) в срок не более чем пять рабочих дней со дня поступления заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков с приложенными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования для осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), и ознакомить потерпевшего с результатами осмотра и независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), если иные сроки не определены правилами обязательного страхования или не согласованы страховщиком с потерпевшим. Независимая техническая экспертиза или независимая экспертиза (оценка) организуется страховщиком в случае обнаружения противоречий между потерпевшим и страховщиком, касающихся характера и перечня видимых повреждений имущества и (или) обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия.
На осмотр поврежденного в ДТП транспортного средства страховой компании отводятся 5 рабочих дней. При этом до 22 августа 2021 года есть лишь одна ситуация, когда этот срок может быть увеличен. Речь идет о том, что страховая компания договорилась с водителем об увеличении сроков.
Например, это может потребоваться, если в ближайшие 5 дней водитель не может предоставить автомобиль на осмотр.
С 22 августа 2021 года будет введено и еще одно новое условие. Если в правилах обязательного страховая (нормативном документе, утвержденном Центральным Банком РФ) будут установлены иные сроки, то осмотр нужно будет провести в эти сроки.
Соответствующие изменения в правила ОСАГО внесены 29 августа 2021 года. Суть их сводится к тому, что если водитель подает в страховую неполный комплект документов, то срок осмотра автомобиля увеличивается до 15 рабочих дней.
Подведем итоги данной статьи:
1. С 22 августа 2021 года будет отменена обязанность по прохождению техосмотра перед покупкой ОСАГО. То есть, ОСАГО можно будет купить и без техосмотра.
2. Техосмотр все равно придется проходить, т.к. в противном случае водителю грозит регрессное требование за отсутствие техосмотра и штраф ГИБДД (с 1 марта 2022 года).
3. Иностранные страховые компании будут допущены к продаже страховок ОСАГО. Будем надеяться, что повышение конкуренции в данной сфере приведет к снижению стоимости страховки для водителей.
Удачи на дорогах!
"ТО все равно придется проходить" - имеется в виду такое ТО, при котором формируется диагностическая карта, загружаемая в общую информационную систему?
Спасибо за разъяснения!
Но получается с 1 марта 2022 года нужно будет иметь два документа? ОСАГО и диагностическую карту.
Иван-283, под "ТО" обычно подразумевают техническое обслуживание автомобиля (замену масла, свечей, фильтров и т.п.).
В статье речь идет не про ТО, а про техосмотр, на котором проверяют работоспособность систем автомобиля. В результате техосмотра формируется диагностическая карта.
Удачи на дорогах!
Павел-223, Вы имеете в виду, иметь при себе в автомобиле?
На текущий момент обязанность по предъявлению диагностической карты в нормативных документах (в правилах дорожного движения) не прописана. Да и сами диагностические карты формируются в электронном виде.
Штраф будет наложен в том случае, если техосмотр не пройден, а проверить это можно через ЕАИСТО (через базу данных).
Удачи на дорогах!
А точно страховые могут предъявить регресс на личное авто если истек срок диагностической карты, в законе же только про легковые такси и т.п. прописано. И в КоАП пока только за это штраф. Тогда получается депутаты подставили водителей ?
Олег-53, изменение законодательства про регресс при отсутствии техосмотра рассмотрено в этой статье.
Получается, что водитель, который не пройдет предусмотренный законодательством техосмотр и не будет следить за техническим состоянием автомобиля, подставит себя сам.
Удачи на дорогах!
Остаётся непонятным вопрос о том, как собираются доказывать, что причиной ДТП стала неисправность автомобиля, а не то, что водитель просчёлкал лицом, залипая в телефон или ковыряясь в настройках магнитолы/кондиционера.
Решили отсутствие диагностической карты приравнять к неисправности, априори?!
Денис-246, сложно сказать, как это будет происходить на практике. Регрессное требование при отсутствии техосмотра действует с 1 марта 2021 года, однако пока что никто не писал о том, что это требование было применено на практике.
Удачи на дорогах!
Зачастую пишут про регрессные требования от СК к виновнику в ДТП при отсутствии ТО. Вы пишите важную оговорку согласно ст14 закона об Осаго, где говориться, что эти требования предьявляются в случае если ДТП произошло по вине неисправного ТС