Почему не имеет смысла превышать скорость?
Добрый день, уважаемый читатель.
Скорость движения - один из самых существенных факторов, влияющих на тяжесть дорожно-транспортных происшествий. Чем выше скорость автомобиля перед ДТП, тем тяжелее последствия аварии.
Однако некоторые водители хоть и понимают данный факт, все равно продолжают превышать скорость. Оправдывают они это, как правило, тем, что им приходится все время куда-то спешить. При этом подразумевается, что превышение скорости дает существенный выигрыш во времени.
В этой статье будет рассмотрено несколько примеров, показывающих, что превышение скорости в лучшем для водителя случае дает очень маленький выигрыш во времени, а в худшем - увеличивает время прохождения участка дороги. Приступим.
В этой статье я хочу рассмотреть 2 типичных примера: движение по загородной трассе и движение в городе.
Выигрыш от превышения скорости за городом
Итак, в качестве типичного загородного участка я возьму участок федеральной трассы М5 Урал от окружной города Рязани до окружной города Москвы. Рассматриваемый участок Вы можете посмотреть на Яндекс картах.
Краткое описание рассматриваемого участка:
1. Дорога практически на всем протяжении имеет ширину от двух до четырых полос.
2. Качество дорожного покрытия хорошее и позволяет безопасно и комфортно ехать со скоростью 90 км/ч на всем протяжении дороги.
3. Дорога проходит через несколько населенных пунктов, на ней установлено несколько светофоров.
Итак, рассчитаем время прохождения участка трассы М5 Урал (171 км) при соблюдении требований ПДД:
1. На данном участке федеральной трассы расположен 21 населенный пункт. Длина дороги в населенных пунктах 44 км. Время затраченное на прохождение населенных пунктов:
t1 = 44 / 60 = 0,74 часа.
2. Автомобиль не может мгновенно замедлиться перед населенным пунктом и мгновенно разогнаться после его окончания. Если на каждое замедление и разгон уйдет по 100 метров, то в общем время прохождения увеличится на:
t2 = 4 / 75 = 0,04 часа.
(20 разгонов и 20 торможений, средняя скорость при которых 75 км/ч).
3. Остальную часть трассы в идеальных условиях можно проехать на скорости 90 км/ч:
t3 = 123/90 = 1,37 часа.
4. Существенную часть в общее время прохождения данного участка вкладывают ремонтные работы, светофоры и пробки. Обычно на М5 попадаются не меньше 3-х мест с ремонтом, 4-5 заторов. На дороге установлены 16 светофорных объектов. Пусть дополнительное время, затраченное в данном пункте tдоп = 1 час. Замечу, что на практике время tдоп вполне может достигать и нескольких часов. Все зависит от погодных условий, количества ДТП и количества ремонтных работ.
Общее время прохождения без нарушения ПДД, рассчитанное теоретически:
t = 0,74 + 0,04 + 1,37 + 1 = 3,15 часа (3 часа 9 минут).
На практике путь занимает чуть больше времени.
Давайте рассмотри, какой выигрыш во времени даст превышение скорости на данном участке. В населенных пунктах превышать скорость не будем, это чрезвычайно опасно. Поэтому на пункты 1 и 2 мы повлиять не сможем. Пункт 4 также от водителя не зависит. Остается лишь возможность превышения скорости вне населенных пунктов.
Для того, чтобы получить общий выигрыш времени 15 минут (четверть часа), водителю потребуется ехать со скоростью
V1 = 123/(1,37-0,25) = 110 км/ч.
Для общего выигрыша в пол часа (30 минут) нужно ехать со скростью
V2 = 123/(1,37-0,5) = 142 км/ч.
Это значительное превышение скорости, за которое можно получить крупный штраф за превышение скорости.
Для общего выигрыша в 45 минут нужно ехать со скростью
V3 = 123/(1,37-0,75) = 199 км/ч.
Такую скорость развивать просто опасно, т.к. на нее не рассчитаны ни российские дороги, ни большинство эксплуатируемых автомобилей.
Выводы: При общей длительности пути в 3 часа 9 минут превышение скорости позволит Вам сэкономить всего лишь от 15 до 30 минут. Стоит оно того или нет - решать Вам.
Отмечу, что при расчетах не учитывались другие автомобили, которые водителю придется обогнать при попытке сэкономить время. Они также будут увеличивать общее время прохождения участка.
Выигрыш от превышения скорости в городе
Рассмотрим второй пример - превышение скорости в городе. Особенность движения в городе состоит в том, что автомобили лишь непродолжительное время могут сохранять максимальную разрешенную скорость движения, а все оставшееся время проводят либо на светофорах, либо в пробках.
Для примера я возьму типичный маршрут в г. Рязани (из центра города в один из спальных районов). Длина маршрута - 9 км. При средней загруженности улиц время прохождения маршрута 30-40 минут. При этом приблизительно две трети пути водитель может ехать с максимально разрешенной скоростью.
Т.е. все время прохождения складывается из:
1. Времени движения с максимальной скоростью (6 км). t1 = 6 /60 = 0,1 часа (6 минут).
2. Времени стояния на светофорах и пробках (3 км). t2 = 30 - 6 = 24 минуты.
Обратите внимание, что на вторую часть водитель путем превышения скорости повлиять не может.
Рассмотрим, какой выигрыш во времени даст превышение скорости:
На 20 км/ч: t = 6/80 = 0,075 (4,5 минуты). Общее время 28,5 минут, выигрыш - 1,5 минуты.
На 40 км/ч: t = 6/100 = 0,06 (3,6 минуты). Общее время 27,6 минут, выигрыш - 2,4 минуты.
На 60 км/ч: t = 6/120 = 0,05 (3 минуты). Общее время 27 минут, выигрыш - 3 минуты.
Выводы: Превысив максимальную скорость на 60 км/ч (в 2 раза), водитель получит экономию времени 3 минуты при общем времени пути 30 минут.
На мой взгляд, превышение скорости в населенном пункте бессмысленно и себя не оправдывает. Ну а Вы для себя выводы сделайте сами.
Превышение скорости увеличивает время в пути
Рассмотрим еще один интересный пример. Суть его в том, что в некоторых случаях превышение скорости на 10-20 км/ч увеличивает общее время в пути.
Итак, ситуация. На светофоре пред стоп линией в двух рядах стоят автомобили (А и В). При этом автомобиль А после включения зеленого сигнала светофора разгоняется до 80 км/ч, а автомобиль В до 60 км/ч. На первый взгляд автомобиль А "выходит в лидеры". Однако не будем делать поспешных выводов.
Режимы работы светофорных объектов рассчитаны на то, что автомобили движутся с максимальной скоростью 60 км/ч. Поэтому когда автомобиль А подъедет к следующему светофору он будет вынужден остановится, т.к. светофор еще будет гореть красным. Когда же к светофору подъедет автомобиль В, придет время зеленого сигнала.
Т.е. автомобиль В сможет не замедляясь проехать светофор, а автомобилю А придется заново набирать скорость.
Вы можете самостоятельно проверить данный пример, это довольно просто.
Ну а напоследок хочу рассказать о небольшом эксперименте. По типичному городскому маршруту "спальный район - центр" я проехал с максимальной скоростью 50 км/ч и не проиграл во времени. На практике меня постоянно обгоняли другие автомобили, однако каждый следующий красный светофор "уравнивал шансы". Поэтому автомобили, которые стартовали рядом друг с другом, в итоге приехали к финишу примерно одновременно.
Это еще один довод в пользу того, что максимальная скорость движения в городе не имеет практически никакого значения. А зачем нарушать правила и рисковать, если все равно быстрее не доедешь?
Удачи на дорогах!
Полностью со всём согласен.
Но есть и другой фактор к сожалению.
Очень большое количество превышающих.
И например в городе действительно они уже стоят на красном, а не превышающий успел бы нормально проехать. Но всю дорогу забили теперь, кто превышал.
а не превышающий успел бы нормально проехать.
Откуда такой вывод? Он бы также стоял. Но не за обогнавшими его перед этим "превышающими", а за "непревышающими", которые из-за этого непревышения не успели проехать на предыдущий зеленый.
Типичная ситуация в городе - пять минут ехать и полчаса стоять в пробке. А пробка из-за ДТП на 2 из 3-х полос. С тем же успехом можно сказать, что если бы "ускорился", то проскочил бы до того, как произошло ДТП, а значит, вообще не стоял бы эти полчаса. И какая-то нелепая "типичная ситуация на загородной трассе", когда "превышаешь", только на суперкоротких кусочках между деревнями. А если и в деревне ехать +19,9?. То это будет +19,9 к средней скорости на весь маршрут. пускай средняя скорость без превышений будет 70. Если маршрут по трассе 420 км (как у меня до моей дачи), то это будет 450/70 = 6 часов. А если везде плюсануть +19,9 км/ч, то средняя будет 90 и 5 часов. Много это или мало - сэкономить час по дороге на дачу?
Вопрос безопасности в данном случае опущен.
то это будет 450/70 = 6 часов.
сначала опечатался (надо было писать: 420/70 = 6 часов), а потом уже эти неправильные 450 делил на 90.
Правильно будет 420 / 90 = 4 часа 40 минут и экономия не час, а 1 час 20 минут.
Mishutka, превышение скорости на 20 км/ч увеличит среднюю скорость прохождения маршрута на 20 км/ч только в том случае, если на всем протяжении маршрута Вам не попадется ни одного светофора, пробки или ремонта. Если у Вас именно такой участок, то экономия, действительно, окажется больше.
Если же взять обычный участок дороги и исходить из того, что треть времени пути затрачивается на пробки, светофоры, ремонты, заправки, перекусы, то для прохождения одного и того же маршрута с предложенным Вами временем (360 минут и 280 минут) потребуется средняя скорость, различающаяся в 1,5 раза.
То есть, если в первом случае средняя скорость (кроме мест с пробками, светофорами и ремонтами) равна 70 км/ч, то во втором она равна - 105 км/ч.
Суть в том, что в идеальных условиях Вы можете получить экономию времени 20%, а в реальных эта экономия будет тем меньше, чем больше будет незапланированных замедлений. А таких замедлений на российских дорогах предостаточно. За исключением платных дорог, но такие, к сожалению, есть не везде.
Удачи на дорогах!
Максим,
Двадцать стояний перед светофорами по 2 минуты или 2 часа перед поваленным поперек дороги дубом в ожидании крана и мужиков с бензопилами и т.п. - может быть безболезненно исключено из "модели" расчета средней скорости, а включено просто в виде некоего постоянного слагаемого Тпоездки =Раст/Vср + Т простоя, так как в статье предполагается, что от скорости движения не зависит. И экономию рассматривать именно в "езде".
А то очень удобно прятать за какими-то гигантскими простоями "нецелесообразность ускориться". Причем ценность сэкономленного времени оценивается в статье исключительно в % от общего времени с момента первого поворота ключа зажигания в пункте отправления, хотя это не так. Например, при возвращении с работы каждая минута на вес золота, так как все места у дома будут заняты и придется бросать машину черти-где, потратив полчаса времени на поиск, куда приткнуться и потом 15 минут пешком топать до дома и ещё 15 минут следующим утром...
Типа "если твою фуру неделю продержали на Польско-Белорусской границе, то какой смысл потом ускоряться на трассе, чтобы сэкономить час и успеть на склад до закрытия. Ну, поспишь в машине ещё десяток часов - какие пустяки и час, и десять на фоне недельной задержки.
Глупость экономии при выполнении 6-минутной поездки за 5 минут (если речь не о попытке догнать уходящий поезд) настолько очевидна, что не стоит такой простыни с доказательствами. Как говорили в СССР - не надо меня агитировать за Советскую власть.
А вот выполнение 6 часовой поездки за 5 часов - это уже повод обратить внимание на возможность экономии.
Например, езда по трассам - это езда "Из Питера до Москвы", с семьей на юга, из деревни в райцентр. Например, у меня от дачи до одного райцентра ровно 1 светофор и 1 мин стояния (если очень не повезет) на 30 минут езды в одну сторону. А если нужен магазин получше, то надо ехать в райцентр другой - час езды в один конец и ни одного светофора. Где эти трассы, по которым куда-то надо ехать, большую часть времени стоя на светофорах? Даже от Питера до каких-нибудь Крестцов по М-10, где какая-то деревня через каждые пару километров, светофоров по пальцам одной руки, которые влияют на время поездки на уровне погрешности, так как из них красным будет 1 или 2 со "стоянием" по паре минут на каждом (если не вляпаться, в какой-нибудь апокалипсис, когда накладывается "час пик" и перевернувшаяся фура. Только успевай скорость менять 90-60-90 или 110-80-110. И "эффект" более чем заметен.