Особенности национального обгона

Плакат Двойной обгон запрещен

Думаю, вряд ли кто-либо станет оспаривать тот факт, что обгон является самым опасным маневром на дороге.

Уж ежели фильм, собранный из записей видеорегистраторов российских водителей при обгоне, попал несколько лет назад в шорт-лист претендентов на "Оскар", то это говорит само за себя.

Правда, слава эта весьма сомнительного свойства, поэтому обойти эту тему вниманием никак невозможно.

Особенно пикантным этот раздел нашего законодательства выглядит ещё и в связи с тем, что помимо чисто юридических моментов здесь присутствует явный оттенок лингвистики. Впрочем, тут я согласен с В.С. Черномырдиным, одна из бессмертных фраз которого звучала так: "У меня к русскому языку вопросов нет". Вопросы есть к тем, кто этим "великим и могучим" языком пользуется.

Содержание статьи:

Обгон в законодательстве СССР и России

Итак, что же такое обгон? Странный вопрос, подумает читатель: открой ПДД, да прочти. Однако автор "открывает ПДД" уже более полувека — водительское удостоверение он получил ещё "до Венской конвенции", в 1966 году.

Если посмотреть, как менялось понятие обгона за эти годы, то обнаруживается удивительная картина. Менялось оно и в РФ, и до её образования — в СССР, поэтому позволю себе перечислить все эти перемены в разных редакциях Правил. Итак, что мы видим?

1960 год, "Правила движения по улицам и дорогам Союза ССР". Определение обгона дано лишь в примечании к пункту 60:

Обгоном считается маневр, связанный с выездом из занимаемого ряда.

Можно подумать, что речь идёт о перестроении, однако из контекста этого пункта ясно, что под маневром здесь имелось в виду то, что в терминах нынешней редакции ПДД РФ может быть квалифицировано как "перестроение с последующим опережением".

1972 год (действовали с 1 января 1973 года). Эта редакция примечательна тем, что она была принята после ратификации СССР Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года. Согласно этой редакции, под обгоном понимается:

опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемого ряда. При этом движение транспортных средств одного ряда с большей скоростью, чем транспортных средств соседнего ряда, не рассматривается как обгон

1987 год. В редакции ПДД, действовавшей с 1 июня 1980 года, понятие обгона не изменилось. Изменилось оно, причём самым радикальным образом, в 1987 году, когда обгоном стало считаться

опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Это была последняя редакция бывшего СССР, далее речь пойдёт уже о Правилах Российской Федерации.

1993 год.

"Обгон" - опережение движущегося транспортного средства, связанное с выездом из занимаемой полосы.

Как видим, в ПДД вновь образованной Российской Федерации вернулись к понятию обгона, принятому в СССР после ратификации Венской конвенции, разве что "ряд" заменили на "полосу".

К слову, многие водители считают понятия "ряд" и "полоса движения" синонимами, хотя это не так. В одной полосе могут находиться транспортные средства (например, мотоциклы без коляски или велосипеды), образующие два ряда. Полоса движения — это часть дороги, а ряды образуют находящиеся на этой дороге транспортные средства, и в общем случае количество полос и рядов может быть разным.

2010 год. Последнее изменение понятия "обгон" произошло в 2010 году, и теперь формулировка слово в слово повторяет редакцию ПДД СССР от 1987 года, приведённую выше. Не случись этого события, не было бы и этой статьи. В чём же причина?

Обгон в Венской конвенции о дорожном движении

Понятно, что когда речь идёт о правовом регулировании такого процесса, в котором ежегодно гибнут тысячи людей, то слова — это уже не просто слова. Если одно из ключевых понятий в дорожном движении радикально меняют, потом возвращают прежнее, а спустя некоторое время делают ещё один оборот назад, то хочется верить, что в этой эквилибристике есть какой-то положительный смысл.

К сожалению, авторы этих поправок обычно не объясняют своих решений, а с высоких трибун мы слышим либо слова о том, что так будет лучше, но без какого-либо обоснования. Либо же нам говорят, что "так в Европе". Поскольку показания смертности в той самой Европе, как правило, в разы отличаются от российских в лучшую сторону, есть смысл посмотреть, как же обстоят дела с обгоном там.

Начать, конечно, следует с того, как понимает обгон Венская конвенция о дорожном движении. Думаю, читатель сильно удивится, если услышит, что определение этого понятия в Конвенции отсутствует. Так обычно поступают, когда речь идёт об общеизвестных терминах, исключающих двоякое понимание.

Соответствующая теме статья 11 Конвенции называется "Обгон и движение в рядах". Если сравнить это с заглавием главы 11 ПДД РФ в актуальной редакции "Обгон, опережение, встречный разъезд", то нельзя не обратить внимание, что Правила РФ различают понятия "обгон" и "опережение". Определение обгона дано выше, а определение опережения появилось только в последней редакции 2010 года:

"Опережение" - движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Можно долго вчитываться в довольно тяжёлый для восприятия текст Конвенции, чтобы понять причину такого расхождения, однако можно поступить проще. Если сравнить текст Конвенции на разных языках, то легко убедиться, что, по крайней мере в английском, французском и немецком вариантах под обгоном понимается именно то, что у нас названо "опережением".

Различные по смыслу в ПДД РФ понятия там просто-напросто обозначаются одним и тем же словом: dépassement (фр.), overtaking (англ.) и Überholen (нем.) Опережать (в физическом смысле этого слова) можно как слева, так и справа, как с перестроением в соседнюю полосу, так и без него, и всё это называется одним словом: обгон.

Так же написан текст и на русском языке, а термин "опережение" встречается в статье 11 только единожды — в пп. "b" п. 11 статьи 11, где речь идёт о маневре, который в смысле Конвенции обгоном не является. В этом же пункте на других языках "обгон" назван так же, как и во всём тексте, указанными выше словами, а вместо термина "опережение" применены слова, которые можно перевести на русский как "маневр" или "действия водителя", то есть понятиями более широкого значения. Очевидно, что здесь имеет место казус перевода, а не различия в юридическом смысле текста.

Чтобы читатель не упрекнул меня в предвзятости или, паче чаяния, в неправильном истолковании текста Конвенции, сошлюсь на Решение Верховного Суда РФ от 29 октября 2013 г. N АКПИ13-696. Там, в частности, сказано:

… в Конвенции отсутствует определение термина "обгон", тождественное данному в пункте 1.2 Правил. Из системного анализа статьи 11, а также иных норм Конвенции (пункт 6 статьи 13, пункт 1 статьи 28, пункт 2 статьи 29, пункт 3 статьи 32, пункт 4 статьи 34) видно, что Конвенция трактует понятие "обгон" расширительно, включая в него как опережение, осуществляемое по полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения, так и аналогичный маневр, выполняемый в пределах стороны проезжей части, предназначенной для движения в том же направлении.

Как видим, Верховный суд относительно понятия "обгон" пришёл к такому же выводу. Что касается остального в этом решении, то обсуждать это в контексте статьи автор не видит смысла по той же причине, по какой В.С. Черномырдин не видел смысла предъявлять претензии к русскому языку. Верховный суд — он же Верховный, это последняя инстанция, да и ПДД не он пишет.

Поэтому посмотрим на ситуацию с точки зрения водителя — что для него означает это "расширительное" толкование понятия "обгон" в Конвенции, а если ближе к теме, то рестриктивное (ограничительное) толкование этого термина в действующей редакции ПДД РФ.

Как выше уже было упомянуто, Конвенция тоже не любое опережение считает обгоном, есть исключения. Для особо любознательных отмечу, что есть две редакции статьи 11. Одна содержится в тексте самой Венской Конвенции, а вторая — в Приложении к дополняющему её Европейскому соглашению, заключённом в городе Женева 01.05.1971 г. Правда, это Приложение носит рекомендательный характер.

Чтобы не перегружать читателя юридической казуистикой, изложу это своими словами. Конвенция разрешает опережение справа, если дорога имеет не менее двух попутных полос для движения в населённых пунктах и не менее трёх полос за пределами населённых пунктов, обозначенных разметкой. Такое опережение не считается обгоном, хотя и называется тем же самым словом.

Европейское соглашение вводит более жёсткие ограничения: разрешает двигаться быстрее соседей только при интенсивном движении, когда заняты все полосы и транспортные средства в каждом ряду вынуждены поддерживать одинаковую скорость, однако запрещает даже это на автомагистралях и других дорогах с разрешённой скоростью более 80 км/ч и перед пешеходными переходами.

В населённых пунктах, где водители могут использовать наиболее удобную для них полосу движения, не считается обгоном опережение транспортных средств, совершающих маневр правого или левого поворота, остановки или стоянки, а также находящихся на полосе справа от водителя.

Здесь я скажу шёпотом, что Венская конвенция согласно российскому законодательству имеет более высокую юридическую силу, чем национальные Правила дорожного движения… Однако водители в лучшем случае слышали об этой Конвенции, а руководствуются-то они ПДД. Должны, во всяком случае. Поэтому спустимся с высот международного права на нашу грешную землю и посмотрим, что это означает на практике.

Во-первых, в обозримом периоде ПДД как СССР, так и РФ никогда не рассматривали простое опережение без перестроения в соседнюю полосу или ряд как обгон. Пункт 11.5 действующих ПДД РФ регламентирует опережение лишь перед пешеходными переходами:

11.5. Опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 Правил.

14.2. Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость. Продолжать движение разрешено с учетом требований пункта 14.1 Правил.

За исключением этого момента ПДД никогда не запрещали опережение как справа, так и слева, на любых дорогах. Что касается "опережения с перестроением", то есть с выездом из занимаемой полосы или ряда, то за исключением нескольких последних лет существования в СССР этот маневр квалифицировался как обгон. Соответственно этому обгон разрешался лишь слева, за исключением транспортных средств, выполняющих маневр левого поворота.

Запрещался также так называемый "двойной обгон", то есть обгон обгоняющего. За такие нарушения были предусмотрены наказания. Существовало даже такое понятие, как "обгон на перекрёстке с круговым движением", где встречное движение в принципе отсутствует.

Двойной обгон запрещен

Двойной обгон считался едва ли не преступлением века, об его недопустимости писали даже на спичечных коробках, которые в СССР активно использовались в качестве средства агитации и пропаганды.

Автор не в состоянии объяснить логику Правительства, которое в 2010 году изменило понятие обгона, особенно с учётом того, что это уже было сделано в 1986-м, но от этого отказались в 1993 м. О Венской конвенции, судя по всему, даже не вспомнили. Исчезли такие понятия, как "двойной обгон" и "обгон справа".

Можно было бы предположить, что тем самым хотели подчеркнуть особую опасность обгона по встречке, но это уже и без того было урегулировано КоАП, где наказания за нарушение правил обгона без выезда на сторону встречного движения (статья 12.15 часть 1) и с выездом (12.15 часть 4) существенно различались. В первом случае КоАП предусматривал лишь минимальный штраф, во втором — лишение права управления на срок от 4 до 6 месяцев.

Фактически поправками были декриминализованы любые опережения на попутных полосах движения. Кого-то это сильно обрадовало, и на многополосных дорогах сразу появились "шашечники" и "вышивальщики" — в России то, что не запрещено, является едва ли не обязательным.

Наказание за нарушение правил обгона как таковое тоже перестало существовать, теперь это квалифицируется исключительно как "выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения". Иными словами, на встречку нельзя, всё остальное — можно.

Хотя память о том, что существует "двойной обгон", осталась, поэтому появились толкователи, которые стали искать его там, где его отродясь не было. Например, что двойной обгон — это обгон сразу двух и более транспортных средств. К слову, именно такое заблуждение побудило обратиться в Верховный суд истца в упомянутом выше деле. Либо же это так называемый "обгон паровозиком", когда его осуществляют сразу несколько транспортных средств. Такие маневры более опасны, но не запрещены.

Здесь наверняка найдутся читатели, которые назовут меня злобным врагом водителей и выдвинут подозрения в аффилированности с ГАИ. Однако статистика — вещь упрямая: около четверти всех ДТП происходят при столкновениях попутных транспортных средств, так что кто враг, а кто друг, зависит от постановки вопроса: чего мы, собственно, хотим? Мы хотим "шашечек" или снизить аварийность?

С момента этой реформы прошло совсем немного времени, как её ошибочность стала очевидной, однако у тех безымянных людей, которые пишут ПДД, заднего хода, как я уже писал в предыдущих статьях, не существует. Вот и появилось в ПДД новое понятие: "опасное вождение". Вождение, вообще-то, по сути своей опасно, поскольку механические транспортные средства являются источниками повышенной опасности.

Если следовать логике авторов поправок, то в Правилах есть пункт 1.5, которым в силу его универсальности можно заменить весь остальной текст:

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

Однако так далеко авторы всё же не зашли, а в ПДД появился абзац, в который "свалили" все нарушения, запретить которые прямо либо не поднялась рука, либо эти запреты существовали, но этими же авторами были отменены. Звучит это как поэма:

опасное вождение, выражающееся в неоднократном совершении одного или совершении нескольких следующих друг за другом действий, заключающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия, несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдении бокового интервала, резком торможении, если такое торможение не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия, препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба.

Всё бы ничего, да только наказания за эту "поэму" до сих пор так и не появилось. И вряд ли оно появится, хотя некоторые особо ретивые законотворцы предлагали ввести аж уголовную ответственность. Причина тому - слишком общие формулировки и отсутствие объективных критериев нарушения, позволяющих привлечь к ответственности.

Обгон в законодательстве Германии

Ну что ж, раз у нас не получается, пойдём учиться "по миру". Ведь очевидно, что суверенной безопасности не бывает: законы физики от страны и людей не зависят, ездим мы по одинаковым дорогам на одинаковых транспортных средствах, физиологически мы тоже, вроде бы, одинаковы. Разные только законы, правила и то, что принято называть менталитетом.

Обратимся к одной из самых передовых стран в области дорожного движения — Германии. Позволю себе не цитировать довольно объёмный раздел ПДД этой страны (Straßenverkehrs-Ordnung, StVO), поскольку он практически повторяет статью 11 Венской конвенции, включая сделанные выше замечания о тождественности понятий "опережение" и "обгон".

Вместо этого приведу более понятные цитаты с сайта Bußgeldkatalog, на котором, как сказано в предисловии к нему, в доступной для неспециалистов форме обобщены наиболее распространенные и наиболее важные нарушения правил дорожного движения с целью сделать политику дорожного движения более прозрачной и устранить неясности, возникающие у граждан.

Мечтой автора является создание подобного ресурса в России — вместо бесчисленных "разъяснений", "блогов" и "задач, где ошибается каждый второй водитель", которые появляются в интернете как грибы после дождя и нередко содержат откровенный бред с целью возбудить нездоровый интерес и набрать тем самым популярности.

Итак, Überholen — обгон, он же опережение (перевод автора).

В процессе обгона следует учесть ряд условий. Прежде всего, ширина полосы должна оставлять достаточно места для выполнения такого маневра. Особое внимание необходимо обратить на встречное движение, откуда исходит опасность. Обгон должен занимать минимум времени, поэтому водителю следует разгонять своё транспортное средство с максимальным ускорением. Однако ни обгоняемый, ни другие участники дорожного движения не должны этому препятствовать или создавать опасность иным образом.

Внимание! При обгоне также нельзя превышать максимально разрешённую скорость движения.

Чтобы маневр обгона завершился максимально быстро, участники дорожного движения должны действовать согласованно. Если водитель обгоняемого транспортного средства обнаружил намерение движущегося за ним совершить обгон, он обязан принять максимально вправо и не увеличивать свою скорость движения. Однако обращайте внимание на запрещение обгона — он разрешён не везде. Общий запрет действует на пешеходных переходах и на участках дорог с ограниченной видимостью, запрещено также обгонять (т.е. опережать! — прим. автора) маршрутные и школьные автобусы с включённой аварийной сигнализацией на остановках общественного транспорта. На запрещение обгона указывают также дорожные знаки.

Примечание автора: в 2020 году в ФРГ помимо двух известных в РФ знаков запрещения обгона появился третий, запрещающий обгон автомобилями и мотоциклами с коляской также одноколейных транспортных средств (велосипедов, мотоциклов без коляски и т. п.). Разумеется, об обгоне других транспортных средств в этом случае не может быть и речи.

Знаки, запрещающие обгон в Германии

Термина "одноколейное транспортное средство" явно не хватает в ПДД РФ, хотя он есть, например, в ПДД Республики Беларусь. В ФРГ транспортные средства, не относящиеся к одноколейным, названы многоколейными. При этом в зоне действия знаков запрещения обгона запрещено также и опережение по попутным полосам при их наличии, что может обернуться для российского водителя неприятным сюрпризом.

При обгоне пешеходов, велосипедистов и передвигающихся на электросамокатах обращайте также внимание на необходимость выдерживать достаточный боковой интервал. В населённых пунктах он должен составлять не менее 1.5 м, а вне населённых пунктов — не менее 2 м.

С другой стороны, в ряде случаев разрешён обгон справа. В частности, это допустимо в населённых пунктах на участках дорог, имеющих более одной полосы для попутного движения. Это справедливо также для участков дорог со светофорным регулированием. Обгон трамвая также осуществляется, как правило, справа. Также только справа осуществляется обгон транспортных средств, занявших на центральной полосе положение для поворота налево.

Таблица наказаний за нарушения при обгоне достаточно объёмна, поэтому я не буду её здесь приводить полностью. Отмечу лишь, что в неё включены такие нарушения, как:

  • создание помехи при возвращении на свою полосу (штраф 20 евро);
  • обгон с недостаточным боковым интервалом (30 евро);
  • создание опасности для детей, инвалидов и пожилых (80 евро штрафа + 1 штрафной балл);
  • повышение скорости обгоняемым (30 евро);
  • обгон без существенного превышения скорости относительного обгоняемого (80 евро + 1 штрафной балл);
  • запрещённый обгон справа в населённом пункте (30 евро);
  • то же, если произошло ДТП (35 евро);
  • запрещённый обгон слева или справа за пределами населённых пунктов (100 евро + 1 штрафной балл);
  • то же с созданием аварийной ситуации (120 евро + 1 штрафной балл);
  • то же, если случилось ДТП (145 евро + 1 штрафной балл);
  • обгон на пешеходном переходе (80 евро + 1 штрафной балл);
  • обгон при неясной дорожной ситуации (100 евро + 1 штрафной балл);
  • то же в зоне запрещения обгона (150 евро + 1 штрафной балл);
  • то же в зоне запрещения обгона с созданием аварийной ситуации (250 евро + 2 штрафных балла + лишение права управления на 1 месяц);
  • то же в зоне запрещения обгона, если произошло ДТП (300 евро + 2 штрафных балла + лишение права управления на 1 месяц).

Как выше уже было отмечено, в РФ вместо этого спектра наказаний есть лишь одно — штраф 5000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 месяцев. Если водитель при этом не выехал на полосу встречного движения, то никаких наказаний не предусмотрено.

Обгон в законодательстве США

Теперь обратимся к ещё одной стране — США. Однако, прежде чем анализировать "как там у них", необходимо сделать некоторые пояснения общего характера.

Полагаю, читателю известно, что США не являются участником Венской конвенции о дорожном движении, там иные правила и иные дорожные знаки. Общей является лишь безопасность, о чём уже было сказано выше: суверенной безопасности не существует в природе.

На дорогах РФ часто можно увидеть плакат такого содержания: "Соблюдение ПДД — залог безопасности дорожного движения". По мнению автора, лозунг этот столь же правильный, сколь и бессмысленный. Специалисты в области безопасности утверждают, что даже если все 100 % водителей будут неукоснительно соблюдать Правила, аварийность снизится максимум на 60 %, то есть слово "залог" тут явно неуместно.

Во-первых, на безопасность влияет много факторов, не зависящих от водителя. Во-вторых, рассчитывать на такое поведение водителей — это примерно то же самое, как ожидать наступления коммунизма. Призывать к этому, конечно же, можно, но в реальной жизни надо всё же исходить из реальности.

А реальность, и с этим вряд ли кто-либо будет спорить, такова, что водителей можно условно разделить на два типа. Первые хотят лишь одного — безопасности, у них это заложено в подсознании. Вторые же ориентируются исключительно на наказания и у них если не в сознании, то в подсознании заложен торг с государством: вот за это лишат права управления — я это делать не буду, а вот за то либо вообще не наказывают, либо мне грозит штраф, не имеющий для меня существенного значения. Разве не об этом говорит такая популярность детекторов скорости, что эти приборы стали едва ли не обязательным аксессуаром? А ведь в каждом транспортном средстве есть спидометр…

Так вот, если исходить из этого постулата, то методика подготовка водителей как в России, так и в Германии исходит из того, что все водители относятся ко второму типу. Если слегка сгустить краски, то учат избегать наказаний, вольно или невольно закладывая в подсознание тот самый торг с государством.

Справедливости ради следует отметить, что в европейских странах уже отходят от такой философии. К примеру, в Великобритании кандидаты в водители сдают не два экзамена (теорию и вождение), а три. Третий экзамен представляет собой тестирование на то, что в английском языке звучит как hazard perception (восприятие опасности). В Германии отдельного экзамена не проводится, однако большой блок вопросов на теоретическом экзамене также относится к этой теме. В России этого нет и в помине — будущих водителей учат в лучшем случае "повернуть руль в сторону заноса", вместо того чтобы предотвратить его.

После этого "лирического отступления" вернёмся в США. Там будущих водителей учат не по ПДД, как в России или в Германии (как показано выше, в ФРГ тоже есть понимание, что эти документы пишутся для специалистов), а по учебникам (руководствам). Эти учебники несколько отличаются в разных штатах (в США нет единых Правил федерального уровня), однако их всех объединяет одно: они адресованы исключительно водителям первого типа. О наказаниях там нет ни слова — водитель должен думать не о наказании, а о безопасности. О наказаниях же думают представители власти.

Чтобы не быть голословным, приведу цитату из руководства штата Калифорния, с которой начинается раздел, озаглавленный "Правила, определяющее преимущественное право движения":

Правила, определяющие право преимущественного движения, наряду с вежливостью и здравым смыслом, помогают обеспечивать безопасность дорожного движения. Никогда не рассчитывайте на то, что другие водители предоставят вам преимущественное право проезда. Уступайте дорогу, если это поможет предотвратить столкновение. Важно уважать право преимущественного движения других людей, в особенности пешеходов, мотоциклистов и велосипедистов.

Как видим, в США есть понимание, что соблюдение ПДД — это никакой не залог безопасности, а всего лишь помощник в её обеспечении. Если Правила соблюдаете вы, то наивно полагать, что это сделают и все остальные. И приоритет, оказывается, защищает водителя только от наказания, но никак не гарантирует безопасности, потому что его предоставляют не ПДД, а другие участники дорожного движения. И вообще, его можно подарить из вежливости.

Что же касается здравого смысла, то, по мнению автора, в нём российским водителям авторами ПДД категорически отказано. Государство не доверяет водителям, они отвечают тем же… Вот лишь с учётом этих обстоятельств и есть смысл приводить цитаты из руководства для водителей, к примеру, штата Калифорния:

Обгон

Перед началом обгона

Перед тем как совершить обгон, обратите внимание на дорожные условия и движение впереди, из-за которого другие транспортные средства будут перестраиваться в вашу полосу. Проезжайте, только когда это безопасно.

Необходимо определить, достаточно ли места для обгона, приближаясь к следующим объектам:

  • автомобиль, приближающийся к вам спереди;
  • холм или поворот;
  • перекресток;
  • препятствие на дороге;
  • велосипедист.

Не обгоняйте:

  • при приближении к холму или повороту, если в этой ситуации невозможно увидеть приближающееся навстречу другое транспортное средство;
  • ближе чем за 100 футов (30 м) от перекрестка.

Скорость движения транспортных средств может казаться ниже, чем она есть в действительности. Транспортное средство, которое находится достаточно далеко, как правило, выглядит неподвижным. Фактически если вы видите, как оно приближается к вам, то наверняка уже слишком близко для обгона.

Порядок обгона

Никогда не съезжайте с мощеного или основного участка дороги, а также на обочину для выполнения обгона. Край основного участка может иметь белую линию разметки на дорожном покрытии. Обгонять другие транспортные средства на пересечении дорог, железнодорожных переездах и проездах опасно.

Совершайте обгон транспорта слева. Можно совершить обгон с правой стороны только в следующих случаях.

  • Открытая автомагистраль имеет четкую разметку для двух или более полос движения в вашем направлении.
  • Водитель находящегося впереди транспортного средства поворачивает налево, и вам не нужно съезжать с дороги для обгона. Никогда не совершайте обгон слева, если водитель находящегося впереди транспортного средства подает сигнал поворота налево.
  • На улице с односторонним движением.

Всегда включайте сигнал поворота перед тем, как начать обгон. Вы также можете слегка посигналить или просигнализировать светом фар, чтобы дать понять другому водителю о том, что вы собираетесь совершить обгон. Не начинайте обгон, если не уверены, что у вас достаточно места для того, чтобы вернуться на свою полосу.

Избегайте обгона других транспортных средств, включая мотоциклы и велосипеды, на двухполосной дороге — это опасно. Каждый раз при обгоне вы увеличиваете риск попадания в ДТП. Следует проявлять терпение при обгоне велосипедиста. Снизьте скорость и совершайте обгон, только когда это безопасно, сохраняя по возможности расстояние между вашим транспортным средством и велосипедистом не менее 3 футов (1 м). Не вытесняйте велосипедиста с дороги.

На автомагистрали со скоростью 50–55 миль/ч (80–90 км/ч) для безопасного обгона необходим промежуток в 10–12 секунд до приближающегося транспортного потока. При скорости 55 миль/ч (90 км/ч) за 10–12 секунд вы проедете расстояние более 800 футов (250 м); то же относится и к приближающимся автомобилям. Это означает, что для безопасного обгона вам необходимо более 1600 футов (⅓ мили, 488 м). На расстоянии в ⅓ мили (488 м) или больше сложно увидеть и оценить скорость приближающихся транспортных средств.

Возвращение на свою полосу после обгона

Перед возвращением на свою полосу убедитесь в том, что вы находитесь на безопасном расстоянии от транспортного средства, которое только что обогнали. Один из способов это определить — посмотреть в зеркало заднего вида, расположенное у вас в салоне. Если вы видите обе фары — значит, места для возврата на полосу достаточно. Не рассчитывайте, что у вас хватит времени для обгона нескольких транспортных средств одновременно или что другие водители предоставят вам место.

Обгон вашего транспортного средства

Если другое транспортное средство обгоняет вас или сигнализирует о намерении совершить обгон, вы не должны увеличивать скорость и менять положение своего автомобиля на полосе движения, чтобы другое транспортное средство могло обогнать вас. Не увеличивайте скорость движения и не пытайтесь проехать быстрее, препятствуя обгону.

Как видим, под обгоном в США понимают маневр, аналогичный тому, как он трактовался в РФ до 2010 года, и что теперь называется "перестроением с последующим опережением и возвратом на ранее занимаемую полосу". Этот маневр трактуется как обгон вне зависимости от выезда на полосу встречного движения и включает в себя даже опережение по обочине.

Обратите внимание на рекомендацию избегать обгона на двухполосных дорогах, а ведь согласно ПДД РФ только на таких дорогах и возможен обгон (ПДД РФ разрешают обгон также на дорогах с тремя полосами движения, разделёнными разметкой 1.5, однако это, скорее, ещё один казус Правил, поскольку средняя полоса на таких дорогах не является встречной; впрочем, такие дороги уже стали экзотикой).

Весьма полезной также является подсказка для водителей в РФ, намеревающихся совершить обгон: такое решение следует принимать лишь в случае, если встречное транспортное средство не воспринимается как находящееся в движении. К слову, такая же подсказка есть в ПДД Финляндии.

Завершая эту статью, автор ещё раз выражает недоумение либерализацией регулирования в РФ таких опасных маневров, как обгон и опережение. Даже терминология в этой области у нас своя, "суверенная". Обратите внимание, как в США рекомендуют обгонять (по понятиям РФ — конечно же, опережать) грузовик:

При обгоне не замедляйте движение, находясь параллельно грузовику. Всегда обгоняйте грузовые автомобили слева и после обгона продолжайте двигаться вперед. Не замедляйте движение. В противном случае водителю грузовика сложно, даже невозможно, принять меры во избежание проблем, которые могут возникнуть впереди на дороге.

Если такой простой вещи, как опасность обгона справа, не понимают авторы ПДД, то почему её понимают водители грузовиков, довольно часто помещающие на правой дверце кабины табличку, предупреждающую обгоняющего о том, что он находится в слепой зоне и водитель фуры его не видит?

Табличка о слепой зоне на двери грузовика

Выскажу предположение, что дело просто в том, что авторы ПДД не понесут никакой ответственности, если случится ДТП при обгоне, который они даже и обгоном-то не считают — так, банальное опережение.

Автор статьи: Тимофей Черепанов, преподаватель автошколы, к. т. н.

Автор: Тимофей Черепанов
Обновлено: 15 декабря 2022
Раздел: Интересные факты
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев