Продление программ льготного автокредитования с 10 ноября 2023 года

Добрый день, уважаемый читатель.

Уже более 14 лет (с 2009 года) в России существуют программы льготного автокредитования, которые позволяют некоторым покупателям автомобилей в кредит получить неплохую скидку за счет государства. При этом за прошедшие годы льготные программы многократно изменялись и дополнялись.

В этой статье речь пойдет об очередном обновлении программ, которое начало действовать с 10 ноября 2023 года. Речь идет о том, что действие самих программ в очередной раз продлено. Кроме того, есть и еще несколько интересных нововведений, речь о которых пойдет ниже.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2023.11.24 Постановление Правительства Российской Федерации от 01.11.2023 №1834
"О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2015 г. №364" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 2 ноября 2023 года.

Документ вступил в силу 10 ноября 2023 года.

Категории транспортных средств, на которые выдается льготный автокредит

Первое важное изменение внесено в пункт 2 Правил льготного автокредитования:

"автомобиль" - транспортное средство категории M1, M1G, M2, M2G, N1, N1G, а также электромобиль;

Напомню, что на ПДД Мастер опубликована подробная статья про технические категории транспортных средств. В данном же пункте речь идет о следующих ТС:

  • М1 - легковые автомобили (категория B);
  • N1 - грузовые автомобили до 3,5 тонн (категория B);
  • М2 - автобусы до 5 тонн (категория D);
  • электромобили.

А также о внедорожных модификациях этих транспортных средств (буква G в названии категории).

Напомню, что ранее программы льготного автокредитования говорили лишь о том, что разрешенная максимальная масса транспортного средства не должна превышать 3,5 тонны. И многим казалось, что под это определение попадают только легковые автомобили.

Ограничение в 3,5 тонны осталось в нормативном документе и сейчас. А это означает, например, что льготный автокредит можно получить далеко не на любой автобус категории М2. А только на автобус, разрешенная максимальная масса которого не превышает 3,5 тонны.

Фактически нововведение заключается в том, что в документе прямо прописали допустимые категории транспортных средств. И документ стал более понятным как для водителей, так и для сотрудников банков. Остается надеяться, что данное нововведение позволит получать льготные кредиты на покупку небольших автобусов с минимумом проблем.

Продление программ льготного автокредитования до 2026 года

Рассмотрим еще одно важное нововведение, которое также внесено в пункт 2:

"кредитный договор" - кредитный договор на приобретение автомобиля, выданный в 2018 - 2026 годах физическим лицам на приобретение автомобилей, включающий в себя затраты на уплату первоначального взноса по таким кредитам либо затраты на списание основного долга в размере 20 процентов стоимости автомобиля, либо 25 процентов стоимости автомобиля, приобретаемого на территории Дальневосточного федерального округа, либо 25 процентов (но не более 625 тыс. рублей) стоимости электромобиля, а с 1 октября 2023 г. - 35 процентов (но не более 925 тыс. рублей) стоимости электромобиля, приобретаемых гражданами Российской Федерации, имеющими водительское удостоверение и отвечающими одновременно следующим условиям:

В данном пункте указано, что программы льготного автокредитования не будут завершены в конце 2023 года, как это предполагалось ранее. Они будут продлены по крайней мере до конца 2026 года.

Введение новой программы льготного кредитования "Автомобиль инвалида"

Кроме того, в пункт 2 добавлен еще один новый абзац, который вызывает определенные вопросы. Суть проблемы заключается в том, что новый абзац пункта 2 почти полностью дублирует уже существующий абзац пункта 1 того же самого нормативного документа:

имеют несовершеннолетнего ребенка (детей), в том числе находящегося под опекой или под попечительством, либо до даты заключения кредитного договора не имели в собственности автомобиль, либо являются работниками медицинских организаций государственной системы здравоохранения, либо работниками государственных и муниципальных образовательных организаций, либо в счет уплаты части первоначального взноса по кредиту продают свой автомобиль, возраст которого согласно сведениям паспорта транспортного средства превышает 6 лет и который находится в собственности у заемщика не менее 1 года, либо заключают кредит на приобретение электромобиля, либо являются гражданами, проходящими военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", либо являются супругом (супругой), детьми или родителями, проживающими совместно с гражданами, проходящими военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", либо являются пенсионерами, ранее проходившими военную службу;

имеют несовершеннолетнего ребенка (детей), в том числе находящегося под опекой или под попечительством, либо до даты заключения кредитного договора не имели в собственности автомобиль, либо являются работниками медицинских организаций государственной системы здравоохранения, либо работниками государственных и муниципальных образовательных организаций, либо в счет уплаты части первоначального взноса по кредиту продают свой автомобиль, возраст которого согласно сведениям паспорта транспортного средства превышает 6 лет и который находится в собственности у заемщика не менее одного года, либо заключают кредит на приобретение электромобиля, либо являются гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", либо являются супругом (супругой), детьми или родителями, проживающими совместно с гражданами Российской Федерации, проходящими военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", либо являются пенсионерами, ранее проходившими военную службу, либо являются инвалидами;

Если внимательно изучить приведенные абзацы, то можно заметить, что на текущий момент различия в них небольшие. Однако в последней фразе вводится новая программа льготного автокредитования, которая позволяет получить скидку от государства инвалидам.

Примечание. В данном пункте не указано, на какие группы инвалидов распространяется новая программа, то есть она относится к инвалидам всех групп.

Естественно, инвалид должен соответствовать общим условиям для льготного автокредитования, а именно:

  • иметь гражданство РФ;
  • иметь водительское удостоверение;
  • заключить только 1 кредитный договор в течение текущего и предыдущего года.

Ограничение по процентной ставке автокредита

Рассмотрим новый подпункт е пункта 4 Правил:

е) ставка по кредитному договору не превышает ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, действующую на дату заключения кредитного договора, увеличенную на 5 процентных пунктов;

Этот пункт вводит новое условие для участия в программе льготного автокредитования и фактически ограничивает максимальную процентную ставку по кредиту.

С 10 ноября 2023 года максимальная ставка по кредиту равна ключевой ставке, к которой прибавлены 5 процентных пунктов.

Например, на момент подготовки данной статьи (24 ноября 2023 года) размер ключевой ставки, установленной Банком России, составляет 15 процентов. В этом случае ставка по кредитному договору не должно превышать 20%.

Если банк предлагает автовладельцу кредит, ставка по которому превышает указанное максимальное значение, то по таком кредиту льгота от государства предоставляться не будет.

Кроме нововведений, рассмотренных выше, с 10 ноября были внесены и еще пара десятков изменений. Однако они относятся к банковским организациям, а не к покупателям автомобилей, поэтому в рамках данной статьи рассматривать их не будем.

А в заключение предлагаю Вам изучить подробную статью, в которой приведены актуальные условия для программ льготного автокредитования:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 24 ноября 2023
Раздел: Кредит на авто
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев