Полосы разгона и торможения в ПДД
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про дополнительные полосы, предназначенные для разгона и торможения транспортных средств. Такие полосы можно встретить довольно часто, однако далеко не все водители понимают, как правильно ими пользоваться.
Рассмотрим правила, регламентирующие движение по переходно-скоростным полосам:
- Как обозначаются полосы разгона и торможения?
- ПДД для полосы торможения.
- ПДД для полосы разгона.
- Штраф за неправильное использование полос разгона и торможения.
Как обозначаются полосы разгона и торможения?
Конец полосы разгона. | |
Начало полосы торможения. | |
Граница между полосой разгона или торможения и основной полосой. Толщина разметки в 2 раза больше, чем у обычной прерывистой линии. |
ПДД для полосы торможения
Пункт 8.10 ПДД:
8.10. При наличии полосы торможения водитель, намеревающийся повернуть, должен своевременно перестроиться на эту полосу и снижать скорость только на ней.
В данном случае все довольно просто. Если на дороге есть полоса торможения, то в первую очередь нужно перестроиться на неё, а лишь затем начинать тормозить.
Распространенная ошибка в данном случае - снижение скорости до перестроения на полосу торможения. Она может стать причиной столкновения с автомобилем, едущим сзади.
ПДД для полосы разгона
При наличии в месте въезда на дорогу полосы разгона водитель должен двигаться по ней и перестраиваться на соседнюю полосу, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.
Что касается полосы разгона, то она предназначена для набора скорости. То есть водитель должен сначала набрать скорость потока (60 км/ч) на полосе разгона и лишь затем перестроиться.
Распространенная ошибка - водитель не спеша едет по полосе разгона (со скоростью 10 км/ч) и пытается найти в потоке место для перестроения. Однако плотный поток машин, едущих с высокой скоростью, не позволяет этого сделать. В итоге автомобиль доезжает до завершения полосы, где он и вынужден остановиться:
Обратите внимание на розовый автомобиль. В данном случае ему остается только перестроиться, однако места для разгона водитель себе не оставил. Поэтому выполнить маневр будет довольно сложно.
Существует другой вариант, который позволяет грамотно использовать преимущества разгонной полосы:
Розовый автомобиль выехал на полосу разгона и сразу же остановился. После этого водитель смотрит в левое зеркало заднего вида и ждет, пока в потоке будет достаточно места для перестроения. Как только место появилось, водитель нажимает на газ, разгоняется по выделенной полосе и перестраивается на свободное место.
Штраф за неправильное использование полос разгона и торможения
В настоящее время КоАП не предусматривает наказаний за неправильный разгон или торможение.
Например, если водитель будет тормозить на основной полосе, а лишь затем перестроится на полосу торможения, то штраф на него наложен не будет.
Единственная ситуация, в которой можно получить штраф, - это непредоставление преимущества при перестроении. Причем это касается как перестроения с полосы разгона, так и перестроения на полосу торможения. При перестроении в любом случае следует уступить дорогу транспортным средствам, уже движущимся по полосе.
В противном случае штраф будет наложен по части 3 статьи 12.14 КоАП и составит 500 рублей. Вместо штрафа может быть наложено и предупреждение.
В завершение хочу отметить, что переходно-скоростные полосы делают жизнь водителей гораздо удобнее, поэтому нужно пользоваться всеми их преимуществами.
Удачи на дорогах!
Спасибо Максиму Калашникову. Довольно оперативно и грамотно.
Спасибо!
Наконец-то понял, зачем на таких полосах ставят знаки "Уступи дорогу" и рисуют стоп-линию. Этакое послание: "если уж вам надо остановиться, то останавливайтесь здесь, а не в конце полосы." Правда, длины полосы обычно недостаточно для набора скорости потока после остановки. Так что место в потоке лучше намечать заранее, ещё во время движения по ответвлению, подбирая скорость так, чтобы после набора скорости на полосе разгона уже оказаться напротив промежутка. Дорожники, правда, и такой возможности водителей стараются лишить, ограничивая обзор дороги забором.
Самый неприятный вариант, это, конечно же, "ножницы", когда полоса одновременно является и полосой разгона, и полосой торможения. Кстати, считается ли нарушением п. 8.4 ситуация, когда перестроившийся на эту полосу для съезда с дороги снижает скорость, тем самым заставляя снижать скорость тех, кто должен был использовать её как полосу разгона?
Keeper_Riff, в данном случае каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально.
Пусть автомобиль А едет по дороге и планирует использовать дополнительную полосу для торможения. Автомобиль Б едет по полосе и использует её для разгона. В этом случае автомобиль А едет с максимально разрешенной скоростью (60 км/ч). Автомобиль Б едет со скоростью меньше или равной 60 км/ч (если он уже успел разогнаться по максимуму). То есть в момент перестроения автомобиль А не создает помех автомобилю Б, т.к. его скорость больше.
Когда автомобиль А перестроился, его скорость все еще 60 км/ч. Он начинает тормозить, однако пункт 8.4 в данном случае уже не применяется, т.к. перестроение завершено.
На практике может сложиться, что автомобиль А имеет меньшую скорость и, действительно, создает помехи при перестроении. При этом нужно также иметь в виду, что термин "уступить дорогу" говорит о том, что автомобиль Б не должен менять скорость движения, а не ускорение. То есть если автомобиль Б прекратил ускоряться, но сохранил скорость, то автомобиль А правила не нарушил.
Удачи на дорогах!
Кто же все таки должен уступать при одновременном перестроении, когда полоса является и разгонной и тормозной одновременно (обычно на развязках так)? Считаю что в данном случае действует помеха справа. Так же едущий прямо по разгонной полосе не обязан уступать. Вина будет у совершающего маневр. Хотя перестраивающиеся слева считают себя на главной дороге.
Андрей, как правило на указанных развязках наносят разметку, указывающую место, где следует уступить дорогу. Если автомобиль уже проехал эту разметку, то он находится на той же дороге, что и едущие прямо. Т.е. при одновременном перестроении он имеет преимущество, т.к. находится справа.
Удачи на дорогах!
Кто-нибудь может объяснить смысл полос разгона в городе? Я понимаю на трассе, где несутся под 90 - просто так не выедешь. Но там и полоса достаточно длинная, и машин немного, ее легко использовать по назначению. Но в городе скорости не такие высокие. К тому же на регулируемом перекрестке вместе с тобой едут только поворачивающие налево из встречного потока. Без полосы разгона все просто: ты поворачиваешь в правую, они поворачивают в левую, а если кто хочет повернуть в правую, тот должен будет пропустить. А с полосой, ты обязан стать на ней и высматривать в зеркало окно. Каким образом это более безопасно, чем повернуть сразу в основную полосу, видя перед собой всех, с кем теоретически можно столкнуться, пока они поворачивают в левую полосу на скорости, далекой от максимальной? А если за поворотом еще и остановка, а ты стоишь перед ней, мешаешь автобусам?
При организации такой полосы предпочтение отдаётся пропускной способности основной (основных) полос. В Вашем случае - ТС, поворачивающих налево со встречного Вам направления - чтобы вы им уступали, выезжая (перестраиваясь) с полосы разгона на основную полосу.
Разъяснительную кто имеет преимущество в этой ситуации.Л легковой автомобиль движется по полосе разгона,включив поворот,намеревается перестроиться в левую полосу.По левой полосе движется Грузовой автомобиль с включенным правым поворотом,так как сужение проезжей части происходит с обоих полос в (Бутылочное горло) Соответственно оба автомобиля намереваются совершить маневр в 1 полосу.Кто в такой ситуации должен уступить дорогу???
Если это действительно полоса для разгона, то уступает перестраивающийся с неё (п 8.10 ПДД).
Здравствуйте, выезжая на полосу разгона я двигаюсь по своей полосе или совершаю маневр?
Поясню. Выезжаю на разгонную, которую традиционно используют для высадки пассажиров у метро. Остановки общественного транспорта в этом месте нет.
Если кто-то в нарушении разметки перестраивается для высадки пассажира и происходит ДТП, кто будет признан виновным?
А если разметка стёрлась, но знак конца разгонной полосы есть?
Алексей-603, здравствуйте.
Если Вы едете прямо, а другой автомобиль перестраивается, то виноват в ДТП будет второй водитель. Не зависимо от наличия разметки.
Удачи на дорогах!
Трасса, по 1 полосе в каждую сторону, знак начала тормозной полосы перед перекрестком, машин больше нет. После перекрестка тормозит ДПСник и пытается штрафануть за моё движение по левой полосе, при наличии двух полос в одну сторону (перед перекрестком на левой полосе разметка только прямо, на правой прямо-направо). Нарушение есть?!
штрафануть за моё движение по левой полосе, при наличии двух полос в одну сторону (перед перекрестком на левой полосе разметка только прямо, на правой прямо-направо). Нарушение есть?!
Если Вы двигались прямо по левой полосе вне населённого пункта при свободной правой, значит есть нарушение.
... Нарушение есть?!
Алексей-638, требование, чтобы на пустой загородной трассе и постоянной скорости выше 80 км./ч. водитель непременно заруливал на все встречающиеся справа разгонно-тормозные полосы выглядит абсурдно. Поэтому п.9.4. ПДД для таких полос вряд ли применИм.
Небольшое дополнение.
5.15.3 "Начало полосы". Начало дополнительной полосы на подъеме или полосы торможения.
5.15.5 "Конец полосы". Конец дополнительной полосы на подъеме или полосы разгона.
Из определения знаков следует, что они могут обозначать не только разгонно-тормозные полосы, но и дополнительные полосы на подъёме (подъём иногда бывает весьма условный). Граница между полосами в этом случае обозначается разметкой 1.5, а не более широкой разметкой 1.8.
На таких участках, безусловно, в соответствии с требованием п.9.4 ПДД следует перестраиваться в правую полосу.
Вопрос,если несколько машин на полосе разгона,какая машина должна выезжать с нее первая? То есть может,ли машина вторая по порядку выехать первой,при этом загараживая полностью обзор впередистоящей? Еще иногда бывает сразу несколько перестраиваются выезжая на разных скоростях,создавая неприятную ситуацию,это законно вообще?
andrucho, если сплошная разметка не запрещает маневры на части разгонной полосы, то перестраиваться можно в любом месте. В том числе могут одновременно перестраиваться несколько автомобилей. Это не запрещено.
Если Вы хотите избежать подобной неприятной ситуации с автомобилями, перестраивающимися сзади одновременно, то остановитесь в начале полосы разгона, дождитесь свободного места в потоке автомобилей, резко наберите скорость и перестройтесь. В большинстве случаев это помогает.
Удачи на дорогах!
Вопрос: автомобиль, проехав АЗС, перестроился с главной дороги на полосу разгона, предназначенную для выезда с этой самой АЗС и ехал по полосе разгона задним ходом. Произошло столкновение с автомобилем, выезжавшим с АЗС (с прилегающей территории, со знаком 2.4 "Уступите дорогу"). Видимость ограниченная (закругление дороги с поворотом) водитель выезжавшего автомобиля контролировал левую сторону и автомобиль, ехавший задним ходом ему навстречу, заметил поздно, поскольку его там не должно было быть. Водитель автомобиля, двигавшегося задним ходом по полосе убежден, что его должны были пропустить, поскольку знак имеется 2.4. Спасибо за ответ!
Спасибо за ответ!
Ну, так как вопрос так и не был задан, то ответ может быть только в виде абстрактного комментария:
1) Требование "уступить дорогу" (или другими словами "преимущество оппонента") перестает действовать только если оппонент осуществляет движение, которое тут в принципе запрещено (например, движение задом на автомагистрали, или через сплошную разметку, или по обочине и т.д.). Если движение задом тут в принципе допускалось, то "уступи дорогу" действует в полный рост.
2) При движении задом, требуется обеспечивать безопасность (что в контексте ПДД - не допускать ситуации, которая может закончится ДТП), прибегая при необходимости к помощи третьих лиц. Двигавшийся задом к помощи третьих лиц не прибегал, а сам поучаствовал в создании такой ситуации, т.е. не выполнил требования ПДД.
3) Если перейти от ПДД к причинению вреда, то усматриваются признаки обоюдной вины.
При взаимном перестроении с полосы торможения и полосы разгона произошло ДТП. кто будет виновен и по какому п ПДД?
Леонид-58, виновен будет тот или те, чье нарушение ПДД станет причиной ДТП. Кто нарушил и что он нарушил, будет зависеть от ряда факторов. Включая знаки и разметку. Абстрактно ни одного невиновного в этой ситуации нет. Оба нарушили как минимум пункт 8.1 ПДД
При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения.... Тот факт, что при выполнении маневра опасность (т.е. угроза ДТП) создалась, подтверждается тем, что ДТП таки было.
"Одновременное взаимное перестроение" - это слишком абстрактно. Да, два соседа начали прижиматься бортами друг к другу примерно одновременно, но перестроение - это выезд из полосы. Кто-то кому-то не дал перестроиться, значит один уже перестроился, а другой хотел, но не смог выехать из своей полосы (ДТП помешало). Виновен выехавший из своей полосы. Одна ситуация. А другая - один уже ехал между полос и получил в зад от другого, который тоже ехал между полос. Надо разбираться в истинной причине столкновения. Вплоть до превышения скорости задним или невыполнения 10.1 ПДД.
Если Вас интересует действует ли в этой точке требование знака/разметки "уступи дорогу", установленного 100 метров назад в месте непосредственного слияния "въезда" с автомагистралью - уже не действует. Уступить надо было раньше.
Или Вас интересует не отменяется ли пункт 8.4 в силу того, что один из них начинает перестроение из полосы "разгона"? Формально один имеет приоритет по 8.4 (перестраивается справа), но одновременно обязан уступить по 8.10 (перестраивается из полосы разгона).
Вопрос: что перевешивает с позиции закона?
Ответ: то, что сегодня будет признано перевешивающим компетентным органом. Услышать мнение представителя Правительства РФ можно будет в Верховном суде, если его туда вызовут для дачи пояснений.
Лично мое мнение - с учетом системного характера правил дорожного движения решение весы правосудия в равновесии тут оставаться не должны. С учетом, что ВСЕ должны поступать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда (пункт 1.5), то притормаживать более безопасно тому, кто находится на полосе торможения, а не на основной полосе, т.е. правому.
Леонид-58, по п 8.4 ПДД наиболее вероятно виноват в ДТП будет тот, кто находится слева:
8.4. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа.