Правила дорожного движения для жилой зоны и дворовой территории
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про пункты правил дорожного движения, которые могут и должны применяться в жилой зоне и на дворовых территориях.
Как правило, сотрудники ГИБДД заглядывают во дворы жилых домов чрезвычайно редко, поэтому за соблюдением правил там никто не следит. В большинстве случаев это приводит к тому, что водители забывают правильный порядок движения в жилой зоне.
Итак, в пдд существует специальный раздел, посвященный движению на придворовых территориях: "Движение в жилых зонах". Однако интересующие нас требования располагаются не только в этом разделе.
В рамках этой статьи будут рассмотрены все пункты ПДД, относящиеся к движению в жилых зонах, а также будут перечислены наказания за нарушение этих пунктов правил:
- Различия жилой зоны и дворовой территории.
- Парковка автомобилей во дворах жилых домов.
- Выезд из двора или из жилой зоны.
- Сквозной проезд через двор.
- Приоритет пешеходов.
- Штрафы при движении по жилым зонам.
Различия жилой зоны и дворовой территории
Давайте рассмотрим для начала, чем отличаются жилая зона и дворовая территория, чтобы в дальнейшем не возникало вопросов по этому поводу.
Пункт 17.4 правил дорожного движения свидетельствует о том, что требования раздела 17 "Движение в жилых зонах" распространяются также и на дворовые территории:
17.4. Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории.
Однако это не говорит о том, что понятия означают одно и то же.
Жилая зона обозначается соответствующими знаками:
При этом знак "Дворовая территория" не существует. Кстати, понятие дворовая территория в правилах дорожного движения вообще не расшифровывается. Остается предположить, что законодатели подразумевают под дворовыми территориями участки земли, непосредственно прилегающие к жилым домам и находящиеся между ними.
Так что будет неправильным считать, что жилая зона и дворовая территория это разные названия одного и того же объекта.
На практике можно встретить любой из трех вариантов:
- Границы жилой зоны и дворовой территории совпадают.
- Жилая зона является частью дворовой территории.
- Дворовая территория является частью жилой зоны.
Итак, как уже отмечалось выше, правила раздела 17 распространяются и на дворовые территории, и на жилые зоны. Что касается пунктов из других разделов правил, то они распространяются только на ту территорию, которая непосредственно указана в выбранном пункте.
Кстати, в 2025 году знаки "Жилая зона" являются довольно популярными. Однако еще 8 - 10 лет назад они были в России большой диковинкой, поэтому водителей в основном интересовали правила для дворовой территории.
Парковка автомобилей во дворах жилых домов
Рассмотрим пункты правил, регламентирующие парковку во дворах жилых домов. Естественно, на дворовых территориях действуют те же правила дорожного движения, что и на обычной дороге, однако есть и некоторые особенности:
- Стоянка с работающим двигателем запрещена.
- Запрещена стоянка грузовых автомобилей.
- Запрещена стоянка автобусов (с 1 марта 2023 года).
В жилой зоне и на дворовой территории запрещена стоянка с работающим двигателем. В статье "Различия понятий остановка и стоянка" подробно рассматриваются признаки остановки. Здесь лишь хочу напомнить, что если транспортное средство не движется в течение более 5 минут и при этом не происходит посадка пассажиров или выгрузка грузов, то оно осуществляет стоянку.
Обратите внимание, что если в холодное время года водитель прогревает автомобиль в течении 5 минут или более, то он нарушает требование правил и может получить штраф ГИБДД, который будет рассмотрен ниже.
Правила парковки во дворах запрещают стоянку грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн, т.е. автомобилей категории C и автобусов (транспортных средств категории D), вне специально отведенных мест (обозначенных дорожными знаками или разметкой).
Обращаю внимание, что на дворовой территории также запрещается ставить автомобиль и на газоне. Штраф за стоянку на газоне зависит от региона Российской Федерации и может быть достаточно крупным (несколько тысяч рублей).
Выезд из двора или из жилой зоны
Существуют особые требования, относящиеся к выезду из двора или из жилой зоны. При выезде с дворовой территории водитель должен уступить дорогу всем участникам дорожного движения.
При этом не имеет значения, в каком направлении движутся пешеходы и транспортные средства, всем им следует не создавать помех.
Сквозной проезд через двор
Сквозной проезд механических транспортных средств через жилую зону или дворы правилами запрещен. Однако никто не мешает Вам в случае необходимости остановиться на 5-10 секунд во дворе и продолжить движение. В этом случае штраф ГИБДД не будет наложен.
Что касается немеханических транспортных средств (например, велосипедов или средств индивидуальной мобильности), то они имеют право проезжать сквозь жилые зоны.
Скорость движения в жилой зоне
Максимальная скорость движения в жилой зоне или на дворовой территории в настоящее время составляет 20 км/ч (пункт 10.2 ПДД).
При этом штрафы за превышение скорости на дворовой территории не отличаются от штрафов для других мест.
Например, движение по двору со скоростью 80 км/ч приведет к лишению прав.
Приоритет пешеходов
При движении по дворовой территории пешеходы могут двигаться не только по тротуарам, но и по проезжей части. Пешеходы имеют преимущество, т.е. водитель в жилой зоне должен уступать дорогу пешеходам.
При этом пешеходы не должны создавать необоснованных помех автомобилям, например, курить посреди узкой проезжей части, когда во двор пытается въехать пожарный автомобиль со спецсигналами.
Ну и последнее правило, относящееся к жилым зонам и дворам, запрещает учебную езду.
Штрафы за движение по жилым зонам
Размер штрафа за превышение скорости зависит от того, на сколько водитель превысил допустимую скорость, и может составлять от 500 рублей до лишения прав на 12 месяцев.
Что касается штрафа за прочие нарушения, допущенные на дворовой территории, то в настоящее время он составляет 1 500 рублей для всех регионов, кроме Москвы и Санкт-Петербурга (3 000 рублей) (статья 12.28 КоАП).
Кстати, если у Вас остались неоплаченные штрафы ГИБДД, то рекомендую оплатить штрафы через интернет без комиссии.
Удачи на дорогах!
Добрый день. У нас жилая зона примерно с 1км. И одна проездная дорога. Поставили знак главная дорога(говорят что длинная жилая зона). Правильно это?
Денис-259, раз проездная дорога только одна - то вполне логично присвоить ей статус главной по отношению к остальным примыкающим.
Однако, в местах примыкания дорог необходимо установить знаки приоритета.
Анна-217, теоретически это возможно. Если есть желание, попробуйте доказать, что причиной ДТП стала парковка автомобиля с нарушением требований ПДД.
P.S. Прошу написать сюда о любых результатах данного дела.
Удачи на дорогах!
Добрый день! У нас ЖК из трёх 20 этажек + паркинг на 7 этажей. Естественно, что во дворах нарисованы пешеходные переходы, но они все время практически заставлены машинами, так как им там удобно парковаться, а пешеходы, в том числе с детьми и пожилыми людьми, вынуждены все время обходить эти транспортные средства. Пользователи эти ТС заявляют, что пешеходный переход во дворе ничего не значит и ставить они будут свои ТС где захотят. Есть ли штрафы за то, что машина стоит на переходе перед жилым многоквартирным домом?
Елена-396, п. 12.4. и п.12.5 ПДД запрещают остановку и стоянку на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними вне зависимости, во дворе этом переход или на обычной дороге.
Штраф за нарушение предусмотрен от 1000р. до 3000 р.(в Москве и Питере)
город Балашиха, при въезде на улицу стоит знак " Жилая зона". Постоянно сквозное движение, а скорость от 40 и выше. что делать?
Владимир-525, для жителей Подмосковья есть замечательный сайт "Добродел". Реально в короткие сроки обрабатывают все обращения, направляют их в соответствующие инстанции и отслеживают исполнение. Проверено на личном опыте, рекомендую обратиться туда с жалобой.
Придомовая территория. Во дворе длинный газон, огороженный бордюром. По краям паркуются машины. Как должно быть организовано движение вокруг газона? Одностороннее? Или в любом направлении?
Елена-408, если газон считать разделительной полосой (определение см п 1.2 ПДД "Разделительная полоса" и п 9.1 ПДД) - то это односторонние проезжие части, причём правая из них (по умолчанию) для Вас попутная, а левая - встречная.
Если же газон считать островком безопасности (п 9.12 ПДД) - то проезжую часть справа от островка безопасности необходимо считать также односторонней, причём попутной для Вас. Соответственно, проезжую часть слева от островка - встречная для Вас.
Т.е. ответ однозначный - односторонние проезжие части - в любом случае.
Ну и по расположению - во дворе это расположено или не во дворе - Правила едины (п 1.1 ПДД).
Елена-408,
По описанию нет никаких оснований считать, что проезжие части по сторонам зоны зеленых насаждений являются проезжими частями одной дороги, предназначенными для движения в противоположных направлениях. Недалеко от моего дома есть место с таким "газоном". По бокам от него проложены две проезжие части. Каждая из них является двухполосной дорогой с двухсторонним движением, позволяющей выезжающим из зоны застройки выехать в нужном им направлении на магистральные улицы. Уточнить, как именно организовано движение в интересующем Вас месте, надо спрашивать не на форуме, а местной службе организации дорожного движения или в ГИБДД. Косвенным признаком может служить ширина газона (чем уже, тем больше вероятности односторонности каждой из них), но даже это не есть однозначный признак.
Добрый день,поворот направо,в жилую зону,сплошная полоса после поворота,повернул в крайний левый ряд и через 2 метра припарковал машину,пытпюаються инкриминировать езду по встречке и лишение прав,правомерно ли это?
Maxim-2,
...правомерно ли это?
Да.
Или у Вас есть сомнения, что при повороте "сразу в левую полосу дороги с двухсторонним движением, по центру которой нанесена разметка 1.1" были нарушены требования первого абзаца пункта 8.6, что и явилось основанием для привлечения к ответственности?
8.6 Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения.
При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.
Если Вы уже после поворота пересекли сплошную и поехали по встречке к месту остановки, то это нарушение пункта 9.1(1):
9.1(1). На любых дорогах с двусторонним движением запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
В обоих случаях, если это не было объездом препятствия - это 12.15.4. А вот ежели это было объездом препятствия (например, припаркованного ближе 3 метров к сплошной разметке автомобиля), то тогда уже 12.15.3 и не "лишение", а
12.15 п.3 Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
- улыбнуло увидеть бы газон в качестве островка безопасности.Если же газон считать островком безопасности (п 9.12 ПДД)
Или вы предлагаете пешеходам в грязных сапогах топтать "травяной покров, создаваемый посевом семян специально подобранных трав, являющийся фоном для посадок и парковых сооружений и самостоятельным элементом ландшафтной композиции" [ГОСТ 28329-89].
Если установлен знак "Жилая зона", а после него есть элемент дороги, подпадающий под определение тротуара, то можно ли по нему двигаться механическим транспортным средствам? Т.е. по жилой зоне - можно (уступая пешеходам). По тротуарк - нельзя. Но является ли тротуар ТРОТУАРОМ в зон действия знака "Жилая зона"?
Алексей-798, ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации. В том числе в зоне действия знака "Жилая зона". Случаи, когда допускается движение по тротуарам указаны в п 9.9 ПДД.
Тогда правельнее ставить знак "Жилая зона" не сразу после поворота с проезжей части к жилым домам, а после пересечения тротуара, который параллелен проезжей части? В моем случае как раз все сделано иначе. После поворота с проезжей части сначала стоит знак "Жилая зона", а затем я пересекаю тротуар.
Что делать, если машина была припаркована в дворовой части(знаков жилая зона нет) , которая на картах обозначена парковкой. Но она мешает пройти людям, которые сделали "свою удобную" тропинку.
Алексей-798, место установки знака "Жилая зона" никак не влияет на запрет или разрешение на пересечение Вами заниженного участка тротуара магистральной дороги, который является классическим местом выезда на дорогу с прилегающей территории. Такое постоянно происходит при выезде из ворот складов / заводов / школ. Которые ни разу не жилые зоны.
Это заниженное "воображаемое продолжение тротуара" вообще может считаться проезжей частью типа как тут , просто забыли бордюры вкопать поперек движения пешеходов.
Анастасия-156, если Вы являетесь водителем автомобиля, то здравый смысл подсказывает, что лучше поискать другое парковочное место. Что касается запрета на парковку в указанном месте с точки зрения ПДД, то описание ситуации не позволяет сделать однозначного вывода об этом. Если Вас интересует именно этот вопрос, то приложите фотографию парковочного места и тропинки.
Удачи на дорогах!
Соседи дома напротив постоянно заезжают на стоянку к своему подъезду по газону.Сам живу в 1 подъезде,поэтому "трасса" проходит под моим балконом.Очень надоело смотреть на грязное месиво от колёс.
Можно ли как то по закону повлиять на данных граждан?
Эдуард-57, в приличных субъектах федерации есть региональные законы о защите зеленых насаждений (газонов, в частности). И за их нарушение есть штрафы.
Эдуард-57, возможны разные варианты решения проблемы:
1. Если земля относится к Вашему жилому дому, то можно на совместном собрании собственников принять решение о физическом ограничении проезда (установить забор/столбики/кустарники и т.п.).
2. Путем привлечения должностных лиц (полиции), накладывающих штрафы за нарушения водителей, если такие нарушения имеют место.
Удачи на дорогах!
Во дворе дома стоят гаражи, недавно один из них выкупили и хотят сделать СТО. Подъезд к гаражам осуществляется через двор дома, как можно запретить использовать гараж для СТО.
Исходя из написанного вами, на дворовой территории имеются проезжие части. Но как это возможно, если из п. 1.2 проезжая часть это элемент дороги? А дворовая территория, как элемент прилегающей территории, прилегает к дороге.
Мало того, что возможно, но и практически всегда по факту имеются.
под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам
Сергей-1250, просто по желанию жильцов дома ограничить использование чужой собственности вряд ли удастся. Нужно искать нарушения законодательства владельцами гаража: экологические, по шуму и т.п.
напротив нашего жилого дома, находится автосервис...двор (дворовой проезд) превращен в отстойник для ремонтируемых машин, при выезде со двора автомобили стоят стоят в притык к выезду , обзор перекрыт...обращения в разные инстанции не помогают... подскажите на что можно ссылаться и куда писать?
елена-442, пишите обращение в ГИБДД по факту систематического нарушения п 12.4 ПДД с указанием марок и госномеров автомобилей, остановившихся впритык к выезду и предусматривающее наказание по ст 12.19 ч 1 КоАП РФ. Вам обязаны ответить в 30 дневный срок.
Согласно кадастрового плана по периметру нашего домовладения имеется тротуар и защитная зеленая зона (газон). Через территорию нами благоустроенного (цветники, кусты сирени) некто вознамерился проложить тротуар с тем, чтобы срезать путь к магазинам, открытым не так давно. Причем предполагаемый тротуар будет пересекать подземные газовые коммуникации, находящиеся на данной придомовой территории. При устройстве тротуара будет нарушено главное правило отсутствия пересечения транспортных и пешеходных потоков, т.к. в течение дня там постоянно разгружается и проезжает грузовой транспорт. Законны ли действия по обустройству тротуара и должны ли быть согласования с газовыми службами и собственниками домовладения?
Лана-7, тротуар хотят построить на участке, который является совместной собственностью жителей дома? Если да, то строительство должно быть согласовано с собственниками.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста при движении по дорогам дворовых территорий какими правилами приоритета руководствоваться при разъездах на пересечениях дорог в жилых зонах?
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста при движении по дорогам дворовых территорий какими правилами приоритета руководствоваться при разъездах на пересечениях дорог в жилых зонах?
Михаил-369,
В жилой зоне вы руководствуетесь, при выборе приоритета между водителями, как на обычной дороге.
В дворовых территориях знаками приоритета, и если знаков нет, то условия между водителями считаются равнозначными. Если конечно, нет разницы в покрытии проезжей части, которая может предоставить приоритет: асфальт-главная и гравийка-второстепенная например.
На территории действия знака 5.21 (жилая зона) в случае ДТП будут действовать ПДД 8.3: При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.
или же ПДД 24.6.1:
При пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедистом или лицом, использующим для передвижения средство индивидуальной мобильности, указанные лица обязаны уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
Salamandra, Эти пункты будут действовать соответственно конкретной ситуации. Жилая зона и прилегающая территория разные термины. Вы можете выезжать из прилегающей территории на дорогу в жилой зоне, или двигаться по дороге в жилой зоне.
Salamandra, в жилой зоне будут действовать оба указанных Вами пункта.
А вот в случае ДТП уступить дорогу обязан был тот, кто выезжал с прилегающей территории.
Спасибо за ответы!
Я нашла такую информацию:
"Жилая зона относится к прилегающей территории.
Поэтому, выезжая из жилой зоны, водитель обязан пропустить и пешеходов, и другие транспортные средства независимо от направления их движения."
Насколько правдива эта информация, что жилая зона относится к прилегающей территории?
И если да, то вытекающий отсюда еще вопрос: при выезде из жилой зоны водитель обязан пропустить всех, а при въезде ?
Когда водитель свернул с проезжей части дороги, проехал знак 5.21 (жилая зона), он же как бы тоже едет по дороге, находящейся в жилой зоне, должен ли он пропускать всех также, как и при выезде? Или все же должны пропускать его, раз он находится на дороге жилой зоны?
Спасибо за ответы!
Я нашла такую информацию:
"Жилая зона относится к прилегающей территории.
Поэтому, выезжая из жилой зоны, водитель обязан пропустить и пешеходов, и другие транспортные средства независимо от направления их движения."
Salamandra, Вы нашли суждение кого-то лица, а не пропись того что отображено в ПДД. Приоритет выезда из жилой зоны определяется знаками главная дорога, или уступить дорогу, а не требованием того что обозначило это анонимное лицо в своем суждении о выезде из жилой зоны.
Это знак особых предписаний который вводит условие.
5.21. "Жилая зона".
Территория, на которой действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в жилой зоне.
Сами условия прописаны в главе 17. Из этих условий, касаемо предоставления приоритета, мы можем взять в п.17.3, и они касаются не всех участников, а только лиц использующих СИМ.
Сами условия прописаны в главе 17. Из этих условий, касаемо предоставления приоритета, мы можем взять в п.17.3, и они касаются не всех участников, а только лиц использующих СИМ.
Алексей Ч, почему же только лиц, использующих СИМ?
Взяла из консультанта главу 17.3 ПДД:
17.3. При выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.
То есть, не только лица использующие СИМ должны уступать дорогу, но и водители, правильно?
Но у меня был вопрос про въезд (съезд) на территорию жилой зоны, обозначенной знаком 5.21, при въезде аналогично или на въезд (съезд) на территорию жилой зоны действуют какие то другие пункты правил ПДД ?
Salamandra, Да, Вы правы. Прошу прощения, водители то же! Был вчера не простительно не внимателен. Хоть и читал ведь, когда давал вам ответ!
Разница между жилой зоной и прилегающей к дороге территории в том, что в жилой зоне, на ее территории, могут проходить дороги, и движение по ним в условиях требования знака 5.21 подчинено требованиям в главе 17, и остальным, касаемо этой зоны, требованиям ПДД. А прилегающая территория никак не может включать в себя дорогу, так как это принципиально разные термины использующиеся в ПДД.
Но у меня был вопрос про въезд (съезд) на территорию жилой зоны, обозначенной знаком 5.21, при въезде аналогично или на въезд (съезд) на территорию жилой зоны действуют какие то другие пункты правил ПДД ?
8.3. ... при съезде с дороги - пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.
8.1. ... При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.
Salamandra, обязанность уступить велосипедисту у водителя есть. В случае ДТП его виновность наиболее вероятна.
Однако, попадались и такие решения судов, когда виновным признавался велосипедист в подобных ситуациях. Когда велосипедист двигался по тротуару, например.
В каждом событии ДТП будут иметь значение все обстоятельства - а не только 8.1., 8.3., 24.1., 24.6(1). Например - условия видимости, скорость участников, возможность предотвратить ДТП и прочее.
Подскажите. В жилом комплексе многоквартирных домов существует сквозной проезд. Жители письменно обратились в управляющую помпанию решить вопрос с ликвидацией сквозного проезда и установке знака жилая зона на въезд в комплекс, УК отказалась ликвидировать сквозной проезд, сославшись на то, что работы по организации съезда, который образовал сквозной проезд, осуществляет застройщик согласно проектной документации. Так же УК отказалась установить знаки "жилая" зона"на вьезд в жилой комплекс, обьясняя это тем, что установку данного знака необходимо согласовывать с органами ГИБДД и муниципалитетом (надо-согласовывайте, вам (УК)в этом никто препятствий не чинит) , так же отказ в установке обьясняется тем, что "если автодорога (дворовой проезд) расположена в кадастровых границах земельного участка многоквартирного дома, то обязанность по организации дорожной деятельность возложена на собственников такого МКД. Дорожные знаки на автодороге (дворовом проезде) на придомовой территории МКД устанавливаются силами и за счёт собственников МКД "Как это понимать? Собственники должны самостоятельно приобретать и устанавливать знаки. Мы уже оплачиваем услуги УК, в том числе и статью расходов" обслуживание придомовой территории ", кроме того, наверняка собственнику просто потому сто он захотел поставить знак, в ГИБДД этот самый знак не выдадут, наверное необходимо какое то письменное основание от соответствующей структуры. Усмотривается ли здесь уклонение укн от выполнение ею своих обязанностей?
Дмитрий-857, Вы не понимаете разницы между сквозным проездом (вспомогательной дорогой, имеющий выезды на разные магистральные дороги) и сквозным движением (процессом безостановочного перемещения с одной магистральной дороги на другую через территорию данного жилого массива). То, что второе запрещено не даёт никаких оснований запрещать первое. Внутренние дороги с возможностью заезда/выезда с двух сторон необходимы и возводить на них баррикады или рыть непреодолимые рвы - затея вредная.
Дмитрий-857, изучите договор с УК, чтобы понять, какие обязанности на нее возложены. Могу предположить, что согласование установки знаков в эти обязанности не входит. Поэтому УК предлагает заняться этим вопросом заинтересованным жителям.
Дмитрий-857, есть разные способы управления МКД. В любом случае - к организации дорожного движения УК никакого отношения не имеет. Обращайтесь в администрацию Вашего населённого пункта, в её департамент транспорта - это их вопрос.
Добрый день! Подскажите пожалуйста по такой ситуации. Разворачивалась на стоянке около дома т.к.небыло места и дальше поехала вдоль дома искать место, куда припарковаться. По дороге вдоль дома шла женщина и мешала проезду. Я ехала тихонько. Она все-таки отошла к тротуару, но когда я проезжала пыталась что-то показывать руками размахивая ими рядом с машиной. Я приехала и остановилась а она подошла и постучала в окно. Когда я открыла дверь, она начала её удерживать. Затем она обошла машину и спереди начала фотографировать мой номер. Я вышла из машины и обратила её внимание на то что соблюдать правила тоже надо и если есть тротуар около дома, то можно и по нему идти и не создавать необоснованные помехи автомобилям. На что получила ответ, что есть камеры у дома и она шла к пешеходной дорожке. И она на меня будет жаловаться. У меня есть запись видеорегистратора, но он не записал, когда она пыталась удерживать дверь моего автомобиля и вела себя агрессивно. Кто же все таки прав в этой ситуации и что делать водителям в таких случаях?
Елена-504, добрый день.
Прав в чем? ДТП удалось избежать, значит правы оба участника.