Двухколесный транспорт на выделенной полосе для общественного транспорта
Добрый день, уважаемый читатель.
Сегодня речь пойдет о том, в каких случаях двухколесные транспортные средства (мопеды, скутеры и велосипеды) могут выезжать на полосу для маршрутных транспортных средств, а когда делать этого категорически нельзя.
Для многих водителей эта проблема весьма и весьма актуальна, т.к. именно сейчас на территории страны установилась достаточно теплая погода и начался полноценный "двухколесный" сезон.
На страницах Pddmaster.ru уже неоднократно шла речь как о выделенных полосах для общественного транспорта, так и о правилах дорожного движения для водителей двухколесных транспортных средств:
- ПДД для велосипедистов.
- Правила дорожного движения для скутеров.
- Полоса для движения маршрутных транспортных средств.
В целом, с тех пор ничего не изменилось, и никаких усовершенствований, регламентирующих рассматриваемый сегодня вопрос, в ПДД не вносилось.
Однако несколько дней назад появились комментарии, которые приписываются высокопоставленным сотрудникам ГИБДД. О них сегодня и поговорим.
Комментарии ГИБДД по выделенным полосам
Итак, суть последних комментариев ГИБДД сводилась к следующему. Поскольку двухколесный транспорт имеет небольшие размеры, он не может создать помех общественному транспорту и поэтому может (должен) двигаться по выделенным полосам для маршрутных транспортных средств.
Сразу же отмечу, что даже если бы эти комментарии были официальными, то они скорее являются инструкцией для сотрудников ГИБДД. Т.е. сотрудники ГИБДД могут "закрывать глаза" на велосипедистов и скутеристов, движущихся по выделенным полосам.
Кстати, на практике штрафы водителям двухколесного транспорта и так выписываются нечасто, поэтому в любом случае мало что может измениться.
С другой стороны, при возникновении ДТП, например, с мопедом, едущим по выделенной полосе, любой грамотный водитель общественного транспорта сможет доказать, что мопед находился там, где находиться ему бы не следовало.
Так вот, предлагаю не воспринимать данный комментарий ГИБДД всерьез и подробно разобраться, каким образом должны двигаться мопеды, скутеры и велосипеды на полосах для общественного транспорта.
Когда можно двигаться по выделенным полосам?
Начиная с 15 апреля 2015 года велосипедисты могут двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. Подробнее об этом речь шла в статье "Изменения правил дорожного движения с 15 апреля 2015 года".
Что касается мопедов и скутеров, то действующие правила дорожного движения разрешают им выезжать на выделенную полосу, которая отделена от дороги прерывистой линией разметки, только в следующих случаях:
- При съезде с дороги с выделенной полосой.
- При выезде на дорогу с выделенной полосой.
- Для посадки и высадки пассажиров (не создавая помех общественному транспорту).
Во всех остальных случаях транспортным средствам, в том числе и двухколесным, въезд на выделенную полосу запрещен. Наказания за это нарушение правил будут рассмотрены ниже.
Так где же должен двигаться двухколесный транспорт на дороге с выделенной полосой? Ответ на этот вопрос можно найти в пункте 24.2 правил:
24.7. Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов.
Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Таким образом, выезд мопедов и скутеров на выделенную полосу для общественного транспорта запрещен. Однако перечисленные транспортные средства могут двигаться по обочине справа от выделенной полосы, если такая обочина на дороге предусмотрена.
Если же на дороге нет обочины, то мопедам и скутерам движение по такой дороге запрещено.
Наказание за движение по выделенным полосам
Штраф для водителя мопеда или скутера за незаконный выезд на выделенную полосу составляет 3 000 рублей в Москве или Санкт-Петербурге и 1 500 рублей на территории других субъектов федерации (статья 12.17 КоАП).
Штрафы на водителей мопедов и скутеров накладывают не очень часто. Однако хочу еще раз напомнить напомнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия, в котором, например, пешеход получил тяжкий вред здоровью, даже велосипедист может на несколько лет оказаться за решеткой.
Так что используя двухколесные транспортные средства, выбирайте безопасные пути передвижения по городу.
Удачи на дорогах!
Может кому пригодится: по пдд 18.2 нахождение и движение на полосе не запрещено (никому), запрещён именно ВЫЕЗД на полосу мтс под запрещающие знаки с последующим движением по данной полосе, т.е. не видел знаков, выехал и едешь - нет состава правонарушения. Как это применимо для велосипедиста: велось шёл пешеходом по тротуару, вдруг захотелось ехать, поставил велек на правую полосу и поехал. Под знак не въезжал, состава АПН нет.
ПДД:
18.2. На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14, запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением транспортных средств, используемых в качестве легкового такси) на этой полосе.
То есть запрещено именно нахождение на полосе, а не выезд.
Соблюдая ПДД РФ, ездить невозможно ни на чём и ни где. Самый законопослушный водитель, если ещё не попал в лапы ИДПС с каким либо нарушением, должен знать, что это не его заслуга, а недоработка сотрудников ГИБДД.
Ещё. Есть понятия "Буква Закона" и правоприменительная практика. Так вот эти две вещи идут, каждая своей дорогой.
Я, например, езжу на велосипеде, где хочу, в основном по тротуарам, полос для МТС у нас нет. Раньше были, ездил по ним. Ни кто, ни разу даже слова плохого не сказал. ТЬФУ, ТЬФУ, ТЬФУ.
Если соблюдать элементарные нормы приличия, короче "не борзеть", то на велосипеде можно ездить везде. Привлечь Вас могут, если Вы совершите ДТП, будете мешать МТА или пешеходам.
Велосипедисты вперёд!!! Ударим велосипедами по разгильдяйству и бездорожъю!!! Велосипедист тоже человек!!! Велосипед не роскошь, а средство передвижения!!! УРА!
Для велосипедистов вообще швах. Одно успокаивает - без номеров и прав смысла их ловить нет почти никакого.
Интересен вопрос:
Если согласно п.24.7. "Водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов." равно как и велосипедисты, а правый край размечен как полоса общественного транспорта, то где должен двигаться мопед или велосипед?
GaReeck:
Пункт 18.2 ПДД разрешает велосипедистам двигаться по выделенным полосам для общественного транспорта. В данном случае велосипедисты должны ехать по правому краю выделенной полосы.
Водителям мопедов ездить по дорогам с выделенной полосой нельзя. В данном случае следует выбрать другой маршрут движения.
Удачи на дорогах!
Вопрос состоял где можно, то,что нельзя уже все поняли,а что делать тогда, ведь это уже будет не крайний правый если ехать с лева от маршрутной полосы, а другой дороги нет???
Алексей, следует выбрать другой маршрут движения, т.е. ехать по другой дороге. Если другой дороги нет, то в указанное место на мопеде не попасть без нарушения правил.
Удачи на дорогах!
Добрый день.
В Москве меня неоднократно останавливал мотобат на выделенной полосе на мопеде до 50 кубов, выглядит как "карпаты", "альфа", но разглядев, что у меня за техника, не говоря ни слова жестом отправляли ехать дальше.
если руководствоваться, выбрать другой маршрут, то в Москву, тогда въехать не реально из области! так как по МКАД мопедам движение запрещено, а все радиальные уже имеют полосы "А". Опять же нет четкого наказания и прям запрещения движения слева от полосы "А" есть пункт 24.7, что должен занимать крайнее правое положение, но не обязан.
Добрый. Наличие справа полосы для МТС запрещает движение мопедов по проезжей части. Велосипедистам можно - вам нельзя. Двигайтесь по обочине - п 24.7 ПДД.
В городе Москва есть много мест, куда просто невозможно доехать на мопеде не используя дороги с полосой для общественного транспорта! Из Мытищ в Москву тоже… По их логике, я просто не должен туда ехать на мопеде, а должен платить за такси, стоять в пробке или пользоваться общественным транспортом??? просто считай запретили мопед и рады…
Alex-21, внесите предложение об изменении в ПДД. По полосе для МТС могут двигаться велосипеды. Про мопеды, вероятно, просто забыли.
Можно ли, соблюдая ПДД, на мопеде выехать из Москвы в область? Остались ли для этого какие то дороги? И какие именно, если "да"..
Александр-1300, не знаю, проводил ли кто-то подобное исследование.
Чтобы не изучать организацию дорожного движения на местности, Вы можете воспользоваться сервисом с панорамами города и изучить все дороги подходящих направлений.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте!
Мне "кажется", что в ваших пояснениях по поводу запрета движения скутера по полосе с буквой "А" (так скажем), есть некоторые противоречия.
Что такое проезжая часть и почему (судя из пояснения) данная полоса не подходит под категорию "крайнее правое положение проезжей части", хотя по существу, она практически всегда находится справа по ходу движения?
Т.е. исходя из вашей логики, данная полоса не является проезжей частью дороги?!
Поясните пожалуйста.
Артем-150, здравствуйте.
Что такое проезжая часть и почему (судя из пояснения) данная полоса не подходит под категорию "крайнее правое положение проезжей части", хотя по существу, она практически всегда находится справа по ходу движения?
Т.е. исходя из вашей логики, данная полоса не является проезжей частью дороги?!
Полоса для МТС относится к проезжей части и именно на ней есть "крайнее правое положение проезжей части".
Но знаком 5.14.1 на этой полосе введён определенный (особый) режим движения, запрещающий движение мопедов - как по этой полосе, так и вообще по этой проезжей части.
Что такое проезжая часть и почему (судя из пояснения) данная полоса не подходит под категорию "крайнее правое положение проезжей части", хотя по существу, она практически всегда находится справа по ходу движения?
на проезжей части, где крайняя полоса или крайние полосы движения или велодорожки предназначены для движения определенных транспортных средств, термин "край проезжей части" означает для других пользователей дороги край остальной части дороги;
Для Вас правый край проезжей части - это правый край того, что останется слева от "автобусной полосы".
Mishutka, цитирую первоисточник:
Что такое = край = проезжей части? В наших ПДД это чётко не оговаривается.
И главный вопрос - где край проезжей части для автомобиля на проезжей части с выделенной полосой для МТС?
Эти выделенные полосы обязаны отделяться от основных полос разделительной полосой, разметкой 1.1, разметкой 1.2 (широкая краевая) или разметкой 1.5 (прерывистая - границы полос).
А в ст.1 "Конвенции…" есть определение "Проезжая часть", а там пояснение f), по которому для машин край проезжей части – левее выделенной полосы..
f) на проезжей части, где крайняя полоса или крайние полосы движения предназначены для движения определенных ТС, термин "край проезжей части" означает для других пользователей дороги край остальной части дороги;
И получается, что простые водители имеют право останавливаться и даже высаживать пассажиров именно так - на краю проезжей части левее разметки. Даже если справа разметка прерывистая. Непонятно и опасно!!!
А вот с полосой для велосипедистов иная ситуация. Здесь налицо компромиссное решение - см. пояснения к п.12.2 ниже
Добрый день. Т.е. я правильно понимаю, что если например есть трехполосная дорога через мост и крайняя полоса это выделенная под автобус и обочины нет, т.к. это мост / есть пешеходная дорожка, то на скутере я не проеду через мост ? вернее могу проехать или по выделенке или по соседней с выделенкой слева полосе - но в обоих случаях это будет нарушение. И при таких условиях формально я без нарушений через мост переехать не могу ? правильно ли я понимаю пдд в этой части ?
Влад-60, добрый день.
Изучите статью "Расположение велосипедистов и мопедов на проезжей части". Если говорить коротко, то вопрос спорный.