Что такое вынужденная остановка?
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про термин "вынужденная остановка" из правил дорожного движения. Несмотря на то, что данное понятие находится в самом начале Правил, многие водители не могут отличить такую остановку от прочих вариантов прекращения движения.
Ниже Вы узнаете, чем отличается вынужденная остановка от обычной, как действовать в случае возникновения неисправности транспортного средства и какие штрафы можно получить при неправильном выполнении маневра.
Содержание статьи:
- Что такое вынужденная остановка?
- Действия водителя при вынужденной остановке:
- Штрафы за вынужденную остановку.
Что такое вынужденная остановка?
Рассмотрим пункт 1.2 правил дорожного движения:
"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
Итак, вынужденной остановкой являются следующие варианты прекращения движения:
- из-за технической неисправности;
- из-за опасности, создаваемой перевозимым грузом;
- из-за опасности, создаваемой состоянием водителя;
- из-за опасности, создаваемой состоянием пассажира;
- из-за опасности, создаваемой появлением препятствия на дороге.
Рассмотрим примеры, соответствующие каждому из перечисленных пунктов:
1. У автомобиля прокололось колесо или из-под капота начал валить дым.
2. Груз сместился в кузове и может вывалиться на дорогу через борт.
Другой вариант. В салоне легкового автомобиля перевозилась картошка и она рассыпалась. Если картошка попадет под ноги водителю, он не сможет управлять машиной. Т.е. имеет место опасность.
3. У водителя неожиданно закружилась голова и он не может продолжать движение.
4. Пассажир такси ведет себя неадекватно и угрожает водителю, пытается вмешаться в управление автомобилем.
5. На дорогу во время сильного ветра упала ветка дерева и водитель не может ее объехать.
Обратите внимание, к вынужденной остановке не относятся ситуации, в которых водителю очень сильно нужно остановиться именно в этом месте.
Если водитель решил высадить пассажира поближе ко входу в офисное здание, то это будет обычная остановка.
Другой пример. Начальник требует, чтобы водитель остановился на пешеходном переходе. Хотя с точки зрения русского языка начальник и вынуждает водителя остановиться, остановка все равно не является вынужденной.
Еще одно замечание. Если водитель прекратил движение для того, чтобы выполнить требования правил дорожного движения, то маневр не является вынужденной остановкой. Например, речь идет о прекращении движения перед пешеходным переходом, если по нему идет пешеход:
Действия водителя при вынужденной остановке
7.1. Аварийная сигнализация должна быть включена:
- при вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена;
7.2. При остановке транспортного средства и включении аварийной сигнализации, а также при ее неисправности или отсутствии знак аварийной остановки должен быть незамедлительно выставлен:
- при вынужденной остановке в местах, где она запрещена, и там, где с учетом условий видимости транспортное средство не может быть своевременно замечено другими водителями.
12.6. При вынужденной остановке в местах, где остановка запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест.
Итак, при вынужденной остановке транспортного средства водитель должен:
- Включить аварийную сигнализацию (аварийку).
- Выставить знак аварийной остановки (красно-оранжевый треугольник).
- Принять меры для отвода транспортного средства. То есть нужно оттолкать или отбуксировать машину туда, где остановка разрешена.
При этом все перечисленное нужно сделать лишь в том случае, если остановка в данном месте запрещена:
Если остановка разрешена, то водителю ничего дополнительного предпринимать не следует. Нужно просто заняться устранением причины, вызвавшей прекращение движения.
На железнодорожном переезде
15.5. При вынужденной остановке на переезде водитель должен немедленно высадить людей и принять меры для освобождения переезда. Одновременно водитель должен:
- при имеющейся возможности послать двух человек вдоль путей в обе стороны от переезда на 1000 м (если одного, то в сторону худшей видимости пути), объяснив им правила подачи сигнала остановки машинисту приближающегося поезда;
- оставаться возле транспортного средства и подавать сигналы общей тревоги;
- при появлении поезда бежать ему навстречу, подавая сигнал остановки.
Примечание. Сигналом остановки служит круговое движение руки (днем с лоскутом яркой материи или каким-либо хорошо видимым предметом, ночью - с факелом или фонарем). Сигналом общей тревоги служат серии из одного длинного и трех коротких звуковых сигналов.
В случае остановки на железнодорожном переезде в первую очередь нужно обеспечить безопасность людей, т.е. высадить всех из транспортного средства. После этого нужно попытаться оттолкать автомобиль или остановить поезд.
Обратите внимание, остановка на переезде в любом случае крайне опасна, поэтому ее следует избегать. Для этого пересекать железнодорожные пути лучше на такой скорости, чтобы даже в случае неожиданной поломки автомобиля он накатом выехал с переезда.
На автомагистрали
16.2. При вынужденной остановке на проезжей части водитель должен обозначить транспортное средство в соответствии с требованиями раздела 7 Правил и принять меры для того, чтобы вывести его на предназначенную для этого полосу (правее линии, обозначающей край проезжей части).
В отличие от остальных дорог, при вынужденной остановке на автомагистрали автомобиль нужно вывести за пределы проезжей части (на обочину). Напомню, что на обочинах автомагистралей останавливаться нельзя. Однако для вынужденной остановки сделано исключение.
Т.е. на автомагистрали не нужно выполнять требования пункта 12.6 и пытаться оттолкать автомобиль к ближайшему обозначенному месту стоянки, которое может располагаться в нескольких десятках километров от места возникновения неисправности. Нужно просто разместить автомобиль на обочине.
Штрафы за вынужденную остановку
В первую очередь еще раз обратимся к пункту 1.2 ПДД:
"Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.
"Остановка" - преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства.
В данном случае важно заметить, что понятия "остановка" и "вынужденная остановка" обозначают совершенно разные случаи. И там, и там речь идет о прекращении движения, однако причины для него указаны разные. Т.е. вынужденная остановка не является частным случаем остановки, эти понятия применяются в разных ситуациях.
Напомню, что статьи 12.16 и 12.19 КоАП предусматривают наказания именно за остановку, а не за вынужденную остановку.
Таким образом, если вынужденная остановка произошла в месте, где запрещена остановка транспортных средств, и водитель выполнил требования правил о включении аварийки, выставлении знака аварийной остановки и отводе автомобиля, то штраф за остановку в неположенном месте не должен быть наложен.
Тем не менее иногда такие штрафы накладываются, т.к. инспектор не всегда может понять, что имеет место вынужденная остановка.
Еще один вариант получения штрафа - вынужденная остановка в поле зрения камеры, автоматически накладывающей штрафы. Камера гарантированно не умеет отличать обычную остановку от вынужденной, поэтому впоследствии водитель получит штраф по почте. Поэтому при вынужденной остановке рекомнедую сразу же собрать какие-то доказательства в свою защиту. Хотя бы сделайте пару фотографий, на которых видно Ваш автомобиль, включенную аварийку и выставленный знак.
Однако при выполнении вынужденной остановки водитель может нарушить требования раздела 7 Правил, т.е. не включить аварийную сигнализацию или не выставить соответствующий знак. Статья 12.20 КоАП:
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
В данном случае штраф составит 500 рублей. Также может быть вынесено и предупреждение.
Тем не менее данный штраф накладывается крайне редко. Связано это со следующим. Если сотрудник ГИБДД видит автомобиль, который стоит в запрещенном месте и который не обозначен знаком и аварийкой, то он вправе считать, что имеет место обычная остановка, а не вынужденная. Т.е. штраф накладывается за нарушение правил остановки.
Если Вам доводилось слышать о штрафах именно за отсутствие знака аварийной остановки или за невключенную аварийную сигнализацию, то прошу написать об этом в комментариях.
Удачи на дорогах!
Михаил, здравствуйте.
А какое нарушение Вы видите в действиях водителя, который совершил наезд?
И что произошло с Вашим автомобилем? Он мог ехать своим ходом или нет?
Здравствуйте!
Мы ехали по шоссе 11.06 было жарко и ездили машины устраивающие дождь, у меня соскочила щетка, я включила аварийку и съехала на полосу для движения маршрутного транспорта для устранения неисправности, пришел штраф с автоматической камеры (на фото видны и включенная аварийка и поливальные машины). Могу ли я обжаловать штраф и где?
Ольга, здравствуйте.
Попробовать можно. Обратиться следует в то подразделение, сотрудник которого вынес постановление. Данные подразделения должны быть указаны на самом постановлении.
Удачи на дорогах!
Ехал почувствовал неисправность - включил аварийку и переехал на обочину ! Пришел штраф с камеры - движение по обочине 1500р
На фото видно что аварийная сигнализация включена - Подал Жалобу в ГИБДД но не удовлетворили! Есть шанс в суде???
Алексей, рекомендую Вам для суда запастись какими-нибудь дополнительными доказательствами неисправности автомобиля. Сам по себе факт включения аварийной сигнализации подтверждением неисправности не является.
Удачи на дорогах!
Добрый день ,вынуждена была совершить остановки на проезжей части в районе аэропорта ,гор.Красноярска,ввиду неисправности автомобиля (нагрев двигателя выкинуло ,антифриз).Был включен аварийный сигнал ,но знак нет,машина стояла с открытым капотом ,было видно что я вместе с другим водителем ,который вызвался мне помочь,занимаемся выявлением устранения неисправности ,для дальнейшего движения ,хотя бы с проезжей части(требовалось время для охлаждения двигателя).Позже ,оказалось что я попала в объектив камеры и через 11 дней мне пришел штраф на госуслуги,где обозначен пункт нарушения,а так же стоимость ,время и число ,место указано примерно ,фото нет совсем.Что делать в таком случае?
Оксана-87, если Вас наказывают по ст. 12.20 КоАП РФ, то в течение 20 дней со дня получения уведомления у Вас есть право оплатить штраф со скидкой 50 %,т.е. 250 руб.
Оксана-87, здравствуйте.
Обратитесь в подразделение ГИБДД, сотрудник которого вынес штраф, и ознакомьтесь там с материалами дела. Если окажется, что штраф вынесен незаконно, обжалуйте его у вышестоящего лица в ГИБДД, а затем в суде.
Удачи на дорогах!
Да, правила просто удивительные. Ситуация, трасса, движение плотное, автомобилю нужно повернуть на лево, встречный поток ему не дает это сделать. С зади уже огромная пробка, впереди после этого автомобиля пусто на горизонте. объезжаю по обочине, разметка на асфальте, штраф 1500р.
Да, правила просто удивительные, но это Россия. Тут могут такое придумать.
Если не секрет, причем тут правила? Вы полагаете, что в России должно быть наоборот - приоритет должен быть у того, кто перед носом у встречных хочет повернуть налево? Уверены, что это будет больше способствовать безопасности движения? Если вдруг в каком-то конкретном месте на "трассе" наблюдается достаточно интенсивное поворачивание налево, то там и отдельная полоса со знаком "только налево" за пару сотен метров до поворота появляется, а при определенной интенсивности "левоповоротного" трафика ещё и светофорное регулирование вводят.
Если Вам не повезло оказаться на такой трассе и в таком её месте, где перекресток спроектирован недостаточно продуманно - обращайтесь к властям, а не на форум. После многочисленных обращений граждан принимаются меры по реконструкции транспортных узлов и изменению схемы организации движения.
Да, машин по сравнению с 1960-м годом, когда эту двухполосную трассу строили, стало на 2 порядка больше и эту трассу уже надо перестраивать, расширяя насыпь и удваивая количество полос, устанавливая отбойники по разделительной и т.п. Только это не вопрос ПДД.
объезжаю по обочине... штраф 1500р.
А что, в КоАП надо наоборот - ввести выдачу премии тем, кто по обочинам катается, поднимая пыль и загрязняя проезжую часть грязью и камнями?
здравствуйте, двигался по загородной федеральной трассе в ночное время с включенным ближним светом фар, на пути движения за 200 метров заметил аварийную сигнализацию автомобиля слетевшего в сугроб на правой обочине по ходу движения, дорожное полотно покрыто накатанным снегом, данный автомобиль, при помощи гибкоц сцепки (трос буксировочный из автомобильного комплекта), пытался вытащить уаз патриот развернувшись на моей полосе перпендикулярно проезжей части полностью перекрыв полосу движения, выставлен знак аварийной остановки на расстоянии около 30 метров, аварийная сигнализация уаз патриот была выключена, знак аварийной остановки перекрыл водитель субару, который остановился перед ним, включил аварийную сигнализацию в момент когда я вплотную приблизился к субару, ввиду сложившейся обстановки совершил маневр по объезду автомобиля субару по правой обочине, после чего заметил знак аварийной остановки, справа находилось 3 человека стоящих на обочине, слева встречное движение, в итоге столкновение с стоящим перпендикулярно на моей проезжей части автомобилем уаз патриот. Чья вина в данной ситуации?
егор-37,
Предположительно - все.
Например, знак аварийной остановки выставлен слишком близко.
ПДД 7.2 - знак устанавливается на расстоянии, обеспечивающем в конкретной обстановке своевременное предупреждение других водителей об опасности.
И Вы в том числе.
Если всё, что в 30 метрах перед Вами, представляет из себя сюрприз для Вас, значит надо двигаться со скоростью 10 км/ч. Двигаясь быстрее - принимаете на себя риски в виде неожиданно появившихся на дороге объектов (от лосей до детей). А уж тем более, завидев глухой ночью знак аварийной остановки в свете фар, надо срочно снижать скорость и проезжать это место вообще черепахой. В этом месте по всей ширине ПЧ могут быть сюрпризы.
10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
водитель уаз патриот в ночное время доставал на гибкой сцепке по гололеду автомобиль слетевший в сугроб на обочину, перекрыв тем самым всю проезжую часть по ходу движения, аварийная сигнализация была вклбчена толтко на автомобиле слетевшем на обочину, был выставлен знак аварийной остановки на удалении около 30 метров, по правилам знак аварийной остановки выставляется в случаи вынужденной остановки или дтп с включением аварийной сигнализации, можно ли рассматривать данный случай, как вынужденную остановку транспортного средства на загородной федеральной трассе в ночное время
Уаз, ползущий задом и вытягивающий тросом из канавы какого-то раздолбая - вообще не находится в состоянии остановки. Наличие знака аварийной остановки в 30 метрах от места расположения участника ДТП является недостаточным (за городом минимум 40). Если там было 40 метров, но у Вас всё равно не было возможности увидеть данный знак на расстоянии, достаточном для выполнения требований пункта 10.1 (снижения скорости вплоть до полной остановки) - значит имело место нарушение пункта 7.2 ПДД.можно ли рассматривать данный случай, как вынужденную остановку
Ну, а по поводу отсутствия аварийки у УАЗа - данный случай можно рассматривать как невыполнение его водителем пункта 7.1 ПДД
Водитель должен включать аварийную сигнализацию и в других случаях для предупреждения участников движения об опасности, которую может создать транспортное средство.
Короче, все немного не выполнили ПДД, а в результате - ДТП.
является ли правоправным совершение маневров на проезжей части вне населенного пункта по вытаскиванию автомобиля с обочины, обозначив лишь свои действия путем выставления знака аварийной остановки. И при дтп с данным автомобилем, совершавшим маневры, сотрудники гибдд расценили это как наезд на стоящее транспортное средство. Правомерно ли решение сотрудников гибдд по сложившейся обстановке?
сотрудники гибдд расценили это как наезд на стоящее транспортное средство. Правомерно ли решение сотрудников гибдд по сложившейся обстановке?
Раз уазик в момент второго ДТП не двигался - значит правомерно. В качестве причин такого наезда можно указать нарушение наехавшим требований пункта 10.1 ПДД (в том числе и первого абзаца) и непринятие всех предусмотренных ПДД мер водителем УАЗа для предупреждения об опасности, а также некорректную установку знака аварийной остановки.
Нет никаких законов, запрещающих совершать маневры на ПЧ вне населенного пункта, в том числе для вытаскивания кого-то с обочины.совершение маневров на проезжей части вне населенного пункта по вытаскиванию автомобиля с обочины
Знаком обозначались не автомобили и их маневры, а место ДТП. Автомобили "обозначались" соответствующими световыми приборами. В частности УАЗ фарами + задними фонарями + стоп-сигналами или фонарем заднего хода, в зависимости от того, куда рычаг коробки был направлен и какие педали давились. Или этот уазик там стоял заглушенный с потушенными фонарями? Про аварийку на УАЗике писал выше.путем выставления знака аварийной остановки
При сдаче экзамена на вождение инспектор приказывает сделать аварийную остановку, что я должна сделать, кроме , как включить аварийку?
Валентина-40, в ответ на просьбу совершить вынужденную остановку Вы должны продемонстрировать знание ПДД. В частности пунктов 7.1 и 7.2.
Если тут вообще стоять нельзя (типа это произошло на ЖД путях), то согласно 12.6 надо предпринимать дополнительные возможные меры, чтобы в Вас не врезались - например, бежать в направлении потенциально приближающихся поездов и махать красным шарфом, а если дело на крутом повороте, то забежать за угол и там махать руками, словно чертей гоните. Это не шутка. И об этом сказано в обсуждаемой статье. Вы почему её не прочитали?
Валентина-40, если в данном месте остановка запрещена, то дополнительно нужно выставить знак аварийной остановки.
Удачи на экзаменах!
Добрый день, была вынужденная остановка, включена аварийная сигнализация, позже пришёл штрав, пытаюсь его оспорить, предложили принести справку от врача что было плохо, либо отказ, при этом аргумент что остановка была вынужденной и включена аварийная сигнализация, не действует, отказ из-за того что не был выставлен знак аварийной остановки, какими законами можно было бы воспользоваться?
Nadin, здравствуйте.
Включение аварийной сигнализации само по себе не делает остановку вынужденной. Рекомендую Вам найти какое-то подтверждение того, что остановка была вынужденной. Например, если на дороге появилось препятствие (неадекватный пешеход перегородил дорогу), то можно приложить запись видеорегистратора, подтверждающую это.
Удачи на дорогах!
пришел штраф в 3тр за стоянку в неположеном месте зафиксированное видеокамерой, на фото в постановлении видно что горит аварийка, отправила запрос на отмену штрафа, т.к. пришлось остановится из-за проблем с электрикой в салоне, руль перестал рулить, но пришел отказ, неужели только из-за того что знак не выставила??? я же на обочине стояла, на аварийки....
идти в суд?
ну не по своей воле встала в час ночи на трассе итак хватило стресса, когда на скорости 80км у тебя отключается радио, печка и руль тугой становится
лана-6, точный алгоритм работы автоматических камер не известен, поэтому сложно сказать, смогло бы уберечь выставление знака аварийной остановки от наложения штрафа. Возможно, камеры на знак аварийной остановки внимания и не обращают.
В любом случае рекомендую Вам попробовать оспорить указанный штраф на основании того, что имела место не остановка, а вынужденная остановка.
Удачи на дорогах!