Правила движения по автомагистрали
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет про пункты правил дорожного движения, которые регламентируют движение транспортных средств по автомагистралям.
И хотя в настоящее время на территории Российской Федерации количество автомагистралей не слишком велико, правила движения по ним следует знать всем водителям.
Во-первых, постепенно на территории страны появляются новые скоростные дороги, а во-вторых, Вы в любой момент можете оказаться на одной из существующих магистралей.
Содержание статьи:
- Что такое автомагистраль?
- Скорость на магистрали.
- Правила разворота.
- Движение задним ходом.
- Правила остановки.
- Учебная езда.
- Движение грузовиков.
- Движение СИМ.
- Расположение транспортных средств.
Что такое автомагистраль?
Автомагистраль - это автомобильная дорога специального типа, определение которой дается в пункте 1.2 ПДД:
"Автомагистраль" - дорога, обозначенная знаком 5.1 и имеющая для каждого направления движения проезжие части, отделенные друг от друга разделительной полосой (а при ее отсутствии - дорожным ограждением), без пересечений в одном уровне с другими дорогами, железнодорожными или трамвайными путями, пешеходными или велосипедными дорожками.
Итак, отличительными особенностями автомагистрали являются наличие разделительной полосы и отсутствие пересечений с другими дорогами в одном уровне.
Каждый из этих признаков делает саму дорогу более безопасной и уменьшает вероятность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Именно поэтому на автомагистралях действуют особые правила дорожного движения.
Начало и конец любой магистрали должны быть отмечены знаками 5.1 и 5.2:
При въезда на автомагистраль Вы вправе рассчитывать на то, что на всем протяжении дороги в центре будет разделительная полоса и не будет пересечений с другими дорогами в одном уровне.
Обратите внимание на тот факт, что автомагистраль может иметь примыкания дорог на одном уровне, по которым и осуществляется въезд и выезд на данную дорогу.
Рассмотрим правила, действующие на автомагистрали.
Разрешенная скорость на магистрали
Максимальная разрешенная скорость движения по автомагистрали зафиксирована в пункте 10.3 правил дорожного движения и составляет 110 км/ч.
Обратите внимание, что речь идет об автомагистралях, расположенных вне населенных пунктов. Если же автомагистраль находится в населенном пункте, то максимальная скорость движения на ней - 60 км/ч.
Кроме того, в 2025 году на некоторых автомагистралях, расположенных вне населенных пунктов, максимальная скорость движения может быть увеличена до 130 км/ч. Для этого на дороге должны быть установлены знаки 3.24 ограничение максимальной скорости со значением 130:
За превышение разрешенной скорости движения на водителя может быть наложено административное наказание в виде штрафа или лишения прав, либо уголовное наказание вплоть до лишения свободы. Вид и размер наказания зависят от того, на сколько водитель превысил скорость.
Что касается минимальной скорости на магистрали, то правила дорожного движения этот вопрос не регламентируют. Однако нужно помнить, что некоторым участникам движения вход и въезд на автомагистраль запрещен:
16.1. На автомагистралях запрещается:
- движение пешеходов, лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, домашних животных, велосипедов, мопедов, тракторов и самоходных машин, иных транспортных средств, скорость которых по технической характеристике или их состоянию менее 40 км/ч;
Данное правило не означает, что на магистрали нельзя снизить скорость, например, до 30 км/ч. Просто необходимо, чтобы Ваш автомобиль имел возможность двигаться быстрее 40 км/ч. Однако постоянно поддерживать эту скорость необязательно.
Примечание. Рекомендую не ездить по автомагистралям слишком медленно, т.к. водитель автомобиля, едущего со скоростью 110 км/ч, может не успеть отреагировать на медленную машину, и это приведет к ДТП.
За движение по автомагистрали на транспортном средстве, скорость которого по технической характеристике или его состоянию составляет менее 40 км/ч, на водителя может быть наложен штраф в размере 1 000 рублей.
Правила разворота на автомагистрали
Разворот на автомагистрали разрешается только с использованием специальных дорожных развязок. Пункт 16.1 правил запрещает разворачиваться через технологические разрывы разделительной полосы, а также просто въезжать в такие разрывы:
За подобное нарушение правил на водителя может быть наложен штраф в размере 2 500 рублей.
Движение задним ходом по автомагистрали
Еще одна особенность автомагистрали - это запрет движения задним ходом на всем ее протяжении. За подобное нарушение также предусмотрен штраф 2 500 рублей.
Правила остановки на автомагистрали
Остановка на магистрали разрешается только на специальных площадках, обозначенных знаками "Место стоянки" или "Место отдыха":
Что касается вынужденной остановки на проезжей части, то в данном случае необходимо включить аварийную световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки, а также принять меры к тому, чтобы вывести транспортное средство за сплошную линию, ограничивающую край проезжей части.
Примечание. Знак аварийной остановки на магистрали лучше выставить как можно дальше от автомобиля, чтобы транспортные средства, движущиеся со скоростью 110 км/ч, имели возможность вовремя сориентироваться.
Учебная езда на автомагистрали
В 2025 году учебная езда на автомагистралях разрешена:
Примечание. До 1 января 2020 года обучение вождению на автомагистралях было запрещено, однако этот запрет отменен.
Движение грузовиков по автомагистрали
Пункт 16.1 ПДД предусматривает также и особые условия для движения грузовиков по автомагистрали. Речь идет о грузовых автомобилях с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн (категория водительских прав C), которые не должны двигаться далее второй полосы:
Это нарушение также предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 1 000 рублей.
Движение средств индивидуальной мобильности по автомагистрали
С 1 марта 2023 года на автомагистралях запрещено движение средств индивидуальной мобильности:
Причем запрет распространяется не только на движение по проезжей части, но и на движение по иным участкам дороги. В том числе СИМ не могут двигаться по обочинам.
Штраф за нарушение данного правила предусмотрен частью 2 статьи 12.29 КоАП и составляет 800 рублей.
Расположение транспортных средств
В соответствии с пунктом 9.4 на автомагистралях водители должны вести транспортное средство по возможности ближе к правому краю проезжей части:
Причем не имеет значения, находится автомагистраль вне населенного пункта или на его территории. За приведенное нарушение на водителя будет наложен штраф в размере 1 500 рублей.
В заключение хочу отметить, что автомагистрали предполагают движение автомобилей с высокой скоростью, поэтому правила дорожного движения написаны таким образом, чтобы снизить до минимума вероятность столкновения транспортных средств.
Удачи на дорогах!






Каким образом могут примыкать(на одном уровне) дороги к автомагистрали,не образуя пересечений проезжих частей?И где в ПДД РФ об этом написано?
Каким образом могут примыкать(на одном уровне) дороги к автомагистрали
Не могут (на одном уровне).
И где в ПДД РФ об этом написано?
В определении автомагистрали.
А транспортный узел, о котором Вы говорите (транспортная развязка) - это пересечение дорог в разных уровнях. Перемещения с одного уровня на другой происходят посредством технических сооружений. Правда поверхность технического сооружения (эстакады) тоже вроде как дорога, но не о ней говорится в определении автомагистрали.
сие есть словосочетание, смысл которого никем не утвержден. Обычно понимается как некая зона внутри воображаемых продолжений проезжих частей и принадлежащая одновременно обеим проезжим частям. На развязках, как правило, как таковых таких зон нет, так как воображаемые продолжения проезжей части дороги проходят мимо реального её уширения в месте съезда с эстакады на магистраль (съезда с магистрали на эстакаду), т.е. полоса разгона/торможения не попадает в зону этого воображаемого продолжения.пересечений проезжих частей
Если понимать исходный термин как зона, принадлежащая "реальному" (с учетом уширения) продолжению ПЧ магистрили и одновременно "воображаемому" продолжению эстакады, то тогда "пересечение пч" в большинстве случаев это 100 метров полосы разгона/торможения между въездом и ближайшим съездом.
петрик, все дороги, по которым можно въехать на автомагистраль или выехать с нее являются примыканиями.
Удачи на дорогах!
А ещё есть автомагистрали с ограничением 40, 50, 60 км/ч... О каких 130 здесь пишется?!! - хоть бы 110 сделали везде...
b]Обучающийся_вновь[/b],Правильно так трактовать?
И ещё обратите внимание на:
"16.1. На автомагистралях запрещается:
...движение пешеходов, домашних животных..."
именно домашним животным на автомагистраль нельзя.
А вот бездомным можно. Или, к примеру, одомашненным сельскохозяйственным.
Так стадо домашних баранов перегонять по автомагистрали нельзя, а стадо горных баранов можно.
С личной коровой нельзя, а с колхозной можно.
Максим,все дороги, по которым можно въехать на автомагистраль или выехать с нее являются примыканиями.
- не совсем точно, по-моему.
Примыканием будет только въезд на магистраль.
А вот съезд с автомагистрали, строго говоря, примыканием не является - см. определения в СП 34.13330 "Автомобильные дороги".
Съезд будет скорее =разветвлением= дорог (см.термин "перекрёсток" в п.1.2).
Хотя что такое =разветвление= - нормативно непонятно.
Александр-921,
с одной стороны, в ПДД пересечение, примыкание и разветвление - это разные понятия
А с другой стороны модно опираться на ГОСТ
примыкание дорог: Узел автомобильных дорог, где к одной дороге примыкает в одном или разных уровнях другая дорога, не имеющая прямого продолжения и прерывающаяся в этом узле.
Есть основания предполагать, что как места выезда, так и места съезда не являются примыканиями, так как в первом случае обе дороги имеют прямое продолжение в виде объединенной дороги, а во втором случае дорога одна имеет сразу два продолжения после узла.
В качестве альтернативы можно считать, что если на въезде стоит морковка со знаком "прямо" - то это слияние, а если морковка со знаком "только направо", то примыкание...
Недаром в специальной литературе это всё идет через запятую
Количество пересечений и примыканий, съездов и въездов на дороги категорий I—IV должно быть возможно меньшим.
Mishutka, - ваша логика может быть понята в случае примыкания к магистрали другой дороги на развязках.так как в первом случае обе дороги имеют прямое продолжение в виде объединенной дороги
А вот вам классическое =примыкание= - это Т-образный перекрёсток. Например - равнозначных дорог.
И где здесь ваше "прямое продолжение в виде объединенной дороги"?
Но не будем спорить... В этом вопросе при отсутствии точных нормативных понятий у каждого своё понимание.
Как по мне, то примыканием может считаться только узел, на котором происходит СЛИЯНИЕ транспортных потоков.
=============
И подскажите номер ГОСТА, по которому так =МОДНО= примыкание одной дороги к другой может происходить в разных уровнях.
Что-то я сходу у себя такого ГОСТА не нашёл.
[- ваша логика может быть понята в случае примыкания к магистрали другой дороги на развязках.
А других вариантов на автомагистрали и не бывает. Но само место въезда и съезда - это не примыкание. Это так называемая "конфликтная точка" или (в зависимости от контекста) что-то типа "правоповортный (левоповоротный) съезд пересечения ( примыкания) дорог в разных уровнях". А "примыкание" - это вся развязка в целом, если дорога под магистралью только с одной стороны к магистрали подходит и дальше за горизонт не уходит. Поэтому примыкания бывают в разных уровнях.
Классические "Т-перекрестки" в одном уровне - это как раз то, где ножка не имеет прямого продолжения после узла. Даже если это примыкание является канализированным. Только обсуждаются они нк ни как не в топике про автомагистрали.
ГОСТ Р 58653-2019 "Дороги автомобильные общего пользования. Пересечения и примыкания"Что-то я сходу у себя такого ГОСТА не нашёл.
Вся путаница происходит, когда смешивают обычное разговорное "примыкает" (как синоним "соединяется") с вполне конкретным типом реализованного в одном или разных уровнях транспортного узла, имеющего название "примыкание".
С позиции ПДД абсолютно не важно, какой глагол использовать. С позиции ПДД важно наличие или отсутствие "пересечения проезжих частей" и положение их границ в этом месте. Я считаю, что в таких местах пересечение проезжих частей (и соответственно их границы) отсутствует в том смысле, в котором оно подразумевается в ПДД. И более того, я вообще считаю, что это словосочетание "пересечение проезжих частей" вообще зря в ПДД используют даже для пересечений/примыканий в одном уровне. Родилось исключительно для экономии краски на разметке и жести на знаках.
Mishutka, спасибо.
Хотя всё же как-то странно называть место съезда с магистрали "конфликтной точкой" и "примыканием".
Но учтём, что этот ГОСТ предназначен не для нас-водителей, а для проектировщиков дорог.
Пусть считают как хотят. Простим их...
СергейАлександрович, пожалуйста, приложите фотографию автомагистрали с указанными ограничениями. И напишите, в каком месте России она находится.
По состоянию на 26.01.2022.
КоАП РФ Статья 12.11. Нарушение правил движения по автомагистрали
2. Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонны по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.
Писистрат, учебную езду разрешили - а штраф оставили. Бывает, особенно у нас.
Но наказание невозможно даже у нас. Потому что по КоАП возможно наказать ТОЛЬКО за нарушение ПДД.
Про п.9.4 все понятно, но это и вводит в заблуждение - мне кажется, что в билетах на этот счет есть противоречия. Билет 12, вопрос 16: "Разрешается ли учебная езда на автомагистрали?" - правильным является ответ "разрешается", а не правильным - "разрешается только по крайней правой полосе". Тогда почему в билете 3, вопросе 10, например, на вопрос "По какой полосе Вы имеете право двигаться с максимально разрешенной скоростью вне населенных пунктов?" правильным является ответ "Только по правой"? Или в билете 8 вопрос 10: "Вне населенных пунктов Вам можно продолжить движение:..." правильный ответ указан "только по правой полосе". Заодно и в билете 9, в вопросе 11 говорится, что запрещено двигаться по левой полосе. Так как же относится к ьилету 12 вопросу 16? Разъясните пожалуйста!
Алла-23, На автомагистрали запрещается занимать левые полосы при свободных правых, в том числе учебному автомобилю.
А при занятых правых - разрешается, в том числе учебному автомобилю.
Поэтому учебная езда на автомагистрали разрешена без дополнительных условий - это и есть "наиболее полный и правильный ответ".
Учебную езду на автомагистрали разрешили, а штраф в КоАП остался)
Татьяна-323, именно так. Поскольку нарушения нет, штраф не может быть наложен.
Вопрос дискуссионный. Общая логика кодексов прямо противоположная. Кодекс сам по себе имеет приоритет над отдельным законом, а уж тем более над постановлением Правительства. Было бы в кодексе написано "езда в нарушение ПДД по магистрали карается штрафом" (типа как про выезд на встречку) было бы одно - обусловленность кары нарушением Постановления правительства. А так это просто противозаканное деяние (вероятно, нарушающее представления самих авторов кодекса о безопасности движения) просто в силу того, что за него кодексом положено наказание.
Получается, что на четырехполосной автомагистрали (по четыре в каждую сторону), при свободной дороге я должен ехать только по крайней правой полосе? Как по мне, бред лютый. Ну понятно, что крайнюю левую занимать нельзя, но жаться к правой обочине это какая-то чушь. Почему нельзя спокойно ехать по второй и третьей полосе?
Иван-321,
Потому что это условие, обязательное для движения вне населенных пунктов. Возможно связанное с тем, что движение сзади на больших скоростях водителю проще контролировать по левому зеркалу при обгоне или опережении его другими транспортными средствами. В целях безопасности, тогда обгоняемое ТС всегда будет справа, при любых условиях движения вне населенного пункта.
Или возможно, связанное с пропускной способностью на таких дорогах, где водители в шахматном порядке, с различной скоростью, могли бы на свой взгляд двигаться как угодно, если бы этого требования вдруг не было.
Иван-321, во первых требование п 9.4 ПДД не только на автомагистраль - а на все дороги вне населённых пунктов, а также на дороги в населенных пунктах, обозначенные знаками 5.1. "Автомагистраль" и 5.3. "Дорога для автомобилей" или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч.
Во первых, на указанных дорогах скоростной режим выше. Следовательно, максимально возможно необходимо разделить транспортные потоки противоположных направлений.
Во вторых, практически исключается опережение справа тихоходов - т.е. невозможно движение в стиле "шашки", что на высоких скоростях особенно опасно.
В вашей статье движение по автомагистрали и в пдд пунк 16.1 указано что грузовики с р.м.м свыше 3,5 тонн не могут двигаться далее второй полосы.
Но завтра иду сдавать теоретический экзамен и в обновленных билетах с 01.09.23 Дана информация про грузовики массой более 2,5 т.
Комментарий к билету:
Запрещается и движение грузовым автомобилям с р.м.м более 2,5 т по любой дороге, имеющей три полосы движения в данном направлении по крайней левой полосе.
Нарушают правила водитель грузового автомобиля
(Пункты 9.4, 16.1 ПДД)
В гаи доказать ничего не удастся.так 3,5 тонны или 2,5 тонны. Поясните пожалуйста.
Наталья-388, пунктом 9.4 ПДД регламентируется движение грузовиков более 2,5 т. по левой полосе на любых дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более.
п 16.1 ПДД запрещает движение грузовиков более 3,5 т. далее второй полосы именно на автомагистралях.
Поэтому на автомагистрали грузовик с р.м.м.более 2,5 т, но не более 3,5 т может двигаться по любой полосе, кроме крайней левой - если на этой автомагистрали в данном направлении три полосы и более.
На других дорогах, имеющих для движения в данном направлении три полосы и более, такой грузовик может двигаться по крайней левой полосе только для поворота налево и разворота.
Подскажите, с какой максимальной скоростью (в теории) разрешено движение по автомагистралям на грузовом автомобиле более 3500 кг, при максимально разрешенной скорости 130 км/ч?
Алексей123321, согласно ПДД п. 10.3. Вне населенных пунктов разрешается движение:... грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;" , если нет другого ограничения знаком 3.24. или 3,24+8.4.1, тогда согласно этих знаков, не выше указанного предела!
KOPOVEB, благодарю за ответ.
Я правильно понимаю - даже если мне встретится только 3.24. (Не более 130км/ч) без табличек 8.4. на автомагистрале вне Н.П. я могу двигаться не более 130 км/ч практически на любом типе ТС?
Алексей123321, на любом не можете:
10.3
Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью.
Алексей123321, -
KOPOVEB, благодарю за ответ.Я правильно понимаю - даже если мне встретится только 3.24. (Не более 130км/ч) без табличек 8.4. на автомагистрале вне Н.П. я могу двигаться не более 130 км/ч практически на любом типе ТС?
Да, правильно! Даже , если на знаке 3.24 без таблички указано "200", то можете с учетом: погоды, видимости , дорожного покрытия и состояния авто или груза , лететь 200!
Собственник дороги, ГАИ и прочие службы посчитали этот предел , как безопасный для любого транспорта.
KOPOVEB, ну насчёт =200= вы, наверное, "загнули угол..."Да, правильно! Даже , если на знаке 3.24 без таблички указано "200", то можете
Алексей123321 вообще то спрашивал про движение по автомагистрали.
А для автомагистралей в неполностью процитированном выше примечании к п.10.3 чётко указана скорость, превышение которой не может разрешить ни один собственник или хозяин этой автомагистрали.
И поэтому Алексей даже заикаться не стал про скорость выше 130 км/ч, отлично понимая, что реально и по здравому смыслу максимально-допустимая скорость движения на дорогах в РФ - 130 км/ч. И эта скорость не может быть превышена ни при каких условиях.
Хотя чисто формально...
Чисто формально и чисто по тексту примечания в качестве бреда можно допустить, что не на автомагистрали, и не на дороге для автомобилей, а на простой просёлочной дороге её хозяин вправе установить знак 3.24 =200 км/ч=.
Я бы лично ещё под таким знаком =200= установил табличку 8.4.7.2.
======================
А вообще то, по моему, непонятка у Алексея несколько иная.
Отлично зная п.10.3 и разрешённую для него скорость в 90 км/ч, его интересует - будет ли знак 3.24 =130=, установленный на автомагистрали по примечанию к п.10.3, противоречить самому тексту этого пункта.
То есть, вопрос упирается в неразрешённое нашими правилами противоречие дорожного знака и текста ПДД.
На мой не опытный взгляд:
=== с одной стороны - текст ПДД уступает в приоритете дорожному знаку на основании п.1 ст.5 "Венской конвенции...":
Статья 5 Значение дорожных знаков и сигналов
1. Водители должны выполнять предписания дорожных знаков и сигналов, световых дорожных сигналов или разметки дорог, даже если упомянутые предписания кажутся противоречащими другим правилам движения. (Венская "Конвенция…")
=== с другой стороны - и во мнении "Конвенции..." усматривается непонятка со словами =...должны...", =...предписания..." и здравым смыслом.
Знак 3.24 не обязывает Алексея стремиться к допустимому пределу скорости, и в этом отношении для него знак как бы не очень предписывающий.
Наверное, всё же Конвенция..." имела несколько иные противоречия знаков и текста правил.
KOPOVEB, изучите примечание к пункту 10.3 ПДД. Больше 130 км/ч значение быть не может.