Обновленные правила остановки и стоянки в законопроекте об изменении ПДД

Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.

Обновленные правила остановки и стоянки в законопроекте об изменении ПДД

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье мы продолжим рассматривать проект интересного нормативного документа, предлагающего внести несколько десятков изменений в текст правил дорожного движения.

На этот раз речь пойдет о нововведениях, которые могут быть внесены в пункты, связанные с остановкой и стоянкой транспортных средств.

Напомню, что в рамках серии статей "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" на pddmaster.ru уже опубликованы 7 статей и если Вы их пропустили, рекомендую с ними ознакомиться:

Часть 1Часть 2Часть 3

Часть 4Часть 5Часть 6

Часть 7

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.12.05 Проект 02/07/09-24/00150772 "О внесении изменений в постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090" размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Остановка под углом при отсутствии табличек

Обратимся к изменениям, которые предлагается внести в пункт 12.2 ПДД:

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

Способ постановки транспортного средства на стоянке (парковке) определяется знаком 6.4 или знаком 5.29 и линиями дорожной разметки, знаком 6.4 или знаком 5.29 с одной из табличек 8.6.1 - 8.6.9 и линиями дорожной разметки или без таковых.

В приведенном выше пункте речь идет о следующих табличках, предлагающих различные варианты постановки транспортных средств:

Знак 8.6.1 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.2 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.3 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.4 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.5 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.6 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.7 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.8 Способ постановки транспортного средства на стоянкуЗнак 8.6.9 Способ постановки транспортного средства на стоянку

Причем в действующей редакции правил указанные таблички могут применяться только со знаком 6.4 "Парковка":

Знак 6.4 Парковка (парковочное место)Знак 6.4 Парковка (парковочное место)Знак 6.4 Парковка (парковочное место)

Предлагаемые изменения заключаются в том, что таблички смогут также использоваться и со знаком 5.29 "Зона регулируемой стоянки":

Знак 5.29 Зона регулируемой стоянки

При этом, глядя на изображение знака 5.29 из текста ПДД возникает резонный вопрос. А зачем к этому знаку добавлять табличку 8.6.2, если такое же изображение есть на самом знаке? Если у Вас есть идеи по этому поводу, напишите их в комментариях к данной статье.

Следующее изменение также предлагается внести в пункт 12.2:

Сочетание знака 6.4 с одной из табличек 8.6.4 - 8.6.9, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение) проезжей части допускает такое расположение.

Сочетание знака 6.4 или знака 5.29 с одной из табличек 8.6.4 – 8.6.9 или без таковых, а также линиями дорожной разметки допускает постановку транспортного средства под углом к краю проезжей части в случае, если конфигурация (местное уширение, место размещения парковок (парковочных мест)) проезжей части допускает такое расположение.

В данный абзац также добавлен знак 5.29 "Зона регулируемой стоянки", однако в нем есть и куда более важное изменение. В настоящее время постановка автомобилей под углом к краю проезжей части допускается при одновременном выполнении двух условий:

  • наличие табличек 8.6.4 - 8.6.9;
  • наличие разметки.

Законопроект предлагает оставить в качестве обязательного единственный признак - наличие разметки. В этом случае парковка под углом к краю проезжей части будет допускаться, если соответствующие таблички отсутствуют.

Есть в этом пункте и еще одно нововведение, заслуживающее внимания. Речь идет об использовании скобок внутри скобок. Такая конструкция в нормативном документе выглядит довольно странно и наверняка у законодателей есть варианты, чтобы выразить свои мысли без вложенных скобок.

Стояка электромобилей только на время зарядки

Рассмотрим еще одно изменение, которое предлагается внести в пункт 12.2 ПДД:

Стоянка в местах, обозначенных знаком 6.4 с табличкой 8.26, разрешается только электромобилям на время зарядки с помощью внешнего источника электроэнергии.

Речь идет о следующем сочетании дорожных знаков:

Знак 6.4 Парковка (парковочное место)
Знак 8.26 Зарядка электромобилей

В настоящее время под такими знаками электромобили могут останавливаться во всех случаях. Законопроект же предлагает ограничить время стоянки только временем зарядки транспортного средства.

С одной стороны, это вполне логично, ведь такие знаки устанавливаются именно рядом с зарядными станциями для электрических транспортных средств.

С другой стороны, вызывает вопросы, как именно получится проконтролировать, что автомобиль находится на зарядке. Ведь вставленный зарядный кабель не означает того, что машина заряжается.

Также вызывает вопросы и то, как водитель сможет проследить за окончанием зарядки. Эта процедура может занять несколько часов и большая часть водителей не ждет ее окончания около транспортного средства, а уходит по своим делам.

Запрет остановки вблизи железнодорожных переездов

Следующее изменение предлагается внести в пункт 12.4 ПДД:

12.4. Остановка запрещается:
...

  • на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

12.4. Остановка запрещается:
...

  • на железнодорожных переездах (а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению поездов), в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;

Суть предлагаемого изменения заключается в том, что остановка будет запрещена не только на железнодорожных переездах, но и в непосредственной близости от них, если это создаст помехи для движения поездов. При этом целесообразного подобного изменения вызывает некоторые вопросы.

Как правило, знаки, обозначающие границы железнодорожного переезда устанавливаются таким образом, что даже немного заехав за границу переезда помехи движению поездов не создаются (зона 1 на изображении):

Границы железнодорожного переезда

То есть, не совсем понятно, какую именно проблему хотят решить законодатели, предлагающие изменение пункта.

Также непонятно, почему в этом пункте речь идет об остановке именно у железнодорожных переездов, а не об остановке у железнодорожных путей в принципе. Ведь автомобиль, стоящий около путей рядом с переездом, создает точно такие же помехи для движения поездов, как и автомобиль, стоящий вдалеке от переезда.

Возможность остановки рядом со сплошной разметкой для общественного транспорта

12.4. Остановка запрещается:
...

  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м;

12.4. Остановка запрещается:
...

  • в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м, за исключением маршрутного транспортного средства, остановившегося на месте остановки маршрутных транспортных средств;

В данном пункте речь идет о следующей ситуации. Полоса, на которой находится остановка общественного транспорта, отделена от других полос сплошной лишней разметки. Если автобус или троллейбус останавливается на такой остановке, то в соответствии с действующими ПДД водитель становится нарушителем и может получить штраф. Хотя это и противоречит здравому смыслу, ведь на многих дорогах организовать остановки по-другому попросту невозможно.

Законодатели решили исправить данную ситуацию и ввести новое исключение для маршрутных транспортных средств.

Возможность остановки напротив выездов с прилегающих территорий

12.4. Остановка запрещается:
...

  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

12.4. Остановка запрещается:
...

  • на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив выезда с прилегающей территории, а также напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;

В данном пункте перечень исключительных ситуаций, при которых остановка не запрещается, может стать шире. В настоящее время в качестве исключения рассматриваются только трехсторонние пересечения (перекрестки). Законодатели предлагают добавить к ним выезды с прилегающих территорий, напротив которых нанесена сплошная линия разметки.

Возможность остановки рядом со стоянками такси

12.4. Остановка запрещается:
...

  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметками 1.17.1 и 1.17.2, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);

12.4. Остановка запрещается:
...

  • ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств, обозначенных разметкой 1.17.1 и (или) 1.17.2,
    а при ее отсутствии - от дорожного знака 5.16 или 5.17 (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств);
  • ближе 5 метров от мест стоянки легковых такси, обозначенных дорожной разметкой 1.17.1, а при ее отсутствии – от дорожного знака 5.18 (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех транспортным средствам, используемым в качестве легкового такси);

Предлагаемое изменение относится к стоянкам легковых такси, которые могут быть обозначены следующим знаком или разметкой:

Знак 5.18 Место стоянки легковых такси
Разметка 1.17.1

В настоящее время для иных транспортных средств остановка запрещена на расстоянии менее 15 метров от стоянок такси. Законодатели предлагают уменьшить это расстояние до 5 метров. И, судя по всему, это оправданно, ведь легковые такси достаточно маневренные и 5 метров вполне достаточно, чтобы покинуть стоянку.

Запрет остановки рядом со стоянками спецслужб

12.4. Остановка запрещается:
...

  • ближе 5 м от мест стоянки транспортных средств оперативных служб, обозначенных дорожным знаком 5.18.1, при отсутствии дорожной разметки 1.27 (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех транспортным средствам, используемым для осуществления деятельности оперативных служб);

В первую очередь нужно сказать о том, что законодатели хотят ввести специальные дорожные знак и разметку для обозначения мест для стоянки транспортных средств оперативных служб:

Знак 5.18.1
Разметка 1.27

При этом остальным транспортным средствам будет запрещена остановка в 5 метрах от стоянок оперативных служб.

Однако реализация пункта вызывает определенные вопросы. В нем речь идет о том, что остановка запрещается на стоянках, которые обозначены дорожным знаком и не обозначены разметкой.

Если стоянка обозначена только разметкой, или одновременно знаком и разметкой, то остановка на ней не запрещается. Скорее всего в формулировке данного пункта допущена ошибка.

Запрет остановки на пешеходных дорожках

12.4. Остановка запрещается:
...

  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

12.4. Остановка запрещается:
...

  • в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на пешеходных, велосипедных или велопешеходных дорожках, а также на пересечении велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью и ближе 5 м от края пересекаемой велосипедной или велопешеходной дорожки), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);

Дополнительно законодатели предлагают запретить остановку:

  • на пешеходных дорожках;
  • на пересечении велодорожки и проезжей части;
  • на пересечении велопешеходной дорожки и проезжей части.

В заключение еще раз напомню, что в данной статье речь идет о законопроекте. То есть не известно, когда этот документ будет принят и будет ли принят вообще.

Что касается действующих правил дорожного движения, то изучить их можно через мобильное приложение "Билеты и ПДД от ПДД Мастер":

А в следующих статьях серии "Законопроект об изменении ПДД в 2024 году" мы продолжим рассматривать законопроект, предлагающий обновить текст правил дорожного движения.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 6 декабря 2024
Раздел: Законы в разработке
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев