Обязательные световозвращающие жилеты для водителей
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о постановлении Правительства РФ "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации", вступившем в силу 18 марта 2018 года.
Начиная с этой даты водители обязаны использовать одежду со световозвращающими элементами при остановке автомобиля вне населенного пункта. Напомню, что в 2024 году похожие требования действуют и в отношении пешеходов (с 1 июля 2015 года).
- Световозврающая одежда для водителей.
- Неоднозначность текста пункта 2.3.4.
- Штраф за отсутствие световозвращающего жилета.
Световозврающая одежда для водителей
Рассмотрим новый пункт 2.3.4, который вносится в правила дорожного движения:
2.3. Водитель транспортного средства обязан:
...
2.3.4. В случае вынужденной остановки транспортного средства или дорожно-транспортного происшествия вне населенных пунктов в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости при нахождении на проезжей части или обочине быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала, соответствующих требованиям ГОСТа 12.4.281-2014.
Данный пункт требует, чтобы водитель использовал один из следующих вариантов одежды со световозвращающими элементами:
- Куртку.
- Жилет.
- Жилет-накидку.
Обратите внимание, в отличие от пешеходов водителям предлагается всего несколько вариантов световозвращающей одежды. Причем и куртка, и жилет должны быть изначально изготовлены с использованием отражающей ткани. Т.е. водитель не может, например, использовать световозвращающий браслет, брелок или самостоятельно пришить на куртку отражающие полосы.
Рассмотрим условия, при одновременном выполнении которых водитель должен воспользоваться жилетом:
- Автомобиль остановился вне населенного пункта. В городах использование световозвращателей не является обязательным.
- Вынужденная остановка или дорожно-транспортное происшествие. Например, если автомобиль остановился на обочине для кратковременно отдыха, то использовать световозвращатели не обязательно.
- Темное время суток или условия ограниченной видимости.
Новый пункт 2.3.4 ПДД в первую очередь направлен на повышение безопасности людей, находящихся на проезжей части. При наличии световозвращателей вероятность попасть под колеса движущегося автомобиля гораздо меньше, т.к. человека на проезжей части видно издалека.
Таким образом, каждому водителю придется купить специальный жилет или куртку, положить её в автомобиль и постоянно возить с собой.
Примечание. Требование нового пункта относится только к водителям автомобилей. Т.е. пассажирам световозвращающая одежда не потребуется.
Неоднозначность текста пункта 2.3.4
Думаю, внимательный читатель уже приметил, что текст пункта 2.3.4 вносит в правила некоторую неопределенность. Обратимся к пункту 1.2 правил дорожного движения:
"Водитель" - лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
"Пешеход" - лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
Обратите внимание, пока человек находится за рулем автомобиля он является водителем. Однако если он находится вне транспортного средства, он автоматически становится пешеходом.
Однако в новом пункте 2.3.4 говорится о том, что водитель автомобиля может находиться в том числе и на проезжей части дороги. В данном случае имеет место противоречие. Чтобы его исключить законодателям придется внести дополнения в пункт 1.2 ПДД, однако рассматриваемое постановление этого не предусматривает.
Штраф за отсутствие световозвращающего жилета
В настоящее время за нарушение пункта 2.3.4 водитель наказан быть не может, т.к. ни одна из статей КоАП не предусматривает штраф за подобное нарушение. При желании Вы можете изучить текст документа самостоятельно и убедиться в этом.
Напомню, что за отсутствие световозвращателей пешеход может получить 500 рублей штрафа. Не исключено, что отдельная статья в будущем будет добавлена в КоАП и для водителей.
Однако штраф в данном случае не самое страшное. Гораздо важнее тот факт, что если водитель будет находиться на проезжей части без жилета (ночью за городом) и на него наедет другое транспортное средство, то виноват в ДТП будет сам водитель, который пренебрег требованиями безопасности.
В завершение хочу отметить, что рассмотренное сегодня изменение ПДД оказывает важное влияние на безопасность. Поэтому рекомендую каждому водителю иметь в своем автомобиле световозвращающий жилет и надевать его при выходе на проезжую часть. Тем более что стоимость накидки составляет всего 100 - 200 рублей.
Удачи на дорогах!
Лет 5-7 уже вожу с собой куртку и как дождевик и 1 раз понадобилась во Владивостоке ночью, и ДТП и ливень...
Явно подменили ограниченную видимость и недостаточную. Недостаточная видимость — это туман, снегопад, задымление и т.д. Ограниченная видимость — это за поворотом, за переломом дороги, за углом здания и т.д. При ограниченной видимости жилет не поможет. Если предметом, ограничивающим видимость, считать сам вынужденно остановившийся автомобиль (а на это, видимо и делается расчёт), то получается, что пункт ПДД требует надевать жилет в любое время суток при вынужденной остановке. Тогда могли бы вообще не писать про время суток и видимость, было бы честнее. А так явная ловушка.
Что-то мне думается, что уточнение про вынужденную установку впоследствии уберут, и штрафовать можно будет сразу за выход из машины по требованию инспектора.
Поможет, поможет! Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.При ограниченной видимости жилет не поможет.
Думаю, что правильное решение по поводу применения жилета. Очень много случаев мне лично известных когда водители, просто при замене колеса, погибали под колесами проезжающего мимо автотранспорта.
Каким образом, если водителя всё равно за препятствием не видно?Поможет, поможет!
Что мешало именно так и написать в правилах? Зачем было выдумывать условие ограниченной видимости? Опять придумывают ребусы, чтобы водитель думал, что нужно надевать в одних случаях, а гаишники и суды — в других. У меня жилет есть, висит на спинке водительского кресла, но всё равно напрягает ситуация, что гаишник может остановить, потребовать выйти из машины и тут же оштрафовать за то, что ногу на землю поставил, а жилет ещё не надел.Есть возможность спасти хоть одного - надевай жилет.
Ограниченная - 100 метров. Разве Вам не видно разницы - увидят человека на ПЧ за 50-100 метров, или за 5-10?Каким образом, если водителя всё равно за препятствием не видно?
Что мешало именно так и написать в правилах?Если всё написать, то по объёму выйдет БСЭ, тогда ПДД точно никто читать не будет, да и в бардачок не влезет.
"Примечание. Требование нового пункта относится только к водителям автомобилей. Т.е. пассажирам световозвращающая одежда не потребуется."
Ну да, по ПДД не обязательно.
А на практике я бы советовал иметь жилеты, в идеале, на всех пассажиров.
Бывают различные ситуации, поэтому видно должно быть всех.
Так же, хоть это и не относится к этой теме, при ДТП желательно высадить всех пассажиров и отправить за отбойник/на тротуар. Очень много ситуаций, особенно в зимнее время, когда в стоящие после ДТП машины влетают те, кто вовремя не увидел аварию.
Очень жаль, что у нас не входит это в привычку. Приходится создавать законы, за невыполнение которых положен штраф.
То есть люди пристегиваются/надевают жилеты не ради безопасности, а чтобы штраф не платить.
Ещё неоднозначность: "В случае вынужденной остановки транспортного средства или ДТП", теперь читаем п.1.2 - ""Вынужденная остановка" - прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.". Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?
Если человека без жилета видно за 10 м, а в жилете за 100, это недостаточная видимость. Ограниченная видимость, это когда стоит препятствие, к нему подъезжает машина, и из-за препятствия выходит человек. Когда он появится — за 100 м до приближающейся машины или за 10 — воля случая. Как тут жилет поможет?Ограниченная - 100 метров. Разве Вам не видно разницы - увидят человека на ПЧ за 50-100 метров, или за 5-10?
В данном случае включили лишнее условие, которое только запутывает водителей (и вас тоже).Если всё написать, то по объёму выйдет БСЭ, тогда ПДД точно никто читать не будет, да и в бардачок не влезет.
Инспектор под благовидным предлогом попросит включить аварийку, и готово нарушение. Доказывать, что остановка была преднамеренной, а аварийка включена уже после, придётся доказывать в суде.Так вот, если я просто решил остановиться, вот так просто совсем без причины, получается жилет не нужен?
Пункт 2.3.4., который вступает в силу 18 марта 2018 года, требует быть одетым в куртку, жилет или жилет-накидку с полосами световозвращающего материала в темное время суток либо в условиях ограниченной видимости. Таким образом, в условиях недостаточной видимости (видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки) пункт 2.3.4 не требует от водителя обозначать себя в случае вынужденной остановки или ДТП. Видимо всё таки имелось ввиду «в темное время суток либо в условиях недостаточной видимости» или «в темное время суток, в условиях недостаточной либо ограниченной видимости», а получилось как всегда.
В каком магазине Вы нашли цену 100-200 рублей. В Краснодаре цена уже начинается с 400 рублей. И это за 3 месяца до вступления закона в силу.
Не трудно догадаться сколько будет стоить такой жилет (соответствующий ГОСТам - а кто их видел эти госты) в марте следующего года.
Инспектор под благовидным предлогом попросит включить аварийку, и готово нарушение. Доказывать, что остановка была преднамеренной, а аварийка включена уже после, придётся доказывать в суде.
А с какой стати я должен выполнять его просьбу?
Получается водитель не обязан одевать жилет в условиях "Недостаточной видимости", но обязан в условиях "Ограниченной видимости". Кто сочиняет такие "правила"?
Константин, все верно. В случае тумана жилет не нужен, при остановке автомобиля за кустом - нужен. Понимаю Ваше негодование, но опубликовали изменения именно в таком виде.
Удачи на дорогах!
от 100 до 200? у нас минимальная цена на них 250 и это опять же таки выигрывают торгаши. как и со знаком Ш
Ну всё ждём подорожания тех самых жилетов.
Скажите, а световозвращающие полосы на жилетах должны скрещиваться на спине? Если просто через плечо (от ленты до ленты) - то уже не по ГОСТу?
Нету тута никакого ГОСТа. Просто одежда со светоотражающими элементами. Когда вас собъют,из-за того что не увидели, тогда ваш наследник может спорить в суде, достаточно ли была площадь светоотражающего материала!
Водитель выходя из машины становится пешеходом? Значит за отсутствие штраф 500р. А вот расплывчатое "соответствовать ГОСТ 12.4.281-2014". Во первых у нас в России 60% трудоспособного населения. Рационально подходит к выбору одежды. Те пользуется спец одеждой предоставленной работодателем. А она как раз таки на 100% соответствует ГОСТу 12.4.281-2014 :о). Во вторых что не мало важно что выбрать оставшимся 40%! Я исходя из содержания: статьи 2.3.4, Статьи 15.5 и выше названным ГОСТом. Осмелюсь предположить что все же предпочтительно иметь жилет. Желательно не один. Который в реальных дорожных условиях будет более полезен своим наличием. Правда может повториться история "о вечно мешающем огнетушителе и просроченной аптечке"
Krad, в тексте ГОСТ 12.4.281-2014 не говорится о том, как должны проходить полосы, соединяющиеся с верхней горизонтальной полосой на торсе спереди и сзади через плечи. Насколько я понимаю, составители имели в виду, что полосы должны быть вертикальными.
Удачи на дорогах!
Максим, по тексту ГОСТа не сказано, но приведены изображения одежды со световозвращающими элементами. На куртке ленты проходят просто вертикально, а на жилетах - крест на крест. Приложение Б - рекомендуемое, значит инспектор не может придраться к жилету без "креста" на спине? Не хочется оказаться в дурацкой ситуации, как с наклейкой Ш, из-за того, что она не дотягивает до ГОСТовых 20 см
krad, Вы интересуетесь вопросом как водитель или как изготовитель жилетов?
Если как водитель, то Вам будет достаточно того, что на бирке жилета или в сопроводительной документации будет указано, что он соответствует требованиям ГОСТ.
Удачи на дорогах!
спасибо за советы и рассылки!
Валера, пожалуйста!
В новом пункте правил, меня так же смущает термин "ограниченная видимость". Такое ощущение, что разработчики данного пункта сами не очень разбираются в терминах. И получается, что вместо "недостаточной видимости", где действительно может пригодиться жилет, нас обязывают его одевать при "ограниченной", по моему мнению он в этом случае будет совершенно бесполезен. В чем особенность жилете, он отражает свет фар и человека заметно на большем расстоянии, а при ограниченной видимости в принципе свет фар не может попасть на жилет.
В ГОСТе указан цвет одежды оранжевый и зеленый. А везде изображают желет только зеленого цвета. Оранжевый желет в машине, в которых ходят работники дорожных служб, соответствует требованию или нет?
Валентин, если к жилету прилагается документ, который подтверждает соответствие требованиям ГОСТ, то его можно использовать. Если нет - то нельзя.
Удачи на дорогах!
Однозначно, составители нововведения "облажались", перепутав понятия "ограниченная" и "недостаточная". Это простительно СМИ, где часто не видят разницы в этих понятиях. Но ГИБДД? Как быстро сообразят и поправят?
Похоже швейная фабрика приплатилась госдуме чтобы еще одну для гаишников сделать -уже не знают как денег содрать побольше с автомобилистов.Еще бы и нижнее белье специальное пошили -а гаишники -бы проверяли -не дай бог без трусов за руль сел -- штраф надо -в карман этим дорожным поборщикам
Хорошо, что уже выбрали гаранта на очередные 6 лет Че скажет, так и будет!
Знаю многих водителей, которые уже несколько лет имеют такой жилет в машине. Таким и закон не нужен. Каждый здравомыслящий человек в первую очередь заботится о себе самом.Конечно, мягко говоря,удивляет непрофессионализм авторов поправок и изменений в ПДД, а также составителей экзаменационных билетов. Иногда приходит мысль, что всё это делается специально.
Не плохо было бы ещё обязать надевать жилеты на пассажиров общественного транспорта, а так же на будущих пассажиров( ожидающих на остановках), людей , выходящих и входящих в общественный транспорт должны хорошо видеть подслеповатые водители. Случаев наезда на пассажиров общественного транспорта множество, особенно на остановках. А в аэропортах что творится! Пешком по перрону до самолёта, да без жилета! Опасно! Служащие аэродромов все в жилетиках ходят и работают, берегут себя! А как же пассажиры в метро? Им тож надо, подскользнулся, упал с платформы и электричка, а ты в жилете - тебя далеко видать. Жилет - это просто спасение собственной жизни от водителей, которых не чему не научили в автошколах, в которых они не учились. В автошколах, в которых занимают места инструкторов бывшие гаишники.
Ирина-137
Я тоже сразу это заметил. Налицо явная ошибка. Должна быть недостаточная, а не ограниченная видимость. Просто в такой редакции получается, что жилет придется надевать практически в любой ситуации. На всякий случай.
По-вашему - это хорошо или плохо?Просто в такой редакции получается, что жилет придется надевать практически в любой ситуации. На всякий случай.
Плохо, потому что обязанность указана неявным образом. Если нужно, чтобы водитель всегда был в жилете, надо так и писать. "ПЕРЕД выходом из машины обязан надеть жилет" и т.п. Вместо этого написали кучу условий, которые и не условия вовсе. Они создают впечатление, что надевать нужно только когда темно, туман, пыль и т.д. — что логично следует из назначения жилета. А по факту написано так, что в ясный день водитель ходит вокруг своей машины — нарушает, вышел из машины с жилетом в руках, чтобы надевать его было удобнее — тоже нарушает.По-вашему - это хорошо или плохо?
Где то в середине 90-х гонял машины из Германии. Как то уснул за рулём на скорости около 120. Пришёл в себя, когда правым передним колесом сбил знак аварийной остановки (он к ведру был прислонён). Считаю, что не сбил мужика, который менял колесо - только из-за того, что он был в белой рубашке. А Вы - "обязанность неявным образом".Плохо, потому что обязанность указана неявным образом.
Чето ни разу не понял, каким образом светоотражающий жилет поможет проснуться спящим водителям?
Проснуться вряд-ли поможет, а вот на мгновение раньше заметить - наверняка. Вы ГАИшников в жилете на дороге гораздо раньше замечаете, чем обычного пешехода, не так ли?
Вы ясным днём мужика только по белой рубашке заметили или всё-таки ночью или в сумерках? Не перевирайте, я же написал, что не против жилетов как таковых, я против подставы со стороны законодателей. Жилет предназначен для улучшения видимости человека в условиях недостаточной видимости, и из правил как бы это и должно следовать — но правило составлено так, чтобы читающий подразумевал одно, а по факту было другое, причём обязательно не в его пользу. У водителя (а равно и у пассажиров) есть обязанность при выходе из машины убедиться, что выход для него безопасен. Вполне логичным выглядит последовательность действий: убедиться в безопасности, выйти, надеть жилет, приступить к работам. Правила же эту последовательность поставили вне закона, и водитель должен корячиться с надеванием жилета прямо в машине. Причём от пассажира то же самое не требуется, он-то как раз может выйти с жилетом в руках. Далее, если инспектор требует выйти из машины (пусть для ОСАО), что делать? Начать возиться с жилетом — можно попасть на 19.3, выйти без жилета — после того, как алкотестер покажет нули, наверняка выпишут за жилет (когда штраф введут, естественно, а его введут). Кроме того, с жилетами сейчас такая же ситуация, что и со знаками Ш: всё, что продаётся в магазинах, чуть-чуть не соответствует ГОСТу, так что безопасность-то они обеспечат, но от будущего штрафа всё равно не уберегут.Считаю, что не сбил мужика, который менял колесо - только из-за того, что он был в белой рубашке. А Вы - "обязанность неявным образом".
Остановка ТС по требованию инспектора - не является вынужденной. Можете жилет вообще не надевать. Кстати, что такое ОСАО?Далее, если инспектор требует выйти из машины (пусть для ОСАО), что делать? Начать возиться с жилетом
Вышел из машины, она встала на охрану, мигнула аварийкой, это попало на регистратор гайцев — и готова доказательная база: машина на аварийке, водитель снаружи без жилета. А факт остановки по требованию мне самому уже придётся доказывать в суде — причём судье, который в эти тонкости вникать не хочет, и все мои аргументы воспринимает как попытку уйти от ответственности и вынуть из кармана государства уже почти присвоенный им штраф.Остановка ТС по требованию инспектора - не является вынужденной.
Освидетельствование на Состояние Алкогольного Опьянения — то, которое гайским тестером производится, перед поездкой в наркологию.Кстати, что такое ОСАО?
Остановка ТС по требованию инспектора - не является вынужденной... водитель снаружи без жилета....
Если не за рулём,то уже не водитель. Или в ПДД определения водителя и пешехода изменили? Если я что-то пропустил, то дайте ссылку на официальный документ.
Нет, нет - ничего не пропустили. Вообще-то обязанность водителя - не только жилет, а вся 2 глава ПДД.
За водителя согласен. Но при чём тут глава 2, если на проезжей части пешком - это пешеход?
В свою очередь, соглашусь за пешехода. И возникает резонный вопрос - почему Вы обратили внимание именно на п 2.3.4? - наверно, потому, что так тема называется, а ещё жилеты совсем недавно ввели. Но ведь подобного внимания достойна вся 2-я глава ПДД.
Тема то о жилетах... Именно этот момент и прокомментировал. Кстати, уже на многих форумах отмечают эту несостыковку.
Подскажите, где купить в Новосибирске?
Вся суть в том, как написано выше, что вне автомобиля (руля) ты уже не водитель.