Введение платного въезда в города
Внимание! Данная статья опубликована в разделе "Законы в разработке". Это означает, что рассматриваемые в ней изменения законодательства возможно будут приняты в будущем. В настоящее время рассмотренные ниже нововведения не вступили в силу, т.е. не работают.
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о проекте Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данный законопроект в первую очередь направлен на то, чтобы сделать дорожное движение более эффективным, т.е. на увеличение средней скорости движения автомобилей и уменьшение потерь времени водителей и пешеходов.
Тем не менее Российских водителей в первую очередь интересует пункт документа, который предусматривает возможность временного ограничения движения, в том числе и путем введения платного въезда на определенные участки дорог.
Законопроект "Об организации дорожного движения"
16.12.2016 Законопроект № 1047264-6 принят в первом чтении Государственной думы.
Данный документ достаточно объемный (63 листа), поэтому в рамках данной статьи будет рассмотрена лишь его небольшая часть, представляющая наибольший интерес для водителей. С полным текстом законопроекта Вы можете ознакомиться самостоятельно:
Документация об организации дорожного движения
В первую очередь рассмотрим главу 4 законопроекта. Статья 16:
3. Документацией по организации дорожного движения являются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Данный пункт предусматривает введение двух вариантов документации:
- комплексные схемы организации дорожного движения;
- проекты организации дорожного движения.
В настоящее время подобную документацию разрабатывать не обязательно, поэтому зачастую строительство и реконструкция дорог проходят "в отрыве от реальности". Например, власти многих российских городов занимаются ремонтом и строительством дорог, не учитывая ситуацию в целом. Этот ведет к тому, что хотя новые дороги и вводятся, в целом средняя скорость движения транспорта в городе не возрастает. В то время как зачастую не нужно строить десятки километров дорог, нужно лишь построить небольшие участки улиц, связывающие разные районы, чтобы разгрузить существующую дорожную сеть.
Данный законопроект предусматривает, что документация по организации дорожного движения будет обязательной:
5. Документация по организации дорожного движения является обязательной для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления.
Каждый тип документации предназначен для решения различных проблем:
2. Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются для дорог и (или) их участков в границах одного или нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения свыше десяти тысяч жителей и (или) для сетей дорог и (или) их участков в границах субъектов Российской Федерации.
Итак, комплексные схемы предназначены для того, чтобы эффективно управлять дорогами в пределах муниципальных образований с общей численностью населения свыше 10 000 жителей либо в границах субъектов Российской Федерации.
Что касается проектов организации дорожного движения, то они разрабатываются для реализации отдельных частей комплексных схем, т.е. являются более детальной документацией небольших участков местности:
1. Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях проектной реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.
Рассмотрим пример, который позволит понять, для чего нужны комплексные схемы организации дорожного движения. Большинство субъектов Российской Федерации разделены на районы, при этом строительством дорог в каждом районе занимаются власти этого района. Дороги обычно строятся таким образом, чтобы они соединяли районный центр с остальными населенными пунктами. При этом связь с соседними районами не предусматривается. В итоге это ведет к тому, что населенные пункты, находящиеся в паре километров друг от друга, но расположенные в границах разных районов, не соединены дорогами. И чтобы добраться до соседней деревни по асфальту, нужно сделать "крюк" в несколько десятков километров. Это довольно типичная ситуация для российской глубинки.
Если подобные вопросы будут рассматриваться в рамках комплексных схем организации дорожного движения, то сразу же будет видно, что небольшой участок дороги может стать очень эффективным решением. То же самое касается и больших городов, разделенных на районы. Зачастую они соединены между собой одной-двумя крупными магистралями, хотя к ним без громадных вложений средств можно было бы добавить и пару небольших улиц.
Организация дорожного движения
При организации дорожного движения органы государственной власти должны исследовать и учитывать следующие параметры:
2. К основным параметрам дорожного движения относятся параметры дорожного движения, характеризующие среднюю скорость передвижения транспортных средств по дорогам, потерю времени (задержку) в передвижении транспортных средств или пешеходов, среднее количество транспортных средств в движении, приходящиеся на один километр полосы для движения (плотность движения).
Статья 11 Федерального закона предусматривает мероприятия, направленные на обеспечение эффективности организации дорожного движения:
- Управление распределением транспортных средств на дорогах (движение должно быть организовано так, чтобы дороги были заполнены равномерно и не были перегружены). При этом должны учитываться в том числе и мероприятия, временно снижающие пропускную способность (ремонты, реконструкции и т.п.).
- Оборудование остановочных пунктов заездными карманами и переходно-скоростными полосами.
- Разделение движения транспортных средств на однородные группы (потоки).
- Устранение условий, способствующих созданию помех.
- Строительство объектов, связанных с распределением грузов.
- Развитие пешеходного и велосипедного движения.
- Создание транспортно-пересадочных узлов.
- Развитие общественного транспорта.
- Развитие парковочного пространства.
- Запрет размещения на дорогах сооружений и объектов, не предусмотренных документацией.
- Введение временного ограничения или прекращения движения транспортных средств.
Именно к последнему пункту относится возможность введения платного въезда в города. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
6. Высшие исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе вводить временное ограничение или прекращение движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения на дорогах в отношении всех транспортных средств либо их определенных видов (типов), категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток.
Во-первых, ограничения могут вводиться в отношении определенных групп транспортных средств, отсортированных по:
- видам;
- категориям;
- принадлежности;
- экологическим классам;
- наполненности пассажирами.
Например, въезд на улицы может быть запрещен только автомобилям, в которых едет менее 4-х человек. Или въезд может быть ограничен для автомобилей, владельцы которых не проживают в указанной зоне.
Следующий абзац пункта 6 предусматривает возможность взимания платы за движение по дорогам:
Временное ограничение движения транспортных средств может устанавливаться посредством взимания платы за движение по дорогам, дифференцируемой в том числе в отношении определенных видов (типов), категорий транспортных средств, их принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток.
При этом введение ограничений должно сопровождаться дополнительными мероприятиями, направленными на то, чтобы автовладельцы имели возможность добраться в указанное место:
В случае принятия решений о временном ограничении или прекращении движения транспортных средств в целях обеспечения эффективности организации дорожного движения федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области организации дорожного движения, уполномоченные органы местного самоуправления в области организации дорожного движения обязаны осуществить компенсационные мероприятия (повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок, открытие новых маршрутов регулярных перевозок или увеличение провозных возможностей действующих маршрутов регулярных перевозок, организация парковок (парковочных мест), развитие инфраструктуры для движения велосипедов, иные подобные мероприятия), направленные на повышение качества транспортного обслуживания населения, либо обеспечить альтернативный проезд транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Т.е. в любом случае въезд не может быть прекращен или ограничен без проведения дополнительных работ, компенсирующих проблемы водителей.
Проект Федерального закона также содержит информацию об организации парковок в городах. В том числе речь идет и о платных парковках. При желании Вы можете изучить этот вопрос самостоятельно в статьях 12 и 13 документа.
Штрафы за нарушения организации дорожного движения
Ну и еще одно нововведение, о котором будет приятно услышать автовладельцем, - это введение новых штрафов. Однако на этот раз штрафы предусмотрены не для водителей, а для должностных лиц, ответственных за организацию дорожного движения:
Статья 12.38. Несоблюдение требований законодательства Российской Федерации в области организации дорожного движения
1. Размещение объекта капитального строительства с нарушением требований к обеспечению эффективности организации дорожного движения -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за организацию дорожного движения, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
2. Несоблюдение документации по организации дорожного движения -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за организацию дорожного движения, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц -
в размере ста тысяч рублей.
3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ста тысяч рублей, на юридических лиц - в размере трехсот тысяч рублей.
4. Отсутствие комплексной схемы организации дорожного движения для территории муниципального образования либо его части -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за организацию дорожного движения, в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Итак штрафы предусмотрены за следующие нарушения:
- 30 000 - 50 000 рублей - за отсутствие комплексной схемы организации движения.
- 30 000 - 100 000 рублей - за несоблюдение документации, т.е. комплексной схемы организации дорожного движения или проекта организации дорожного движения.
- 30 000 - 50 000 рублей - за размещение объекта капитального строительства с нарушениями.
- 100 000 - 300 000 рублей, за повторное нарушение двух предшествующих пунктов (несоблюдение документации или размещение объекта капитального строительства).
В завершение хочу еще раз напомнить, что рассматриваемый документ находится в стадии проекта, т.е. неизвестно, когда он будет принят и будет ли принят вообще. Тем не менее комплексный подход к организации дорожного движения необходим уже очень давно. А указанный документ как раз и создает для него нормативную базу.
Удачи на дорогах!