ДТП при выезде на одностороннее движение
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье речь пойдет о необычном дорожно-транспортном происшествии.
Суть ситуации заключается в том, что водитель выезжает из двора на дорогу с односторонним движением. По этой дороге навстречу основному потоку движется автомобиль-нарушитель. На первый взгляд может показаться, что допустив столкновение с нарушителем водитель окажется прав. Однако не все так просто.
Содержание статьи:
- ДТП при выезде на одностороннее движение.
- Кто виноват в ДТП при выезде на одностороннее?
- ДТП при выезде на дорогу с выделенной полосой.
ДТП при выезде на одностороннее движение
Рассмотрим схему дорожно-транспортного происшествия:
Водитель белого автомобиля выезжает из двора на дорогу с односторонним движением (поворачивает налево). Водитель оранжевого автомобиля движется по дороге навстречу основному потоку транспортных средств. Оранжевый автомобиль нарушает требования правил и его водитель может быть лишен прав:
Возможны 2 ситуации, при которых водитель белого автомобиля может допустить столкновение:
- Водитель просто не посмотрел налево, т.к. не ожидал, что там может быть автомобиль.
- Увидев грубое нарушение правил, водитель специально спровоцировал столкновение транспортных средств с целью "наказать" водителя оранжевой машины. Так делать в любом случае не нужно.
Кто виноват в ДТП при выезде на одностороннее?
Разберем ситуацию с точки зрения правил дорожного движения 2024 и 2025 года.
Водитель оранжевого автомобиля нарушает требования дорожного знака 5.5:
5.5 "Дорога с односторонним движением". Дорога или проезжая часть, по которой движение механических транспортных средств по всей ширине осуществляется в одном направлении.
Наказание за данное нарушение предусмотрено частью 3 статьи 12.16 КоАП. Оно представляет собой штраф 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев.
Водитель белого автомобиля в указанной ситуации также нарушает требования правил. Речь идет о нарушении требований знака 2.4 "Уступите дорогу":
2.4 "Уступите дорогу". Водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - по главной.
Если на выезде с прилегающей территории знак 2.4 не установлен, то нарушение все равно будет иметь место. Правда в этом случае речь пойдет о пункте 8.3 ПДД:
8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.
Наказание для водителя белого автомобиля - предупреждение или штраф 500 рублей.
То есть получается, что оба водителя допустили нарушения. И на первый взгляд кажется, что каждый из них будет признан виновником данного ДТП.
Однако в июне 2019 года вышло постановление Пленума Верховного Суда №20, пункт 14 которого содержит иную точку зрения:
Водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД РФ по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора, жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
В этом пункте прямо говорится о том, что водитель оранжевого автомобиля не имеет преимущества. То есть только он будет признан виновником ДТП.
ДТП при выезде на дорогу с выделенной полосой
Рассмотрим еще одно похожее ДТП:
Основное отличие ситуации от предшествующей заключается в том, что на выделенной полосе можно гораздо чаще встретить автомобили. Причем это могут быть как транспортные средства, которым движение по полосе для общественного транспорта разрешено, так и нарушители ПДД.
Получается, что если по выделенной полосе едет "обычный" автомобиль (нарушитель), то виновником ДТП будет именно его водитель.
А если машина по выделенной полосе едет без нарушения (как автомобиль такси на рисунке выше), то виновником столкновения будет только водитель белой машины.
Подводя итоги данной статьи нужно отметить, что рассмотренные сегодня ДТП происходят довольно редко. Однако грамотный водитель должен о них помнить и при выезде на дорогу с односторонним движением смотреть не только направо (на основной поток автомобилей), но и налево.
Удачи на дорогах!
"Уступить дорогу (не создавать помех)" - требование, означающее, что участник дорожного движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, осуществлять какой-либо маневр, если это может вынудить других участников движения, ИМЕЮЩИХ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕМУ ПРЕИМУЩЕСТВО, изменить направление движения или скорость.
Нарушитель не имеет преимущество, поэтому уступать не обязательно.
Нарушитель не имеет преимущество
Почему Вы так считаете? В ПДД такого нет.
Вы глубоко ошибаетесь!Нарушитель ПДД в РФ не имеет преимущества перед другими участниками движения. Значит синий автомобиль ничего не нарушил,а отвечать за все будет черный автомобиль. Читайте определение термина "Уступить дорогу"
Нарушитель ПДД в РФ не имеет преимущества перед другими участниками движения
Почему Вы так считаете? В ПДД такого нет.
Здравствуйте! Поясните, пожалуйста, какое правило ПДД разрешает движение Автомобилей со спец сигналами (а тем более с желтым или оранжевыми проблесковыми маячками) на встречу потоку одностороннего движения (и/или по встречной полосе движения). К сожалению, не смог самостоятельно найти.
И разве при вышеописанном ДТП, они не нарушат правило ПДД о том, что они имеют преимущество только в том случае, если убедились в безопасности своего маневра (сорри, своими словами)? И разве в таком случае не будет так же обоюдное нарушение?
Если будет возможность, продублируйте ответ на мою почту, пожалуйста!
Спасибо!
ПДД:
3.1. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета, выполняя неотложное служебное задание, могут отступать от требований разделов 6 (кроме сигналов регулировщика) и 8—18 настоящих Правил, приложений 1 и 2 к настоящим Правилам при условии обеспечения безопасности движения....
3.5. Водители транспортных средств с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета при выполнении работ по строительству, ремонту или содержанию дорог, погрузке поврежденных, неисправных и перемещаемых транспортных средств могут отступать от требований дорожных знаков (кроме знаков 2.2 "Конец главной дороги", 2.4—2.6 "Уступите дорогу", "Движение без остановки запрещено", "Преимущество встречного движения", 3.11—3.14 "Ограничение массы, "Ограничение длины", "Ограничение ширины", 3.17.2 "Опасность", 3.20 "Обгон запрещен") и дорожной разметки, а также пунктов 9.4—9.8 и 16.1 настоящих Правил при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
Водители транспортных средств при перевозке крупногабаритных грузов, а также при осуществлении сопровождения транспортных средств, перевозящих крупногабаритные и (или) тяжеловесные грузы с включенным проблесковым маячком желтого или оранжевого цвета могут отступать от требований дорожной разметки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
"Преимущество (приоритет)" - право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.
Черный не прав, у него в принципе нет права двигаться по встречке против шерсти, а нет права - нет приоритета, по моему все логично.