Является ли наращивание бортов грузовика изменением конструкции?

Деревянные борта

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет про наращивание бортов кузова грузового автомобиля с точки зрения законодательства. Наращивание бортов - это увеличение объема кузова путем увеличения его высоты.

Для наращивания бортов автовладельцы используют как деревянные, так и металлические элементы, которые крепятся к стандартному кузову грузовика (или прицепа).

Основная цель данной процедуры - увеличение объема груза, который можно перевезти в кузове за один раз.

Например, это имеет смысл при перевозке легких грузов. Может возникнуть ситуация, когда кузов уже заполнен полностью (до краев), однако грузоподъемность позволяет добавить дополнительный груз. Только класть его уже некуда.

Рассмотрим следующие вопросы:

Является ли наращивание бортов изменением конструкции?

Ранее на pddmaster.ru была опубликована статья про тюнинг автомобилей, в которой речь шла о том, что именно относится к изменениям конструкции транспортных средств.

Напомню, что существует перечень изменений, которые гарантированно относятся к изменениям конструкции, однако увеличение высоты бортов в этом перечне не фигурирует.

В связи с этим у водителей возникает непонимание по данному вопросу. Являются ли нарощенные борта изменением конструкции, влияющим на безопасность, и нужно ли регистрировать его в ГИБДД?

Водители, как правило, считают, что установка надставок на борта изменением конструкции не является. Сотрудники ГИБДД придерживаются противоположного мнения. В связи с этим разгораются споры, которые приходится решать в суде.

По вопросу наращивания бортов суды вынесли множество похожих решений. В качестве примера можно привести решение №12-4/2017 Токаревского районного суда Тамбовской области от 31 мая 2017 года (при желании Вы можете найти указанное решение самостоятельно).

Суть данного решения сводится к тому, что наращивание бортов является изменением конструкции. Т.е. автовладелец должен узаконить его в ГИБДД (внести изменения в регистрационные документы транспортного средства). Если этого не сделать, может быть наложен штраф.

Штраф за увеличение бортов в 2020 году

Наказание за нарощенные борта кузова, также как и за другие варианты "тюнинга", предусмотрено частью 1 статьи 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Таким образом водитель может получить либо предупреждение, либо штраф в размере 500 рублей.

Кроме того, после того, как ГИБДД выявит, что в конструкцию транспортного средства внесены изменения, регистрация транспортного средства может быть прекращена.

Таким образом, хотя увеличение высоты бортов и позволяет довольно быстро увеличить полезный объем кузова, проводить её следует только официально (с внесением изменений в регистрационные документы).

Удачи на дорогах!

Обновлено: 19 апреля 2019
Раздел: Автомобили
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
25 октября 2017 21:54
Андрей-316

Не нужно пугать людей...Изменение конструкции-это изменения,которые влияют на безопасность дорожного движения.смотрите Техрегламент таможсоюза..гаишникам лень читать 450 страниц документа..также имеется разъяснение главного конструктора ЗАО камаз...в нем написано цитата:"в соответствии с требованиями технического регламента платформа автомобиля не входит в перечень компонентов ТС,подлежащих оценке соответствия в форме обязательной сертификации.Технический регламент не содержит требований по высоте и материалу бортов,а также по конструктивному исполнению платформы при производстве автомобиля и в процессе его эксплуатации.Завод изготовитель конструктивно допускает возможность установки дополнительных экранов на штатные боковые борта платформы автомобилей-самосвалов для дополнительного удержания грузов при перевозке.Приэтом не меняются назначение,модель.тип и технические характеристики ТС.Вносить изменения в регистрационные документы ТС не бребуется..." за № 17-2-308 от 26.12.2016

14 марта 2018 17:48
Андрей-316

есть над чем подумать...если увеличение высоты бортов являются внесением в конструкцию автомобиля,т.е. влияют на безопасность дорожного движения,то нужно проверять как и на что влияет высота бортов кузова?????? итак на чтоже влияет?на тормозной путь?на обзорность?на рулевое управление?на стояночный тормоз?ну на что? ну? на нагрузку на ось? ....потом можно спросить как это влияние проверить?как уменьшить...но здается мне ,что технические параметры автомобиля останутся теми же,т.е. не измененными.....но внесение изменений в конструкцию автомобиля-это изменения,которые влияют на БДД..итак,где правда,брат?

14 марта 2018 18:07
wowick

Теоретически, бОльшая парусность, чуть хреновое крепление, и вся эта надбортность может на ходу вылететь на лобовуху заднего автомобиля...

Также как и т.н. аэрокрылья, на некоторых ржавых ведрах, которые рычат, потому что денег нет на ремонт глушителя, а сами эти аэрокрылья напоминают дворовые сушилки для белья... Ведь в любой момент любой порыв ветра может унести это куда угодно...

15 марта 2018 14:38
Олег-77

А если у меня легковой прицеп с двойными бортами с завода, возникают два вопроса.

1. Как я докажу гайцу, что двойные борта именно с завода?

2. Демонтаж вернего ряда бортов - изменение конструкции?

15 марта 2018 16:03
vektorv

А если у меня легковой прицеп с двойными бортами с завода, возникают два вопроса.

1. Как я докажу гайцу, что двойные борта именно с завода?

2. Демонтаж вернего ряда бортов - изменение конструкции?

1. Ну если не на месте, с помощью выхода в интернет на сайт производителя или просмотром картинок в Яндексе, то в суде то уж точно оправдаетесь.

2. Дак да, как допустим снятие бампера.

16 марта 2018 09:38
Олег-77

Снятие бампера - безусловная угроза безопасности пешеходов. А вот снятие второго ряда бортов кому/чему может угрожать?

16 марта 2018 10:08
vektorv

Олег, я видимо недопонял, и вопрос был не просто об изменении конструкции, а согласно определению, ещё и влияющий на безопасность. Тогда наверно действительно на безопасность не влияет. Да и сомневаюсь, чтобы какой-то инспектор обратил на сей факт внимание и либо штрафанул, либо заставил борта надеть обратно. Даже если они вообще все сняты, или тем более их съемность предусмотрена заводом.

Законы не идеальны, да всё никогда и не учтешь, не пропишешь...

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев