Штраф за тюнинг авто в 2020 году

Автомобиль с изменениями конструкции

Добрый день, уважаемый читатель.

Практически каждый владелец автомобиля со временем проводит какие-то доработки и усовершенствования своего "железного коня".

У кого-то изменения получаются весьма незначительными, например, замена колпачков ниппелей на цветные. Другие автолюбители подходят к усовершенствованиям более основательно и вносят изменения в двигатель, подвеску, кузов автомобиля. Все перечисленные изменения относятся к тюнингу (доводке) транспортного средства.

В этой статье речь пойдет о том, какие штрафы ждут владельца автомобиля за незаконный тюнинг.

Разновидности тюнинга автомобиля

В первую очередь выделим распространенные разновидности тюнинга, которые получили широкое распространение на территории России:

Все эти изменения носят массовый характер, поэтому каждое из них рассмотрено в отдельной статье. Сегодня мы не будем останавливаться на них подробно.

Что касается прочих разновидностей тюнинга, то их можно разделить на следующие группы:

  • Улучшение внешнего вида автомобиля. К данной группе относится, например, установка нестандартных бамперов и спойлеров на автомобили.
  • Улучшение технических характеристик машины. В данном случае речь идет о внесении изменений в двигатель автомобиля, его подвеску или другие элементы конструкции.
  • Улучшение проходимости автомобиля. Подготовка машины к поездкам по бездорожью включает в себя установку дополнительного оборудования, например, лебедки или шноркеля, а также доработку конструкции самого автомобиля.

В общем, внесение изменений в конструкцию затрагивает довольно большую группу автовладельцев.

Внедорожный тюнинг

Штраф за тюнинг автомобиля в 2020 году

Штрафы за изменение конструкции транспортного средства предусмотрены статьей 12.5 КоАП:

1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Итак, водитель получит штраф в размере 500 рублей за большинство изменений, внесенных в конструкцию.

Есть несколько исключений, за которые предусмотрены более серьезные штрафы:

  • Установка на передней части автомобиля фар с красными огнями - лишение прав от 4 до 6 месяцев (часть 3 статьи 12.5);
  • Установка специальных световых (мигалок) или звуковых сигналов - лишение прав от 12 до 18 месяцев (часть 4 статьи 12.5);
  • Установка знака "Инвалид" - штраф 5 000 рублей (часть 41 статьи 12.5);
  • Установка цветографических схем оперативных служб - лишение прав от 12 до 18 месяцев (часть 6 статьи 12.5);
  • Установка цветографической схемы легкового такси - штраф 5 000 рублей.

Все перечисленные выше изменения конструкции являются незаконными и это не вызывает вопросов у водителей. Нас же в рамках данной статьи интересуют те изменения, которые в указанный перечень не попадают. Требуется понять, в каком случае штраф в размере 500 рублей может быть наложен, а в каком - нет.

А для этого нужно разобраться с тем, какие виды тюнинга относятся к изменениям конструкции.

Примечание. В случае выявления изменения конструкции транспортного средства ГИБДД может аннулировать регистрацию автомобиля:

Что относится к изменениям конструкции транспортного средства?

Часть 1 статьи 12.5 КоАП ссылается на Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Полный текст данного документа не требуется, нужно лишь изучить его приложение:

В данном документе к тюнингу относится заключительный пункт 7.18:

7.18. В конструкцию транспортного средства внесены изменения без разрешения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органов, определяемых Правительством Российской Федерации.

После прочтения данного пункта возникает вопрос, что именно относится к изменениям конструкции транспортного средства, за которое можно получить штраф в размере 500 рублей.

Понятие "внесение изменений в конструкцию транспортного средства" приведено в Техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств":

внесение изменений в конструкцию транспортного средства - исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения;

Данное определение не дает однозначного ответа на вопрос, что именно относится к составным частям и оборудованию, влияющим на безопасность:

"безопасность транспортного средства" - состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде;

Однако в техническом регламенте есть Приложение №9, которое в том числе содержит перечень отдельных (не всех) изменений в конструкцию:

  • Замена типа кузова грузового автомобиля.
  • Установка дополнительных топливных баков.
  • Установка подъемников и лебедок на грузовики.
  • Установка специального оборудования.
  • Установка и демонтаж ГБО.
  • Замена внешних световых приборов (в том числе установка ксенона или диодных ламп).
  • Переоборудование автомобиля для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Все перечисленные выше пункты гарантированно относятся к изменениям конструкции транспортного средства. Если выполнить их самовольно, то можно получить штраф в размере 500 рублей.

Что касается установки прочего оборудования, то остается непонятным, в каких случаях его нужно относить к изменениям конструкции транспортного средства.

Например, установка нестандартных бамперов, изготовленных из другого материала (металлических вместо пластиковых). Очевидно, что такой вариант тюнинга влияет на безопасность автомобиля в случае дорожно-транспортного происшествия.

Другой пример. Установка видеорегистратора на лобовое стекло автомобиля. С одной стороны, установка элементарна и не должна влиять на безопасность. С другой стороны, в случае срабатывания подушек безопасности они могут "дернуть" за провод питания регистратора, оторвать его от стекла и отправить "летать" по салону.

Еще один пример, установка заднего парктроника. Данное устройство снижает риск возникновения дорожно-транспортного происшествия при движении задним ходом, а следовательно влияет на безопасность.

В общем, ответ на данный вопрос остается открытым. Как провести грань между изменениями, не требующими согласования в ГИБДД и изменениями, влекущими штраф?

Кстати, если Вам известны случаи, в которых ГИБДД требовало внесение изменений в конструкцию из-за установки оборудования, не перечисленного выше, то напишите об этом в комментариях к статье.

Как узаконить изменения в конструкцию транспортного средства?

Если автовладелец хочет узаконить изменения конструкции транспортного средства, то ему нужно выполнить следующие шаги:

1. Предварительная техническая экспертиза. Экспертизу нужно пройти до установки соответствующего оборудования. Если дополнительное оборудование уже установлено, то его придется предварительно снять. Иного порядка узаконить изменения конструкции в 2020 году нет.

2. Установка оборудования - внесение изменений в конструкцию. Установку следует провести в специализированной организации, которая выдаст Вам соответствующий комплект документов (копии сертификатов на установленное оборудование).

3. Проверка безопасности конструкции проводится в той же организации, где Вы проходили проверку по пункту 1. Однако на этот раз организация проверяет, что безопасность транспортного средства соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза.

В целом процедура не такая сложная, как это кажется на первый взгляд. Однако стоимость ее может быть довольно значительной. В разных регионах за проверки требуют от 5 000 до 20 000 рублей. Высокая стоимость узаконивания заставляет многих автовладельцев отказываться от подобного тюнинга.

Таким образом, в настоящее время нет четкой грани между изменениями, которые не требуют обязательной регистрации в ГИБДД и изменениями влекущими штраф в размере 500 рублей. Если по данному вопросу появится дополнительная информация, статья будет дополнена.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 19 апреля 2019
Раздел: Штрафы ГИБДД
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Читать все комментарии
11 февраля 2020 19:20
Рифат

Алексей-590,

Добрый вечер.

Любое вмешательство в конструкцию т/с, влияющее на безопасность т/с, должно быть зарегистрировано/согласовано с ГИБДД.

То есть перед тем как что то установить, надо получить разрешение (одобрение) в специализированной компании, после согласовать в ГИБДД. И только потом можно вносить изменения.

12 февраля 2020 14:55
Максим

Алексей-590, ФЗ "О регистрации ТС", статья 20:

1. Запрещается совершение регистрационных действий:

4) в случае несоответствия регистрационных данных или конструкции транспортного средства сведениям, указанным в документах, идентифицирующих транспортное средство, за исключением регистрационных и иных данных транспортного средства, подлежащих изменению (внесению в документ, идентифицирующий транспортное средство) на основании представленных документов;

То есть в регистрации могут отказать.

Удачи на дорогах!

25 февраля 2020 00:08
Алексей-594

Если я установлю светомаскировку на фары как у военных машин, меня оштрафуют или нет?

28 февраля 2020 12:10
Yurasik

Добрый день. У меня машина KIA Ceed 2008 хетчбэк, на эту модель существует заводсткой обвес XR, а именно передняя и задняя юбки и пороги. И именно такой обвес установлен у меня на машине. Заводских сертификатов на обвес я не имею, так как покупал машину уже с пробегом. Также нашёл все номера для заказа этого обвеса в интернете (P83001H010 — Передняя юбка XR, P83001H050 — Задняя юбкаXR, P83001H030 — Пороги XR) и обнаружил что данный продукт изготавливает только производитель Kia/Hyundai.

Вопросы:

1. Являются ли эти обвесы тюнингом, если они произведены Kia?

2. Как доказать их оригинальность документально?

3. Где взять сертификаты на обвес?

Заранее спасибо

28 февраля 2020 12:12
Рифат

Yurasik,

Добрый день

Обратитесь к официальному дилеру авто. У них должен быть сертификат.

28 февраля 2020 16:13
Максим

Алексей-594, если изменение не будет внесено в документы автомобиля, то штраф вполне возможен.

Удачи на дорогах!

20 марта 2020 14:15
Дмитрий54

Нужно ли узаконивание смены сидений (и передние и раздельное заднее) в а/м ВАЗ Нива 2121 (90гв) на сидения от Honda Fit (2005гв) ?

20 марта 2020 14:37
Максим

Дмитрий54, если этого не сделать, то не исключены вопросы со стороны сотрудников ГИБДД. И соответствующие штрафы.

Удачи на дорогах!

21 марта 2020 15:03
Денис-216

Добрый день. На военном автомобиле установил в салоне радиостанцию 27 МГц. Сотрудник ВАИ остановил и выписал протокол по 7.18 изменение конструкции ТС. Правомерно ли его действия??? И как обжаловать протокол????

24 марта 2020 14:45
Максим

Денис-216, здравствуйте.

Если Вы просто поставили радиостанцию в салоне, то это определенно не изменение конструкции. Штраф можно обжаловать у вышестоящего лица ВАИ, либо в суде.

Удачи на дорогах!

11 апреля 2020 13:25
Наталья-257

Подскажите что мне делать я купила машину ваз 2105 на ней установлен люк при регистрации мне сказали убрать люк и не зарегистрировали.Как его убрать или узаконить бывшие владельцы на контакт не идут.

11 апреля 2020 16:29
Рифат

Наталья-257, добрый день.

Для того что бы поставить авто на учёт необходимо заменить крышу авто. Либо демонтировать люк, заварить и покрасить крышу. Так сказать вернуть т/с к заводскому состоянию.

ЗЫ: Или Вы хотите вернуть т/с бывшему владельцу?

12 апреля 2020 23:12
Максим

Наталья-257, здравствуйте.

1. Люк можно заварить. Обратитесь в сервис по этому поводу.

2. Инструкция по узакониванию изменений в конструкцию приведена в этой статье.

Скорее всего заварить люк окажется проще и дешевле, чем узаконивать.

Удачи на дорогах!

28 апреля 2020 22:06
Николай-248

Здравствуйте. Мой автомобиль ВАЗ 2114 в данный момент стоит на ремонте после дтп, у меня есть спортивные бампера и боковые юбки, которые внешне отличаются от стандарта, но из того же пластика, обязан ли я их регистрировать, и что делать если ГИБДД отказывается выполнить такую услугу?

29 апреля 2020 19:10
Максим

Николай-248, здравствуйте.

Любые изменения конструкции имеет смысл узаконить.

Если ГИБДД отказывает в выполнении операций, связанных с изменением конструкции, то получите у них письменный отказ. Изучите причину этого отказа с целью понять, является ли отказ законным. Если отказ незаконен, то можно обжаловать решение в вышестоящих органах. Если отказ законен, то устраните нарушения, которые в нем указаны.

Удачи на дорогах!

11 мая 2020 23:37
Юрий-225

Доброе время суток!Проживаю в Республике Крым.Имею в пользовании автомобиль Нива 21214.Хочу подрезать передние и задние арки колес,для установки колес большего диаметра.(Примерно как у Нива Бронто). Машина уже оформлена на меня.Скажите пожалуйста,могут-ли у меня появиться проблемы с ГБДД на дороге?

PS. В Крыму эту услугу в ГАИ оформить нельзя!

Буду рад за любую информацию.

12 мая 2020 03:34
Рифат

Юрий-225, добрый день.

Не советую, испытательная лаборатория не даст разрешение на такое изменение конструкции. А любые изменения конструкции автомобиля надо регистрировать в ГИБДД. Иначе возможно аннулирование учёта автомобиля.

27 мая 2020 09:58
Елена-308

Добрый день! Я могу усилить усилитель бампера? Ибо эта конструкция поможет телевизор на месте удержать при ДТП. Будет ли это считаться изменением конструкции автомобиля?

27 мая 2020 15:10
Максим

Елена-308, здравствуйте.

Скорее всего указанное Вами дополнение будет рассматриваться как изменение конструкции. Его имеет смысл узаконить.

Удачи на дорогах!

8 июня 2020 03:26
Сергей123456789

Доброго времени суток. Подскажите, машина уже стоит на учете, ВАЗ 2106 я хотел бы заменить передние рычаги со стоковых на дрифтовые, визуально это будет выглядеть как расширение колее, могут ли из-за этого возникнуть проблемы с ДПС, такие рычаги продаются наверное в каждом автомагазе... По поводу их сертификации не имею понятия...

Благодарствую за консультацию...

Приятного всем настроения, не смотря на конченые законы взятые с потолка...

8 июня 2020 07:52
Рифат

Сергей123456789, добрый день.

По этому вопросу рекомендую обратиться в испытательную лабораторию.

19 июня 2020 20:02
Евгений-364

Добрый день. У меня Дастер 2013 г.в. В 2014 установил на крышку багажника спойлер" Чистое стекло". Спойлер оправдывает своё название. Спойлер устанавливал сам в гараже. Узнал что , с 1 июля ГИБДД вводят новые правила. Будут ли у меня проблемы, ведь я его нигде не регистрировал.

20 июня 2020 16:16
Рифат

Евгений-364, добрый день.

Если завод изготовитель устанавливает данную конструкцию то нет.

21 июня 2020 19:14
Виталий 44

Здравствуй, вопрос такой? Пежо боксер с панорамным остеклением ( что для меня крайне важно, поэтому и решил заморочиться именно подобным авто, типа маршрутки и длинный и светло о проч.) с разрешенной макс массой 4005кг и категорией D хочу переделать в кемпер ну или около того. В общем рассматриваю 2 варианта 1.В общем по закону с такой массой я не могу снять много сидений и перевести в B, только в C и это не вариант для меня вообще!, нужно оставить 9+1 тогда категория не изменится (у меня есть D ) и это не проблема, проблема в куче лишних сидений и остальной модернизации. Рассматриваю узаконить снятие сидений и оставить 9 и больше не заморачиваться, а внутри сделать все под уютное жилье и ездить. Как мне советовали бывалые кемперы и просто водители автобусов вози хоть слонов, для гайцов главное что есть отметка о внесении изменений к тому же один частный владелец и коммерческими перевозками не занимаешься, поэтому и в салон они не полезут и даже если полезут то только позавидуют и отпустят) Вариант 2. Читал что возможно с такой массой 4005кг внести изменения в подвеску что бы уменьшить вес до заветных 3500 и как итог снять еще больше сидений, а главное перевести в категории B ну и узаконить может как автодом в дальнейшем. Можете предельно подробно разъяснить все эти вопросы и особенно про изменения в подвеске. Вот чес слово вопрос прям горит, а адекватных ответов найти пока не могу... Смена категории была бы пожалуй предпочтительнее ( и жена сможет им управлять и продавать в дальнейшем будет проще или в аренду к примеру здать, D конечно по налогам и страховке выгоднее, но не у всех она есть. Заранее спасибо...

21 июня 2020 20:21
Виталий 44

Ну и еще вопрос в тему. Если я физ. лицо, коммерческими перевозками на своем автобусе не занимаюсь, убрал лишние сиденья, оставил в рамках категории D 9+1 сидений и узаконил эти изменения. Могу я в освободившемся пространстве личные вещи, мебель к примеру, велосипед и прочее перевозить?? Это не противоречит правилам и вообще в каких то законах прописано что можно что нельзя?? Спасибо...

21 июня 2020 20:42
Рифат

Виталий 44, добрый вечер.

Обратитесь в испытательную лабораторию. Там Вам все подробно расскажут: что можно, что нельзя.

24 июня 2020 15:23
Максим

Евгений-364, здравствуйте.

Какие "новые правила" Вы имеете в виду? С 1 июля 2020 года по вопросам внесения изменений в конструкцию ничего не меняется.

24 июня 2020 15:29
Максим

Виталий 44, выше Рифат верно написал про испытательную лабораторию.

Про Ваш вариант номер 2. Обычно изменения в подвеску вносят для того, чтобы увеличить грузоподъемность. В Вашем случае грузоподъемность нужно уменьшить, то есть технически подвеску можно вообще не изменять. Просто нужно при оформлении документов сообщить, что Вам нужна разрешенная максимальная масса 3 500 кг и категория В. Естественно, впоследствии Вам нельзя будет превышать эту цифру, указанную в документах (автодома иногда взвешивают). Если у Вас есть возможность переоборудовать автомобиль так, чтобы с учетом пассажиров и груза он был легче 3,5 тонн, то это будет оптимальным вариантом.

По поводу перевозки "личных вещей" законодательство ограничений не накладывает. Есть ограничения по специфическим грузам, например, топливу.

Удачи на дорогах!

4 июля 2020 20:42
Максим-251

Я установил в кузов пикапа сиденья с ремнями безопасности для перевозки пассажиров, всё установлено по регламенту ПДД. Нужно ли регистрировать эти сиденья? В ПДД прописано как сиденья должны быть установлены, а о их регистрации ничего не сказано. Можете ли разъяснить данный вопрос?

5 июля 2020 11:46
Рифат

Максим-251, добрый день.

Любое внесение изменений в конструкцию авто надо изначально согласовывать в испытательной лаборатории. Только на основании выданного разрешения можно вносить изменения. Потом опять обратиться в лабораторию на согласование. И только после этого в ГИБДД на перерегистрацию.

7 июля 2020 15:11
Максим

Максим-251, описанная Вами переделка - это определенно изменение конструкции автомобиля. И его следует узаконить (инструкция).

Удачи на дорогах!

12 августа 2020 05:53
Руслан-97

Может ли инспектор гибдд поставить автомобиль на стоянку за двойные стекла?

12 августа 2020 08:27
Рифат

Руслан-97, добрый день.

За внесение изменений в конструкцию т/с без соответствующего разрешения и регистрации в ГИБДД можно лишиться регистрации авто. А управление т/с незарегистрированным в установленном порядке запрещено.

19 августа 2020 17:17
Максим

Руслан-97, задержать автомобиль и отправить его на штрафстоянку за описанное нарушение не должны.

Все нарушения, за которые возможна эвакуация, описаны в этой статье.

Удачи на дорогах!

30 августа 2020 18:54
Сергей-952

Добрый день. Подскажите, внутри грузового фургона поставил склатывающиеся сидушки и столик, так сказать получился минидом на колесах. Перегородку не убирал, снял только стекло... Ну и обшил под дерево. Есть ли нарушения??

30 августа 2020 19:15
Рифат

Сергей-952, добрый вечер.

Есть внесение изменений в конструкцию т/с.

30 августа 2020 19:34
Сергей-952

Рифат, Это вопрос или утверждение?. Я кроме того что сделал, более ничего... даже оставил перегородку, только обшил ее, для прочности... Стекло врезано только в боковую дверь.

31 августа 2020 09:28
Рифат

Сергей-952, добрый день.

Завод изготовитель при выпуске авто с конвейера производит сертификацию данной модели для допуска к движению.

Вы же внесли изменения в конструкцию т/с без согласования.

В данной ситуации Вы можете продолжать эксплуатацию своего авто до встречи с сотрудником ДПС, которого заинтересует переделка Вашего авто, после чего Вам выпишут штраф и регистрация авто в ГИБДД будет прекращена.

Или вернуть все как было, обратится в испытательную лабораторию для согласования Вашего проекта и получения разрешения на внесение изменений в конструкцию т/с.

31 августа 2020 09:49
Сергей-952

Рифат, Спасибо.

20 сентября 2020 23:32
Евгений-377

Автомобиль вышел из салона уже в обвесе(Ауди Q5) в 2009г. Я 4 покупатель, купил и хотел поставить на учёт. Но во всех гибдд Москвы и МО отказ, мол нет отметки в ПТС что в обвесе. И как быть? Если машину никто не тюнинговать, а она была куплена в салоне первым владельцем в таком обвесе. Мне то что делать?

21 сентября 2020 09:28
agrael09

Евгений-377,

а как предыдущие собственники ставили авто на учет?, ну хотя зная наших полицейских, я тоже умудрился поставить авто на учет с не заводским ксеноном

21 сентября 2020 11:19
Рифат

Евгений-377, добрый день.

Вариант 1: продать этот авто как есть. Пусть другой владелец решает этот вопрос.

Вариант 2: снять обвес, поставить на учёт. Дальше, если вернуть обвес на место возможно аннулирование учёта.

Вариант 3 : Обратиться на завод изготовитель для получения сертификата соответствия на данный автомобиль.

ИМХО: возможно обвес установили в салоне, перед продажей авто.

23 сентября 2020 16:20
Максим

Евгений-377, в данном случае имеет смысл попытаться найти документы, подтверждающие законность установки "обвеса". Это можно попробовать сделать через изготовителя.

Удачи на дорогах!

19 октября 2020 12:10
альбина-18

Добрый день. В нашей машине КАМАЗ (1984 г.выпуска) прикуриватель не предусмотрен.Является ли самовольное подключение прикуривателя нарушением?

19 октября 2020 14:52
Илья-109

Добрый день. Пожалуйста, подскажите, прав ли инспектор, который вменяет внесение изменений в конструкцию ТС, если в автобусе ГАЗ A65R33 (Газель некст) два сиденья за водителем развернуты на 180 градусов (пассажиры за водителем сидят против хода движения)? Штатные крепления сидений позволяют это сделать без доработок.

И такой же вопрос, если в автобусе демонтировано и отсутствует одно из пассажирских сидений?

19 октября 2020 16:03
Максим

альбина-18, данная переделка может рассматриваться как изменение конструкции. Однако на практике на изменения небольшого размера, которые не видно снаружи автомобиля, смотрят не очень часто.

Удачи на дорогах!

19 октября 2020 16:04
Максим

Илья-109, здравствуйте.

А документация (инструкция по эксплуатации) автомобиля предусматривает возможность установки сидений в обратном направлении? И возможность демонтажа сиденья?

20 октября 2020 09:49
Илья-109

Максим, нет, в инструкции по эксплуатации ничего про снятие или перестановку сидений нет.

20 октября 2020 10:43
Рифат

Илья-109, добрый день.

Если завод изготовитель предусматривает данную возможность то тогда можно.

22 октября 2020 18:24
Максим

Илья-109, в этом случае сотрудники ГИБДД правы. На перестановку кресел в другом направлении нужно получать разрешение ГИБДД, после чего вносить указанное изменение конструкции в регистрационные документы.

Дополнительная информация по данному вопросу: Как внести изменения в конструкцию автомобиля?

Удачи на дорогах!

Добавить комментарий
В настоящее время комментарии и вопросы по статьям принимаются на форуме ПДД клуб.
Если Вы хотите задать вопрос или просто поделиться своим мнением, то обязательно зарегистрируйтесь на форуме и сделайте это.