Нужно ли устанавливать желтые номера на автобусы в 2024 году?
Добрый день, уважаемый читатель.
В начале зимы 2021 года у российских водителей появился очередная проблема, вызывающая множество вопросов. Суть ее сводится к тому, что водители хотят выяснить, является ли установка желтых номеров (регистрационных знаков) обязательной для автобусов, на которые выдана лицензия.
Напомню, что в 2024 году лицензия требуется не только для осуществления коммерческих перевозок, но и для перевозок для собственных нужд организации. Более подробно этот вопрос рассмотрен в статье про получение лицензии.
Так вот, законодательство, касающееся выдачи автомобильных и автобусных номеров в последние месяцы не изменялось. Однако в некоторых регионах сотрудники ГИБДД стали придираться к автобусам, имеющим обычные белые номера. Где-то они в устной форме говорят о том, что надо бы установить желтые номера, где-то накладывают штрафы и выписывают требования о замене номеров.
Уже несколько читателей pddmaster.ru сообщили о подобных проблемах, поэтому попробуем разобраться, являются ли требования сотрудников ГИБДД законными:
- Документы, о привлечении водителя к ответственности.
- Правомерно ли наложен штраф за желтые номера?
- Правомерно ли выписано требование за желтые номера?
- Нужно ли менять номера автобуса на желтые?
Документы, о привлечении водителя к ответственности
В данной статье рассмотрим выдержки из процессуальных документов, которые предоставлены одним из читателей pddmaster.ru.
Суть проблемы заключалась в том, что автобус, выполняющий перевозки для собственных нужд организации и имеющий лицензию на перевозки пассажиров, был остановлен сотрудниками ГИБДД. При этом сотрудникам не понравилось, что на автобусе установлены белые номера. Поэтому они составили постановление о наложении штрафа на водителя, а также требование о прекращении противоправных действий.
Рассмотрим выдержки из указанных документов.
В тексте постановления указано, что водитель совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.2 КоАП РФ и ему назначается административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 р (пятисот рублей).
Требование о прекращении противоправных действий представляет больший интерес, поэтому рассмотрим основную часть этого документа целиком (орфография первоначального документа сохранена):
ТРЕБОВАНИЕ
о прекращении противоправных действий"01" декабря 2021г. в отношении Вас вынесено постановление по делу об административном правонарушении №01234567890, Предусмотренном части 1 статьи 12.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (управление транспортным средством ПАЗ 32053-57 г.р.з. А123АА777, на котором установлены государственные регистрационные знаки типа 15, которые не соответствуют требованиям пункта 3.2.1 ГОСТа Р50577-2018, "Национальный стандарт Российской Федерации. Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования" (утв. и введено в действие Приказом Госстандарта от 26.06.2020 №302-ст.), на легковых такси, а также транспортных средствах, оборудованных для перевозки пассажиров более восьми человек, осуществляющих деятельность на основании лицензии, устанавливаются регистрационные знаки типа 1Б (однострочный - ММ 000 55, цвет поля желтый).
На основании пункта 1 части 1 статьи 13 и пункта 1 части 3 статьи 28 Федерального закона от 7февраля 2011 г. №3-Ф3 "О полиции", требую прекращения вышеуказанных противоправных действий в срок до "11" декабря 2021 г.
В случае невыполнения настоящего требования, на основании части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции) Вы можете быть подвергнуты административному наказанию в виде штрафа в размере от 500 до 1000 рублей, либо административного ареста на срок до 15 суток.
Суть документов сводится к тому, что водитель:
1. Получает штраф в размере 500 рублей за отсутствие желтых номеров.
2. Получает требование на замену номеров, за неисполнение которого ему грозят более серьезным наказанием.
При этом в документах речь идет о том, что водитель использует регистрационные знаки типа 15 (предполагается, что речь идет про обычные белые номера) вместо регистрационных знаков типа 1Б (однострочных желтых номеров).
В целом ситуация похожа на ту, которая в 2016 году сложилась с тонировкой. Тогда водители также получали требования о необходимости снятия тонировки, за неисполнение которых им также грозили административным арестом.
Однако у ситуации есть важное отличие. С тонировкой в 2016 году все было понятно, она была запрещена. А вот с желтыми номерами понятно далеко не все. Поэтому далее рассмотрим нормативные документы, связанные с желтыми номерами.
Правомерно ли наложен штраф за желтые номера?
Итак, водитель получил штраф по части 1 статьи 12.2 КоАП. Рассмотрим соответствующую выдержку из КоАП:
1. Управление транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Данная статья предусматривает наказание в трех случаях:
1. При использовании нечитаемых номеров. Однако в нашем примере номера были читаемыми, их не залепили грязь или снег.
2. При использовании нестандартных номеров. Однако в нашем примере номера были стандартными, то есть изготовленными в соответствии с ГОСТ Р50577. Естественно тип установленных номеров (тип 15) не совпадал с типом, который желали видеть сотрудники ГИБДД (тип 1Б). Однако это не делало номера нестандартными.
3. При использовании номеров, установленных с нарушениями требования государственного стандарта. Однако номера были установлены по стандарту и прикреплены болтами в предусмотренных для них местах.
Третий пункт может быть понятен далеко не всем, поэтому разберем его более подробно. Некоторые водители предполагают, что если тип номера (15) не соответствует предусмотренному ГОСТом типу (1Б), то это и есть установка с нарушением требований ГОСТа. Для опровержения этой теории обратимся к Постановлению пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Пункт 4 этого документа подробно рассказывает о том, кто может быть привлечен к ответственности по части 1 статьи 12.2 КоАП:
4. При решении вопроса о наличии в действиях лица состава административного правонарушения, выражающегося в управлении транспортным средством с нечитаемыми, нестандартными или установленными с нарушением требований государственного стандарта государственными регистрационными знаками (часть 1 статьи 12.2 КоАП РФ), следует руководствоваться примечанием к данной статье, согласно которому государственный регистрационный знак признается нестандартным, если он не соответствует требованиям, установленным законодательством о техническом регулировании, связанным с условиями эксплуатации государственных регистрационных знаков (например, нарушение целостности покрытия государственного регистрационного знака), и нечитаемым, когда с расстояния двадцати метров не обеспечивается прочтение в темное время суток хотя бы одной из букв или цифр заднего государственного регистрационного знака (в частности, в связи с неисправностью штатных фонарей освещения заднего государственного регистрационного знака), а в светлое время суток хотя бы одной из букв или цифр переднего или заднего государственного регистрационного знака.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.2 КоАП РФ, образует также управление транспортным средством, на котором государственные регистрационные знаки установлены с нарушением требований государственного стандарта, определенных к их установке на транспортном средстве, за исключением нарушений, связанных с местом установки таких знаков (например, способ крепления государственных регистрационных знаков не соответствует установленным требованиям).
Данный пункт подтверждает, что речь идет именно о требованиях, определенных к установке. А не о требованиях, определенных к присвоению и получению номеров.
В общем, если Вам выписали штраф за желтые номера на автобусе, то выше приведен первый способ оспорить этот штраф (на основании того, что использование номеров другого типа (15 вместо 1Б) не является нарушением по части 1 статьи 12.2 КоАП).
Правомерно ли выписано требование за желтые номера?
Если Вам удастся оспорить штраф по приведенному выше варианту, то вместе со штрафом будет отменено и требование ГИБДД. Однако и само требование ГИБДД вызывает определенные вопросы, поэтому остановимся на этом требовании поподробнее.
Итак, в тексте требования речь идет о ГОСТ Р50577-2018. Этот документ является действующим и в своем составе содержит следующий пункт:
Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
3.2.1 Транспортные средства группы 1
Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
- тип 1 - регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов (кроме отнесенных к типу 1Б);
- тип 1А - регистрационные знаки для легковых, грузовых автомобилей и автобусов с нестандартным местом крепления (кроме отнесенных к типу 1Б);
- тип 1Б - регистрационные знаки для легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозок более восьми человек, осуществляющих перевозку на основании лицензии;
...3.2.4 Транспортные средства группы 4 Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
- тип 15 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей, автобусов, автомобильных прицепов и полуприцепов;
Примечание. При изучении ГОСТ выявлено еще одно важное несоответствие. В документах сотрудников ГИБДД указано, что на автобусе были установлены регистрационные знаки типа 15 (номера для транспортных средств, временно допущенных к участию в дорожном движении, имеющие формат "ММ 000 М 55").
Однако на автобусе фактически были установлены стандартные номера типа 1, имеющие формат "М 000 ММ 55". И это еще один вариант опротестовать документы ГИБДД на основании того, что водителя привлекают к ответственности за использование номеров типа 15, а таких номеров на автобусе нет.
Однако вернемся к ГОСТ и предположим, что после изучения данной статьи сотрудники ГИБДД поправят свои документы и заменят в них фразу "тип 15" на фразу "тип 1".
Так вот, основной вопрос заключается в том, должны ли водители вообще изучать данный ГОСТ и исполнять указанные в нем стандарты. Чтобы это выяснить, обратимся к тексту Правил дорожного движения, а именно к пункту 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
Во-первых, в данном пункте описаны те же самые нарушения, что и в КоАП:
- номера не соответствуют ГОСТ (но номера на автобусе ГОСТ соответствуют);
- способ установки не соответствует ГОСТ (но на автобусе номера установлены по стандарту).
То есть, водитель, опять же, не должен привлекаться к ответственности за использование желтых номеров.
Во-вторых, пункт 7.15 ссылается на ГОСТ 50577 1993 года. А в документах ГИБДД фигурирует ГОСТ 50577 2018 года. И не смотря на то, что первая часть номера документов совпадает, речь идет об абсолютно разных документах.
То есть, сотрудники ГИБДД в процессуальных документах ссылаются на ГОСТ 50577-2018, однако текст правил дорожного движения не требует от водителя соблюдать требования этого ГОСТ. Это еще один вариант обжаловать документы ГИБДД, связанные с использованием желтых номеров.
Итак, мы рассмотрели несколько несоответствий, на основании которых можно попытаться обжаловать документы ГИБДД. Если Ваш автобус попал в похожую ситуацию и Вы решите обжаловать наложенный штраф, то прошу написать в комментариях к данной статье о любых результатах.
Ниже же рассмотрим, требуют ли действующие нормативные документы заменить белые номера на желтые.
Нужно ли менять номера автобуса на желтые в 2024 году?
В первую очередь нужно сказать о том, что в настоящее время нет нормативного документа, который бы прямо говорил о том, что автобусы, имеющие лицензию, должны в обязательном порядке заменить белые номера на желтые.
Поэтому пойдем более сложным путем и попытаемся найти в действующих нормативных документах ссылки на другие документы, регламентирующие установку желтых номеров. Еще раз обратимся к тексту Правил дорожного движения, а именно к пункту 7.15 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств:
7.15. Государственный регистрационный знак транспортного средства или способ его установки не отвечает ГОСТу Р 50577-93.
Это единственный пункт, который связывает правила дорожного движения и ГОСТ, в котором описаны типы регистрационных знаков. И он, опять же, говорит лишь о том, что номер должен быть изготовлен и установлен по стандарту.
Тем не менее, обратимся к ГОСТ Р 50577-93. И тут нас ждет очередная удивительная ситуация. Этот документ утратил силу, то есть не действует. Просто законодатели не торопятся обновить ссылку в тексте Правил дорожного движения.
Найдем в недействующем ГОСТ 50577-93 пункт, относящийся к установке желтых номеров:
3.2.1. Транспортные средства 1-й группы
Устанавливают следующие типы регистрационных знаков:
1 - для легковых, грузовых, грузопассажирских автомобилей и автобусов (кроме отнесенных к типу 1Б);
1Б - для легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозок более восьми человек (кроме случаев, если указанные перевозки осуществляются по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
То есть старый ГОСТ, на который ссылаются действующие ПДД, требует, чтобы желтые номера выдавались только на коммерческие автобусы.
В общем, изучение нормативных документов говорит о том, что обязательная замена белых номеров на желтые в законодательстве не прописана. Тем не менее, уже нескольким читателям pddmaster.ru пришлось столкнуться с подобной проблемой. Поэтому полностью игнорировать ее не стоит. Просто имейте в виду, что сотрудники ГИБДД стали обращать внимание на данный вопрос и будьте готовы им ответить (со ссылками на нормативные документы), если попадете в аналогичную ситуацию.
А вообще сама по себе ситуация с требованием о замене номеров выглядит несколько странной. Такое ощущение, что в ГИБДД некоторых регионов возник недобор по количеству уплаченных государственных пошлин и сотрудники решили таким вот способом загнать автобусы организаций на внеочередную перерегистрацию. А как Вы думаете, для чего сотрудники требуют заменить белые номера на желтые? Напишите об этом в комментариях ниже.
Если же Вам уже довелось столкнуться с требованием об установке желтых номеров, то также опишите ситуацию в комментариях к данной статье. При этом прошу указать и название региона, в котором имела место остановка сотрудниками ГИБДД.
Удачи на дорогах!
Цитирую: Нужно ли менять номера автобуса на желтые в 2022 году?
В первую очередь нужно сказать о том, что в настоящее время нет нормативного документа, который бы прямо говорил о том, что автобусы, имеющие лицензию, должны в обязательном порядке заменить белые номера на желтые.
Ну а как же ГОСТ 50577 2018 года
- тип 1Б - регистрационные знаки для легковых такси, транспортных средств, оборудованных для перевозок более восьми человек, осуществляющих перевозку на основании лицензии;
Или действующие ПДД пока не ссылаются на этот ГОСТ что то я совсем запутался. А техосмотр... мне сказали без желтых номеров даже не приезжай...
Андрей-656, действующие ПДД не ссылаются на данный ГОСТ. И в целом ГОСТ говорит о том, как должны быть оформлены номера для разных транспортных средств. Однако он ничего не говорит о том, что если в ГИБДД присвоили номера не по ГОСТ, то водитель должен заниматься их заменой за свой счет.
И, опять же, нет никаких гарантий, что в ГИБДД присвоят именно желтые номера. Например, у нас в регионе все автобусы (в том числе маршрутные транспортные средства) сейчас ездят с белыми номерами, потому что ГИБДД присваивает такие номера.
Удачи на дорогах!
Ну я например за то, чтобы устанавливались желтые номера на легковых такси и маршрутных такси .. Объясню. Я, как водитель, обязана уступить выезд с остановки маршрутному транспорту. Теперь скажите, как я должна отличить маршрутное такси от частного , например многосимейного ?))) Вот у меня у подруги десять детей, плюс муж, родители и т.д. )). У них для поездок за город именно такой транспорт, один в один маршрутка. И получается, если они остановятся на остановке купить сигарет( опустим нарушение правил), я должна им уступить выезд?)) Как другие участники дорожного движения должны определять частый это транспорт или маршрутное транспортное средство?)) Уступать или не уступать? То есть считаю абсолютно верным требования устанавливать желтые номера на коммерческий транспорт.
Ольга-467, изучите статью Каким автобусам, отъезжающим от остановки, нужно уступать дорогу? и Ваш вопрос отпадет.