Как получить лицензию на автобус в 2019 году?

Лицензия на автобус

Добрый день, уважаемый читатель.

Начиная с 1 марта 2019 года получение лицензии на автобус требуется не только в случае коммерческих перевозок пассажиров, но и при перевозке людей для собственных нужд организации. Данный вопрос рассмотрен в рамках отдельной статьи.

В этой статье речь пойдет о том, как получить лицензию на автобус:

Нормативный документ, на основе которого написана данная статья, - положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Кто должен получать лицензию?

Рассмотрим пункты 3 и 4 положения о лицензировании:

"автобус соискателя лицензии" - транспортное средство категории M2 или M3, принадлежащее соискателю лицензии на лицензируемую деятельность (далее - соискатель лицензии) на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем).

4. Лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

Получить лицензию нужно при одновременном соблюдении следующих условий:

  • Владелец автобуса - юридическое лицо или ИП.
  • Автобус относится к категории D (более 8 пассажирских мест).
  • Автобус используется для перевозок пассажиров или иных лиц (если водитель ездит один, то лицензия не требуется).
  • Автобус не попадает в список исключений, приведенный в этой статье.

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то лицензия не требуется.

Где получить лицензию на автобус?

2. Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее - лицензирующий орган).

Выдачей разрешений занимается Ространснадзор.

Список документов для получения лицензии

Для получения лицензии требуются следующие документы (пункт 6 Положения о лицензировании):

  • заявление;
  • копия приказа о назначении ответственного за обеспечение БДД;
  • копия договора о проведении медицинских осмотров водителей;
  • копии свидетельств о регистрации всех автобусов, которые должны быть включены в лицензию;
  • если автобусы не являются собственностью организации, то требуются копии документов, подтверждающих основание владения (договор аренды и т.п.).
  • опись документов.

Все перечисленные документы следует подать в Ространснадзор лично либо направить заказным письмом с уведомлением о вручении.

Примечание. В 2019 году для получения лицензии не требуются документы о категорировании автобуса.

Требования при использовании лицензии

Выше приведен перечень документов, которые потребуются для получения лицензии. Ничего дополнительного от организации на данном этапе требовать не должны.

Однако в процессе эксплуатации автобусов следует также соблюдать дополнительные требования, перечисленные в пункте 7 Положения о лицензировании:

  • Использовать только автобусы, включенные в лицензию (в реестр автобусов).
  • Осуществлять деятельность по обеспечению БДД.
  • При коммерческих перевозках использовать договоры обязательного страхования пассажиров.
  • Заполнять путевые листы.
  • Проводить предсменный или предрейсовый контроль технического состояния.
  • Использовать тахографы.
  • Использовать спутниковую навигацию ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
  • Проводить техобслуживание автобусов в сроки, предусмотренные изготовителем.
  • Обеспечить автобусы парковочными местами для стоянки между рейсами.
  • Передавать сведения о пассажирах и персонале автобуса в централизованную базу данных (при осуществлении международных перевозок или перевозок между разными регионами РФ).
  • Допускать к работе только водителей, имеющих трудовой договор и водительское удостоверение категории D. Данный пункт более подробно рассмотрен ниже.
  • Соблюдать режим труда и отдыха водителей.
  • Осуществлять инструктаж водителя, планирование мероприятий по предупреждению ДТП, анализ ДТП, учет и хранение обращений о нарушении водителями ПДД.
  • Проводить стажировки водителей.
  • Проводить предрейсовые (послерейсовые) медосмотры водителей.

Боле подробно рассмотрим подпункт и, который содержит в себе требования к водителям:

и) допускать к управлению автобусами лицензиата водителей, состоящих в трудовых отношениях с лицензиатом в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и соответствующих согласно статье 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" предъявляемым при осуществлении коммерческих перевозок и (или) перевозок автобусами лицензиата для его собственных нужд профессиональным и квалификационным требованиям, установленным Министерством транспорта Российской Федерации, имеющих национальное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан Российской Федерации) или международное водительское удостоверение на право управления автомобилями категории "D" (для граждан Киргизской Республики, а также граждан государств, законодательство которых закрепляет использование русского языка в качестве официального языка);

Обратите внимание, этот пункт разрешает допускать водителей к управлению только в двух случаях:

Все остальные водители к управлению автобусами допускаться не должны.

То есть это означает, что граждане других стран, имеющих российские национальные права, к управлению автобусами не допускаются.

Например, гражданин Белоруссии живет и работает в России. В России он сдал экзамены и получил водительское удостоверение категории D. Однако работать водителем автобуса он не может.

Требование довольно странное и можно предположить, что оно появилось в положении о лицензировании по ошибке. Оно вступает в противоречие с требованиями, приведенными в законе "О безопасности дорожного движения" и рассмотренными в этой статье.

Как добавить дополнительный автобус в лицензию?

Если организация приобрела дополнительный автобус, то до начала его работы следует включить его в реестр лицензий. Для этого нужно подать в Ространснадзор следующие документы:

  • заявление;
  • копию свидетельства о регистрации автобуса;
  • копию документа, подтверждающего основание владения автобусом (договора аренды), если автобус принадлежит другому лицу.

В заявлении указываются следующие данные:

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично).

Срок включения дополнительного автобуса - 3 рабочих дня с момента получения документов.

Как исключить автобус из реестра?

Удаление автобуса из реестра может потребоваться в случае его продажи. Если текущий владелец не удалит автобус из реестра, то покупатель не сможет добавить этот автобус в свою лицензию.

Для исключения автобуса из лицензии потребуется только заявление, содержащее те же самые данные.

  • наименование лицензиата;
  • номер ИНН;
  • номер и дата выдачи лицензии;
  • номер автобуса (регистрационный знак);
  • способ направления ответа о включении автобуса в реестр (по почте, лично).

Автобус исключается из реестра в течение 3 рабочих дней с момента получения заявления.

Что делать, если изменился номер автобуса?

В 2019 году существует возможность заменить номера автобуса (в том числе и по желанию собственника). В этом случае следует внести изменения и в реестр лицензий.

Для этого нужно подать в Ространснадзор:

  • уведомление;
  • документы, подтверждающие изменения (копия свидетельства о регистрации);

Информация о новых номерах вносится в реестр также в течение 3-х рабочих дней.

Ну а в заключение предлагаю Вам самостоятельно ознакомиться с полным текстом положения о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами:

Если Вы заметите в данном нормативном документе что-то интересное, либо у Вас просто остались вопросы по получению лицензии, то напишите об этом в комментариях к статье.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 29 марта 2019
Раздел: Автомобили
5 марта 2019 15:42
Александр-772

Имеются ли установленные формы заявлений о предоставлении лицензии и внесении в реестр?

5 марта 2019 16:05
Akmal

Максим, добрый день. Можно ссылку на официальный документ Положения и Постановления?

6 марта 2019 10:51
Юлия-150

Здравствуйте. Поясните, пожалуйста, требование к работнику организации, на которого возлагается обязанность по обеспечению БДД, по новому Положению. Получается это лицо должно обязательно проходить спец. обучение или переквалификацию по этому профилю? Просто курсов по БДД , которые руководитель школы проходила 4 года назад, теперь будет недостаточно?

6 марта 2019 14:32
igorgn

Не знаю откуда у Вас информация о каком-то новом "Положении". Приказ Минтраса 287-2015 г. никто не отменял. Всё, что требуется от работника по ОБДД находится в п.16. Если у него, работника, всё соответствует - добро пожаловать на аттестацию, если её не было до того.

7 марта 2019 13:42
Юлия-150

Я об этом и говорю, что раньше школьные перевозки велись без лицензирования и требования к ответственному за это в школах. А теперь нам надо переучить человека, чтобы было следующее по 287 приказу - К специалисту, ответственному за обеспечение безопасности дорожного движения, предъявляется одно из следующих требований:

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта"*(7), и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

наличие диплома о высшем образовании по направлению подготовки, не входящем в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", и диплома о профессиональной переподготовке с присвоением квалификации ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, и прошедшему в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.

Придумали, и теперь хоть с работы уходи, да? Я почитала про эту переподготовку!

7 марта 2019 22:51
Алексей-501

А если я не ИП и не юрлицо, а просто владелец 18 местного микроавтобуса и иногда езжу на нем со своими знакомыми или подвожу сослуживцев на работу, то мне тоже лицензию нужно получать?

8 марта 2019 13:16
igorgn

Юлия-150, С обучением сейчас как-раз проблем нет. Засада в самой аттестации. Качнул я эти вопросы - волосы дыбом. Не могу понять зачем мне учить бизнес-заковырки. Сами прочитайте. Если бы там только по БД-шной теме в чистом виде было. Типа интегралов в школе. Много раз пригодились в жизни?

8 марта 2019 13:18
igorgn

Алексей-501, так ясно же написано - не нужно. Но если скинутся на бензин, стуканут... Элементарно доказать предпринимательскую деятельность. Куча судебной практики как народ влетал.

10 марта 2019 13:53
AntZ

Добрый день!

У меня вопрос касаемо оснащения автобусов спутниковой навигацией GPS/Глонасс. Согласно какого нормативно-правового акта (НПА) обязательная установка на все автобусы данной аппаратуры?

Цитирию положение в части требований к лицензиату:"... и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;"

Из действующих НПА осталось только Постановление Правительства РФ от 13 февраля 2018 г. № 153 “Об утверждении Правил оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и транспортных средств категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS”.

Получается требования в части установки системы глонасс/GPS относятся только к ТС, перевозящим опасные грузы?

Поправьте, если я что-то не так понимаю.

10 марта 2019 16:21
Анатолий-4

А в Беларуссии русский, разве, не является официальным?

12 марта 2019 15:52
Юрий-172

Добрый день, Максим! Распространяются ли эти требования на автобусы, принадлежащие дипломатическим организациям/посольствам иностранных государств в России?

12 марта 2019 18:49
Наталья-212

Муж ИП, сам водитель, собственник ТС 18 мест, договор фрахтования с организацией. Рабочая неделя пятидневная, ТС на обычной стоянке. Выполняет три рейса с утра и два вечером по городу. Как получить лицензию? Можно заключить договор на мед.предрейсовый осмотр, но как быть с тех.осмотром? Ведь за состоянием ТС он следит сам. Раньше работал водителем городского автобуса. Категори D открыта давно. Нужен ли глонасс?

15 марта 2019 05:34
Виктор-124

AntZ, Установка ГЛОНАСС предусмотрена целым рядом НПА:

п.13 ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств

п.3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утв Постановлением Правительства РФ от 17.12.2013 N 1177

ну и упомянутым пунктом Положения о лицензировании...

Все упомянутые документы ссылаются на установленный порядок оснащения, который был утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 февраля 2018 г. № 153, вступление в силу которого приостановлено до 1 июля 2019 года Постановлением Правительства РФ от 22.12.2018 N 1630.

Т.е на сегодня нет порядка оснащения - следовательно нет и такого лицензионного требования.

18 марта 2019 18:09
Максим

Александр-772, форма бланка должна быть приведена в Административном регламенте Минтранса, однако такой документ пока что не вышел.

Удачи на дорогах!

18 марта 2019 18:12
Максим

Akmal, здравствуйте.

Постановление с положением о лицензировании опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации 01.03.2019.

Удачи на дорогах!

18 марта 2019 18:19
Максим

Анатолий, в Белоруссии русский язык является официальным. Вопрос подробно рассмотрен в этой статье.

Удачи на дорогах!

18 марта 2019 18:21
Максим

Юрий, здравствуйте.

Если посольство является юридическим лицом, то на автобусы следует получить лицензию.

Удачи на дорогах!

18 марта 2019 18:25
Максим

Наталья:

Требования к контролеру технического состояния приведены в этой статье. Если у мужа есть соответствующее образование, то он может ставить отметку о контроле самостоятельно.

Все вопросы, связанные с установкой ГЛОНАСС, будут рассмотрены в одной из следующих статей на ПДД Мастер.

Удачи на дорогах!

23 марта 2019 10:39
Дмитрий-479

Здравствуйте, Для получения лицензии, категорирование автобуса необходимо?

24 марта 2019 08:19
igorgn

А Вы в новом Положении видели эти требования?

24 марта 2019 10:03
Дмитрий-479

Написано что, в случаях предусмотренных ФЗ №16, присвоение автобусам соискателя лицензии категорий и включение сведений о данных автобусах в реестр категорированных объектов...

Из этого ФЗ 16 я понял что не все автобусы попадают, а лишь те кто на коммерческой основе

24 марта 2019 11:58
igorgn

Тыкните где обязывают выполнять 16 ФЗ.

24 марта 2019 17:22
Дмитрий-479

Есть требования которые изложены в положении : пункт г) использовать для осуществления коммерческих перевозок автобусы , сведения о которых включены в реестр категорированных объектов транспортной инфрастуктуры и трнспортных средств.

ВОПРОС? ЭТО ТОЛЬКО ДЛЯ ТЕХ КТО В КОММЕРЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ ИСПОЛЬЗУЕТ АВТОБУСЫ КАТЕГОРИРОВАНИЕ НЕОБХОДИМО. Т,Е ЕСЛИ ДЛЯ СОБСТВЕННЫХ НУЖД ЭТА ПРОЦЕДУРА НЕ НУЖНА?

24 марта 2019 21:29
Максим

Дмитрий, такого пункта в Положении о лицензировании нет. Судя по всему Вы используете какой-то другой документ.

В действующем Положении вообще не используются слова "категорирование" и "категорированных".

Удачи на дорогах!

25 марта 2019 09:58
igorgn

Дмитрий, такого пункта в нет. Судя по всему Вы используете какой-то другой документ.

В действующем Положении вообще не используются слова "категорирование" и "категорированных".

26 марта 2019 09:15
Виктор-124

Дмитрий-479":34s3ju6y]Из этого ФЗ 16 я понял что не все автобусы попадают, а лишь те кто на коммерческой основе

Вы все правильно понимаете... И Максим вам правильно отвечает, что вопросы категорирования не являются лицензионными требованиями (Непонятно только чему так радуется igorgn), но... сами по себе положения 16-ФЗ и Постановления Правительства РФ от 14.09.2016 N 924 никуда не делись, категорирование как было обязательным для КОММЕРСОВ, так и осталось. Приказ Минтранса России от 23.07.2014 N 196, которым установлены перечнь объектов и ТС не подлежащих категорированию тоже без изменений. Статьи 11.15.1 и 11.15.2 из КоАП тоже никуда не делись.

26 марта 2019 18:41
сергей-737

При заполнении документов на лицензию столкнулся с такой проблемой № п/п 48 ТИП СОБСТВЕННИКА (обязательно для заполнения) в инструкции по заполнению ничего не сказано может кто ответит???

27 марта 2019 15:55
Виктор-124

сергей-737":1z5dzjxj]ТИП СОБСТВЕННИКА

Там должны быть два возможных значения "ЮЛ" или "ИП"... именно так - 2 буквы

29 марта 2019 09:18
igorgn

(Непонятно только чему так радуется igorgn)

А что непонятного? Сколько раз можно было повторять, что в новом Положении этих требований нет. Смотрю в книгу. А всё остальное отношения именно к этой теме не имеет.

2 апреля 2019 13:04
Максим22

Здравствуйте, Максим. Понимаю что надоели)))

Вопрос: моя организация центр культуры в маленьком районом городе. У нас газель-бизнес на 12 мест+водитель т.е. автобус. Возим иногда бабушек на концерт по району и сотрудников до работы.

Правильно ли я понял, что получать лицензию, а категорирование не требуется!?

4 апреля 2019 13:34
Максим

Максим, здравствуйте.

1. Лицензия нужна, т.к. автобус эксплуатируется организацией и возит людей.

2. В вашем случае перевозки не коммерческие (не регулярные и не по заказу), то есть категорирование не нужно.

Удачи на дорогах!

11 апреля 2019 05:16
Александр-799

Добрый день

Для получения лицензии обязательно наличие тахографа?

Если постановление от 30 марта 2019 г N382 освобождает до 2020 г

12 апреля 2019 14:23
Максим

Александр, здравствуйте.

1. При получении лицензии наличие тахографа в любом случае не проверяется.

2. При эксплуатации транспортного средства по лицензии:

7. Лицензиат обязан выполнять следующие лицензионные требования:

д) допускать к лицензируемому виду деятельности автобусы лицензиата, прошедшие в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", предрейсовый или предсменный контроль их технического состояния и оснащенные в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, тахографами (контрольными устройствами (тахографами) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств), а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS;

Если законодательство пока что не требует наличия тахографа от данного автобуса, то его установка не требуется.

Удачи на дорогах!

15 апреля 2019 16:35
Ирина-198

Если автобус используется в двух предприятиях: в одном - на праве собственности, в другом- на праве аренды. Как быть в таком случае? Если один лицензиат внес сведения о данном транспортном средстве, то другому получается будет отказано.

17 апреля 2019 14:21
Максим

Ирина, дважды внести автобус в реестр невозможно.

А какие проблемы Вы видите в том, чтобы использовать автобус по одной лицензии, полученной его собственником?

6 мая 2019 17:00
Анна-149

Здравствуйте! Вопрос первый: можно сразу подать документы на включение в реестр и на лицензирование ,или надо дождаться ответа о включении в реестр и потом подавать на лицензирование ? Госпошлина за даа автобуса 7500 или за каждый пот7500.Вопрос второй: если автобус не оборудован тахографом, есть глонасс, будут ли потом проблемы при проверке лицензии

7 мая 2019 16:29
Максим

Анна, здравствуйте.

1. Если Вы подаете документы на получение лицензии, то нужно сразу же подавать документы на все имеющиеся автобусы. В этом случае выдача лицензии и включение в реестр произойдут одновременно.

2. Госпошлина уплачивается за выдачу лицензии организации, то есть она платить в любом случае только 1 раз.

3. За нарушение лицензионных требований возможны штрафы по статье 41.1.2 КоАП.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев