Обновление правил ОСАГО с 25 июля 2023 года
Добрый день, уважаемый читатель.
ОСАГО - обязательное страхование автовладельцев, которое позволяет возместить ущерб, причиненный при ДТП, за счет страховой компании. Поскольку страхование является обязательным, страховой полис ежегодно должен приобретаться на каждый автомобиль, находящийся в эксплуатации.
В данной статье речь пойдет об изменениях, которые внесены в правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств с 25 июля 2023 года.
Сразу же нужно сказать, что обновленные правила не содержат каких-то глобальных изменений. Все поправки небольшие, однако о них следует знать.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Выдача дополнительных документов при покупке ОСАГО
- Обеспечение бесперебойности работы информационных систем страховых компаний
- Подача документов о ДТП через Интернет
- Особенности подачи документов через Госуслуги
- Особенности обмена документами в электронном виде
- Особенности проведения дистанционного осмотра автомобиля
Информация о нормативном документе
2023.12.06 Указание Банка России от 06.04.2023 N 6398-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П" опубликовано на официальном сайте Банка России 14 июля 2023 года.
Документ вступил в силу 25 июля 2023 года.
Выдача дополнительных документов при покупке ОСАГО
Первое важное изменение внесено в пункт 1.4 правил страхования:
Одновременно со страховым полисом страхователю бесплатно выдаются извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров и перечень представителей страховщика в субъектах Российской Федерации, содержащий информацию о месте нахождения и почтовых адресах страховщика, а также всех представителей страховщика, средствах связи с ними и времени их работы (за исключением случаев заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа). Извещение о дорожно-транспортном происшествии составляется по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению. В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдается страховщиком бесплатно по обращению страхователя. Страхователь вправе самостоятельно распечатать извещение о дорожно-транспортном происшествии с официального сайта страховщика в сети "Интернет".
Одновременно со страховым полисом на бумажном носителе страхователю бесплатно выдается извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров. Извещение о дорожно-транспортном происшествии составляется по форме согласно приложению 5 к настоящему Положению. В случае заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа извещение о дорожно-транспортном происшествии в количестве двух экземпляров выдается страховщиком бесплатно по обращению страхователя.
В обновленном абзаце есть 3 важных момента:
1. С 25 июля 2023 года законодательство не требует выдавать вместе с полисом ОСАГО перечень представителей страховщика в различных регионах РФ. Судя по всему, такой документ потерял актуальность, так как в настоящее время нужную информацию можно быстро найти через интернет.
2. Что касается извещений о дорожно-транспортном происшествии (европротоколов), то они продолжают выдаваться страховыми компаниями. Однако документ выдается только в том случае, если ОСАГО приобретается в офисе. Если же водитель покупает страховку через интернет, то извещение он может получить после обращения в офис.
3. Из документа исчезло упоминание о том, что водитель вправе самостоятельно распечатать извещение с сайта страховой компании. С одной стороны, теперь этот момент в документе прямо не прописан. С другой стороны, документ прямо не запрещает самостоятельно печатать бланк извещения в случае необходимости.
Примечание. Если Вы столкнулись с необходимостью оформить европротокол на практике, рекомендую использовать бланки извещения, полученные в страховой компании. А если такого бланка у Вас нет, рекомендую обратиться в ближайший офис страховой для его получения.
Обеспечение бесперебойности работы информационных систем страховых компаний
1.18. Страховщик должен обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования информационных систем, используемых им в целях осуществления обязательного страхования в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств".
Новый пункт 1.18 говорит о том, что страховая компания должна обеспечивать бесперебойность и непрерывность работы информационных систем. При этом речь идет в том числе о сайте страховой компании, где можно приобрести страховку, а также подать документы в случае ДТП.
Примечание. В 2023 году сайты страховых компаний работают достаточно стабильно. А всего несколько лет назад можно было увидеть сотни жалоб водителей, которые не могли приобрести страховку через Интернет.
Подача документов о ДТП через Интернет
Для начала напомню, что возможность подачи документов о ДТП в электронном виде была введена в Федеральный закон "Об ОСАГО" с 15 июля 2023 года. В связи с этим дополнения внесены и в правила ОСАГО:
3.61. По выбору потерпевшего информационное взаимодействие, предусмотренное абзацем первым пункта 26 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", осуществляется:
- с использованием ЕПГУ, в случае если ЕПГУ позволяет составить и представить с его использованием заявление о прямом возмещении убытков и прилагаемые к нему в соответствии с настоящими Правилами документы в виде электронных копий или электронных документов;
- с использованием финансовой платформы, в случае если по соглашению между оператором финансовой платформы и страховщиком такая финансовая платформа позволяет составить и представить с ее использованием заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и прилагаемые к нему в соответствии с настоящими Правилами документы в виде электронных копий или электронных документов.
Таким образом, подать заявление о страховом возмещении или прямом возмещении убытков потерпевший может одним из следующих способов:
- через Госуслуги;
- с помощью финансовой платформы.
Примечание. Подача документов в электронном виде доступна водителю только по соглашению со страховой компанией.
Особенности подачи документов через Госуслуги
При этом подача документов через портал государственных услуг имеет одно преимущество:
3.10. Потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению следующие документы, в том числе подтверждающие факт наступления страхового случая:
- заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя);
- заверенную в установленном порядке копию документа, удостоверяющего личность потерпевшего (выгодоприобретателя), за исключением случаев представления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и (или) прилагаемых к нему документов и информации с использованием ЕПГУ;
На Госуслугах не требуется прилагать к заявлению копию документа, удостоверяющего личность (паспорта). Судя по всему это связано с тем, что личность водителя на портале государственных услуг итак подтверждена и дополнительный документ не требуется.
Особенности обмена документами в электронном виде
До 25 июля 2023 года пункт 3.10 правил страхования содержал следующий абзац:
Представление потерпевшим необходимых документов о страховом возмещении для проверки их комплектности по желанию потерпевшего осуществляется в электронной форме через официальный сайт страховщика в сети "Интернет", что не освобождает потерпевшего от необходимости представления страховщику документов о страховом возмещении в письменной форме по месту нахождения страховщика или представителя страховщика. Страховщик рассматривает обращения заявителей, отправленных в форме электронных документов, и направляет им ответы на электронные адреса, с которых были получены данные обращения в течение срока, согласованного заявителем со страховщиком, но не позднее трех рабочих дней со дня поступления указанных обращений.
То есть ранее подать документы в электронном виде можно было для проверки комплектности. После этого оригиналы нужно было отнести в страховую компанию.
С 25 июля 2023 года в пункте 3.10 появился иной абзац:
В случае достижения между страховщиком и потерпевшим соглашения, указанного в абзаце пятом пункта 26 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (кроме взаимодействия между страховщиком и потерпевшим с использованием ЕПГУ в случае представления страховщику заявления о прямом возмещении убытков и (или) прилагаемых к нему документов и информации при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции), представление страховщику документов, предусмотренных настоящим пунктом, по выбору потерпевшего может осуществляться в виде электронных документов и (или) электронных копий в соответствии с пунктом 19 Указания Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У.
Этот пункт позволяет отправить документы в страховую компанию в электронном виде. При этом относить оригиналы в офис страховой не требуется.
Кроме того, новый абзац появился и в пункте 4.19 правил страхования:
Страховщик вправе запросить в порядке, предусмотренном пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", подтверждение сведений, полученных от потерпевшего, в соответствии с абзацем седьмым пункта 26 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в случае если потерпевший представил страховщику документы, указанные в пункте 3.10 настоящих Правил, в виде электронных копий.
В результате получаем, что водитель может подать документы в электронном виде и этих документов должно быть достаточно для осуществления выплаты. Однако страховая имеет право запросить подтверждение сведений, указанных в этих документах. Причем запрос может быть направлен как самому водителю, так и в иные государственные органы. Например, в ГИБДД.
Особенности проведения дистанционного осмотра автомобиля
Рассмотрим новый абзац, который появился в пункте 3.11 Правил страхования:
По решению страховщика при осмотре транспортного средства или его остатков, иного имущества в порядке, предусмотренном пунктом 101 статьи 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", в осуществлении указанного осмотра может дистанционно участвовать представитель страховщика.
Напомню, что закон "Об ОСАГО" с 15 июля 2023 года позволяет проводить осмотр поврежденного транспортного средства дистанционно путем получения фото и видеоматериалов.
При этом новый абзац пункта 3.11 говорит о том, что в дистанционном осмотре может участвовать представитель страховой компании. Однако остается непонятным, как именно представитель страховщика может принимать участие в осмотре. Ведь процедура сводится к тому, что водитель делает фото и видеозаписи повреждений, а затем направляет их в страховую компанию.
Если у Вас есть идеи по тому, как сотрудник страховой компании может принять участие в дистанционном осмотре, напишите их в комментариях к данной статье.
Кроме нововведений, рассмотренных выше, изменения внесены также и в форму бланка страхового полиса. Однако эти изменения небольшие, поэтому подробно останавливаться на них мы не будем.
А в заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленных правил страхования:
Удачи на дорогах!