Заполнение европротокола через приложение с 10 ноября 2019 года

Электронный европротокол с 10 ноября 2019 года

Добрый день, уважаемый читатель.

С 10 ноября 2019 года действует новая редакция Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Данный документ регламентирует взаимодействие водителя и страховой компании в рамках ОСАГО, то есть вопросы приобретения страховки, оформления ДТП и получения выплат.

Количество пунктов, которые подверглись изменениям с 10 ноября, довольно большое. Тем не менее многие изменения носят "косметический" характер и лишь уточняют существующие формулировки. Однако есть и несколько важных вопросов, о которых должен знать каждый водитель. Именно о них пойдет речь в этой статье:

Особенности проверки данных водителя при покупке электронного ОСАГО

Первое важное изменение внесено в пункт 1.11 Правил:

Страховщик после получения заявления о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика (официального сайта профессионального объединения страховщиков) в сети "Интернет" осуществляет проверку содержащихся в нем сведений на предмет их достоверности.

Недостоверность сведений, указанных владельцем транспортного средства в заявлении о заключении договора обязательного страхования в электронной форме, считается выявленной при получении страховщиком:

  • отказа в подтверждении сведений в соответствии с абзацем вторым пункта 8 Указания Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У "О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2016 года N 45034, 21 августа 2018 года N 51949, 10 июля 2019 года N 55194, 30 октября 2019 года N 56359 (далее - Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У), основанного на информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти и организаций (кроме профессионального объединения страховщиков и страховщиков, являющихся его членами), указанных в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2005 года N 567 "Об обмене информацией при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 38, ст. 3825; 2011, N 36, ст. 5148; 2013, N 36, ст. 4578; 2015, N 23, ст. 3330; 2017, N 23, ст. 3330; 2018, N 41, ст. 6238);
  • либо информации посредством ЕСИА или единой системы межведомственного электронного взаимодействия о несоответствии сведений информации, содержащейся в информационных системах федеральных органов исполнительной власти и организаций, указанных в абзаце восьмом настоящего пункта.

В случае выявления недостоверности представленных владельцем транспортного средства сведений возможность уплаты страховой премии владельцу транспортного средства страховщиком на его официальном сайте в сети "Интернет" не предоставляется. Страховщик информирует владельца транспортного средства о необходимости корректировки представленных им при создании заявления о заключении договора обязательного страхования сведений с указанием их недостоверности.

Основные моменты данного пункта:

1. При покупке электронного ОСАГО водитель вводит данные самостоятельно. Страховая компания должна проверить достоверность этих данных.

2. Страховая проверяет данные по двум вариантам:

- по информации, полученной от МВД, Министерства сельского хозяйства, Министерства обороны, Федеральной таможенной службы, Федеральной налоговой службы, оператора системы электронных ПТС;

- по информации, полученной от ЕСИА (Единая система идентификации и аутентификации) и системы межведомственного электронного взаимодействия.

3. Если в результате проверки выяснилось, что часть данных введена с ошибкой (случайно или намеренно), то страховая не дает водителю заключить договор ОСАГО в электронном виде. Сайт должен автоматически предложить водителю исправить введенные данные.

Примечание. Если по каким-то причинам данные с ошибкой все же будут приняты и стоимость полиса окажется ниже, чем она должна была быть, то для водителя это будет большим минусом. В случае ДТП по вине этого водителя страховая сможет предъявить ему регрессное требование, т.е. за ремонт чужой машины придется платить самому водителю.

Европротокол требуется только при самостоятельном оформлении ДТП

Второе важное нововведение связано с удалением пункта 3.5 из правил страхования:

3.5. Водители транспортных средств, причастные к дорожно-транспортному происшествию, обязаны заполнить бланки извещений о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, независимо от оформления документов прибывшими на место дорожно-транспортного происшествия сотрудниками полиции.

Данный пункт говорит о том, что водители должны заполнить извещение о ДТП (европротокол) независимо от того, оформляется ДТП самостоятельно или совместно с сотрудниками ГИБДД. Ранее можно было столкнуться с тем, что страховая получала дублированную информацию (извещение от водителя и документ от полицейского).

С 10 ноября 2019 года пункт 3.5 удален, поэтому при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД европротокол не требуется. Теперь извещение нужно заполнять только при самостоятельном оформлении ДТП.

Новый бланк европротокола с 10 ноября 2019 года

Поскольку с 10 ноября 2019 года европротокол требуется только при самостоятельном оформлении ДТП, то в бланке самого извещения удалены несколько полей, которые водителям больше не требуются:

  • количество поврежденных ТС;
  • количество раненых (лиц, получивших телесные повреждения) и погибших;
  • проводилось ли освидетельствование участников ДТП на состояние опьянения;
  • материальный ущерб, нанесенный другим транспортным средствам и другому имуществу;
  • проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД;
  • обстоятельства ДТП - двигался на стоянке;
  • в случае если в ДТП участвовало более двух ТС, указать сведения об этих ТС;
  • повреждения иного имущества, чем ТС.

Обновленный бланк евпропротокола выглядит так:

Лицевая сторона

Оборотная сторона

На практике введение обновленного бланка означает, что водителям будет проще оформить ДТП, т.к. полей для заполнения стало меньше.

Однако у Вас может возникнуть вопрос по поводу того, какие бланки должны использовать водители, которые заключили договор до 10 ноября 2019 года. Ответ на него дается в пункте 2 указания Центрального банка Российской Федерации № 5283-У от 8 октября 2019 года:

2. Установить, что:

  • в период действия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенного до вступления в силу настоящего Указания, заполнение водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств извещения о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе может осуществляться на бланке извещения по форме, действовавшей до вступления в силу настоящего Указания. При этом водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств должны заполнять в указанных извещениях только те сведения, которые предусмотрены приложением 5 к Положению Банка России N 431-П в редакции настоящего Указания.

То есть водители, которые приобрели ОСАГО до 10 ноября 2019 года, могут при оформлении ДТП использовать старый вариант бланка. При этом можно не заполнять поля, отсутствующие в новом бланке (все они перечислены выше).

Однако при желании Вы можете обратиться в страховую компанию и получить бланки новой формы. Их должны выдать бесплатно. Тем не менее спешить с посещением страховой не стоит, т.к. в ближайшие дни новые бланки вряд ли успеют изготовить.

Заполнение европротокола в электронном виде

Для начала хочу пояснить, что не следует путать оформление ДТП через приложение (для получения максимальной выплаты до 400 000 рублей) и оформление европротокола в электронном виде.

Фиксация информации о ДТП через приложение была доступна в России и раньше. При этом водители все равно должны были заполнить бланк извещения, сфотографировать его с помощью приложения и передать в страховую компанию.

Что касается заполнения самого извещения (европротокола) в электронном виде, то такая возможность была введена в Федеральный закон "Об ОСАГО" с 1 сентября 2019 года. Однако до 10 ноября 2019 года возможность эта оставалась чисто теоретической, т.к. правила заполнения не были определены.

Теперь же новое указание Центрального банка дает разъяснения по данной процедуре:

3.6. При оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств заполняют извещение о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе или в случае, указанном в абзаце шестом настоящего пункта, могут составить его в виде электронного документа (далее - электронное извещение).

Данный абзац говорит о том, что водители вправе самостоятельно выбрать способ заполнения евпропротокола:

  • на бумажном бланке (традиционно);
  • в электронном виде (новый способ).

При этом новый способ может использоваться лишь при определенных условиях:

Электронное извещение составляется в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

  • у участников дорожно-транспортного происшествия отсутствуют разногласия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств;
  • владельцами транспортных средств, участвующих в дорожно-транспортном происшествии, являются физические лица;
  • ЕПГУ позволяет составить с его использованием электронное извещение;
  • наличие хотя бы у одного из участников дорожно-транспортного происшествия программного обеспечения, предусмотренного абзацем третьим пункта 6 статьи 11.1 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - специальное программное обеспечение), обеспечивающего составление электронного извещения с использованием ЕПГУ и получение подтверждения направления электронного извещения страховщикам, застраховавшим гражданскую ответственность участников дорожно-транспортного происшествия (далее - отчет о направлении электронного извещения).

Давайте разберем приведенные условия по порядку (все они должны выполняться одновременно):

1. У водителей не должно быть разногласий. То есть электронное извещение может использоваться:

  • при ДТП, где ущерб составляет до 100 000 рублей (в этом случае в электронном виде заполняется только само извещение);
  • при ДТП с ущербом от 100 000 до 400 000 рублей (в этом случае извещение заполняется в электронном виде, а также с помощью приложения или системы ЭРА-ГЛОНАСС фиксируются данные о факте ДТП).

2. Электронный протокол может применяться только в том случае, если оба автомобиля принадлежат физическим лицам. Если хотя бы одна машина принадлежит организации, то электронный протокол использовать нельзя.

3. Портал Госуслуг должен позволить составить электронное извещение. Если у водителей нет доступа к Госуслугам либо в процессе заполнения электронного извещения возникает ошибка, то следует вернуться к традиционному бумажному варианту.

4. Хотя бы у одного водителя должно быть приложение, позволяющее оформить электронное извещение.

Из последнего условия можно сделать и еще несколько выводов по поводу использования приложения:

  • извещение заполняется только в одном приложении (на одном телефоне);
  • извещение направляется с одного телефона в обе страховые компании;
  • именно на этот телефон (в приложение) должны прийти подтверждения от двух страховых компаний.

Примечание. Чуть ниже речь пойдет о том, что для каждого из водителей важно получить подтверждение от страховой компании. Если приложение не работает и подтверждения не приходят, то нужно вернуться к традиционному варианту с бумажным европротоколом.

В следующих абзацах пункта 3.6 раскрываются особенности приложения, через которое можно оформить европротокол:

Электронное извещение составляется с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) по форме, установленной приложением 5 к настоящему Положению (далее - форма электронного извещения), посредством программного обеспечения, указанного в абзаце десятом настоящего пункта. Каждый водитель транспортного средства, причастного к дорожно-транспортному происшествию, направляет электронное извещение страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, с использованием автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

В случае отображения в полях пункта 6 формы электронного извещения в автоматическом режиме сведений из ЕСИА по решению водителя причастного к дорожно-транспортному происшествию транспортного средства указанные сведения могут быть использованы для составления электронного извещения.

В случае отображения в полях "Марка, модель ТС", "Идентификационный номер (VIN) ТС", "Государственный регистрационный знак ТС" пункта 4, полях "Страховщик", "Страховой полис", "Действителен до" пункта 7 формы электронного извещения в автоматическом режиме сведений из автоматизированной информационной системы обязательного страхования по решению водителя причастного к дорожно-транспортному происшествию транспортного средства указанные сведения могут быть использованы для составления электронного извещения.

В первой части говорится о том, что приложение должно работать с использованием портала государственных услуг. Скорее всего на практике будет создано отдельное приложение, которое будет каким-то образом взаимодействовать с Госуслугами.

Кроме того, каждый из водителей должен направить электронное извещение. Выше речь шла о том, что для оформления извещения достаточно, чтобы приложение было лишь у одного из водителей. Можно предположить, что одно приложение будет отправлять документы в обе страховые компании. Однако не совсем понятно, как оно будет взаимодействовать с Госуслугами, то есть нужно ли будет каждому из водителей вводить свои логин и пароль от Госуслуг в приложении.

Приложение может автоматически заполнять некоторые поля, данные для которых можно получить из баз данных. Однако водитель должен указанные данные перепроверить и, в случае необходимости, внести в них исправления.

Как направить электронное извещение в страховую?

Рассмотрим обновленный пункт 3.8 Правил страхования:

3.8. Заполненные водителями - участниками дорожно-транспортного происшествия извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие. Водитель, являющийся потерпевшим, представляет страховщику свой бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии или заполненный совместно с другими участниками дорожно-транспортного происшествия бланк извещения одновременно с подачей заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков. Извещение о дорожно-транспортном происшествии водителя - причинителя вреда может быть передано по факсимильной связи с одновременным направлением его оригинала заказным письмом по указанному в страховом полисе обязательного страхования адресу страховщика, застраховавшего его гражданскую ответственность, или представителя страховщика.

3.8. Заполненные водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств извещения о дорожно-транспортном происшествии, оформленные на бумажном носителе в соответствии с пунктом 3.6 настоящих Правил, должны быть в кратчайший срок, но не позднее пяти рабочих дней после дорожно-транспортного происшествия вручены или направлены любым способом, обеспечивающим подтверждение отправки, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность водителя, или представителю страховщика в субъекте Российской Федерации по месту жительства (месту нахождения) потерпевшего либо в субъекте Российской Федерации, на территории которого произошло дорожно-транспортное происшествие.

Электронное извещение, считается направленным страховщикам, застраховавшим гражданскую ответственность водителей причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, при получении каждым из них в специальном программном обеспечении отчета о направлении электронного извещения.

После заполнения извещения о дорожно-транспортном происшествии на бумажном носителе, составления электронного извещения водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении (составлении) извещения о дорожно-транспортном происшествии любым доступным способом не позднее пяти рабочих дней.

Итак, заполненное в электронном виде извещение автоматически отправляется в страховые компании. Каждый из водителей должен получить в приложении отчет об успешности отправки.

Однако это не означает, что на этом взаимодействие со страховой компанией заканчивается. Третий абзац пункта 3.8 говорит о том, что несмотря на то, что извещение уже направлено в страховую в электронной форме, водители все равно должны в течение 5 дней уведомить страховую о ДТП любым доступным способом. То есть, например, можно позвонить по телефону.

Важно понимать, что хотя водитель и подает извещение в электронной форме, ему все равно нужно будет идти в страховую, чтобы подать документы (например, заявление о страховом возмещении) и также предоставить автомобиль на осмотр. Поэтому имеет смысл позвонить в страховую, уведомить сотрудников о факте ДТП и договориться о времени посещения.

Как приложить электронное извещение к документам страховой?

3.10. Потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению:

  • извещение о дорожно-транспортном происшествии;

3.10. Потерпевший на момент подачи заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков прилагает к заявлению следующие документы, в том числе подтверждающие факт наступления страхового случая:

  • извещение о дорожно-транспортном происшествии в случае его оформления на бумажном носителе;

Обновленный пункт 3.10 говорит о том, что если извещение оформлено в электронном виде, то дополнительно распечатывать его и подавать вместе с остальными документами не требуется.

Еще раз напоминаю, что в данной статье рассмотрены лишь самые важные для водителей изменения Правил страхования. При желании Вы можете самостоятельно изучить полный текст обновленного документа:

Что касается заполнения извещения в электронном виде, то теперь эта процедура разрешена законодательством. Осталось дождаться лишь появления приложения, в котором такая функция будет реализована.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 12 декабря 2019
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
21 ноября 2019 06:19
Алекс-40

Нужно ли брать извещение о дтп только в своей страховой компании или достаточно просто заполнить распечатанный бланк в 2х экземлярах. Везде пишут, что достаточно распечатать.(Напр тинькоф страхование у себя на сайте и РСА)

21 ноября 2019 13:59
Максим

Алекс, бланк достаточно распечатать, законодательство такой вариант позволяет.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев