Введение безбарьерного проезда на платных автодорогах с 26 октября 2020 года

Оплата проезда на платной дороге

Добрый день, уважаемый читатель.

26 октября 2020 года начала действовать новая редакция Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации".

В данный документ внесено одновременно несколько изменений, однако все они связаны с платными автомобильными дорогами:

Запрет на бесплатное использование платных автодорог

Первое важное дополнение внесено в статью 29 закона "Об автомобильных дорогах":

Статья 29. Обязанности пользователей автомобильными дорогами и иных лиц, осуществляющих использование автомобильных дорог

1. Пользователям автомобильными дорогами запрещается:
...
5) осуществлять движение по платным автомобильным дорогам или платным участкам автомобильных дорог на транспортных средствах без внесения платы за проезд , за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В новой редакции федерального закона прямо указано, что ездить по платным автомобильным дорогам без оплаты проезда запрещается. Ранее такая информация в нормативных документах не встречалась.

Напомню, что в настоящее время существует закон, предусматривающий штрафы за неоплату проезда по дорогам:

До 26 октября 2020 года запрет на бесплатное использование платных дорог фактически осуществлялся за счет шлагбаумов, которые просто не пускали на дороги без оплаты. Однако с 26 октября законодатели, кроме всего прочего, вводят и безбарьерные дороги (о них речь пойдет ниже). На таких дорогах единственным стимулирующим фактором для оплаты проезда является именно возможный штраф.

Заключение договора о проезде по платной дороге

Рассмотрим пункт 1 статьи 40 закона "Об автодорогах":

1. Проезд транспортного средства пользователя платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги осуществляется на основании договора с владельцем автомобильной дороги либо в случае использования платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве соответственно с концессионером, частным партнером. Факт заключения договора подтверждается документом об оплате проезда.

1. Использование платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги осуществляется пользователем платной автомобильной дорогой или платным участком автомобильной дороги (далее в настоящей статье - пользователь) на основании публичного договора с владельцем платной автомобильной дороги, автомобильной дороги, содержащей платные участки, или концессионером, частным партнером (в случае использования платной автомобильной дороги или автомобильной дороги, содержащей платные участки, на основании концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве) (далее в настоящей статье - оператор).

Ранее факт заключения договора между водителем и владельцем платной дороги подтверждался чеком об оплате проезда. То есть, если водитель оплатил проезд, то он заключил договор.

В новой редакции закона между водителем и владельцем дороги заключается публичный договор. И если водитель въехал на платную дорогу, то он автоматически согласился с условиями этого договора.

Введение безбарьерного проезда на платных дорогах

Пункт 3 обновленной статьи 40:

3. Движение транспортных средств по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, обозначенным в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, допускается при условии внесения соответствующей платы за проезд. Въезд транспортных средств на платные автомобильные дороги или платные участки автомобильных дорог может осуществляться свободно (далее в настоящей статье - безбарьерный въезд) или через барьер (шлагбаум) (далее в настоящей статье - барьерный въезд).

Одно из самых важных и интересных нововведений от 26 октября 2020 года - это введение возможности безбарьерного проезда. Под безбарьерным проездом подразумевается, что автомобиль просто проезжает по платной дороге и фиксируется автоматическими камерами. При этом не нужно останавливаться для оплаты проезда. То есть поток автомобилей на платной дороге не тормозит перед пунктами взимания платы, машины не стоят в очередях и, следовательно, уменьшается время, потраченное на дорогу.

Ранее все платные автодороги в России были барьерными. Нововведение от 26 октября не уберет шлагбаумы на существующих автодорогах, однако оно приведет к тому, что начнут появляться новые безбарьерные дороги. И они должны быть более удобными для водителей и пассажиров.

Оплата проезда через транспондер

Пункт 10 статьи 40:

10. В случае, если оператор использует для взимания платы за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги устройство, предназначенное для регистрации пользователя в информационной системе, используемой оператором для автоматизации и контроля сбора платы за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги (далее в настоящей статье - электронное средство регистрации проезда), пользователь может вносить плату за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги с его помощью, используя предварительно перечисленные им оператору денежные средства.

В данном пункте описана возможность бесконтактной оплаты проезда с помощью специального устройства, установленного на автомобиле, - транспондера. Раньше в Федеральном законе подобные устройства не упоминались, однако сами транспондеры используются на платных дорогах уже в течение нескольких лет. В данном случае в закон внесено изменение, которое узаконивает сложившуюся на практике ситуацию.

Возможность постоплаты при безбарьерном проезде

Рассмотрим новый пункт 11 статьи 40 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ":

11. Пользователь вносит плату за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги:

1) при барьерном въезде - при въезде на платную автомобильную дорогу или платный участок автомобильной дороги или при выезде с них транспортного средства, на котором пользователь осуществляет проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги. В случае, указанном в части 10 настоящей статьи, внесение платы за проезд может осуществляться с помощью электронного средства регистрации проезда;

2) при безбарьерном въезде:

а) при проезде по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги транспортного средства, на котором пользователь осуществляет проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, с помощью электронного средства регистрации проезда в случае, указанном в части 10 настоящей статьи;

б) в течение пяти суток после выезда транспортного средства, на котором пользователь осуществил проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, с платной автомобильной дороги или платного участка автомобильной дороги в случае, если на платной автомобильной дороге или платном участке автомобильной дороги не используется для взимания платы электронное средство регистрации проезда, либо в случае, если у пользователя отсутствует электронное средство регистрации проезда, либо в случае, если пользователем, использующим электронное средство регистрации проезда, предварительно не были перечислены денежные средства оператору в качестве платы за проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги или денежные средства были перечислены в объеме, недостаточном для оплаты проезда по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги (далее в настоящей статье - последующая оплата). Срок, в течение которого пользователь обязан произвести последующую оплату, исчисляется оператором с момента последней фиксации транспортного средства, на котором пользователь осуществил проезд по платной автомобильной дороге или платному участку автомобильной дороги, на платной автомобильной дороге или платном участке автомобильной дороги работающими в автоматическом режиме средствами фото- и киносъемки, видеозаписи, установленными оператором. Оператор предоставляет по запросу пользователя информацию о сроке, в течение которого пользователь обязан произвести последующую оплату, в соответствии с порядком, утверждаемым или устанавливаемым в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

Данный пункт содержит подробную информацию о способах оплаты, которые должны быть доступны водителям.

На традиционных автодорогах, оборудованных шлагбаумами, проезд можно оплатить:

  • в пункте взимания платы (на въезде или на выезде);
  • с помощью бесконтактного транспондера.

На безбарьерных платных дорогах оплата проихсходит по другому:

  • с помощью бесконтактного транспондера;
  • постоплата в течение 5 суток.

При этом постоплата должна быть доступна в следующих случаях:

  • на дороге невозможно использование транспондера;
  • у водителя нет транспондера;
  • денег на счете траспондера не достаточно для оплаты проезда.

При этом 5 суток начинают отсчитываться не с момента въезда на платную дорогу, а с того момента, когда автоматические камеры на дороге последний раз зафиксировали выбранный автомобиль. Данный пункт может вызвать вопросы у автовладельца, ведь далеко не всегда понятно, где именно установлены камеры. На этот случай закон "Об автодорогах" позволяет водителю обратиться к оператору платной дороги и получить у него подробную информацию о сроке оплаты.

В заключение хочу отметить, что новая редакция закона "Об автомобильных дорогах" вводит новое понятие "безбарьерные платные автодороги", а также новые способы для оплаты проезда. Безбарьерные дороги должны стать более удобными, т.к. они обеспечивают более быстрое перемещение из пункта А в пункт Б. Остается надеяться, что все новые платные автодороги будут оборудоваться с использованием безбарьерных технологий.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 28 октября 2021
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
22 ноября 2020 21:08
Анатолий-119

Здравствуйте. Часто езжу по трассе М-4 из Москвы в Домодедово. Шлагбаумов нет. Интересно как я смогу узнать на какую сумму я наездил? Или только когда начнут приходить штрафы?

24 ноября 2020 18:54
Максим

Анатолий-119, здравствуйте.

В первую очередь изучите информационные щиты или официальный сайт оператора, который обслуживает данную дорогу. Там должны быть указаны в том числе и пути информирования водителей об оплате проезда.

Удачи на дорогах!

7 января 2021 14:15
Goras

Кстати сейчас новые указатели устанавливают на некоторых трассах. Все тоже самое но немного другой шрифт и буквы крупней. С какой целью - не совсем понятно

В первую очередь изучите информационные щиты или официальный сайт оператора, который обслуживает данную дорогу. Там должны быть указаны в том числе и пути информирования водителей об оплате проезда.

29 января 2021 15:12
Paritet98

Анатолий-119, Если часто ездите- приобретите транспондер Автодор и проблема будет решена

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев