Платные автодороги в районах Крайнего Севера с 13 августа 2019 года

Дорога на севере

Добрый день, уважаемый читатель.

С 13 августа 2019 года вносятся изменения в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", связанные с организацией платных автодорог в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Напомню, что в настоящее время при создании платной автомобильной дороги должна быть обеспечена возможность бесплатного проезда автомобилей по тому же маршруту. Нововведения заключаются в том, что с 13 августа 2019 года в районах Крайнего Севера смогут создавать в том числе платные автодороги, для которых бесплатный альтернативный проезд не предусмотрен. Создание таких дорог имеет несколько особенностей, которые и будут рассмотрены сегодня:

Какие дороги могут быть платными на Крайнем Севере?

Рассмотрим новый пункт 11 статьи 37 закона "Об автомобильных дорогах":

11. Решение об использовании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях автомобильной дороги, участка автомобильной дороги или отдельного искусственного дорожного сооружения, являющегося участком автомобильной дороги, на платной основе для проезда транспортных средств без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, может быть принято в отношении введенных в эксплуатацию:

1) автомобильной дороги или участка автомобильной дороги, расположенных вне границ населенных пунктов и созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;

2) отдельных искусственных дорожных сооружений, являющихся участками автомобильной дороги и созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве;

3) частной автомобильной дороги или участка частной автомобильной дороги, расположенных вне границ населенных пунктов, в том числе если участком такой автомобильной дороги является отдельное искусственное дорожное сооружение.

Итак, во-первых, речь в данном пункте идет о том, что в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям может отсутствовать альтернативный проезд. То есть платная дорога может являться единственным вариантом передвижения от точки к точке.

Во-вторых, приводится перечень дорог, которые могут быть объявлены платными. Если говорить коротко, то платными дорогами могу быть объявлены либо полностью частные объекты, либо частично частные объекты (концессионное соглашение, муниципально-частное партнерство, государственно-частное партнерство).

То есть дороги, полностью построенные на государственные деньги и не имеющие альтернативных путей проезда, не будут объявляться платными.

В-третьих, платными дорогами без альтернативного проезда могут стать либо участки дорог вне населенных пунктов, либо искусственные дорожные сооружения (мосты, путепроводы) в населенных пунктах.

Могут ли существующие дороги сделать платными?

Рассмотрим статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации:

Установить, что положения частей 11 - 13 статьи 37 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона):

1) не применяются в отношении автомобильных дорог, участков автомобильных дорог и отдельных искусственных дорожных сооружений, являющихся участками автомобильных дорог, созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с указанным Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

2) применяются в отношении введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и со дня вступления в силу настоящего Федерального закона частных автомобильных дорог, участков частных автомобильных дорог и отдельных искусственных дорожных сооружений, являющихся участками таких автомобильных дорог.

Данный пункт говорит о следующем:

1. С 13 августа 2019 года платными могут стать построенные ранее частные автодороги, не имеющие альтернативного проезда.

2. Дороги, которые являются частными лишь частично (различные формы партнерства с государством) и построенные до 13 августа 2019 года платными стать не смогут.

3. Дороги, которые будут введены в эксплуатацию после 13 августа 2019 года и частично являющиеся частными, смогут стать платными даже при отсутствии альтернативных путей для проезда.

Как долго дороги будут оставаться платными?

Пункт 12 статьи 37 закона "Об автомобильных дорогах":

12. Использование на платной основе без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, автомобильных дорог, участков автомобильных дорог и отдельных искусственных дорожных сооружений, являющихся участками автомобильных дорог, созданных и (или) реконструированных на основании концессионных соглашений в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, а также соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, завершается с окончанием срока действия соответствующего соглашения.

Дороги, которые частично являются государственными, будут оставаться платными только до тех пор, пока контракт о партнерстве не подойдет к концу.

Что касается дорог, полностью построенных на частные деньги, то для них подобные ограничения не установлены. То есть они могут оставаться платными сколь угодно долго.

Смогут ли легковые автомобили ездить по платным дорогам бесплатно?

Пункт 13 статьи 37 закона "Об автомобильных дорогах":

13. Проезд легковых автомобилей и мототранспортных средств по расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях автомобильной дороге, участку автомобильной дороги и отдельному искусственному дорожному сооружению, являющемуся участком автомобильной дороги, в отношении которых принято решение об их использовании на платной основе без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, осуществляется без взимания платы. Правительство Российской Федерации вправе определить перечень иных категорий транспортных средств, а также отдельных категорий пользователей платными автомобильными дорогами, платными участками автомобильных дорог и отдельными искусственными дорожными сооружениями, являющимися участками платных автомобильных дорог, которым предоставляется право проезда без взимания платы по расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях автомобильным дорогам, участкам автомобильных дорог и отдельным искусственным дорожным сооружениям, являющимся участками автомобильных дорог, в отношении которых принято решение об их использовании на платной основе без соблюдения условий, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Бесплатно ездить по платным дорога в районах Крайнего Севера смогут:

  • мототранспортные средства (категория А);
  • легковые автомобили (категория B).

Примечание. К категории B также относятся небольшие грузовые автомобили, для них проезд будет платным.

Кроме того, в будущем Правительство РФ может расширить список льготных категорий автомобилей и водителей, для которых проезд будет бесплатным.

Пока что получается, что дороги станут платными только для грузовиков и автобусов.

Обратите внимание, речь идет только о дорогах, не имеющих альтернативных путей для проезда. Если альтернативная бесплатная дорога существует, то проезд будет платным для всех транспортных средств.

При желании Вы можете ознакомиться с полным текстом обновленного закона:

В заключение хочу отметить, что рассматриваемые изменения законодательства, судя по всему, направлены на то, чтобы сделать более привлекательным для инвесторов участие в строительстве и реконструкции дорог в районах Крайнего Севера. А как Вы относитесь к тому, что в России могут появиться платные дороги не имеющие бесплатных альтернатив? Напишите об этом в комментариях ниже.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 10 сентября 2019
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев