Утилизационный сбор при ввозе автомобилей для личного пользования с 31 декабря 2023 года

Утилизационный сбор при ввозе автомобилей для личного пользования

Добрый день, уважаемый читатель.

Утилизационный сбор за транспортное средство - это платеж в пользу государства, направленный на то, чтобы впоследствии обеспечить утилизацию транспортного средства. При этом утилизационный сбор платят как организации, занимающиеся производством автомобилей на территории России, так и те, кто ввозят автомобили из-за рубежа.

В том числе утилизационный сбор уплачивают физические лица, которые покупают автомобили в других государствах и ввозят их в Россию для личного пользования.

В течение 2023 года законодательство, связанное с уплатой утилизационного сбора, несколько раз менялось. Например, с 29 октября 2023 года были введены новые условия, при соблюдении которых автомобиль считается ввезенным для личного пользования (в этом случае ставки для расчета сбора меньше).

В данной статье речь пойдет об изменениях, внесенных в Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора 31 декабря 2023 года, которые еще раз обновили условия, при которых автомобиль считается ввезенным для личного пользования.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2024.05.03 Постановление Правительства РФ от 29.12.2023 N2407 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1291" опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 31 декабря 2023 года.

Документ вступил в силу 31 декабря 2023 года.

Исключение даты ввоза из условий отнесения к ТС для личного пользования

Первое важное изменение внесено в сноску 6 к Перечню видов и категорий колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора:

6 Для целей раздела I настоящего перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом после 1 августа 2023 г., в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:

6 Для целей раздела I настоящего перечня под транспортным средством, ввезенным для личного пользования в Российскую Федерацию, понимается транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию физическим лицом, в отношении которого одновременно соблюдаются следующие условия:

Суть данного изменения сводится к следующему. В промежутке между 29 октября и 31 декабря 2023 года все транспортные средства, ввезенные в Россию до 1 августа 2023 года, считались ввезенными не для личного пользования. Не зависимо от выполнения других условий.

Можно предположить, что в предшествующей редакции документа этот момент не был учтен. И законодатели решили исправить ситуацию.

В настоящее время при рассмотрении транспортных средств, ввезенных в Россию до 1 августа 2023 года, эти ТС могут рассматриваться как ввезенные для личного пользования (при выполнении необходимых для этого условий).

Разберем ситуацию на примере:

Борис ввез в Россию автомобиль для личного пользования 15 июля 2023 года. Однако до 29 октября 2023 года Борис не успел оформить документы на автомобиль из-за проблем, связанных со здоровьем.

В ноября 2023 года Борис решил заняться оформление документов на автомобиль, однако был ошарашен размером утилизационного сбора. Машина рассматривалась, как ввезенная для иных целей, поэтому размер сбора составил 1 279 000 вместо 5 200 рублей.

31 декабря 2023 года законодательство изменилось и Борис вновь получил возможность на уплату сбора в размере 5 200 рублей.

Новое условие для отнесения автомобиля к ввезенным для личного пользования

Напомню, что до 31 декабря 2023 года существовали 3 условия, при одновременном выполнении которых автомобиль рассматривался, как ввезенный для личного пользования:

  • в расчете автовладелец указал, что автомобиль ввезен для личного пользования;
  • автомобиль в течение 12 месяцев с даты оформления таможенного приходного ордера мог быть зарегистрирован только на человека, который этот автомобиль ввез;
  • растаможка была уплачена по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа.

Первые два условия остались прежними и после 31 декабря 2023 года, а вот третий пункт претерпел изменения:

таможенные пошлины, налоги в отношении транспортного средства уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

таможенные пошлины, налоги уплачены по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа в порядке, определенном главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, или оформлены документы, подтверждающие право собственности плательщика утилизационного сбора на транспортное средство, до 29 октября 2023 г. (включительно) и свидетельство о безопасности колесного транспортного средства в соответствии с требованиями технического регламента Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" - до 21 декабря 2023 г.

С 31 декабря 2023 года третье условие состоит из двух частей и для того, чтобы автомобиль считался ввезенным для личного пользования, достаточно выполнить любую из этих частей:

  • растаможка уплачена по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа;
  • документ на право собственности оформлен до 29 октября 2023 года, а свидетельство о безопасности колесного ТС оформлено до 21 декабря 2023 года.

Новые условия, опять же, относятся к транспортным средствам, которые ввезены на территорию России ранее. Они позволяют заплатить утилизационный сбор в меньшем размере даже в том случае, когда растаможка за автомобиль не уплачивалась по единым ставкам либо в виде совокупного таможенного платежа.

А в заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленного нормативного документа:

Кроме того, предлагаю Вам изучить подробную статью с расчетом утилизационного сбора для всех категорий транспортных средств:

Удачи на дорогах!

Обновлено: 3 мая 2024
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев