Правила дорожного движения для общественного транспорта
Добрый день, уважаемый читатель.
Общественный транспорт перевозит одновременно большое количество пассажиров, поэтому в России его движение регулируется дополнительными пунктами правил дорожного движения.
Правила предоставляют преимущества при движении для маршруток, автобусов и троллейбусов и именно они и будут рассмотрены в данной статье.
Содержание статьи:
- Что такое маршрутное транспортное средство?
- Выделенные полосы для общественного транспорта.
- Начало движения от обозначенного места остановки.
- Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки.
- Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам.
Что такое маршрутное транспортное средство?
В первую очередь рассмотрим понятие маршрутное транспортное средство из пункта 1.2 ПДД:
"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования (автобус, троллейбус, трамвай), используемое при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа в соответствии с законодательством Российской Федерации об организации регулярных перевозок и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок.
Данный пункт говорит о том, что к маршрутным транспортным средствам относятся:
- автобусы (в том числе маршрутки);
- троллейбусы;
- трамваи.
Причем все перечисленные транспортные средства должны использоваться для регулярных перевозок.
Обратите внимание, что в определении есть фраза "движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок". Если общественный транспорт отклонится от установленного маршрута движения, то он перестанет быть маршрутным транспортным средством.
Например, если водитель захочет объехать пробку через дворы, то его автомобиль потеряет перечисленные ниже преимущества маршрутного транспортного средства.
Выделенные полосы для общественного транспорта
Первое преимущество маршруток, автобусов и троллейбусов состоит в том, что именно для них предназначены выделенные полосы для общественного транспорта. Выделенные полосы были рассмотрены в рамках отдельной статьи, поэтому здесь повторяться не буду.
Напомню лишь, что выделенные полосы обозначаются следующими дорожными знаками:
Начало движения от обозначенного места остановки
Ситуация регламентируется пунктом 18.3 ПДД:
18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.
Обратите внимание, маршрутки, автобусы и троллейбусы получают преимущество при одновременном соблюдении следующих условий:
- Ситуация происходит в населенном пункте.
- Место остановки должно быть обозначено знаком 5.16.
- Общественный транспорт должен начинать движение. То есть если маршрутка медленно проедет через остановку, но останавливаться не будет, то никакого преимущества она не получит.
В данном пункте также есть дополнительное требования к водителям общественного транспорта. Они должны убедиться в том, что им уступают дорогу.
На практике это ведет к тому, что если произойдет ДТП с автобусом, отъезжающим от остановки, то его виновниками будут признаны одновременно оба водителя. Водитель автомобиля нарушит требования первого предложения пункта 18.3, водитель общественного транспорта нарушит требования второго предложения этого же пункта.
Дорожные знаки, не распространяющиеся на автобусы, троллейбусы и маршрутки
В правилах дорожного движения приведены несколько знаков, действие которых не распространяется на маршрутные транспортные средства:
Обратите внимание, общественный транспорт может нарушить требования данных знаков только в том случае, если они находятся непосредственно на маршруте. Речь об этом шла в начале данной статьи. Как только маршрутка отклоняется от маршрута движения, она перестает быть маршрутным транспортным средством, а требования знаков становятся обязательными.
Таким образом, опасные ситуации вроде движения во встречном направлении по одностороннему движению на практике не возникают.
Обычно автобусы, троллейбусы и маршрутки едут в запрещенном направлении, чтобы попасть на выделенную полосу для общественного транспорта, направленную навстречу основному потоку. Въезд других автомобилей (кроме такси и школьных автобусов) на такую полосу запрещен.
Знаки и разметка, показывающие направление движения по полосам
Отдельного внимания заслуживают знаки, показывающие разрешенные направления движения по полосам на перекрестке:
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
Эти знаки не действуют на маршрутные транспортные средства. Однако это не означает, что автобусы и маршрутки могут поворачивать на перекрестке из любой полосы. В любом случае водители общественного транспорта должны руководствоваться требованиями пункта 8.5 ПДД, то есть:
- Проехать прямо можно по любой полосе.
- Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
- Повернуть направо можно только из крайнего правого положения.
Пусть перед перекрестком установлена следующая комбинация дорожных знаков:
В этом случае все транспортные средства могут поворачивать направо из двух полос движения.
Однако, поскольку требование знака 5.15.2 не распространяется на общественный транспорт, автобусы и троллейбусы имеют право поворачивать направо только из крайней правой полосы.
Кроме того, не забывайте, что кроме знаков, указывающих разрешенные направления движения на перекрестке, существует и аналогичная разметка 1.18. Обычно знаки и разметка наносятся совместно.
Однако, в отличие от знаков, разметку 1.18 маршрутные транспортные средства игнорировать не могут.
Например, если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.
В завершение хочу отметить, что для водителей маршруток не предусмотрены индивидуальные штрафы ГИБДД, т.е. они отвечают за свои нарушения точно также, как и другие водители.
Удачи на дорогах!
Здравствуйте, Максим. Объясните, пожалуйста, чем знаки 5.15.1-5.15.2 отличаются от разметки 1.18, касаемо маршрутных т.с. В каком пункте Правил или др. нормативном документе говориться о том, что автобусы и троллейбусы, при наличии разметки 1.18, должны руководствоваться только разметкой и не могут отступать от предписанного ею направления движения.
Руслан, пункт 8.5 ПДД:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
Знаки 5.15.1 и 5.15.2 требования этого пункта не отменяют. То есть если Вы не хотите оказаться виновником ДТП, то поворачивайте из крайнего положения.
Удачи на дорогах!
Максим, здравствуйте.
1. Про знаки в ПДД говорится следующее:
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
2. Про разметку 1.18 в ПДД ничего подобного не говорится.
Удачи на дорогах!
Про разметку в ПДД говорится следующее: "9.1. Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8..." Значит ли это, что разметка дублирует знаки и наоборот? Или маршрутное т.с. не может отступать от знаков 5.15.1, 5.15.2 при наличии нанесённой на асфальт стрелочки?!
Максим, а что Вы подразумеваете по словом дублирует? В правилах не говорится, что разметка 1.18 дублирует знаки 5.15. И про то, что знаки дублируют разметку, тоже не говорится.
Маршрутное ТС не может игнорировать требования разметки 1.18 (не зависимо от того, есть ли на перекрестке знаки 5.15), т.к. правила этого не позволяют.
Удачи на дорогах!
Спасибо, что уделили мне время! Отличный сайт!
Кто нарушил правила?
Если синий - МТС - виноват красный. Если синий - не МТС - виноват красный.
Красный поворачивает из среднего ряда. У него п 8.7 ПДД.
Нужно ввести пункт в ПДД, в котором будет запрет общественному транспорту свыше 3-х тонн, выезд во второй ряд. Исключением будет объезд препятствия.
Илья-145, если встать на путь борьбы с общественным транспортом - то нужно.
Здравствуйте. У меня произошла такая ситуация. Дорога с односторонним движением. Всего 4 полосы. Знаки по полосам есть. Крайняя правая для движения только направо и правее. Рядом с ней полоса разрешает ехать правее и прямо.(для понимания: правее и прямо это разные направления). Загорелся основной зеленый и стрелка в доп.секции и водитель ПАЗика с крайней правой поехал прямо, я же по соседней полосе еду правее. На сигнал не реагировал, пришлось оттормаживаться. Водитель ПАЗикака получается нарушил только то, что не предоставил преимущество?
Вообще отступ отступ для маршруток дается в этом вопросе чтобы им было проще отъехать от остановки и поехать дальше по маршруту без особых перестроений. Для удобства. Но у нас они хитрят и вытворяют ерунду на дороге.
И не понятен по статье один момент. Если они могут "Проехать прямо можно по любой полосе". В нашем случае крайняя левая полоса только для движения налево и получается, что заняв её они могут проехать прямо?
Спасибо.
Евгений-439, по описанию ситуации, водитель ПАЗика (если он простой смертный) нарушил требования знака и поехал по траектории, по которой не имел права двигаться. Не имея вообще права на движение по такой траектории, он не имеет соответственно и первоочередного права, т.е. приоритета.
При этом никогда не надо забывать, что отсутствие у кого-то приоритета не означает, что другие имеют право его таранить. Другие обязаны снизить скорость вплоть до полной остановки (10.1 ПДД), если неадекватные действия первого несут угрозу возникновения ДТП. Если другие не станут выполнять требование 10.1, то в случае чего запросто понесут солидарную с первым участником ответственность.
Но, вроде как упоминается, что он водитель маршрутного ТС. Тогда он вообще ничего не нарушил.
Ну, а Вам перед выполнением маневра "поворот правее" следует согласно ПДД 8.1. убедиться в безопасности. Тогда и не придется "оттормаживаться" по 10.1. А раз пришлось, значит была опасность, значит требование 8.1 Вы не выполнили и в случае ДТП стали бы виновником.
Здравствуйте. Может ли МТС осуществлять посадку и высадку пассажиров на выделенной для общественного транспорта полосе или они обязаны это делать в специализированном заездном кармане?
Ляйсан, здравствуйте.
Может ли МТС осуществлять посадку и высадку пассажиров на выделенной для общественного транспорта полосе или они обязаны это делать в специализированном заездном кармане?
Может только в том случае, если это место остановки обозначено знаком/разметкой.
Так маршрутка относится к автобусам или нет?
Наталия-25, к автобусам относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Такое транспортное средство общего пользования, предназначенное для перевозки по дорогам людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными местами остановок, в народе называется "маршрутка". То есть, да - это автобус.
Где в пдд, написано, что мтс должны руководствоваться разметкой 1.18 и не могут её игнорировать как знаки 5.15?
Андрей-670, в ПДД вообще ничего не написано про разметку, кроме того, что водители обязаны соблюдать относящиеся к ним её требования. Суть требований разметки и указание тех, к кому они относятся / не относятся, изложены в ГОСТ по техническим средствам регулирования (плюс есть их краткий пересказ в приложении №2 к ПДД). Рекомендую изучить требования разметки 1.18. Текст приложения №2 к ПДД РФ и ГОСТ ГОСТ Р 52289-2019 в Интернете имеется.
Поэтому Ваш вопрос следует разбить на 2 части:
Где в пдд, написано, что мтс должны руководствоваться разметкой 1.18
В пункте 1.3 ПДД РФ.
Где в пдд, написано, что мтс ... могут её игнорировать
Нигде (в Приложении №2 и ГОСТе, кстати, тоже). Может, по недосмотру, может - так и задумано.
в ПДД вообще ничего не написано про разметку, кроме того, что водители обязаны соблюдать относящиеся к ним её требования.
Это не водитель МТС обязан разметку соблюдать - он, вообще то, по маршруту двигается! В этом случае у него нет выбора соблюдать/не соблюдать требования разметки 1.18. Учитывать требования разметки необходимо организаторам ДД для МТС.
Цитату из ПДД, пожалуйста.Это не водитель МТС обязан разметку соблюдать
Каким образом проезд прямо по полосе, которая согласно разметке 1.18 "только направо", при наличии двух полос, предназначенных для движения прямо, относится к маршруту? Может и слева от двойной сплошной можно ехать, если эта улица в маршруте указана?он, вообще то, по маршруту двигается
Т.е. если кто-то придумает маршрут, какой ему захочется, то "организаторы" тут же должны броситься разворачивать односторонние движения вспять, сносить разделительные полосы и организовывать перекрестки на атомагистралях? Процедура выглядит не так.Учитывать требования разметки необходимо организаторам ДД для МТС.
Сначала именно "временный" маршрут проектируется с учетом действующей организации, а тем временем совместно разрабатывается (и то, если не удастся "временному" присвоить статус постоянного) проект по организации другого "постоянного" маршрута и новой схемы организации ДД .
Добрый день. Подскажите а автобус какого либо предприятия двигающейся по согласованному маршруту перевозящий людей предприятия является маршрутным тс.
Алексей-759, п 1.2 ПДД:
"Маршрутное транспортное средство" - транспортное средство общего пользования...
Автобус перевозит только людей проедприятия, значит не общего пользования - значит не МТС.
Здравствуйте! Вопрос следующей:
Может ли водитель автобуса малого класса при движении по муниципальному маршруту города осуществлять посадку-высадку пассажиров вне зоны действия знака 3.27, если отсутствует остановка общественного транспорта?
galina-2,
статья 11.33 КоАП:
Посадка в автобус, трамвай или троллейбус либо высадка из автобуса, трамвая или троллейбуса пассажиров в неустановленных местах влечет наложение административного штрафа на водителя в размере трех тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей.
galina-2, здравствуйте.
Все зависит от вида перевозки. Статья 19 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
То есть, ответ на Ваш вопрос зависит от того, как именно оформлены документы на данный конкретный маршрут транспорта.
Удачи на дорогах!
Добрый день! Может ли общественный транспорт (в данном случае маршрутный автобус) ездить и устраивать "отстойник" в жилом массиве? Какими правилами это регулируется? Спасибо.
Natali-1, здравствуйте.
А что такое "жилой массив" в Вашем понимании?
Цитата из статьи:
•Повернуть налево или развернуться можно только из крайнего левого положения.
Рассмотрим ситуацию, когда поворот налево на перекрёстке разрешён из двух левых полос. При этом сразу за выездом с перекрёстка (при совершении поворота налево) имеется остановка маршрутных ТС.
В такой ситуации водитель маршрутного ТС не станет занимать перед въездом на перекрёсток самую левую полосу, чтобы не создавать хаоса при перестроении между двумя рядами поворачивающих налево ТС. В такой ситуации водитель маршрутного ТС займёт правую из двух левых полос, чтобы при выезде с перекрёстка сразу оказаться на остановке.
Таким образом, как я полагаю, норма ПДД о том, что действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства, применяется на практике не буквально, а исходя из её системного толкования: водители маршрутных ТС могут отступать от требований дорожных знаков 5.15.1 и 5.15.2.
Цитата из статьи:
если на перекрестке есть и знаки 15.15 и разметка 1.18, то автобусы и троллейбусы должны руководствоваться только разметкой 1.18.
Как я полагаю, в данной ситуации следует принять во внимание норму из приложения 2 к ПДД: в случаях если значения дорожных знаков и линий горизонтальной разметки противоречат друг другу, водители должны руководствоваться дорожными знаками.
Использованное в указанной норме слово "значения" более широкое по своему смыслу и включает не только требования, установленные знаком (разметкой), но и исключения их этих требований. Если для знака в ПДД предусмотрено исключение, а для разметки - нет, то применяется исключение, установленное для знака.
Добрый день! Может ли общественный транспорт (в данном случае маршрутный автобус) ездить и устраивать "отстойник" в жилом массиве? Какими правилами это регулируется? Спасибо.
Natali-1, с 01 марта 2023 года пункт 17.2 ПДД дополнен словами "и автобусов". Таким образом, в настоящее время в жилой зоне запрещается стоянка автобусов вне специально выделенных и обозначенных знаками и (или) разметкой мест.
Добрый день! Просьба помочь в следующей ситуации. 3 полосы. По левой можно двигаться прямо и налево, по средней - прямо и направо, по правой полосе - только направо. Автобус имеет право игнорировать знаки движения по полосам. Понятно. Но имеет ли автобус право двигаться прямо по правой полосе? И если имеет, есть ли у него преимущество в данном вопросе?
Евгений-506, - видимо не совсем понятно.Автобус имеет право игнорировать знаки движения по полосам. Понятно.
Так как:
-- не всякий автобус, а только или МТС, или не МТС, но из списка иных допущенных в п.18.2;
-- игнорировать может только в том случае, если эта полоса выделена для МТС;
-- игнорировать может только при въезде на перекресток с такой полосы. Если, например, знак 4.1.1 "Движение прямо" установлен перед поворотом во двор, то его игнорировать нельзя.
========
- это отдельный большой и грустный вопрос. Надо подробно и с привязкой к конкретному перекрёстку читать разделы 6, 8, немножко 9 и множко раздел 13 ПДД.есть ли у него преимущество в данном вопросе?
Евгений-506, здравствуйте.
Знаки имеет право игнорировать - а вот разметку 1.18 - должны соблюдать. Разметка есть?Автобус имеет право игнорировать знаки движения по полосам.
Если разметки 1.18 нет, то МТС может двигаться прямо по правой полосе и у него преимущество перед поворачивающим направо из разрешённой для поворота направо второй полосы.Но имеет ли автобус право двигаться прямо по правой полосе? И если имеет, есть ли у него преимущество в данном вопросе?
Однако, если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на неё. Тогда и пересечения траекторий не будет.
Так как:
-- игнорировать может только в том случае, если эта полоса выделена для МТС;
-- игнорировать может только при въезде на перекресток с такой полосы. Если, например, знак 4.1.1 "Движение прямо" установлен перед поворотом во двор, то его игнорировать нельзя.
Александр-921, пожалуйста, укажите, на основании чего вы сделали такие выводы.
НЕдопонял просьбы, но по-моему об этом достаточно чётко и недвусмысленно сказано в предпоследнем абзаце п.18.2 ПДД:пожалуйста, укажите, на основании чего вы сделали такие выводы
Водители транспортных средств, допущенных к движению по полосам для маршрутных транспортных средств, при въезде на перекресток с такой полосы могут отступать от требований дорожных знаков 4.1.1 - 4.1.6, 5.15.1 и 5.15.2 для продолжения движения по такой полосе.
... И про выделенную полосу.... и про выезд на перекрёсток.
Про знак 4.1.1 "Движение прямо", конечно, несколько надумано и не реально, но всё же... чисто теоретически?
Александр-921, кроме приведенного Вами пункта в приложении к ПДД (после описания знаков 5.15.1 и 5.15.2) есть следующий абзац:
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2 не распространяется на маршрутные транспортные средства.
То есть маршрутные транспортные средства могут отступить от требований этих знаков во всех случаях, а не только для продолжения движения по выделенной полосе.
Удачи на дорогах!