Является ли круговое движение перекрестком?
Добрый день, уважаемый читатель.
Большая часть водителей транспортных средств рассматривает любое круговое движение как единый перекресток. И при проезде круговых движение руководствуется пунктами правил дорожного движения, регламентирующими проезд одного перекрестка. В данной статье разберемся с тем, насколько это правильно.
Сразу же нужно сказать о том, что ниже не будет рассматриваться гипотеза о том, что на круговом движении вообще нет перекрестка. Интересующие нас варианты:
- любое круговое движение это единый перекресток;
- существуют как круговые движения, являющиеся единым перекрестком, так и включающие в себя несколько перекрестков (на разных въездах).
Предлагаю на основании текста правил дорожного движения попытаться понять, какой из этих вариантов ближе к истине.
Содержание статьи:
- Перекресток в правилах дорожного движения.
- Круговое движение в правилах дорожного движения.
- Пункты правил, связанные с проездом кругового движения.
- Как понять, круговое движение является одним перекрестком или несколькими?
- Знаки движение по полосам перед въездами на круговое движение.
Перекресток в правилах дорожного движения
Для начала рассмотрим понятие "перекресток" из пункта 1.2 правил дорожного движения:
"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.
Понятие перекресток говорит лишь о том, что перекрестком является место пересечения дорог. При этом данное понятие позволяет рассматривать круговое движение и как единое место, где пересекаются несколько дорог, и как несколько мест, в каждом из которых примыкающая дорога пересекается с круговой дорогой.
В первом случае получается единый перекресток, а во-втором - несколько перекрестков.
Круговое движение в правилах дорожного движения
Само по себе понятие круговое движение в тексте ПДД отсутствует, зато в правилах есть дорожные знаки, которые имеют соответствующие названия:
1.7 "Пересечение с круговым движением".
4.3 "Круговое движение". Разрешается движение в указанном стрелками направлении.
Обратите внимание, ни в описании знака 1.7, ни в описании знака 4.3 нет слова перекресток. То есть, указанные знаки могут обозначать как единый перекресток с круговым движением, так и круговое движение, включающее несколько перекрестков.
Другие пункты правил, связанные с проездом кругового движения
В правилах дорожного движения есть еще несколько пунктов, в которых упоминается круговое движение. Рассмотрим и эти пункты:
8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.
13.111. При въезде на перекресток, на котором организовано круговое движение и который обозначен знаком 4.3, водитель транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по такому перекрестку.
На первый взгляд кажется, что пункты 8.5 и 13.111 говорят именно о едином перекрестке с круговым движением. Однако если внимательно прочитать каждый из этих пунктов, то можно понять, что они не вызывают противоречий и в том случае, если рассматривать в качестве перекрестка только один въезд на круговое движение. Это также будет перекресток, на котором организовано круговое движение. С той лишь разницей, что круговое движение есть и на перекрестке и за его пределами.
Таким образом, правила дорожного движения позволяют понять, что на практике могут использоваться 2 варианта:
- единый перекресток с круговым движением;
- круговое движение, включающее несколько перекрестков.
Как понять, круговое движение является одним перекрестком или несколькими?
Правила не дают единого метода, который бы позволил точно сказать, какое круговое движение перед водителем: единое или состоящие из нескольких перекрестков.
Однако некоторые выводы можно сделать по дополнительным элементам организации дорожного движения. Например, если на каждом из въездов на круг со всех сторон установлены светофоры или знаки приоритета, то данный въезд можно рассматривать как отдельный перекресток:
С другой стороны, если светофоры или знаки приоритета установлены только на въездах на круг, а на самом круге их нет, то можно рассматривать круг как единый перекресток:
Проблема может возникнуть в том случае, если дополнительных элементов для организации дорожного движения нет. В этом случае невозможно понять, какой вариант организации движения имеет место.
Знаки движение по полосам перед въездами на круговое движение
Перейдем к самому интересному вопросу данной статьи. Разберемся, для чего водителю знать, какое перед ним круговое движение: единое или состоящее из нескольких перекрестков.
Все дело в том, что в правилах дорожного движения есть знаки, действие которых распространяется на весь перекресток. Например, речь идет о знаках 5.15.1 "направление движения по полосам" и 5.15.2 "направление движения по полосе".
5.15.1 "Направления движения по полосам". Число полос и разрешенные направления движения по каждой из них.
5.15.2 "Направления движения по полосе". Разрешенные направления движения по полосе.
...
Действие знаков 5.15.1 и 5.15.2, установленных перед перекрестком, распространяется на весь перекресток, если другие знаки 5.15.1 и 5.15.2, установленные на нем, не дают иных указаний.
Знак 5.15.1 может быть установлен перед въездом на круговое движение. И в этом случае, если перекресток единый, то знак распространяется на все круговое движение. А если перекрестков несколько, то знак распространяется только на въезд на круг.
В качестве примера рассмотрим один из перекрестков Рязани, имеющий подобную организацию движения (ссылка на панораму):
Перед въездом на круг установлен знак 5.15.1, который разрешает из правой полосы только поворот направо, а из двух других полос движение прямо.
Особенность ситуации заключается в том, что на данном перекрестке с круговым движением дорога, по которой движется основной транспортный поток, поворачивает налево. Разберемся, можно ли на данном перекрестке повернуть налево.
Подробное изучение кругового движения говорит о том, что организаторы дорожного движения рассматривали его как единый перекресток (знаки установлены только на въездах на круг). То есть получается, что знак 5.15.1 распространяется на весь перекресток. И, следовательно, автомобили, въезжающие на круг по средней и левой полосам должны проехать прямо (на парковку супермаркета). Поворот налево на данном перекрестке запрещен.
Можно предположить, что знак 5.15.1 установлен на данном перекрестке по ошибке, т.к. в ограничении поворота никакого практического смысла нет. Скорее всего установщики знака просто посчитали, что он распространяется только на ближайшее пересечение проезжих частей.
Однако время от времени схемы с похожей организацией движения присылают читатели сайта pddmaster.ru из разных городов. Так что ситуация не единичная. А если найдется дотошный сотрудник ГИБДД, который решит разобраться с поворотом на таком перекрестке, то он за день соберет сотни, а может и тысячи штрафов.
Подведем итоги данной статьи:
- Правила дорожного движения допускают существование двух вариантов круговых движений: единого перекрестка и нескольких перекрестков.
- На практике далеко не всегда можно понять, какой вариант кругового движения перед водителем.
- Некоторые пункты правил различаются для разных вариантов кругового движения и это нужно учитывать на практике.
Если у Вас есть собственные мысли по поводу различных вариантов организации кругового движения, то напишите их в комментариях к данной статье. То же самое касается и примеров перекрестков с "необычной" организацией дорожного движения, расскажите о них в комментариях ниже.
Удачи на дорогах!
Т.к. знак 5.15.1установлен перед въездом на круг установлен , который разрешает из правой полосы только поворот направо, а из двух других полос движение прямо, то проехав по кругу поворот направо, считаю, что еду по кругу по правилам кругового движения. Следовательно повернуть налево могу, если нанесенная разметка меня не остановит.
Следовательно повернуть налево могу, если нанесенная разметка меня не остановит
Евгений-374, на перекрёстке с КД "классической" конфигурации движение по кольцу считается движением прямо. А въезды и выезды - поворотом направо.
Если перекрёсток другой формы - присылайте панораму перекрёстка.
Добрый день. На данной фотографии имеется знак круговое движение который говорит что движение на данном перекрестке идет в направлении против часовой стрелки. Знак 5.15.1 противоречит знаку 4.3 и должен быть демонтирован. Более того на круг можно въезжать с любой полосы п.8.5.
Сергей-479, Ничего особенного тут нет. тут есть 2 примыкающих друг к другу перекрестка. Сначала Т-образный, потом круговой. Знаки по полосам относятся к первому. Это ситуация не единичная. Был похожий перекресток на форуме ГАИ.ру (т-образное примыкание на одном из подъездов к кольцу, попадающее фактически уже в зону круга). На одном столбе морковка, круг и светофор. Потом через несколько метров на стойке еще один светофор под углом (я стоп-линии нарисовал, но в оригинале их вроде вообще не было, уже не помню). Не помню только, как узнавали косопримыкающие, что дальше круг (может быть ещё на "носике" примыкания тоже висели "морковка" и "кольцо").
Ответ от службы организации движения был, что тут два близко расположенных перекрестка (а не два пересечения ПЧ на одном сложном). Нижний перекресток регулируемый (косое примыкание слева, тут можно делать даже левый поворот на 120 градусов, не знаю только, как при этом не нарушить 8.6), а потом уже единая (которая строго вертикальная дорога) дорога попадает на нерегулируемый перекресток с круговым движением. Т.е. знак уступи дорогу хоть и на одном столбе со светофором, но с ним не связан - действует на второй перекресток и не зависит от сигналов светофоров.
тут абсолютно тот же случай, только примыкание справа. Знаки "по полосам" действуют на первый перекресток, уступи на круге - на второй перекресток.
Так что противоречия нет.
На данной фотографии имеется знак круговое движение который говорит что движение на данном перекрестке идет в направлении против часовой стрелки. Знак 5.15.1 противоречит знаку 4.3 и должен быть демонтирован.
Сергей-479
, здравствуйте.Геометрия перекрёстка на фото такова, что первый правый выезд расположен сразу после въезда на перекрёсток, за ним сразу - стоянка с шиномонтажкой, за ними сразу - ещё один выезд направо - для этого и предписали заблаговременно занять именно правую полосу тем, кто поворачивает в первый (первые) выезд(ы). Знак понятен и хорошо читается. В чём Вы видите противоречие со знаком 4.3, разрешающий движение в указанном стрелками направлении?
Более того на круг можно въезжать с любой полосы п.8.5.
Действительно, на круг можно въехать с любой полосы, если въезд связан с поворотом направо. На фото въезд на круг, согласно знака 5.15.1 - связан с движением прямо по средней и левой полосе, поэтому п 8.5 ПДД здесь не применим. Получается, что "направо" въезжает на круг только правая полоса из за неклассической формы этого перекрёстка с КД.
Получается, что "направо" въезжает на круг только правая полоса из за неклассической формы этого перекрёстка с КД.
Со всем предыдущим можно согласиться, но тогда вот при справедливости описанной Вами гипотезы о том, что въезд на круг осуществляется без правого поворота, "это" имеет несколько другой смысл - на круг "прямо" едут вторая и третья полосы, а правая - на круг вообще не едет, а едет мимо круга направо. На самом же деле, если обратиться в службу организации ДД, то будет получен ответ, что это место - не один перекресток, а два (дальний конец первого при этом одновременно является передним краем второго и в конце первого эти знаки уже перестанут действовать и наличие или отсутствие правого поворота на границе круга уже не будет важно).
описанной Вами гипотезы о том, что въезд на круг осуществляется без правого поворота, "это" имеет несколько другой смысл - на круг "прямо" едут вторая и третья полосы, а правая - на круг вообще не едет, а едет мимо круга направо.
Водителю, выезжающему направо в указанные выезды не принципиально - выезжает он на перекрёсток с КД или нет. Хотя, формально, знак 4.3 говорит о том, что на перекрёсток с КД он въезжает.
На самом же деле, если обратиться в службу организации ДД, то будет получен ответ, что это место - не один перекресток, а два
Сначала обратитесь - потом утверждайте. А то ведь "гипотезу" выдаёте за совершившийся факт.
А по сути - нет очевидных причин считать здесь наличие двух (или более) перекрёстков.
(дальний конец первого при этом одновременно является передним краем второго и в конце первого эти знаки уже перестанут действовать и наличие или отсутствие правого поворота на границе круга уже не будет важно).
Это Вы сами написали?
GDW nik, обращались. По примеру выше. И получали именно про два сопряженных по линии границы перекерестка.
По поводу гипотез. Если одна гипотеза (подтвердившаяся официально в подобном случае ранее) говорит об отсутствии противоречий в знаках, а другая гипотеза говорит о том, что в знаках противоречие, то каждый может сам выбрать то, какую гипотезу считать истинной. Сомневающиеся могут обратиться за официальными разъяснениями и в этом случае сами.
До получения официального подтверждения "факта" Ваша "сказка" такая же гипотеза, как и моя "байка". Если Вы со своей гипотезой не обратились, то я то с чего должен? А так при моей гипотезе этот перекресток без нарушения ПДД проехать можно, а при Вашей - невозможно. Вот и думайте.
Mishutka, водителю, въезжающему с этого (на фото) направления на перекрёсток с КД - нет никакой разницы - сколько перекрёстков обозначено в схеме ОДД. Он видит знак 4.3, и должен считать, что перед ним перекрёсток с КД.
нет никакой разницы - сколько перекрёстков обозначено в схеме ОДД
Разница огромная. Если перед ним один перекресток - значит он не имеет право с него выезжать, так как выезды с него будут правыми поворотами, а по знаку ему на этом перекрестке правые повороты (например к гипермаркету "Европа") делать запрещается, если нет иных знаков, разрешающих поворот направо по ходу движения (а их нет). Поэтому и вызывает сомнение Ваша гипотеза про "один перекресток" - слабо верится, что разработана принципиально неработающая схема и за столько лет её никто не изменил. А вот если верна гипотеза про два (а на другом перекрестке с левым примыканием на границе круга её верность подтвердили официально), то тогда всё в порядке - заезжаем на круг по двум левым полосам (и даже можно в пределах первого перекрестка перестроиться вправо и под конец на круг заехать и по первой полосе), знаки в конце первого "сгорают", а потом уже ничто не мешает съезжать с круга правыми поворотами с крайнего правого положения.
Разница огромная.
Это для Вас разница огромная. Водитель на различных дорогах не обязан знать и, соответственно, руководствоваться схемами ОДД. Чем он обязан руководствоваться указано в п 1.3 ПДД. Не надо к водителям предъявлять требования, которые не указаны в НПА.
Если перед ним один перекресток - значит он не имеет право с него выезжать, так как выезды с него будут правыми поворотами, а по знаку ему на этом перекрестке правые повороты (например к гипермаркету "Европа") делать запрещается, если нет иных знаков, разрешающих поворот направо по ходу движения (а их нет).
Что мешает занять крайнюю правую полосу при повороте к "Европе"? И как это приведёт к нарушению знака 5.15.1, установленного в начале? В крайнем случае (для тех, кто видит только две полосы), можно установить ещё один знак 5.15.1 с двумя полосами (правая полоса - прямо и направо). Тогда уже уж совсем правильно будет.
Поэтому и вызывает сомнение Ваша гипотеза про "один перекресток"
Это точно моя гипотеза?
Не надо к водителям предъявлять требования, которые не указаны в НПА.
Соблюдение требований дорожных знаков как раз является обязательным и эта обязанность прописана в НПА.
Что мешает занять крайнюю правую полосу при повороте к "Европе"?
Ничего не мешает. Знак не запрещает ему перестраиваться на перекрестке. Но подобное перестроение не снимет с него запрета на выполнение правого поворота.
Поразмышляйте над картинкой:
можно установить ещё один знак 5.15.1 с двумя полосами (правая полоса - прямо и направо). Тогда уже уж совсем правильно будет.
Не будет.
Вариант А) Надо ставить знаки "ещё" не тут, а перед выездами с круга.
Вариант Б) Тут два перекрестка
И А), и Б) будут "совсем правильно".
А Ваш вариант неправильный ни в одном из предложенных Вами вариантов.
Это точно моя гипотеза?
Скажем так, гипотеза, которой Вы привержены. Очевидно, что за столько лет Вы не первый, кому она пришла в голову. Автор статьи, например, тоже не в курсе, что пересечения трех дорог А+В+С могут числиться двумя перекрестками - А+В и А+С даже в случае, если А+С - кольцевой. А они могут, что документально подтверждали компетентные органы в очень похожей конфигурации асфальта, причем за счет прямого угла тут ещё больше оснований предполагать, что эта узкая дорога справа примыкает не к кольцу, а к этой прямой многополосной дороге, а потом уже многополосная дорога "втыкается в кольцо".
Вы же сами утверждаете, что после знака 4.3 не один перекрёсток. Хорошо. Почему же тогда утверждаете, что знак 5.15.1 распространяется не только на первый - а на все последующие перекрёстки? Перед каждым выездом можно установить знаки 5.15.1 - раз уж кол-во полос меняется при движении по кругу.Знак не запрещает ему перестраиваться на перекрестке. Но подобное перестроение не снимет с него запрета на выполнение правого поворота.
Утверждаю.Вы же сами утверждаете, что после знака 4.3 не один перекрёсток.
Не утверждаю.Почему же тогда утверждаете, что знак 5.15.1 распространяется не только на первый - а на все последующие перекрёстки?
Можно, но мне не нужно. Нужно это тем, кто думает, что тут один перекресток, чтобы отменить для них предыдущий знак 5.15.1.Перед каждым выездом можно установить знаки 5.15.1 - раз уж кол-во полос меняется при движении по кругу.
На фото въезд на круг может осуществляться по любой полосе, так как перед въездом на перекресток с круговым движением нет знаков 5.15.1. Эти знаки стоят перед Т-образным перекрестком при движении по "перекладине". А вот выехать с Т-образного перекрестка в направлении въезда на перекресток с круговым движением могут только заехавшие на первый перекресток по двум левым полосам.На фото въезд на круг, согласно знака 5.15.1 - связан с движением прямо по средней и левой полосе
Здравствуйте, а подскажите, почему в данной ситуации движение по полосам обозначает движение именно прямо? А не движение по кругу=полосам? Т.е судя по знаку можно кататься по кругу в обеих полосах. Или я что то не поняла?
Pantera2290, здравствуйте.почему в данной ситуации движение по полосам обозначает движение именно прямо? А не движение по кругу=полосам?
На фото из статьи - движение прямо (по средней и левой полосе) является именно движением по кругу.
Если рассматривать круговое движение как единый перекресток, то двигаться по нему можно будет только по правой полосе, т.к. перестроение на перекрестке запрещено.
Виктор-204, нет, не запрещено.перестроение на перекрестке запрещено.
Здравствуйте!
Всем известно,что на перекрёстках с круговым движением, любят работать подставщики. Чтобы из бежать этого и обезопасить проезд, нужно занявшего правый ряд водителя обязать разметкой или знаками съехать с кольца на ближайшем перекрёстке.
Вопрос.
Считать ли площадь с организованным в центре её круговым движением единым перекрёстком, подъезды и съезды с кольца длинные, а знаки стоят на въездах на площадь 4.3 и 2.4?
Владимир-509, здравствуйте!
Чтобы из бежать этого и обезопасить проезд, нужно занявшего правый ряд водителя обязать разметкой или знаками съехать с кольца на ближайшем перекрёстке.
Во первых, обязательно найдутся другие места и способы авто-подстав. Уверяю Вас, что работать руками на завод из-за этого "новшества" автоподставщики не ломанутся;
Во вторых, теряется основное преимущество перекрёстка с КД - его более высокая пропускная способность - по сравнению с обычным Х-образным перекрёстком.
Вопрос.
Считать ли площадь с организованным в центре её круговым движением единым перекрёстком, подъезды и съезды с кольца длинные, а знаки стоят на въездах на площадь 4.3 и 2.4?
Единым перекрёстком считать нельзя, тем более площадь. Да и зачем?
Ведь каждое пересечение кольца с каждым выездом может иметь различные способы организации дорожного движения.
Однозначно единое у них одно: 4.3. "Круговое движение". Разрешается движение в указанном стрелками направлении.
И это, кстати, не всегда бывает. Встречались такие "круговые движения":
С некоторых въездов одного кольца установлен знак 4.3 - а с других въездов этого же кольца знак 4.3 не установлен.
Всем известно,что на перекрёстках с круговым движением, любят работать подставщики.
Только городских легенд нам не хватало.
нужно занявшего правый ряд водителя обязать разметкой или знаками съехать с кольца на ближайшем перекрёстке.
Там, где это нужно - там это сделано. Где это не нужно - там не нужно.
Здравствуйте! Внимательно прочитал ваше исследование. Всё равно не понял зачем рязанцам знать единый это перекрёсток или нет. Знаки всё подробно предписывают. Из левой полосы можно въехать только на внутреннюю полосу и нет обязанности занимать среднюю на «круге» даже если она свободна. Из средней можно въехать только на внешнюю полосу «круга» (по факту «круг» 2-х полосный), ну или в «продолжение» средней полосы «въезда». Из правой полосы можно только направо. Т.е. по сути даже не заезжая на «круг», ну или в первый съезд (если считать, что проехав знак 4.3 оказываешься на «круге»).
Дальше (после въезда) тоже нет разницы единый или нет перекрёсток. Я подозреваю (возможно где-то и не так, но тогда где?), что нет никакой разницы какой вариант. Этот вопрос больше лингвистический и можно просто более подробно расписать в ПДД зону действия знаков 5.15.1 и 5.15.2. В рассматриваемом примере в этом нет необходимости, т.к. знаки о ближайшем пересечении проезжих частей.
Также, ничего не мешает рассматривать систему перекрёстков с круговым движением как единый перекрёсток, ну большой получается и что тут страшного. В непонятных ситуациях можно установить дополнительные знаки и/или разметку. И нужно отдельно закрепить, что если на знаке показано как двигать по полосам, то не нужно искать причины не выполнять это предписание (потому что «проехал перекрёсток» например), как нарисовано так и поезжай! Не всё можно описать даже на «Великом и могучем», несговорчив уже о международных конвенциях.
Георгий-39, не очень понятно, в чём конкретно Вы видите проблемы "в исследовании" с позиции жителя Рязани. В Рязани движение осуществляется по ПДД РФ
Такого правила в ПДД РФ нет. Из левой можно и во внешнюю поворачивать, если при этом не создается помех, выполняющим поворот из более правого положения. Настоятельная рекомендация (а не обязанность) перед въездом на круг занять правую полосу, если на первом же съезде надо съехать с круга, вытекает из соображений рациональности траектории для попадания на внешнее кольцо, а не "по требованию ПДД".Из левой полосы можно въехать только на внутреннюю полосу
Эти знаки "про весь перекресток" или до следующего знака 5.15.х на самом перекрестке. Просто на данной фотографии из Рязани два перекрестка - первый Т-образный с примыканием справа, а второй в виде кольца. Чтобы попасть на второй перекресток надо проехать первый перекресток прямо по средней или левой полосе. Но потом можно даже с левой полосы поворачивать на ЛЮБУЮ полосу кольца. С учетом вышеописанного требований ПДД РФ даже с левой при отсутствии плотного трафика надо поворачивать на внешнюю полосу кольца.т.к. знаки о ближайшем пересечении проезжих частей.
Желательно не только в "непонятных", а во всех, так как критериев "непонятности" не существует.В непонятных ситуациях можно установить дополнительные знаки и/или разметку.