Экзаменационные билеты ПДД 2011. Анализ неоднозначностей. Часть 1.
Добрый день, уважаемый читатель.
В конце прошлого года на сайте PDDMASTER.RU была опубликована статья Сергея Скляренко, преподавателя автошколы из Калуги, посвященная анализу неоднозначностей действующих правил дорожного движения.
Сегодня Вашему вниманию будет представлена очередная статья Сергея, в которой он расскажет об экзаменационных билетах ПДД 2011, в которых, как оказалось, предостаточно спорных моментов. Передаю слово автору.
Внимание! Символом * помечены вопросы, которые на экзаменах следует отмечать, как правильные.
Билет 4 - Вопрос 19
Что следует предпринять водителю для предотвращения опасных последствий заноса автомобиля при резком повороте рулевого колеса на скользкой дороге?
- Нажать на педаль тормоза.
- Выключить сцепление.
- Быстро, но плавно повернуть рулевое колесо в сторону заноса, затем опережающим воздействием на рулевое колесо выровнять траекторию движения автомобиля.*
Если вопрос с трудом понять можно (хотя не уточняется, что речь идёт о заднеприводном автомобиле), то ответ я не понимаю. "Быстро, но плавно" - это как? "Опережающее воздействие на рулевое колесо" - это что?
Билет 5 – Вопрос 17
В каких случаях разрешено применять звуковые сигналы в населенных пунктах?
- Только для предупреждения о намерении произвести обгон.
- Только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.*
- В обоих перечисленных случаях.
В данном случае проблем нет. Однако когда на уроках мы проходим данную тему, я задаю учащимся вопрос: "Представьте, что к пешеходному переходу подъезжает автомобиль. По пешеходному переходу движется пешеход. Водитель автомобиля, вместо того чтобы пропустить пешехода, подаёт звуковой сигнал. Пешеход отбегает в сторону. Автомобиль проезжает. Вопрос. Правомерно водитель подал сигнал или нет?".
Конечно, все отвечают, что неправомерно, так как водитель должен был пропустить пешехода. Тогда я говорю: "Понятно, что водитель нарушил правила проезда пешеходных переходов, и за это его должны наказать, но ведь ДТП он предотвратил. На пешехода он не наехал. Должны его наказывать за звуковой сигнал?". Повисает пауза, и учащиеся понимают, что понятие "можно для предотвращения ДТП" весьма не однозначно. Когда можно, когда нельзя? Кто определяет?
Билет 8 – Вопрос 11
Разрешено ли Вам после опережения первого автомобиля продолжить движение по левой полосе с целью опережения второго?
- Да.*
- Нет.
В ПДД, которые действовали до 20.11.2010 указанная ситуация регламентировалась пунктом 11.4. В новой редакции этот пункт отсутствует и в настоящее время данная ситуация не регламентируется.
Единственное, что можно применить – это пункт 9.4:
Запрещается занимать левую полосу, при свободной правой.
В данном случае не понятно, какова дистанция между грузовиками. Что понимается под словами "свободная полоса"? А если дистанция такова, что легковой автомобиль после обгона первого грузовика имеет возможность перестроиться вправо? Вопрос спорный.
Билет 8 - Вопрос 12
Можете ли Вы остановиться в указанном месте после поворота направо?
- Нет.
- Да.*
Вы скажете, что я придираюсь к мелочам. Но в экзаменационных билетах ПДД, по которым около 2-х миллионов человек ежегодно сдают экзамены, даже мелочей быть не должно.
Взгляните. Расстояние от края проезжей части до автомобиля измерено по дуге. Как известно, прямая линия, проведённая через две точки, всегда короче кривой линии. Если измерять расстояние, например, рулеткой, то до автомобиля будет менее пяти метров.
Билет 10 - Вопрос 8
По какой траектории Правила разрешают Вам произвести поворот налево?
- Только по Б.*
- Только по А.
- По любой.
Билет 11 - Вопрос 8
По какой траектории Вы можете выполнить поворот направо?
- Только по А.*
- По любой.
- Только по Б
Привожу два вопроса в качестве примера. Подобных вопросов в билетах несколько. Обратите внимание на постановку вопроса: "как Вам разрешают правила", "как Вы можете". Понятно, что если изучать ПДД поверхностно (или вообще не изучать, а зубрить билеты ГИБДД), то ответы очевидны. Однако в ПДД есть пункт 8.7. Смысл его в том, что вообще-то нужно поворачивать так, как указано в "правильных" ответах, но если придумать "отмазку" (какие нибудь другие причины), то можно повернуть и по другому. ПДД не запрещают.
Билет 10 - Вопрос 12
Где разрешается стоянка в целях длительного отдыха, ночлега на дорогах вне населенного пункта?
- Только на хорошо просматриваемом месте на обочине.
- В любом из перечисленных мест.
- В любом месте на обочине.
- Только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги.*
Длительный отдых – это сколько? А если не для отдыха? К вопросу о неоднозначности ПДД.
Билет 11 - Вопрос 5
Вы намерены повернуть налево. Где Вы должны остановиться, чтобы уступить дорогу?
- Перед знаком.
- Перед перекрестком у линии разметки.*
- На перекрестке перед прерывистой линией разметки.
- В любом месте по усмотрению водителя.
А где сказано, что мы вообще должны останавливаться. Знак 2.4 обязывает уступить дорогу. Понятие уступить дорогу не предполагает обязательной остановки. Разметка 1.13 указывает место, где водитель должен при необходимости остановиться, уступая дорогу. Согласитесь, "должен при необходимости" и "должен" понятия разные.
Билет 11 - Вопрос 20
Административная ответственность установлена за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение:
- Легкого вреда здоровью человека либо незначительного материального ущерба.
- Легкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо материального ущерба.
- Легкого или средней тяжести вреда здоровью человека.*
Хотелось бы почитать комментарий юриста, но по-моему, административная ответственность установлена за любое нарушение ПДД, не зависимо от последствий (если нет уголовной). Может быть, автор предполагал только административную ответственность, без гражданской. Но и в "правильном" ответе не исключается гражданская ответственность (возмещение вреда здоровью, моральный вред).
Билет 12 - Вопрос 7
Вы намерены повернуть налево на этом перекрестке. В какой момент Вам следует включить левые указатели поворота?
- Заблаговременно, до въезда на перекресток.
- После въезда на первое пересечение проезжих частей.*
- По Вашему усмотрению.
Рассматривая данный вопрос на уроке, я говорю учащимся: "На экзамене отвечайте, как положено, а в жизни указатель поворота включайте заблаговременно до въезда на перекрёсток. Объяснения следующие:
1. Указатель поворота на 80% нужен тем, кто сзади. Таких узких, как на рисунке, проезжих частей не бывает. В городах проезжая часть двухполосной дороги имеет ширину 7 – 7,5 м. Перед перекрёстками автомобили обычно выстраиваются в два ряда (ширина позволяет). Левый ряд для поворота налево, правый ряд – направо. При левом повороте автомобили должны пропустить встречный транспорт. При правом – пешеходов. Если водителю нужно проехать прямо, то он старается пристроиться за автомобилем, где указатели поворота не включены, предполагая, что он поедет прямо. Каково же будет его разочарование и грусть, когда впередиидущий, въехав на первое пересечение, включает левые указатели и останавливается для пропуска встречного транспорта.
2. У нас в городе есть похожий перекрёсток, на котором дорога с разделительной полосой второстепенная. Если мы до въезда на перекрёсток не включим левые указатели, то движущийся сзади может начать обгон, предположив, что мы едем прямо.
3. Чтобы мотоциклист мог подумать, что мы собрались поворачивать налево на первом пересечении на "встречку", он должен не знать ПДД, не иметь "прав" и всю жизнь до этого прожить в лесу.
4. Наконец, ПДД точно не определяют момент подачи предупредительного сигнала. Это право дано водителю с учётом двух ограничений. "Заблаговременно" и "не ввести в заблуждение". "Правильный" ответ на данный вопрос является личным мнением (спорным) автора билетов, которое навязывается всей стране".
Во второй статье серии "Экзаменационные билеты ПДД 2011. Анализ неоднозначностей" будут рассмотрены очередные спорные вопросы из экзаменационных билетов.
Удачи на дорогах!
Билет 12 - Вопрос 7
Вы намерены повернуть налево на этом перекрестке. В какой момент Вам следует включить левые указатели поворота?
Заблаговременно, до въезда на перекресток.
После въезда на первое пересечение проезжих частей.*
По Вашему усмотрению.
с комментарием полностью согласен, требуют на экзамене поворот показывать после первого пересечения. Но все поголовно показывают заранее. если показывать по правилам, то реально возникает опасная ситуация и сзади пробка, по встречке те кто налево, тоже встают из-за пробки сзади. так как не ожидали выполнения правил ПДД. Может стоит и поменять этот пункт.
п 9.1 ПДД, а теперь и п 9.1.1 ПДД, запрещают нам поворот налево на первом пересечении ПЧ; п 8.2 ПДД требует включения поворотника заблаговременно (до въезда на перекрёсток). "Ввести в заблуждение" водителя мотоцикла возможно только в том случае, когда он не осведомлён о наличии этих пунктов ПДД, т.е. ввести в заблуждение невозможно, он уже там.с комментарием полностью согласен, требуют на экзамене поворот показывать после первого пересечения. Но все поголовно показывают заранее. если показывать по правилам, то реально возникает опасная ситуация и сзади пробка, по встречке те кто налево, тоже встают из-за пробки сзади. так как не ожидали выполнения правил ПДД. Может стоит и поменять этот пункт.
Отсюда вывод - ответ вопроса 12-7 противоречит требованиям п 8.2 ПДД, комментарии не соответствуют действительности.
Однако, на госэкзамене отвечаем именно "после въезда на первое пересечение", чтобы его сдать. На дороге соблюдаем и 9.1 (9.1.1), и 8.2 ПДД.