Реформа водительских удостоверений 2013. Введение прав для скутеров.

Скутер

Добрый день, уважаемый читатель.

Данную серию статей я решил назвать "Реформа водительских удостоверений 2013", т.к. изменения закона о безопасности дорожного движения, которые мы будем рассматривать в ближайшее время, обширны и разноплановы. И это не удивительно, ведь нововведения коснулись сразу нескольких статей федерального закона.

Судя по всему, изменения закона о БДД повлекут за собой изменения и прочих нормативных документов. Однако всему свое время.

Ну а сегодня речь пойдет о новых категориях водительских прав, которые вводятся с 5 ноября 2013 года. Кстати, для управления мопедами и скутерами с ноября также потребуются водительских права.

Ну а прежде, чем переходить к дополнениям, я хочу обратить внимание на важные пункты, которые будут исключены из законодательства:

2. Допускается самостоятельная подготовка водителей на получение права управления транспортными средствами категорий "А" и "В" в объеме соответствующих программ.

Еще раз хочу обратить внимание всех читателей на тот факт, что начиная с 5 ноября 2013 года для получения водительского удостоверения любой категории придется пройти обучение в автошколе. Т.е. самостоятельная подготовка на категории A и B будет полностью отменена.

Итак, если у Вас есть желание получить права категории A или B без обучения в автошколе (что дешевле), займитесь этим в течение ближайших месяцев. Если до ноября получить права не успеете, придется проходить платное обучение.

Новые категории водительских прав с ноября 2013 года

Ну а теперь приступим к рассмотрению новых категорий водительских прав, которые будут введены с ноября 2013 года:

1. В Российской Федерации устанавливаются следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право (далее - право на управление транспортными средствами):

категория "А" - мотоциклы;

категория "В" - автомобили (за исключением транспортных средств категории "А"), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 3500 килограммов;

категория "С" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория "D" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

категория "ВЕ" - автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории "В", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов;

категория "СЕ" - автомобили категории "С", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;

категория "DЕ" - автомобили категории "D", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;

Итак, список семи первых категорий в целом остался прежним, поэтому необходимости в комментариях я не вижу. Однако дальше будет интереснее:

категория "Tm" - трамваи;

категория "Tb" - троллейбусы;

категория "M" - мопеды и легкие квадрициклы;

Трамвай, троллейбус, мопед

Напомню, что раньше разрешающие отметки об управлении трамваем и троллейбусом проставлялись в специальной графе удостоверения - особые отметки. С ноября же для этих целей вводятся отдельные категории транспортных средств.

Что касается скутеров, мопедов и прочих двухколесных транспортных средств с двигателями небольшой мощности, то в настоящее время права для управления ими не нужны. Однако радоваться скутеристам осталось недолго, поскольку категория М вводится уже в конце 2013 года. Так что без прав им осталось кататься всего лишь один сезон.

Хочу обратить внимание, что получение прав категории М, судя по всему, будет возможно только после прохождения обучения в автошколе, поскольку самостоятельная подготовка с ноября 2013 года упраздняется.

Ну а теперь несколько слов о подкатегориях:

подкатегория "А1" - мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;

К категории А1 будут относится мотоциклы небольшой мощности (не более 11 киловатт) и небольшим объемом двигателя (до 125 кубических сантиметров). Если хотя бы одна из перечисленных цифр у Вашего мотоцикла больше, то подкатегории А1 для него не хватит. Потребуется основная категория А.

подкатегория "В1" - трициклы и квадрициклы;

К категории B1 относятся трициклы и квадрициклы. С подобными транспортными средствами мне работать пока что не доводилось, поэтому об их особенностях ничего сказать не могу.

подкатегория "С1" - автомобили, за исключением автомобилей категории "D", разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория C1 позволяет управлять автомобилями, предназначенными для перевозки грузов, с разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн до 7,5 тонн. Обратите внимание, что фурой-рефрижератором или многотонным краном управлять с этой подкатегорией будет нельзя (нужна основная категория С), однако для "средних" грузовиков она вполне подходит.

подкатегория "D1" - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;

Подкатегория D1 предназначена для водителей небольших автобусов с числом мест от восьми до шестнадцати. Например, именно категории D1 хватит водителю чтобы управлять маршрутным такси.

подкатегория "С1Е" - автомобили подкатегории "С1", сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;

подкатегория "D1Е" - автомобили подкатегории "D1", сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.

Подкатегории C1E и D1E являются упрощенными аналогами категорий CE и DE соответственно. Разница заключается лишь в том, что максимальная масса составов транспортных средств для CE и DE не ограничена, а для C1E и D1E составляет 12 тонн.

Что же, рассмотрение новых категорий и подкатегорий транспортных средств закончено. Если что-то осталось непонятным, перечитайте статью еще раз или задайте свой вопрос на форуме pddclub.ru. Эта информация является базовой и именно на ее основе будут написаны следующие статьи серии "Реформа водительских удостоверений 2013".

Кстати, в самом ближайшем будущем я расскажу о том, как сдать экзамен в ГИБДД на автомобиле с автоматической коробкой передач и еще много интересного. Так что не пропустите.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 7 февраля 2017
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
8 апреля 2014 18:15
Валерий-2

Опять не понятно на какие мопеды и скутера нужны права М права ведь не даются в 16 лет и всех волнует до каких кубиков не нужны права после каких нужны или не зависимо от кубиков на все мопеды и скутера???

8 апреля 2014 22:16
Сергей-21

Чего то я не понял, по поводу квадроцыклов, у нас в России на склько мне известно такой терминологии нет, а есть внедорожное мото транспортное средство к которым относятся снегоходы и так называемые квадроцыклы, у меня двое прав, тоесть удостоверение машиниста тракториста с открытой категорией А1, это квадрики и снегоходы, и обычные права кат. В, и как мне быть, менять права на новые чтоб всё было в куче???

9 апреля 2014 10:08
sclar

Опять не понятно на какие мопеды и скутера нужны права М права ведь не даются в 16 лет и всех волнует до каких кубиков не нужны права после каких нужны или не зависимо от кубиков на все мопеды и скутера???

Закон о безопасности дорожного движения, который вступил в силу в ноябре прошлого года гласит:

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:

транспортными средствами категории "M" и подкатегории "А1" - лицам, достигшим шестнадцатилетнего возраста;

Проблема на сегодняшний день в том, что Правительство не подработало под этот закон изменения в Постановление о сдаче экзаменов, а министерство образования - программы. Видимо им не до вас. В отсутствии данных документов автошколы не могут получить лицензии для обучения на категорию "М", а ГИБДД не может принимать экзамены. Однако, если есть любые "права", то категория "М" открывается автоматически, при наличии медсправки с разрешением управлять мотоциклами.

"Права" нужны на "любое количество кубиков". Не нужны на велосипеды, на которых разрешается устанавливать электродвигатель мощностью до 250 Ватт.

9 апреля 2014 10:30
sclar

Чего то я не понял, по поводу квадроцыклов, у нас в России на склько мне известно такой терминологии нет, а есть внедорожное мото транспортное средство к которым относятся снегоходы и так называемые квадроцыклы, у меня двое прав, тоесть удостоверение машиниста тракториста с открытой категорией А1, это квадрики и снегоходы, и обычные права кат. В, и как мне быть, менять права на новые чтоб всё было в куче???

Понятие "квадрИцикл" есть. См. Закон о безопасности движения и технический регламент о безопасности колёсных транспортных средств приложение 1.

Удостоверение А1 позволяет управлять минитрактором, но не квадрициклом.

Если у Вас лёгкий квадрицикл категогии "М", то см. пост выше.

Главное отличие в максимальной скорости по конструкции.

до 25 км/час - минитрактор

более 25 км/час - квадрицикл.

10 декабря 2015 09:33
Дима116

Здравствуйте.Я права получил в 2006 г. категории B/C ,Подкатегории не было.А 2016 г.замена прав .ВОПРОС:Какие категории у меня останутся?

10 декабря 2015 09:56
Максим

Дима116, здравствуйте.

Если со здоровьем все в порядке, то обе категории у Вас останутся.

Удачи на дорогах!

10 декабря 2015 12:47
wowick

В некоторых ГИБДД почему-то связывают выдачу категории М и наличие в мед.справке допуска на категорию А. Законность этого действа никоим образом непонятна, но таковы факты. А врачи в мед. комиссиях очень любят "по умолчанию" вычеркивать в мед. справке разрешения на другие категории кроме В. Поэтому укажите врачу, чтобы в мед.справке был допуск на категорию А.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев