Новая иерархия категорий водительских прав с 1 апреля 2024 года

Новая иерархия категорий водительских прав

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье мы продолжим рассматривать Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", который с 1 апреля 2024 года введет новую иерархию категорий водительских прав в России.

Под иерархией в данном случае понимаются взаимосвязи между категориями, которые позволяют при наличии одной из категорий управлять транспортными средствами некоторых других категорий.

Напомню, что в предшествующей статье серии "Реформа водительских удостоверений в 2024 году" речь шла об обязательной замене иностранных прав гражданами России.

Содержание статьи:

Информация о нормативном документе

2023.07.24 Федеральный закон от 10.07.2023 № 313-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 10 июля 2023 года.

Документ вступает в силу 1 апреля 2024 года.

Новая иерархия категорий водительских прав

С 1 апреля 2024 года из Федерального закона "О безопасности дорожного движения" будет исключен пункт 7 статьи 25 закона. Вместо него будет введен новый пункт 22 статьи 26:

7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "А", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" - подкатегории "С1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "СE" - подкатегории "С1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".

Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".

22. Право на управление транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий предоставляется без прохождения соответствующего профессионального обучения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и без сдачи экзаменов:

  • категории "M" с любым видом трансмиссии - при наличии права на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории "M";
  • подкатегории "A1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "A";
  • подкатегории "B1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "B";
  • подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа - при наличии права на управление транспортными средствами категории "A";
  • категории "BE" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "B" в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE", или категории "DE", или подкатегории "C1E", или подкатегории "D1E";
  • подкатегории "C1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "C";
  • подкатегории "C1E" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE";
  • подкатегории "D1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "D";
  • категории "DE" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "D" в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE";
  • подкатегории "D1E" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "DE"; права на управление транспортными средствами подкатегории "D1" в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE" или подкатегории "C1E".

Для большей наглядности представим иерархию категорий в виде таблицы:

Иерархия
до 1 апреля 2024 года
Иерархия
с 1 апреля 2024 года
"Младшая"
категория
"Старшая"
категория
"Младшая"
категория
"Старшая"
категория
А1АА1А
B1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
AB1 с мотоциклетной посадкой
или с мотоциклетным рулем
A
B1 без мотоциклетной посадки
и мотоциклетного руля
BB1B
BEB (> 1 года) + CE
B (> 1 года) + DE
B (> 1 года) + C1E
B (> 1 года) + D1E
C1CC1C
C1ECEC1ECE
DED (> 1 года) + CE
D1DD1D
D1EDED1EDE
D1 (> 1 года) + CE
D1 (> 1 года) + C1E
Mлюбая категорияMлюбая категория

Рассмотрим основные особенности новой иерархии:

1. Если у водителя в правах уже открыта категория CE, то он без сдачи экзаменов и получения нового ВУ получает право на управление ТС следующих категорий:

  • BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
  • DE, если у него есть категория D в течение 1 года;
  • D1E, если у него есть категория D1 в течение 1 года;

2. Если в правах открыта категория C1E, то без сдачи экзаменов водитель получает право на управления ТС категорий:

  • BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
  • D1E, если у него есть категория D1 в течение 1 года;

3. Если у водителя есть категория DE или D1E, то он может управлять транспортными средствами категории:

  • BE, если у него есть категория В в течение 1 года;

4. Если у водителя есть категория B, то с 1 апреля 2024 года он может управлять транспортными средствами подкатегории B1 с любым рулем и с любым типом посадки (до 1 апреля 2024 года допускается управление только транспортными средствами без мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля).

Таким образом, суть новой иерархии категорий заключается в том, что вводятся взаимосвязи для категорий, позволяющих управлять транспортными средствами с прицепами. И на практике это должно привести к тому, что водителю будет достаточно всего один раз пройти обучения и сдать экзамен на категорию CE. После этого (при наличии категорий B и D) он получит и все младшие категории, позволяющие управлять транспортом с прицепом (BE, C1E, DE, D1E).

Так что с 1 апреля 2024 года жизнь многих водителей должна стать проще.

Например, мне довольно часто задают вопросы о несправедливости следующей ситуации. Человек 20 лет водит огромные грузовики с прицепами (CE) и легковые автомобили (B). Но для управления легковым автомобилем с прицепом ему все равно нужно заново учиться в автошколе и сдавать экзамены. Почему так?

Начиная с 1 апреля 2024 года такие вопросы возникать не будут.

Обратите внимание, формулировка первой части пункта 22 серьезно отличается от формулировки пункта 7. В текущей редакции закона указано, что удостоверение с "высшими" категориями автоматически позволяет управлять ТС с "низшими" категориями.

Однако с 1 апреля 2024 года формулировка будет говорить о другом. Речь в ней будет идти лишь о том, что право управления предоставляется водителю без сдачи экзаменов и без прохождения обучения. Однако чуть ниже в данной статье речь пойдет о том, что право управления предоставляется только с момента выдачи водительского удостоверения.

В связи с этим возникает вопрос. Нужно ли будет водителям с высшими категориями досрочно менять их на удостоверения с низшими категориями? Возможно, ответ на него будет дан в дополнительных нормативных документах.

Примечание. В 2019 году на pddmaster.ru рассматривался проект похожего документа, предлагающий ввести новую иерархию категорий.

Документ серьезно отличался от рассматриваемого сегодня. Например, там предлагалось ввести подкатегорию А2 для мотоциклов. Однако он так и не был принят.

Возможность управления ТС только после выдачи удостоверения

Следующее изменение с 1 апреля 2024 года будет внесено в пункт 2 статьи 25 закона "О БДД":

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.

2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона, с момента выдачи им водительских удостоверений.

В новой редакции законодатели решили прямо прописать, что до момента получения удостоверения на руки водитель не имеет права управлять транспортными средствами.

В настоящее время этот момент в документе не прописан и время от времени находятся "лихие" водители, которые уточняют, можно ли отправиться на выдачу прав на собственном автомобиле. Этого делать нельзя и сейчас, а с 1 апреля 2024 года вопрос будет полностью снят.

В заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленного Федерального закона "О безопасности дорожного движения":

Ну а в следующей статье серии "Реформа водительских удостоверений в 2024 году" речь идет о новых условиях для получения различных категорий водительских прав.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 12 сентября 2023
Раздел: Изменения автозаконодательства
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
1 декабря 2022 14:52
Алексей-788

А у меня вопрос. Я, работая в автобусном парке, имею категории A,B,C,D,BE и DE. Надо понимать, что автобус с гармошкой (DE) водить сложнее, чем шаланды (CE). Получаю ли я при замене водительского удостоверения категории C1E и CE ? При СЕ дадут и ВЕ и DE (при условии открытых B и D более года. А откроют ли CE, если у меня в 2003 г. открыта С?

2 декабря 2022 17:35
orlov

Алексей-788, в настоящее время иерархия, рассмотренная в статье, не принята.

Даже если она будет принята, то в описанном Вами случае категорию СЕ не откроют.

10 января 2023 09:28
Сергей-1197

Приводят к правилам иерархии категорий водительских удостоверений СССР и РФ до 2001 года, с добавлением подкатегорий. Если бы вернули классность водителей, то с соблюдением ПДД ситуация была лучше. Водители стремились к первому классу, а в этом много плюсов.

22 января 2023 21:21
Сергей-1201

Если у меня открыты категории все кроме подкатегории ДЕ, то придется ли мне менять ВУ, для работы на автобусе с прицепом?

23 января 2023 11:03
agrael09

Сергей-1201, придется обучиться на эту категорию и сдать экзамены в гибдд

25 июля 2023 10:02
Алексей123321

Всем доброго дня. Поясните пожалуйста (для тупых, как я) почему с нового года можно управлять ТС категорией В1 с мотоциклетной посадкой и рулём, имея только категорию В? Спасибо!

26 июля 2023 13:07
orlov

Алексей123321, добрый день.

Потому что закон принят в таком виде:

подкатегории "B1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "B";

Но не с нового года, а с 1 апреля 2024 года.

27 июля 2023 22:01
Алекс-55

Хорошо, но полумеры. Могли бы разрешить и водителям категорий C, D и E при наличии у них категории B разрешить буксировать легковушкой и тяжёлый прицеп. Умений у них вполне хватит.

Как и долго управляющим автомобилями при наличии стажа года 3 или чуть больше разрешить управление мотоциклами категории A1.

31 июля 2023 16:22
Алексей123321

orlov, согласен, оговорка про мотоциклетную посадку и руль из этого пункта исчезла,но разве из следующего пункта не следует запрет на управление В1 мотоциклетного типа с правами В??

подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа - при наличии права на управление транспортными средствами категории "A";

3 августа 2023 12:57
Максим

Алексей123321, нет, не следует. Как документ написан, так он и будет применяться.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев