Новая иерархия категорий водительских прав с 1 апреля 2024 года
Добрый день, уважаемый читатель.
В данной статье мы продолжим рассматривать Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", который с 1 апреля 2024 года введет новую иерархию категорий водительских прав в России.
Под иерархией в данном случае понимаются взаимосвязи между категориями, которые позволяют при наличии одной из категорий управлять транспортными средствами некоторых других категорий.
Напомню, что в предшествующей статье серии "Реформа водительских удостоверений в 2024 году" речь шла об обязательной замене иностранных прав гражданами России.
Содержание статьи:
- Информация о нормативном документе
- Новая иерархия категорий водительских прав
- Возможность управления ТС только после выдачи удостоверения
Информация о нормативном документе
2023.07.24 Федеральный закон от 10.07.2023 № 313-ФЗ "О внесении изменений в статьи 25 и 26 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 10 июля 2023 года.
Документ вступает в силу 1 апреля 2024 года.
Новая иерархия категорий водительских прав
С 1 апреля 2024 года из Федерального закона "О безопасности дорожного движения" будет исключен пункт 7 статьи 25 закона. Вместо него будет введен новый пункт 22 статьи 26:
7. Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами категории "А", подтверждает также право на управление транспортными средствами подкатегории "А1" и подкатегории "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа, категории "В" - подкатегории "В1" (кроме транспортных средств с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа), категории "С" - подкатегории "С1", категории "D" - подкатегории "D1", категории "СE" - подкатегории "С1E", категории "DE" - подкатегории "D1E".
Российское национальное водительское удостоверение, подтверждающее право на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, перечисленных в настоящей статье, подтверждает право на управление транспортными средствами категории "М".
22. Право на управление транспортными средствами следующих категорий и подкатегорий предоставляется без прохождения соответствующего профессионального обучения, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, и без сдачи экзаменов:
- категории "M" с любым видом трансмиссии - при наличии права на управление транспортными средствами любой из категорий или подкатегорий, указанных в пункте 1 статьи 25 настоящего Федерального закона, при условии отсутствия медицинских ограничений к управлению транспортными средствами категории "M";
- подкатегории "A1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "A";
- подкатегории "B1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "B";
- подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа - при наличии права на управление транспортными средствами категории "A";
- категории "BE" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "B" в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE", или категории "DE", или подкатегории "C1E", или подкатегории "D1E";
- подкатегории "C1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "C";
- подкатегории "C1E" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE";
- подкатегории "D1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "D";
- категории "DE" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "D" в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE";
- подкатегории "D1E" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "DE"; права на управление транспортными средствами подкатегории "D1" в течение не менее двенадцати месяцев и одновременно при наличии права на управление транспортными средствами категории "CE" или подкатегории "C1E".
Для большей наглядности представим иерархию категорий в виде таблицы:
Иерархия до 1 апреля 2024 года | Иерархия с 1 апреля 2024 года | ||
"Младшая" категория | "Старшая" категория | "Младшая" категория | "Старшая" категория |
А1 | А | А1 | А |
B1 с мотоциклетной посадкой или с мотоциклетным рулем | A | B1 с мотоциклетной посадкой или с мотоциклетным рулем | A |
B1 без мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля | B | B1 | B |
BE | B (> 1 года) + CE B (> 1 года) + DE B (> 1 года) + C1E B (> 1 года) + D1E | ||
C1 | C | C1 | C |
C1E | CE | C1E | CE |
DE | D (> 1 года) + CE | ||
D1 | D | D1 | D |
D1E | DE | D1E | DE D1 (> 1 года) + CE D1 (> 1 года) + C1E |
M | любая категория | M | любая категория |
Рассмотрим основные особенности новой иерархии:
1. Если у водителя в правах уже открыта категория CE, то он без сдачи экзаменов и получения нового ВУ получает право на управление ТС следующих категорий:
- BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
- DE, если у него есть категория D в течение 1 года;
- D1E, если у него есть категория D1 в течение 1 года;
2. Если в правах открыта категория C1E, то без сдачи экзаменов водитель получает право на управления ТС категорий:
- BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
- D1E, если у него есть категория D1 в течение 1 года;
3. Если у водителя есть категория DE или D1E, то он может управлять транспортными средствами категории:
- BE, если у него есть категория В в течение 1 года;
4. Если у водителя есть категория B, то с 1 апреля 2024 года он может управлять транспортными средствами подкатегории B1 с любым рулем и с любым типом посадки (до 1 апреля 2024 года допускается управление только транспортными средствами без мотоциклетной посадки и мотоциклетного руля).
Таким образом, суть новой иерархии категорий заключается в том, что вводятся взаимосвязи для категорий, позволяющих управлять транспортными средствами с прицепами. И на практике это должно привести к тому, что водителю будет достаточно всего один раз пройти обучения и сдать экзамен на категорию CE. После этого (при наличии категорий B и D) он получит и все младшие категории, позволяющие управлять транспортом с прицепом (BE, C1E, DE, D1E).
Так что с 1 апреля 2024 года жизнь многих водителей должна стать проще.
Например, мне довольно часто задают вопросы о несправедливости следующей ситуации. Человек 20 лет водит огромные грузовики с прицепами (CE) и легковые автомобили (B). Но для управления легковым автомобилем с прицепом ему все равно нужно заново учиться в автошколе и сдавать экзамены. Почему так?
Начиная с 1 апреля 2024 года такие вопросы возникать не будут.
Обратите внимание, формулировка первой части пункта 22 серьезно отличается от формулировки пункта 7. В текущей редакции закона указано, что удостоверение с "высшими" категориями автоматически позволяет управлять ТС с "низшими" категориями.
Однако с 1 апреля 2024 года формулировка будет говорить о другом. Речь в ней будет идти лишь о том, что право управления предоставляется водителю без сдачи экзаменов и без прохождения обучения. Однако чуть ниже в данной статье речь пойдет о том, что право управления предоставляется только с момента выдачи водительского удостоверения.
В связи с этим возникает вопрос. Нужно ли будет водителям с высшими категориями досрочно менять их на удостоверения с низшими категориями? Возможно, ответ на него будет дан в дополнительных нормативных документах.
Примечание. В 2019 году на pddmaster.ru рассматривался проект похожего документа, предлагающий ввести новую иерархию категорий.
Документ серьезно отличался от рассматриваемого сегодня. Например, там предлагалось ввести подкатегорию А2 для мотоциклов. Однако он так и не был принят.
Возможность управления ТС только после выдачи удостоверения
Следующее изменение с 1 апреля 2024 года будет внесено в пункт 2 статьи 25 закона "О БДД":
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона.
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется лицам, сдавшим соответствующие экзамены, при соблюдении условий, перечисленных в статье 26 настоящего Федерального закона, с момента выдачи им водительских удостоверений.
В новой редакции законодатели решили прямо прописать, что до момента получения удостоверения на руки водитель не имеет права управлять транспортными средствами.
В настоящее время этот момент в документе не прописан и время от времени находятся "лихие" водители, которые уточняют, можно ли отправиться на выдачу прав на собственном автомобиле. Этого делать нельзя и сейчас, а с 1 апреля 2024 года вопрос будет полностью снят.
В заключение предлагаю Вам изучить полный текст обновленного Федерального закона "О безопасности дорожного движения":
Ну а в следующей статье серии "Реформа водительских удостоверений в 2024 году" речь идет о новых условиях для получения различных категорий водительских прав.
Удачи на дорогах!











А у меня вопрос. Я, работая в автобусном парке, имею категории A,B,C,D,BE и DE. Надо понимать, что автобус с гармошкой (DE) водить сложнее, чем шаланды (CE). Получаю ли я при замене водительского удостоверения категории C1E и CE ? При СЕ дадут и ВЕ и DE (при условии открытых B и D более года. А откроют ли CE, если у меня в 2003 г. открыта С?
Алексей-788, в настоящее время иерархия, рассмотренная в статье, не принята.
Даже если она будет принята, то в описанном Вами случае категорию СЕ не откроют.
Приводят к правилам иерархии категорий водительских удостоверений СССР и РФ до 2001 года, с добавлением подкатегорий. Если бы вернули классность водителей, то с соблюдением ПДД ситуация была лучше. Водители стремились к первому классу, а в этом много плюсов.
Если у меня открыты категории все кроме подкатегории ДЕ, то придется ли мне менять ВУ, для работы на автобусе с прицепом?
Сергей-1201, придется обучиться на эту категорию и сдать экзамены в гибдд
Всем доброго дня. Поясните пожалуйста (для тупых, как я) почему с нового года можно управлять ТС категорией В1 с мотоциклетной посадкой и рулём, имея только категорию В? Спасибо!
Алексей123321, добрый день.
Потому что закон принят в таком виде:
подкатегории "B1" - при наличии права на управление транспортными средствами категории "B";
Но не с нового года, а с 1 апреля 2024 года.
Хорошо, но полумеры. Могли бы разрешить и водителям категорий C, D и E при наличии у них категории B разрешить буксировать легковушкой и тяжёлый прицеп. Умений у них вполне хватит.
Как и долго управляющим автомобилями при наличии стажа года 3 или чуть больше разрешить управление мотоциклами категории A1.
orlov, согласен, оговорка про мотоциклетную посадку и руль из этого пункта исчезла,но разве из следующего пункта не следует запрет на управление В1 мотоциклетного типа с правами В??
подкатегории "B1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа - при наличии права на управление транспортными средствами категории "A";
Алексей123321, нет, не следует. Как документ написан, так он и будет применяться.
Удачи на дорогах!