ДТП при несоблюдении дистанции

Несоблюдение дистанции

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрено дорожно-транспортное происшествие, которое является одним из самых распространенных. Речь идет о ситуации, когда сталкиваются автомобили, едущие друг за другом по одной полосе, т.е. о несоблюдении дистанции.

Содержание статьи:

ДТП при несоблюдении дистанции

Данная разновидность ДТП является одной из самых "популярных", поэтому Вам наверняка приходилось видеть на дороге вот такую картину:

В пределах полосы движения находятся 2 автомобиля. У белого автомобиля поврежден задний бампер, у оранжевого - передний.

Многие водители считают, что в ДТП всегда виноват водитель, автомобиль которого находится сзади. Однако далеко не всегда дело обстоит именно так. Давайте для начала разберемся с причинами, которые могли вызывать столкновение.

Причины столкновения

Рассмотрим возможные причины ДТП в пределах полосы:

  • Движение автомобилей с разной скоростью. Например, белый автомобиль едет со скоростью 40 км/ч, а оранжевый - 90 км/ч.
  • Экстренное торможение белого автомобиля. Например, на дороге может неожиданно появиться ребенок, либо на полосу мог резко перестроиться зеленый автомобиль, который участником столкновения не является. Также экстренное торможение может быть выполнено и без необходимости, т.е. просто так.
  • Движение оранжевого автомобиля на слишком малом расстоянии от белого.
  • Движение белого автомобиля задним ходом, либо его откат назад на уклоне. ДТП при движении задним ходом рассмотрено в рамках отдельной статьи.

Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции

Выше речь шла о том, что чаще всего виновником ДТП является водитель автомобиля, расположенного сзади. При этом он нарушает требования пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД:

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Однако существует единственный случай, при котором виновником является водитель автомобиля, находящегося впереди. Речь идет о резком торможении без необходимости. Пункт 10.5 ПДД:

10.5. Водителю запрещается:
...

  • резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.

Таким образом, если водитель оранжевого автомобиля сможет доказать, что белая машина тормозила просто так (не для предотвращения ДТП), то виновником будет признан водитель автомобиля, находящегося впереди.

Например, в качестве доказательств может выступать запись видеорегистратора или камеры наружного наблюдения, на которой видно, что перед белым автомобилем не было транспортных средств, пешеходов или препятствий.

Во всех остальных случаях виновником является водитель автомобиля сзади.

Штраф за несоблюдение дистанции в 2024 году

Поскольку водитель нарушает правила расположения транспортных средств на проезжей части, штраф может быть наложен по части 1 статьи 12.15 КоАП:

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -

влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.

Таким образом, размер штрафа - 1 500 рублей. При оплате в течение 20 дней с момента вынесения постановления предоставляется скидка в размере 50 процентов, т.е. заплатить нужно лишь 750 рублей.

Примечание. Штраф за несоблюдение дистанции накладывается только в том случае, если произошло столкновение транспортных средств. Если столкновения не было, то штраф не накладывается.

Например, машина может ехать в 1 сантиметре от заднего бампера другого автомобиля, однако если они не столкнутся, то не будет и штрафа.

В завершение хочу отметить, что предотвратить наезд на едущий впереди автомобиль несложно. Достаточно лишь приучить себя сохранять достаточную дистанцию между автомобилями.

Что касается начинающих водителей, то у них иногда возникают сложности с определением подходящей дистанции. Если Вы не знаете, на каком расстоянии ехать, то выберите расстояние побольше. Хуже от этого точно не будет.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 8 июня 2018
Раздел: Дорожно-транспортные происшествия
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
1 июня 2018 20:48
Bootsmann Pacific

Не вполне понял по статье. Написано, что единственной ситуацией, когда автомобиль сзади невиновен, является нарушение впереди идущего автомобиля п. 10.5. Во-первых, если автомобиль спереди нарушает п. 8.4, перестраиваясь перед автомобилем сзади, то почему будет виноват тот, кто сзади? Что он нарушает, 10.1? По такой логике можно сделать виноватым в любой ситуации, вплоть до ДТП, когда вам выезжают на встречу.

Во-вторых, по 10.5, конечно, вина у спереди идущего есть, но почему это снимает вину по 10.1 у сзади идущего?

Далее, по штрафу не понял: а если нарушение в зоне действия знака 3.16, разве штрафа за дистанцию не будет?

2 июня 2018 00:02
GDW nik

Во-первых, если автомобиль спереди нарушает п. 8.4, перестраиваясь перед автомобилем сзади, то почему будет виноват тот, кто сзади? Что он нарушает, 10.1?

Да, конечно. Он нарушает не столько 10.1, как 9.10. Оранжевый автомобиль обязан соблюдать такую дистанцию до белого, чтобы видеть не только зад белого, но и перед ним, т.е. он должен отреагировать именно на манёвр зелёного и в случае резкого торможения белого не допустить ДТП. Кто дал право оранжевому исключить вероятность того, что белый резко затормозит для предотвращения ДТП? И "логика" здесь состоит именно в соблюдении п 9.10 ПДД.

по штрафу не понял: а если нарушение в зоне действия знака 3.16, разве штрафа за дистанцию не будет?

Будет штраф за нарушение требований знака 3.16.

2 июня 2018 00:50
Bootsmann Pacific

Меня, вероятно, неправильно поняли. Имею в виду ситуацию, что левая полоса впереди перед автомобилем свободна, в правой чуть впереди едет другой автомобиль. Этот автомобиль перестраивается в левую полосу в нарушение 8.4, в результате чего автомобиль сзади не успевает сбросить скорость и бьёт его в зад. Здесь же чисто вина того, кто перестроился. Просто не пойму, эту ситуацию рассматривали или нет в статье, потому что на одной из картинок вроде показана подобная ситуация, но в тексте не говорится

2 июня 2018 06:37
GDW nik

Меня, вероятно, неправильно поняли.

Да, так. Вы имели ввиду случай, когда белый догоняет зелёного - в результате перестроения зелёного (если по схеме в статье, всё же). Конечно, виновник ДТП будет зелёный, нарушивший п 8.4 ПДД. Максим эту ситуацию не рассматривал, даже наоборот, он указал, что зелёный - не участник СТОЛКНОВЕНИЯ. В статье же речь идёт о соблюдении дистанции - а это расстояние до движущегося ВПЕРЕДИ автомобиля. Когда зелёный оказался перед белым, то он не двигался перед белым, а перестроился в полосу белого, создав ему помеху. А ДТП при перестроении - это тема другой статьи.

6 июня 2018 21:20
Максим

Bootsmann Pacific, в рамках данной статьи рассмотрены только ситуации, когда оба участника происшествия находились в пределах одной полосы, т.е. ехали друг за другом. ДТП при перестроении рассмотрены в отдельной статье.

Если на дороге установлен знак 3.16 "Ограничение минимальной дистанции", то за нарушение его требований возможен штраф по части 1 статьи 12.16 КоАП - предупреждение или 500 рублей.

Удачи на дорогах!

14 июля 2018 20:59
Анатолий-4

При нынешнем движении в городах - только оставил нормальную дистанцию, тут же вклинивается кто-нибудь.

12 ноября 2018 05:15
Светлана-138

Ситуация такая, что сзади идущий автомобиль не смог оценить ситуацию, ввиду не работающих стоп-сигналов впереди ведущего автомобиля. То есть на малой скорости из-за отсутствия стоп-сигналов расценил как снижение скорости, а не остановку впереди ведущего автомобиля, в результате чего время на принятие верного решения было упущено.

27 апреля 2021 11:12
Трамвай

А как определить грань между несоблюдением дистанции и наездом на стоящее ТС? При ДТП разница составляет 1500р. Сколько должно простоять остановившееся впереди ТС, чтобы оно считалось стоящим?

Когда гайцам неохота много писанины составлять - они пишут наезд на стоящее. а когда им нужно "палку срубить" - выписывают постановление за дистанцию, даже если оба участника пишут в объяснениях, что потерпевший стоял.

27 апреля 2021 18:03
Mishutka

Трамвай, как минимум грань в том, что дистанция - по определению расстояние между движущимися автомобилями, а "стоящее ТС" - стоит, а не движется.

Если речь о том, что движущийся впереди ударил по тормозам для предотвращения, а его сзади стукнули, то опять-таки - "наезд на остановившееся для предотвращения ДТП ТС" произошел в результате невыполнения требований 9.10 и/или 10.1 водителем заднего авто.

В чем суть вопроса? Наезд на припаркованного? Тогда просто 10.1 без 9.10.

29 августа 2021 05:35
Николай-289

В настоящее время наезд сзади на минимальную дистанцию становится массовым, раньше такого не было.

Штраф должен быть как в Европе 1000-1500 евро. Или как минимум 10000 руб.

В Европе отслеживаю по камерам скорость и дистанцию, и водители там очень дисциплинированы

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев