ДТП при повороте фуры

Столкновение фуры и легкового автомобиля

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о дорожно-транспортном происшествии с участием длинного грузовика. Зачастую в подобные ДТП попадают водители автомобилей, не знакомые с особенностями маневрирования автопоездов.

Рассмотрим, кто виноват в ДТП при повороте фуры и каким образом его можно избежать:

Приступим.

Поворот длинного грузовика на перекрестке

В первую очередь рассмотрим особенности маневрирования длинного грузовика на перекрестке. Габариты фуры не позволяют ей повернуть из крайнего правого положения, поэтому водители большегрузов на практике поворачивают несколько по-иному:

Фура во втором ряду

В данном случае поворот из второго ряда остается в рамках правил дорожного движения:

8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

Так что сам по себе поворот фуры из второго ряда нарушением правил не является.

ДТП с легковым автомобилем при повороте фуры

Ситуация глазами неподготовленного водителя выглядит так. Фура по каким-то причинам заняла левый ряд, правый ряд свободен, поеду-ка я по нему:

Легковой автомобиль в правом ряду

Что происходит дальше. Водитель грузовика не видит легковой автомобиль, т.к. он находится вне зоны видимости зеркал заднего вида:

Зона видимости зеркал заднего вида

Автопоезд продолжает движение и постепенно зажимает легковую машину между кузовом и бордюром:

ДТП при повороте фуры

В результате происходит столкновение, последствия которого могут быть весьма печальными. Многотонный грузовик за считанные мгновения наносит значительные повреждения легковой машине. Кроме того, удар приходится непосредственно на место водителя, так что сохранить жизнь и здоровье в таком ДТП - большая удача.

Ситуация усугубляется тем, что водитель грузовика все еще не видит легковую машину (она находится в слепой зоне). Кроме того, он может не услышать и звук удара. В этом случае фура будет продолжать движение нанося легковушке фатальные повреждения.

Кто виноват в ДТП с участием длинного грузовика?

Еще раз рассмотрим пункт 8.7 ПДД:

8.7. Если транспортное средство из-за своих габаритов или по другим причинам не может выполнить поворот с соблюдением требований пункта 8.5 Правил, допускается отступать от них при условии обеспечения безопасности движения и если это не создаст помех другим транспортным средствам.

В случае ДТП его виновником будет однозначно признан водитель фуры. Это произойдет даже в том случае, если легковушка намеренно заедет в "ловушку" и подставится под удар.

Так что водителям длинных грузовиков в данном случае не позавидуешь. Заметить легковушку при повороте весьма затруднительно, а вот за ее ремонт все равно придется платить.

Кому-то может показаться, что ДТП с участием фуры дает водителям хорошие шансы на кузовной ремонт за счет водителя грузовика. Это действительно так. Однако имейте в виду, погибнуть при таком столкновении легче легкого. Ну а рисковать жизнью из-за кузовного ремонт - большая глупость.

Как избежать ДТП при повороте фуры?

Водитель легкового автомобиля должен в любом случае попытаться избежать ДТП с участием автопоезда.

Во-первых, нужно грамотно анализировать дорожную ситуацию и никогда не въезжать между фурой и тротуаром перед поворотами.

Во-вторых, если Вы упустили момент и попали в западню, воспользуйтесь звуковым сигналом. Водитель фуры услышит его и остановится.

В-третьих, если водитель не услышал звук клаксона, то просто спасайте жизнь. Если есть возможность, заберитесь на бордюр. Если такой возможности нет, то оставьте автомобиль и спасайтесь без него.

Первый вариант самый лучший, поэтому рекомендую внимательно следить за развитием дорожной ситуации.

Примечание. В завершение хочу отметить, что на картинках в данной статье приведен грузовик с полуприцепом. Однако точно такое же ДТП может произойти и при участии грузовика с обычным прицепом.

Кроме того, предлагаю Вам посмотреть видео еще одного возможного ДТП с участием фуры:

В данном случае причиной ДТП стало то, что при повороте задняя часть кузова грузовика частично попадает на соседнюю полосу и может зацепить находящийся там автомобиль.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 23 ноября 2018
Раздел: Дорожно-транспортные происшествия
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
6 декабря 2015 17:33
Александр-51

Думаю, что будет логично добавить в статью информацию и про левый поворот.

6 декабря 2015 23:06
Максим

Александр, при левом повороте длинные грузовики могут занять крайне левое положение на проезжей части. Поэтому на практике свободной полосы не образуется. ДТП при левом повороте фур - большая редкость.

Удачи на дорогах!

13 декабря 2015 06:17
ildar-1

Возможно Александр-51 имел ввиду ДТП при повороте налево за счет выноса прицепа.

На практике именно в таких случаях зачастую бывает, что тягач с прицепом/полуприцепом подъезжая к перекрестку, начав поворот налево не видит выноса прицепа справа от себя. На многополосных дорогах, последняя полоса может быть даже 2.5м. в этих случаях прицеп выносит частично на правую полосу. "Прижавшиеся" водители справа к "фуре" не имея понятия об этом и в последующем не понимают как данное могло произойти.

Интересно будет рассмотреть с нескольких позиций данную версию ДТП, с разметкой, без и т.п.

Допустим в случае обычного грузового автомобиля, без прицепа скорей всего будет ясна вина, т.к. он имел возможность увидеть вынос своего прицепа, а в случае прицепа нет.

(что интересно, зачастую устанавливая доп. оборудование на грузовые автомобили, например КМУ, увеличивается вынос кузова грузовых ТС, на что есть определенные нормы, которые как обычно не учитываются ни кем...)

13 декабря 2015 10:43
Максим

ildar, спасибо за разъяснение. Добавил в статью видео, наглядно демонстрирующее указанную Вами ситуацию.

Что касается вины водителя в ДТП:

1. Не будет иметь значения, видел водитель кузов своего автомобиля или нет.

2. Вина будет определяться по факту выезда автомобиля на соседнюю полосу.

а) Если на дороге есть разметка, то сотрудники ГИБДД будут смотреть, на какой полосе произошло столкновение. Если на соседней, то виноват будет водитель фуры.

б) Если же разметки нет, то определить виновника будет сложнее.

б1) Если часть фуры окажется на левой стороне проезжей части (на встречной), то виноват будет водитель фуры.

б2) Если же ДТП произойдет на попутной полосе, то возможны разные исходы. В данном случае количество полос определяется водителями самостоятельно. Каждый водитель видит ситуацию по своему. Поэтому скорее всего виновника будет определять суд.

Удачи на дорогах!

5 июня 2017 21:10
promi2

Максим, думаю не все так однозначно. Если водитель фуры никак не мог знать, что справа у него другой автомобиль, то он может быть и не виноват в ДТП. Интересно, какая на этот счет судебная практика.

7 июня 2017 13:26
Станислав-23

В аналогичной ситуации (выезжал со стоянки) фура не выдержала радиус поворота и ударила меня прицепом. Обвиняют меня. На какие законы ссылаться в оправдание?

16 июня 2017 23:30
Максим

Станислав, приложите схему ДТП или опишите его более подробно.

13 февраля 2018 09:43
Лариса-18

Добрый день, можно мне продублировать ответы на предыдущий вопрос. У меня аналогичная ситуация (выезжая с автозаправки) фура не выдержала радиус поворота и ударила меня прицепом. Обвиняют меня. На какие законы ссылаться в оправдание?

14 февраля 2018 21:59
Максим

Лариса, здравствуйте.

Приложите схему происшествия или его фотографию.

Станислав, к сожалению, схему не прислал, поэтому картина происшествия осталась непонятной.

21 февраля 2018 12:14
Лариса-18

Добрый день, в моем случае признали виновным фуру, т.к авто было припарковано раньше, чем было начато движение фуры

13 марта 2018 21:34
Елена-179

Здравствуйте Максим.Спасибо за статью.Меня также обвиняют, что я виновата.Я поворачивала направо за фурой.При трех полосном движении фура поехала прямо в 3-ю полосу левую.Я никак не думала, что она меня заденет.Она ( фура) задела мне крыло, снесла зеркало, дверь водителя и задняя дверь поцарапана.

14 марта 2018 13:05
wowick

В следующий раз, надеюсь, будете думать, прежде чем ехать...

16 марта 2018 14:15
Максим

Елена, здравствуйте.

Приложите схему происшествия. Нарушение какого пункта правил Вам приписывают?

16 июля 2018 13:02
Дарья-38

При проезде перекрёстка, двигалась по средней полосе. В крайней левой полосе стоял автобус на левый поворот. Остановилась около него, выдерживая боковой интервал. У автобуса загорелся зелёный и он начал поворачивать. Я всё ещё стояла. Своим задним правым углом он повредил мне левый бок машины начиная с задней двери и заканчивая передним бампером. Утверждает что он меня не видел, хотя когда я подъехала мы были практически параллельно друг другу. Приехал сотрудник ГИБДД и обвинил меня ссылаясь на то, что у автобуса написано вынос 1,5 метра. В пятницу будет разбор. Своей вины я признаю и считаю что автобусу было достаточно ширины его полосы для данного поворота. Он просто не правильно рассчитал радиус поворота и габариты своего тс. Фото схемы со всеми замерами.

25 июля 2018 11:39
Дарья-38

Здравствуйте, Максим. У меня аналогичная ситуация: автобус при повороте налево задней правой частью выехал на мою полосу (попутную) и снёс мне весь левый бок. Приехавший на место ДТП сотрудник ГИБДД обвинил меня в несоблюдении бокового интервала.

1 августа 2018 21:51
Максим

Дарья, здравствуйте.

Какой пункт ПДД, по словам сотрудников, Вы нарушили?

В момент ДТП Ваше транспортное средство не двигалось. До ДТП не двигались оба транспортных средства. Т.е. причиной ДТП послужили не Ваши действия.

Если возникают сложности с защитой, обратитесь за помощью к грамотному адвокату.

Удачи на дорогах!

25 декабря 2018 15:39
Андрей-435

Здравствуйте, а если такая ситуация, поворот направо с двух полос, с правой разметка только направо, с левой полосы прямо и направо в двух полосную ..по правой полосе сломан авто сразу за перекрестком, кто кого пропустить должен? Кто по 1 ряду или по 2?

26 декабря 2018 22:09
Максим

Андрей, здравствуйте.

Пункт 8.6 ПДД:

При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.

Даже если на перекрестке поворот возможен из двух рядов, при выезде с перекрестка все транспортные средства должны двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части. То есть, если правая полоса занята, то все транспортные средства при выезде с перекрестка поворачивают во вторую полосу. Если правая полоса свободна, то все должны поворачивать на нее.

В какой момент при этом возникает интересующая Вас спорная ситуация?

15 мая 2019 18:11
Руслан-80

Здравствуйте

На Т образном перекрестке я совершал левый поворот из крайнего левого положения на главную дорогу.Рядом со мной с правого крайнего положения совершал также левый поворот автобус. Автобус притерся мне в правый бок. Подскажите кто не прав в данной ситуации. Я увидев что сейчас будет столкновение остановил автомобиль и начал сигналить. Автобус продолжил движение в результате чего совершил ДТП

19 мая 2019 18:26
GDW nik

Автобус притерся мне в правый бок. Подскажите кто не прав в данной ситуации.

Похоже, водитель автобуса не прав. Нарушение пп 8.5, 8.7 ПДД.

29 июля 2019 10:24
Света-8

Добрый день, а если такая ситуация, при повороте налево я заняла крайнюю правую сторону проезжей части, слева от меня стояла фура, также на поворот. Разметка на дороге отсутствовала. Расстояние проезжей части составляло 15 м. Фура «снесла» мне всю левую сторону. По протоколу меня обвиняют в п.9.10 пдд.

29 июля 2019 22:03
Максим

Света, здравствуйте.

Приложите схему указанного ДТП.

15 августа 2019 01:48
Евгения-59

Добрый день. У меня слусилось интересное ДТП, разошлись миром, но интересен сам факт, кто виноват, и что гласит ПДД.

Проезжая часть состоит из двух встречных полос движения. С обоих сторон выезд/въезд на прилигающие территории. Фура стоит с поворотником налево (заезд на территорию) на половину на обочине, наполовину на полосе (все объезжают по обочине) я выезжаю с прилег.терр. справа, надо на разворот. Объезжаю фуру, возвращаюсь на полосу и останавливаюсь перед ним метров в 2-3 с поворотником (прерывистая полоса, место для разворота). И грузовик начиная движение, не заметив меня, двигает зад моего авто перпендикулярно своему, останавливается только после звуковых сигналов. Водитель признается, что меня он не видел. Удара так такового небыло, осталась его краска на моей машине и маленькая вмятина.

Подскажите плиз, кто виновен в этой ситуацти?

15 августа 2019 21:28
Максим

Евгения, здравствуйте.

Пункт 8.1 ПДД:

8.1. Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны – рукой. При выполнении маневра не должны создаваться опасность для движения, а также помехи другим участникам дорожного движения.

Ваш автомобиль стоял, грузовик - маневрировал. Его водитель нарушил требования пункта 8.1 ПДД.

Удачи на дорогах!

20 сентября 2019 07:36
Алексей-556

Здравствуйте. Ситуация такая :Я двигался по крайней левой полосе перекрестка с круговым движением,а водитель ехал на средней полосе, оба поворачивали налево , тем самым длиномер зацепил меня своим прицепом. Так же он выехал со средней полосы на крайнюю левую, где должен был ехать я. Соответственно, он не выдержал угол разворота, тем самым нарушил правило ПДД. Или же это я виноват что не пропустил его вперед?

20 сентября 2019 17:05
Максим

Алексей, здравствуйте.

Приложите схему указанной ситуации.

9 марта 2020 19:19
Любовь-39

Добрый день! Если грузовой транспорт двигается по второй полосе, над его полосой висит знак проезд только прямо, но из за своих габоритов грузовик поворачивает на лево со второй полосы. Считается это нарушением?

11 марта 2020 22:27
Максим

Любовь-39, здравствуйте.

Это является нарушением. Правила не делают исключений по поводу знаков 5.15.1 и 5.15.2 для грузовиков, требования этих знаков должны соблюдаться.

Удачи на дорогах!

30 августа 2020 17:42
Эльвира-15

Добрый день! Ситуация такая. Перед выездом на главную дорогу с второстепенной дороги без разметки, на данном участке дороги есть выезд только направо. Водитель грузовика с прицепом (13 метров) расположился не в крайне правой стороне дороги, а с левой стороны, место для проезда справа от грузовика позволяло проехать легковому автомобилю не заезжая на обочину. В итоге оба автомобиля оказались на выезде на главную дорогу, но грузовик резко начал манёвр в правую полосу и прицепом замял легковой автомобиль отбросив его на обочину. Кто прав в данной ситуации?

31 августа 2020 09:40
GDW nik

Кто прав в данной ситуации?

По справедливости - прав грузовик. В случае, если его манёвр был предсказуем.

А вот по законности (ПДД), водитель грузовика нарушил пп 8.5 и 8.7 ПДД. Хотя, при желании, можно завиноватить и легковушку - по п 1.5 ПДД:

1.5. Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда.

31 августа 2020 14:48
Эльвира-15

Спасибо! Дело в том, что водителю легкового авто вынесли определение по статье 12.5 движение по обочине (авто передней частью отбросило на обочину, а задняя часть авто стоит на выезде). Водителю грузовика вынесли определение по статье 8.5 (водитель не занял крайне правое положение), разбора ещё не было. Запись с регистратора не предоставлена сразу, тк не читалась карта памяти (сейчас запись удалось восстановить), других доказательств нет, только со слов водителей. Можно ли на данном этапе предьявить запись и какие шансы положительного решения для легкового автомобиля.

27 января 2021 16:19
Анна-193

Добрый день! Зима, вечер, снегопад, не сильно чищенная дорога. Я на легковушке (форд С-max) иду на подъём (в горку, угол наклона около 50%, длина около 800 м) и совершаю левый поворот (поворот пологий, не крутой, скорее это даже не поворот, а изгиб дороги, где-то под углом в 60 градусов). Моя скорость около 60 км/ч. Мне навстречу (т.е. с горки) движется гружёный большегруз скания с платформой, на которой закреплён экскаватор (часть его гусениц выходит на пределы платформы). Он соответственно выруливает вправо. И почти на горке он меня цепляет концом своей платформы (при этом гусеница экскаватора таранит полностью крышу моего авто). Меня от бокового удача концом прицепа разворачивает на 180% (весь левый бок машины просто вмят) - в итоге, большегруз, проехав ещё около 500 метров останавливается, а моя машина оказывается на встречной полосе. Мне вменяют, что я не выдержала дистанцию и выехала сильно в разделительной полосе... то же самое вменяют и водителю большегруза (его скорость была около 65 км/ч). Но на мой взгляд не учтен ряд факторов: угол захода большегруза в поворот, центробежная сила большегруза - из-за его массы и переводимого экскаватора. Про крепление гусеничных ТС читала, что гусеницы могут выходить за пределы платформы не более 400 мм. Понимаю, что большегруз не мог применить экстренного торможения - иначе вообще бы всё закончилось непредсказуемо, учитывая, какой груз он вёз. Но, просто хочется справедливости. Буду Вам благодарна за анализ моей ситуации.

27 января 2021 22:31
Mishutka

Анна-193, анализ ситуации возможен только на основании подробной схемы с указанием всех расстояний, разметки, знаков и т.п.

Чисто по словам произошло ДТП в разделительной полосе. Разделительную полосу для того и придумали, чтобы встречные друг друга не задевали. Причина столкновения в том, что и Вы, и тягач решили, что комфортнее будет проехать поворот с заездом на разделительную полосу. Вместе решили, вот теперь и обоюдная вина в ДТП просматривается. А не формально, но по совести, если у тягача хоть какие-то объективные предпосылки были выбора такой траектории в виде габаритов, то у Вас просматривается исключительно желание поскорей пролететь поворот, а на высокой скорости страшно ехать у самой обочины. Инстинктивно хочется ехать поближе к центру.

Хотя буквари рекомендуют для быстрого прохождения "изгиба" начинать его от обочины, а середину проходить сместившись в крайнее левое положение, но, во-первых, при этом надо оставаться исключительно в пределах попутной ПЧ (не вылезая ни на встречку, ни в разделительную), и, во-вторых, учитывать наличие встречного потока - при наличии крупного встречного ТС гораздо безопаснее проходить помедленнее, но поправее. Хорошо, что обошлось без жертв - а на будущее будет урок. По этому поводу богатый народный опыт зафиксирован в погоровках типа "тише едешь - дальше будешь". В следующий раз дважды подумайте про то, стоит ли не притормаживать перед виражом и "срезать" его "по оптимальной траектории" при наличии встречных с приличной массой. При лобовом ударе травмы водителей и пассажиров распределяются обратно пропорционально массе ТС, в которых они сидели.

4 февраля 2021 11:36
Анна-193

Спасибо большое за Ваш ответ!

И спасибо за пожелания!

12 февраля 2022 23:49
Олег-277

Здравствуйте, сегодня мой родственник на легковушке попал именно в такое же дтп с фурой как описано в вашей статье, при оформлении ДТП в ГИБДД его признали виновным сославшись на то, зачем ты мол залез под фуру, ты что не знаешь как они поворачивают, как быть в данной ситуации, куда обжаловать данное решение?

14 февраля 2022 17:58
Максим

Олег-277, здравствуйте.

Приложите сюда копию документа, составленного сотрудниками ГИБДД. "зачем ты мол залез под фуру, ты что не знаешь как они поворачивают" - это не нарушение требований ПДД.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев