ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток

ДТП на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье будет рассмотрена интересная дорожная ситуация, которая может произойти во многих российских городах. Речь идет о выезде с прилегающей территории, который находится непосредственно на регулируемом перекрестке.

Подобные перекрестки встречаются не очень часто, поэтому мало кто из водителей специально акцентирует на них внимание. Зачастую, вопросы возникают уже после того, как произошло ДТП. Рассмотрим ситуацию подробнее.

Выезд с прилегающей территории на регулируемый перекресток

Рассмотрим следующую схему перекрестка:

Перекресток

В данном случае можно выделить следующие особенности:

1. Справа, слева и снизу к перекрестку подходят широкие многополосные дороги, движение по которым достаточно интенсивное. Т.е. большинство водителей воспринимают перекресток как Т-образный.

2. Сверху находится выезд с прилегающей территории, который выходит непосредственно на перекресток. Причем варианты прилегающей территории могут быть разные:

  • Предприятие за закрытыми воротами.
  • Территория офисного здания со шлагбаумом.
  • Выезд с парковки супермаркета.
  • Гаражный кооператив.
  • Автозаправочная станция.

3. На перекрестке со всех сторон установлены светофоры (в том числе и со стороны прилегающей территории).

Уверен, Вы встречали подобные перекрестки не раз, однако не акцентировали на них внимание. Из-за того, что с прилегающей территории автомобили выезжают очень редко, перекрестки воспринимаются водителями как Т-образные. Поэтому на них нередко происходят столкновения автомобилей.

ДТП со встречным автомобилем при повороте налево

Рассмотрим схему типичного дорожно-транспортного происшествия:

ДТП при выезде с прилегающей территории

Белый автомобиль поворачивает налево на зеленый основной сигнал светофора, красный автомобиль едет прямо на зеленый основной сигнал светофора и при этом выезжает с прилегающей территории.

Действия белого автомобиля регламентируются пунктом 13.4 ПДД:

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Действия красного автомобиля регламентируются пунктом 8.3 ПДД:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

Таким образом, если выезд с прилегающей территории выходит на регулируемый перекресток, то в случае ДТП его виновниками могут оказаться оба водителя. Поэтому на подобных перекрестках нужно быть внимательным. Если встречный водитель не уступает дорогу, то лучше притормозить и пропустить его, чем оказаться одним из виновников ДТП.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 30 мая 2017
Раздел: Дорожно-транспортные происшествия
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
31 мая 2017 10:39
Сергей-303

Если перекресток регулируемый и при выезде из двора стоит светофор зачем тормозить. Тот кто налево повернет тот и уступит

31 мая 2017 12:48
Максим-116

Поясните, пожалуйста, откуда взялось встречное направление из 13.4, если мы имеем на рисунке Т-образный перекресток, за которым находится прилегающая территория, которая по правилам не является дорогой?

То есть для белого автомобиля, поворачивающего налево нет встречного направления, если речь идет о том, что прилегающая территория примыкает к перекрестку и выезд с прилегающей территории происходит именно на перекресток, а не на дорогу, которая в свою очередь выходит на перекресток.

31 мая 2017 13:23
meteorhost

Заколдованный круг получается: и этот должен пропустить и другой

31 мая 2017 14:17
vektorv

ПДД. "Прилегающая территория" - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное). Движение по прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящими Правилами ПДД 2017.

"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

"Перекресток" - место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне, ограниченное воображаемыми линиями, соединяющими соответственно противоположные, наиболее удаленные от центра перекрестка начала закруглений проезжих частей. Не считаются перекрестками выезды с прилегающих территорий.

Исходя из этих определений, выходящая к перекрестку часть прилегающей территории (не важно, узкая или широкая), предназначенная для движения ТС - также является дорогой. Следовательно данный перекресток Х-образный.

Не зря автор и говорит: "большинство водителей воспринимают перекресток как Т-образный".

И если поразмыслить, то автор действительно прав. Зеленый сигнал светофора разрешает движение с прилегающей территории, но п.8.3 обязывает при выезде уступить другим ТС. (Примерно как в п.13.1 или движению по стрелке светофора - тоже двигаемся через перекресток, но при этом уступаем).

6 июня 2017 12:29
sclar

Я не увидел в стандарте ГОСТ Р 52289-2004 возможность устанавливать светофор на выезде из прилегающих территорий. Везде речь идёт о перекрёстках. Кроме того в наших ПДД очень не однозначно дано определение понятию "Прилегающая территория". Нет чётких критериев, отличающих выезд с прилегающей территории от перекрёстка.

Поэтому, не понятно почему автор статьи назвал выезд со шлагбаумом - выездом с прилегающей территории.

Кроме этого

Регулируемые перекрестки

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

Или

"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий. Наличие на второстепенной дороге непосредственно перед перекрестком участка с покрытием не делает ее равной по значению с пересекаемой.

Если принять, что выезд со шлагбаумом всё же прилегающая территория, то выезд нужно рассматривать, как выезд на лавную дорогу с второстепенной, (но это при отсутствии светофоров). Наличие же светофора ликвидирует понятия главная - второстепенная дороги.

Моё мнение. Разъезд на данном перекрёстке должен происходить согласно п. 13.4 ПДД.

21 октября 2017 06:53
Андрей-16

При наличии светофора выезд с прилегающей территории осуществляется ни как с прилегающей, а как с перекрестка.

20 марта 2018 22:34
Алекс-29

А как быть если у выезжающего с прилегающей территории на регулируемый перекрёсток нет светофора, который смотрит на него? Это раз. И два - как быть в ситуации как на картинке если красный автомобиль хочет сразу повернуть направо? Имеет ли он на это право?

21 марта 2018 19:47
Максим

Алекс:

1. Если светофора нет, то Вы можете выехать на дорогу, но должны при этом уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со всех остальных направлений.

2. Красный автомобиль на картинке моет повернуть направо. Знаки и разметка этого не запрещают.

Удачи на дорогах!

5 декабря 2018 13:33
NOVIKOV71

Добрый день! У меня скорее не коментарий а похожий вопрос. Т-образный перекресток, примыкающая дорога второстепенная. Прямо напротив примыкающей дороги рядом с перекрестком располагается АЗС, так что выезжая с АЗС попадаешь на пересечение проезжих частей. Один авто двигается по второстепенной дороге(зеленый) и хочет повернуть налево на перекрестке(у него стоит знак 2.4). С АЗС авто хочет проехать прямо(через главную) т.е. попасть на второстепенную. На перекрестке их пути пересекаются.

Нужно ли водителю, который поворачивает налево(зеленый), уступить тому который выезжает с АЗС , то есть красному или синему?

Наши мнения разделились. То что АЗС прилегающая территория, это ДА. Но некоторые уравняли второстепенную дорогу и ПТ.

КТО виновник ДТП (если оно случиться на перекрестке) и какой пункт ПДД должен быть указан в протоколе?

5 декабря 2018 18:44
Максим

Здравствуйте.

Пункт 8.3 ПДД:

8.3. При выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги - пешеходам и велосипедистам, путь движения которых он пересекает.

То есть выезжающий с прилегающей территории должен уступить дорогу всем остальным транспортным средствам и пешеходам на дороге.

Также можно рассмотреть и пункт 1.2 ПДД:

"Главная дорога" - дорога, обозначенная знаками 2.1, 2.3.1 - 2.3.7 или 5.1, по отношению к пересекаемой (примыкающей), или дорога с твердым покрытием (асфальто- и цементобетон, каменные материалы и тому подобное) по отношению к грунтовой, либо любая дорога по отношению к выездам с прилегающих территорий.

Удачи на дорогах!

6 декабря 2018 16:06
NOVIKOV71

СПАСИБО МАКСИМ! Я так и думал. Я когда то поднимал другую тему, про круговое движение, очень ждал Вашего комментария, но не дождался. Может Вы посмотрите. "не стандартный перекресток с круговым дв-ем".

P.S. Кстати на этом перекрестке было ДТП при выезде с прилегающей территории на перекресток, и ГИБДД обвинило зеленого, который поворачивал налево. По какому пункту не знаю. Может по 8.9

9 января 2019 10:41
Алексей-480

По ГОСТУ на прилегающий территории не может быть светофора. Прилагающая территория приравниватся к второстепенной дороге.

На данном рисунки красный авто виновник дтп, он выезжал с прелегающей территории и должен был уступить дорогу всем участникам.

Но вот у него установлен светофор не по госту которого не должно быть. В данной конкретной ситуации признают виновником, белого авто поскольку у красного был зеленый свет, он вить не обязан знать почему на прилегающей поставили светофор не по госту.

9 января 2019 23:07
Владимир-270

... По ГОСТУ на прилегающий территории не может быть светофора. ... на прилегающей поставили светофор не по госту.

Вы очевидно, имели в виду: "По ГОСТу на выезде с прилегающей территории не может быть светофора"? Поясните, пожалуйста, в каком пункте какого ГОСТа об этом говорится.

10 января 2019 00:50
GDW nik

Чтобы не было разночтений при определении очерёдности проезда, в указанной статье необходимо рассмотреть требования п 8.9 ПДД.

Не так ли, Максим?

10 января 2019 15:17
Максим

GDW nik, в данном случае для каждого из водителей есть отдельный пункт правил (13.4 и 8.3), который требует уступить дорогу. Т.е. будет неправильно говорить о том, что "очередность проезда не оговорена Правилами".

Пункт 8.9 скорее относится к ситуации, когда ни один из водителей не должен уступить дорогу по другим пунктам правил (например, равнозначный перекресток).

Если произойдет ДТП, аналогичное рассмотренной в статье ситуации, и водитель белого автомобиля сошлется на пункт 8.9, то водитель красного сможет в свою очередь сослаться на пункт 13.4. Т.е. нарушение будет со стороны каждого из водителей.

Удачи на дорогах!

10 января 2019 18:13
GDW nik

Пункт 8.9 скорее относится к ситуации, когда ни один из водителей не должен уступить дорогу по другим пунктам правил (например, равнозначный перекресток).

Для равнозначных - п 13.11 ПДД.

Не буду здесь настаивать, но это именно п 8.9 ПДД. Вы, Максим, пообщайтесь с ГАИшниками группы разбора - сомнений не останется, поверьте. А для читателей Вашей статьи - несомненная польза.

14 марта 2019 08:36
Ната-5

Добрый день! Подскажите ответ в данной ситуации: на мигающий зеленый въехала на Т-образный перекресток, сразу за перекрестком выезд с мойки, повернуть можно только направо. С мойки выехал передо мной автомобиль, случилось ДТП. Сейчас пытаются меня обвинить, что я ехала на красный, тк встречное направление уже остановилось на красный и выезжающий с мойки водитель ориентировался на них. При этом, красный светофор на встречном направлении загорается раньше, чем в моем направлении. У меня есть видео, свидетели. В том, что я ехала не на красный, я уверенна.

Но хочу разобраться в ситуации до конца. Если даже я бы ехала на красный, а он выезжал с мойки за светофором и за перекрестком, кто был бы виноват в дтп?

14 марта 2019 08:58
GDW nik

Если даже я бы ехала на красный, а он выезжал с мойки за светофором и за перекрестком, кто был бы виноват в дтп?

Добрый день. В подавляющем большинстве случаев виновник такого ДТП - водитель, выезжающий с прилегающей территории (нарушение п 8.3 ПДД). Однако, может быть и по-другому. Схема обвинений примерно такая:

В п 8.3 ПДД надо уступить;

Термин "Уступить" (п 1.2 ПДД) - ТС, имеющему преимущество;

Термин "Преимущество" (п 1.2 ПДД) - право на первоочередное движение;

И последнее - раз проехал на красный, права на движение не было вообще (и первоочередное - в том числе), то есть не было приоритета, то есть не было обязанности уступать.

15 марта 2019 04:05
мымриков

Поражаюсь трактовками ПДД мэтров форума. ДТП произошло не на перекрестке. При чем здесь светофор.

15 марта 2020 10:41
Сергей-885

Только все забыли про пункт 13.3

13.3. Перекресток, где очередность движения определяется сигналами светофора или регулировщика, считается регулируемым. При желтом мигающем сигнале, неработающих светофорах или отсутствии регулировщика перекресток считается нерегулируемым, и водители обязаны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков и установленными на перекрестке знаками приоритета.

7 августа 2020 00:10
Андрей-572

Светофор регулирует движение на ПЕРЕКРЕСТКАХ. И, уж коли его там поставили, то, видимо, дорожники посчитали это не прилегающей территорией, а проезжей частью. В данном случае это полноценный перекресток.

6 ноября 2021 06:40
Вадим-120

Виновником будет один кто выехал с прилегающей территорией так как она не является дорогой. В пункте 13.4 чётко сказано при. Повороте или развороте должен уступить ДОРОГУ, а в пункте 8.3 выезд на ДОРОГУ или. Съезд с ДОРОГИ на прилегающую ТЕРРИТОРИЮ

6 ноября 2021 08:30
GDW nik

Вадим-120, Прилегающая территория действительно не дорога - и дорогой быть не может. А вот на этой территории дорога есть и автомобиль при выезде с прилегающей территории двигается именно по этой дороге, находящейся на прилегающей территории.

Другое дело, что термин "Уступи дорогу" в п 13.4 ПДД (как и в других пунктах) - подразумевает не создавать помех только тем участникам ДД, которые имеют преимущество. Не уверен, что автомобиль, выезжающий с прилегающей территории, даже на разрешающий сигнал светофора, может иметь какое либо преимущество.

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев