ДТП на перекрестке при повороте налево

ДТП при повороте налево на перекрестке

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье рассматривается дорожно-транспортное происшествие, которое является одним из самых популярных на территории населенных пунктов. Речь идет о столкновении автомобилей при выполнении поворота налево на перекрестке.

Рассмотрим, кто из водителей виноват в ДТП при повороте налево в том или ином случае, а также пункты правил, которые мог нарушить второй участник аварии.

Содержание статьи:

Примечание. В данной статье рассматриваются только дорожно транспортные происшествия, при которых автомобиль, поворачивающий налево, сталкивается с автомобилем, едущим со встречного направления.

На практике можно встретить и другие дорожно транспортные происшествия, при которых один из автомобилей поворачивает. Однако причиной таких ДТП является не сам поворот налево, а нарушение иных пунктов правил. Например, ДТП может произойти при обгоне на перекрестке.

Поворачивающий автомобиль в ДТП на перекрестке

Поворот автомобиля налево на перекрестке регламентируется двумя пунктами правил дорожного движения:

13.4. При повороте налево или развороте по зеленому сигналу светофора водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

13.12. При повороте налево или развороте водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по равнозначной дороге со встречного направления прямо или направо. Этим же правилом должны руководствоваться между собой водители трамваев.

ДТП при повороте налево на регулируемом перекрестке

Пункты 13.4 и 13.12 ПДД говорят о том, что практически во всех ситуациях поворачивающий налево автомобиль (на рисунке - белый автомобиль) является виновником дорожно транспортного происшествия:

  • на регулируемых перекрестках;
  • на нерегулируемых перекрестках равнозначных дорог;
  • на нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог, если главная дорога не меняет направление;
  • на нерегулируемых перекрестках неравнозначных дорог, где главная дорога меняет направление, если поворачивающий автомобиль выезжает на перекресток со второстепенной дороги.

Примечание. При этом важно понимать, что виновником ДТП является либо только водитель поворачивающего автомобиля, либо оба водителя одновременно. То есть водитель поворачивающего автомобиля является виновником ДТП, но не всегда единственным.

Однако есть и ситуация, когда поворачивающий автомобиль не является виновником ДТП - это поворот налево на нерегулируемом перекрестке, где главная дорога меняет направление, а поворачивающий (белый) автомобиль въезжает на перекресток по главной:

ДТП при повороте налево на неравнозначном перекрестке

Таким образом, решить вопрос с виновностью водителя поворачивающего автомобиля довольно просто. Если автомобиль поворачивал с главной дороги на нерегулируемом перекрестке, а встречный автомобиль ехал со второстепенной, то поворачивающий не виноват. В иных случаях водитель поворачивающего автомобиля является виновником ДТП и остается лишь разобраться с виновностью второго участника аварии.

Автомобиль, проезжающий прямо, в ДТП на перекрестке

Рассмотрим ситуации, в которых виновником ДТП может оказаться водитель автомобиля, который едет прямо через перекресток (на рисунках - красный автомобиль). Самые распространенные случаи:

1. Красный автомобиль въезжает на перекресток по второстепенной дороге, а поворачивающий автомобиль едет по главной.

2. Водитель красного автомобиля въезжает на регулируемый перекресток на запрещающий сигнал светофора (красный или желтый), либо на зеленую стрелку, включенную одновременно с основным красным сигналом светофора.

3. Водитель красного автомобиля превышает скорость хотя бы на 1 км/ч.

4. Водитель красного автомобиля, также как водитель белого, выполняет поворот налево или разворот.

5. Водитель красного автомобиля нарушает требования дорожных знаков или разметки, запрещающих движение. Например, едет прямо по полосе, из которой допускается только поворот налево.

Разбор ДТП при повороте на перекрестке

Выше в данной статье речь шла о том, кто из участников ДТП может оказаться его виновником. При этом важно понимать, что вина одного участника ДТП не снимает вину с другого участника.

Перейдем к разбору практических ситуаций:

Андрей управляет белым автомобилем и поворачивает налево на зеленый сигнал светофора. Происходит столкновение со встречным автомобилем.

В данном ДТП Андрей нарушил требования пункта 13.4 ПДД, то есть он в любом случае является виновником аварии.

Однако нужно разобраться с тем, виноват ли в аварии и второй участник. Для этого нужно узнать следующее:

  • на какой сигнал светофора ехал встречный автомобиль;
  • с какой скорость ехал встречный автомобиль;
  • в каком направлении хотел проехать встречный автомобиль (прямо, направо, налево);
  • нарушил ли встречный автомобиль требования дорожных знаков или разметки.

Если хотя бы по одному пункту удалось найти подтверждение того, что водитель встречного автомобиля нарушил правила, то этот водитель также может быть признан виновником ДТП.

Подводя итоги данной статьи нужно еще раз сказать о том, что в случае аварии при повороте налево на перекрестке водитель поворачивающей машины становится виновником ДТП почти во всех случаях. Поэтому при повороте налево внимательно следите за автомобилями, движущимися со встречного направления. И если Вы не уверены, что успеете завершить поворот, то подождите еще немного и пропустите встречных.

Если же ДТП все-таки произошло, то внимательно изучите обстоятельства ДТП и попытайтесь найти нарушения в действиях второго водителя. Это поможет хотя бы частично компенсировать стоимость ремонта за счет страховой компании.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 19 октября 2021
Раздел: Дорожно-транспортные происшествия
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
3 декабря 2021 20:49
Георгий-38

Здравствуйте!

Разберите, пожалуйста, следующие ситуации на перекрестке с 2 полосами в каждом направлении (на самом деле полос больше, но это не принципиально):

1. На основной зеленый авто-1 совершает разворот.

В поперечном направлении на зеленый в доп.секции при основном красном авто-2 поворачивает направо.

Кто кому должен уступить? Кто виноват при ДТП в зависимости от места, в котором произошло столкновение?

2. На основной зеленый авто-1 поворачивает налево. Навстречу ему также на основной зеленый авто-2 поворачивает направо, но ему необходимо попасть в левую полосу. Кто кому должен уступить при пересечении траекторий движения? Соответственно, кто виноват при возникновении ДТП?

PS В первой ситуации коллизия п.13.4 и п.13.5.

Во второй ситуации многие водители авто-2 почему-то уверены в своем преимуществе во всех случаях.

3 декабря 2021 21:56
GDW nik

Георгий-38, здравствуйте!

1. На основной зеленый авто-1 совершает разворот.

В поперечном направлении на зеленый в доп.секции при основном красном авто-2 поворачивает направо.

При развороте авто-1 обязан уступить ТС встречного направления. Авто-2 для него - не встречное, а "поперечное" направление. Значит, авто-1 имеет преимущество, авто-2 соблюдает п 13.5 ПДД, т.е. уступает дорогу.

2. На основной зеленый авто-1 поворачивает налево. Навстречу ему также на основной зеленый авто-2 поворачивает направо, но ему необходимо попасть в левую полосу. Кто кому должен уступить при пересечении траекторий движения? Соответственно, кто виноват при возникновении ДТП?

Авто-1 обязан уступить, т.е. обязан не создавать опасности для движения авто-2 (см. п 1.2 ПДД "уступить дорогу", "Опасность для движения"). Если это требование будет выполнено, то авто-2 без проблем займёт любую полосу при повороте направо. Значит, уступает авто-1.

9 декабря 2021 23:35
Максим

Георгий-38, здравствуйте.

1. Авто-2 должно уступить дорогу по пункту 13.5, авто-1 уступать дорогу не обязано.

2. Авто-1 обязано уступить дорогу по пункту 13.4, авто-2 нарушает требования пункта 8.6. То есть в случае столкновения виновником ДТП может быть признан любой из водителей, либо оба водителя одновременно.

Удачи на дорогах!

14 декабря 2021 02:29
Жанна-16

Максим, здравствуйте. Помогите разобраться. Ситуация такая. Федеральная трасса. Тёмное время суток. Неосвещенная дорога. Водитель грузовика (1) без включенных габаритов ( а в объяснении с залепленными грязью), но включенным поворотником, находится на полосе движения, пытается совершить маневр: поворот налево. Вывернул колеса налево и пропускает встречный идущий транспорт. Водитель легкового автомобиля (2), двигаясь со скоростью 80 км /час на ближнем свете ( так как встречный транспорт) поздно увидел стоящий грузовик, пытаясь избежать столкновения, совершает экстренное торможение и отворачивает вправо на обочину. Избежать столкновения не удаётся. Водитель 2 совершает наезд в правую сторону стоящего грузовика. Грузовик, по инерции (вывернуты колеса, плюс удар пришелся больше справа) вылетает на сторону встречного движения и совершает столкновение с автомобилем, двигавшимуся по полосе встречного движения.

Кто в данном случае виноват?

14 декабря 2021 15:42
Максим

Жанна-16, здравствуйте.

Неприятная ситуация.

1. Водитель грузовика должен был в темное время суток включить дальний или ближний свет фар (пункт 19.1 ПДД). Этот пункт сам по себе не требует, чтобы габаритные огни были включены. Поэтому в дополнение обратимся к Приложению N 3 к техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности колесных транспортных средств" (ТР ТС 018/2011)

1.9. Функциональная электрическая схема должна быть такой, чтобы передний и задний габаритные огни и фонарь освещения заднего регистрационного знака могли включаться и выключаться одновременно.

1.10. Функциональная электрическая схема должна быть такой, чтобы огни дальнего и ближнего света и передний противотуманный огонь могли включаться только в том случае, если включены также огни, указанные в пункте 1.9. Однако это условие не является обязательным для огней дальнего или ближнего света, если их световые сигналы предназначены для многократного и кратковременного включения и выключения дальнего или ближнего света или для кратковременного попеременного включения ближнего и дальнего света.

Этот пункт говорит о том, что технически ближний свет фар может быть включен только одновременно с габаритами. И, если у грузовика габариты не горели, то это либо нарушение пункта 19.1 (у него не были включены фары), либо внесение изменений в конструкцию автомобиля (изменение электрических схем подключения.

2. Водитель легкового автомобиля. Пункт 10.1 ПДД:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

В итоге степень вины каждого из участников должен определить суд.

Удачи на дорогах!

14 декабря 2021 16:59
Жанна-16

Максим, Спасибо за ответ. Можно в суде сослаться на пункт 3.3 главы lV Федерального закона о безопасности дорожного движения? Там вроде сказано о загрязнении осветительных приборов, что в случае возникновения ДТП водитель может быть признан виновным. И про вывернутые колеса. В ПДД такого правила нет, но я чётко помню, что выворачивать нельзя, пока все машины не пропустишь. Нас так учили инструктора. Что, если вдруг взади кто-то врежется, то по инерции надо вперед улететь, а не на встречную полосу. Может это где-то регламентировано? Заранее благодарю

17 декабря 2021 15:03
Максим

Жанна-16, пожалуйста, процитируйте пункт закона "О БДД", который Вы имеете в виду. В Главе IV довольно много статей, но ни в одной из них пункта 3.3 нет.

Правила не требуют, чтобы автомобили перед поворотом стояли с колесами, направленными прямо. В автошколах этому учат как раз на случай подобных ДТП и это, действительно, полезный навык. Однако нарушением повернутые колеса не являются.

Удачи на дорогах!

25 июня 2023 18:15
Владимир-568

Здравствуйте! Помогите разобраться в ситуации. В темное время суток на а/м калина поворачивал на перекрестке, где стоит знак "уступи дорогу" налево на главную дорогу. Завершив маневр я начал двигаться по своей полосе и в мой а/м въехал мотоцикл Кавасаки в левую сторону (капот, крыло, стекло лобовое), пострадал мотоциклист и мотоцикл. Инспектор ДПС обвинил меня, так как я был в шоке, подписал все бумаги не вдаваясь в детали.Оказывается в схеме ДТП я выехал на встречную полосу. Сейчас обнаружили видео, где я еду по своей стороне, а у мотоцикла не горит фара, а только поворотники. Написал ходатайство в ГИБДД о приобщении видео, но особого рвения с их стороны не увидел. Что меня ждет? У мотоциклиста нет страховки, мотоцикл на него не оформлен, у меня есть страховка.

30 июня 2023 00:31
Максим

Владимир-568, здравствуйте.

Рекомендую воспользоваться помощью грамотного адвоката, который поможет приобщить видео к материалам дела. Скорее всего именно от этого будет зависеть, кто и в какой степени в итоге окажется виноват в ДТП.

Если в ДТП посчитают виновным Вас, то Ваша страховая компания возместит ущерб мотоциклисту, а свой автомобиль придется ремонтировать за свой счет.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев