Выезд на перекресток при выключенной стрелке светофора

Светофор со стрелкой

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье будет рассмотрен вопрос, который довольно часто задают водители. Можно ли выезжать на перекресток, если на светофоре горит основной зеленый сигнал светофора, а стрелка в дополнительной секции выключена? Чаще всего речь идет о стрелке, регулирующей поворот налево.

При этом водитель планирует на основной зеленый сигнал выехать на пересечение проезжих частей, а завершить маневр он хочет лишь после того, как загорится стрелка в дополнительной секции. Рассмотрим данную ситуацию с точки зрения правил дорожного движения.

Поворот налево при выключенной стрелке

Выезд под выключенную стрелку

Для начала рассмотрим пункт 6.3 ПДД:

6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это не запрещено соответствующим дорожным знаком.

Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

Таким образом, если сигнал в дополнительной секции не горит, то движение в данном направлении запрещено. При этом не имеет значения, какой сигнал включен в основной секции светофора. Даже если в основной секции горит зеленый, повернуть в направлении выключенной стрелки нельзя.

Обратимся к пункту 6.13 ПДД:

6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:

  • на перекрестке - перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
  • перед железнодорожным переездом - в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
  • в других местах - перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.

Таким образом, выезд на пересечение проезжих при выключенной стрелке в нужном направлении является нарушением правил.

Штраф за проезд под выключенную стрелку светофора

Наказание накладывается по статье 12.12 КоАП и составляет:

  • 1 000 рублей при первом нарушении.
  • 5 000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев при повторном нарушении.

Хочу обратить внимание, что некоторые водители в свое оправдание начинают придумывать вот такие истории. Сначала я хотел проехать прямо под зеленый основной сигнал, однако на середине перекрестка передумал и решил повернуть налево. Поэтому водитель остановился, чтобы дождаться включения сигнала дополнительной секции.

Однако правила не дают водителю подобной вольности. Например, пункт 8.2 требует, чтобы сигнал поворота был включен заблаговременно до начала выполнения маневра. Так что водитель должен решить, в каком направлении он едет, еще до въезда на перекресток.

Обязывает ли стрелка повернуть?

Рассмотрим еще один популярный вопрос водителей. На перекрестке водитель планирует проехать прямо и занял более удобную для этого полосу (правую). После этого в дополнительной секции светофора загорелась стрелка, разрешающая поворот направо. Движение прямо запрещено. Обязан ли водитель повернуть направо? Ситуация усугубляется тем, что водители стоящих сзади автомобилей теряют контроль над собой и начинают сигналить.

Водитель не поворачивает при включенной стрелке

Если говорить коротко, то правила дорожного движения не обязывают водителя повернуть. Он может спокойно стоять и дожидаться разрешающего сигнала.

Примечание. В данной статье речь идет о перекрестках, на которых нет дополнительных знаков и разметки, запрещающих движение прямо из правой полосы. Если же такие знаки или разметка есть, то занимать правую полосу для движения прямо нельзя.

Знак 5.15.1

Тем не менее давайте разберемся, почему сигналят стоящие сзади водители. А для этого обратимся к тексту правил дорожного движения СССР, действовавших до 1 июля 1994 года:

14.8. На перекрестке, где движение регулируется светофором с дополнительной секцией, водитель, находящийся на полосе, с которой производится поворот, должен продолжить движение в направлении, указанном включенной стрелкой, если его остановка создаст помеху транспортным средствам, следующим за ним по той же полосе.

То есть ранее такое требование, действительно, было. Однако оно не действует более 20 лет. Так что если Вы остановились на перекрестке, а Вам сигналят, то имейте в виду, что водитель автомобиля сзади довольно опасен. Он не открывал правила дорожного движения как минимум 20 лет и от него можно ожидать всего, чего угодно.

Примечание. Похожее требование есть в ПДД Украины, которые действовали в Крыму до 2014 года. К сожалению далеко не все жители Крыма изучили ПДД РФ, поэтому на территории полуострова гораздо чаще можно встретить водителей, которые считают, что при включении стрелки автомобили обязаны поворачивать.

Ну а если у Вас есть какие-то вопросы по поводу проезда светофоров с дополнительными секциями, то напишите их в комментариях к статье.

Удачи на дорогах!

Автор: Максим Калашников
Последнее обновление: 6 апреля 2018
Читать все комментарии
5 апреля 2018 17:02
Den-4

А если лампочка перегорела и боковая секция не горит, то повернуть на право, например, не получится совсем?

5 апреля 2018 17:17
Татьяна-140

п.6,3 "Даже если в основной секции горит зеленый, повернуть в направлении выключенной стрелки нельзя" - как же так?, а если стрелка сломана? Основной свет зеленый, как и везде, поворачиваешь, убедившись что нет помех и пропустив встречный автомобиль, тем более что полоса может вообще свободна...

5 апреля 2018 18:48
Виктор-123

добрый вечер, я понял ситуацию так. ... я стою под стрелкой направо, но мне нужно прямо, мои действия каковы? ...дожаться основного зеленого и проехать прямо?

6 апреля 2018 09:23
tref

Если на основном светофоре нет контурных стрелок,как узнать должен водитель,что налево,направо движение регулируется дополнительной секцией? Без контурных стрелок повернуть можно на основной сигнал!

6 апреля 2018 11:48
Игорь-7

Здравствуйте!

На верхнем рисунке на основной сигнал светофора не нанесена контурная стрелка, свидетельствующая о наличии допсекции, соответственно перекресток можно проезжать по правилу отсутствия допсекции. К тому же ночью выключенную допсекцию вообще не видно, а днем при выключенной не понятно на какое направление она распространяется.

6 апреля 2018 12:58
vektorv

Это откуда за два дня вас столько повылазило?)

Нисколько не хочется повторять одно и то же, что вы неправы, приводя требование ПДД и ГОСТ, или пересказывая указанную статью)

6 апреля 2018 17:53
Максим

Stepik, спасибо за замечание, дополнение внесено в статью.

Удачи на дорогах!

6 апреля 2018 17:58
Максим

Светлана, tref, Игорь:

Пункт 6.3 ПДД:

Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

То есть выключенная стрелка в любом случае запрещает движение. Не зависимо от того, есть ли в основной секции черная контурная стрелка.

Вы говорите про пункт 6.4 ПДД:

6.4. Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка (стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Обратите внимание, если стрелка есть, то она информирует водителей. Однако данная формулировка не означает того, что отсутствие черной контурной стрелки гарантирует отсутствие дополнительной секции.

Удачи на дорогах!

6 апреля 2018 18:00
Максим

Den, Татьяна, если любая лампочка светофора перегорела, то следует позвонить в ГИБДД и сообщить им о неисправном светофоре.

На практике, если Вы уверены, что проблема именно в перегоревшей лампочке, то воспользуйтесь сигналами дублирующего светофора, где все лампочки работают.

Удачи на дорогах!

6 апреля 2018 18:02
Максим

Виктор, здравствуйте.

Все верно. Обратите внимание, речь идет о перекрестках, где нет знаков и разметки, запрещающих движение прямо из правой полосы.

Удачи на дорогах!

8 апреля 2018 22:34
Светлана-107

в условиях недостаточной видимости (туман, ливень...) Вы наоборот, вначале высветите фарами доп.секцию на белом фоне, и только потом, подъезжая ближе, может быть и разглядите стрелку на основном сигнале.

А если стрелка выключена, что я смогу разглядеть? И откуда я узнаю, в каком направлении мне разрешено?

На дополнительной секции стрелка может указывать любое направление, например, бывает так

Согласно пункта 6.4., если контурной стрелки нет, то меня ничто не информирует о том, что есть иное разрешённое направление для движения. И в таком случае, если за выезд на перекрёсток при выключенной стрелке в дополнительной секции инспектор выпишет протокол о нарушении, это легко обжалуется в суде. Прецедентов полно.

8 апреля 2018 22:44
Светлана-107

добрый вечер, я понял ситуацию так. ... я стою под стрелкой направо, но мне нужно прямо, мои действия каковы? ...дожаться основного зеленого и проехать прямо?

Зависит от вида светофора.

Если основной сигнал красный, и горит дополнительная секция, то движение разрешено только в том направлении, которое указывает стрелка на дополнительной секции. В этом случае действительно, если Вам необходимо двигаться прямо, надо дождаться включения основного зелёного сигнала.

Если же светофоры установлены над каждой полосой для движения, выполняющие функцию регулирования движения по полосам, то стоя под светофором со стрелкой направо, Вам можно ехать только направо, поскольку в этой ситуации больше никаких сигналов не появится.

9 апреля 2018 09:00
vektorv

А если стрелка выключена, что я смогу разглядеть? И откуда я узнаю, в каком направлении мне разрешено?

На дополнительной секции стрелка может указывать любое направление, например, бывает так ...

Согласно пункта 6.4., если контурной стрелки нет, то меня ничто не информирует о том, что есть иное разрешённое направление для движения.

И что Вам непонятно на данном рисунке? Если включится только основной зеленый (допустим без нарисованных стрелок), Вы можете двигаться во всех направлениях, кроме направо, потому как справа установлена доп.секция. Но направо и двигаться-то некуда, а когда там включится стрелка "прямо" (при выключенном основном), Вы увидите, что Вам позволено двигаться прямо, уступив всем на своем направлении.

И в таком случае, если за выезд на перекрёсток при выключенной стрелке в дополнительной секции инспектор выпишет протокол о нарушении, это легко обжалуется в суде. Прецедентов полно.

Ну для данного перекрестка конечно же никто ничего выписывать не будет!)

А для остальных перекрестков, дайте ссылочку на пару-тройку таких "легко обжалованных прецедентов".

1 июня 2018 19:13
Михаилш

На регулируемом перекрёстке поворачивал налево. Движение начал когда загорелся одновременно зелёный основной и зелёная левая стрелка. Выехал на перекрёсток, пропускаю движущихся прямо, основной зелёный погас, стрелка продолжала гореть, а потом тоже погасла. Считая, что мне должны были дать закончить поворот, стал выезжать и столкнулся с авто с поперечного направления. Он утверждает, что виноват я, что я при выезде должен был занять крайнюю левую полосу (а он ехал по средней). Этой полосой там выделены трамвайные пути. Кто прав? Можно ли менять полосу при движении в пределах перекрёстка?

1 июня 2018 20:32
Максим

Михаилш, пункт 13.8 ПДД:

13.8. При включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления.

Именно его нарушил водитель второго автомобиля.

Что касается Вас, то при повороте налево Вы могли занять любую попутную полосу движения на выезде с перекрестка.

Удачи на дорогах!

23 июля 2018 08:22
Сергей-605

почему выезд на перекресток под основной зелёный в средней полосе, перестроение в левую полосу (на перекрестке не запрещены) и ожидание стрелки налево является нарушением? какой пункт пдд нарушен?

23 июля 2018 08:47
vektorv

Сергей-605, даже при отсутствии знаков движения по полосам, подъезжая к перекрестку:

ПДД. п.8.5. Перед поворотом направо, налево или разворотом водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении...

10 августа 2018 05:26
slami

Добрый день, вроде подходящая тема для вопроса. Имеем дорогу с 2 полосами в попутном направлении, знаки направления движения не установлены, на светофоре есть дополнительная секция поворота налево. Если стрелка налево не горит можно ли занять левую полосу для проезда прямо, если она свободна? И какими правилами это регламентируется? Спасибо.

10 августа 2018 08:32
vektorv

slami,

занять то можно (в описанном случае ПДД этого не запрещают), только если после красного загорит не основной зелёный, а стрелка влево - Вы воспрепятствуете повороту налево подъехавшим сзади, создавая пробку и слыша сзади сигналы с кучей нелицеприятных слов в свой адрес.

10 августа 2018 08:42
slami

Стрелка загорается одновременно с основным зеленым светом и через некоторое время гаснет, основной зеленый продолжает гореть. Мне собственно интересно могу ли я в это время проехать прямо по данной полосе включая тот момент когда стрелка гаснет, но полоса еще никем не занята для поворота.

10 августа 2018 09:34
vektorv

Стрелка загорается одновременно с основным зеленым светом и через некоторое время гаснет, основной зеленый продолжает гореть. Мне собственно интересно могу ли я в это время проехать прямо по данной полосе включая тот момент когда стрелка гаснет, но полоса еще никем не занята для поворота.

Можете.

10 августа 2018 20:45
GDW nik

В плане любой попутной полосы всегда есть движение прямо. Если знаками или разметкой не предписано иное.

11 октября 2018 00:18
Владимир-321

В ночное время в райне 00:00, основной светофор горел зелёным, доп секция не подсвечена, плохо видна, темно. Повернул вправо. Выписали проезд на красный. Имели ли право? В ночное время можно движение если не создаёшь помеху. Или отменили это правило?

11 октября 2018 08:26
vektorv

А она и не должна быть подсвечена, Вы её сами ещё издали светом своих фар высвечиваете на фоне установленного сзади белого листа.

Раз есть нарушение - получите штраф. В следующий раз будьте повнимательней.

Первый раз слышу о таком "правиле", ничего подобного в Правилах нет и наверняка не было)

11 октября 2018 10:43
Олег-77

В ночное время в райне 00:00, основной светофор горел зелёным, доп секция не подсвечена, плохо видна, темно. Повернул вправо. Выписали проезд на красный. Имели ли право?

На основном зелёном стрелка есть?

24 декабря 2018 16:52
Аскер

На перекрестке организовано движения светофорного объекта с дополнительной секцией на право и налево. две средние полосы прямо. я находясь в направлении прямо при запрещающем сигнале светофора, основного "Прямо" начал двигать на дополнительную секцию налево , либо направо. является ли мое нарушение нарушением проезда на запрещающий сигнал светофора или я нарушаю требования дорожной разметки либо нарушения транспортных средств на проезжей части дороги. Спасибо

25 декабря 2018 17:39
Максим

Аскер, Вы начали движение и повернули, или Вы начали движение и остановились на перекрестке, чтобы потом проехать прямо?

23 января 2019 11:18
Наталия-36

Движение по полосам.

С левого ряда - только налево, со второго - налево и прямо. Есть светофор с доп.секцией налево и стрелкой прямо в основном сигнале.

Вопрос? Если я стою во втором ряду и хочу повернуть налево при ВЫКЛЮЧЕННОЙ доп.секции создается ли помеха другим? И могу ли я стоять, ожидая разрешающего мне сигнала (доп.секция)?

23 января 2019 13:32
GDW nik

Можете. Создать помеху возможно только ТС, имеющему преимущество перед Вами. Выделенные термины смотрите в п 1.2 ПДД.

ТС, двигающиеся прямо во втором ряду преимущества перед Вами не имеют и Вам создать им помеху невозможно.

1 февраля 2019 13:41
Вячеслав-100

Поворот налево при выключенной стрелке.

Не согласен, что выключенная стрелка является запрещающими сигналом светофора. Очень часто на многих перекрёстках стрелка прямо и налево загораются одновременно. Если прямо загорелся зелёный, а налево не горит, то логично предположить, что стрелка просто не работает, невозможно знать как работают все перекрёстки в стране. Запрещающий сигнал должен быть красной стрелкой.

2 февраля 2019 06:32
wowick

Рекомендую вспомнить, что если стрелка горит одновременно с основным зеленым, то вас все должны пропускать при движении под стрелку, поэтому поворачивайте налево даже при не работающей стрелке, и не смотрите, что там движется встречный транспорт! Они все не знают ПДД и они вам обязаны уступить! Даже если не уступают, вы всё равно езжайте!

9 февраля 2019 04:38
Павел-143

Стоял на перекрёстке в полосе для движения налево, в тот момент когда загорелся основной зелёный машинально начал движение, но остановился через 3 метра, тоесть на пересечение полос не выехал, но полностью проехал стоп линию) какой штраф грозит, стоп линия или проезд на красный?

9 февраля 2019 10:02
GDW nik

Раз так, то стоп-линия. 800 р.

12 марта 2019 09:56
Андрей-462

А нельзя разрешить выезд на перекресток при не горящей стрелке но зеленом основном,в основном речь идет поворот на лево,т.к.при загорании стрелки проезжает всего две три машины стрелка горит 15 секунд,а с выездом проезжало бы 5,6 машин и меньше была бы пробка.или вообще убрать их а оставить загорания запрещающего светофора встречного движения раньше на те же 15 секунд как это сделано на других перекрестков но их немного.кому я могу обратится с этим предложением.многие водители меня поддержат если сделать опрос в разных регионах.

12 марта 2019 22:24
Keeper_Riff

А нельзя разрешить выезд на перекресток при не горящей стрелке но зеленом основном,в основном речь идет поворот на лево

Нельзя, потому что следующей фазой после зелёного прямо может быть зелёный поперечному направлению или стрелка налево для встречного направления. И выехавшие на перекрёсток там застрянут, мешая остальным. Ходатайствовать надо об увеличении длительности фазы зелёной стрелки налево, если её не хватает. Правда, нужно быть готовым к тому, что левый поворот на этом перекрёстке запретят совсем.

3 мая 2019 19:32
Вячеслав-113

Здравствуйте моя ситуация такая мне нужно повернуть на право загорается основной сигнал светофора на нем стрелки прямо и на лево я выехал не дождавшись доп стрелки 1 секунду затем загорается стрелка и я повернул на право никому не мешая...12. 12 статья или все таки нет?

3 мая 2019 22:08
Максим

Вячеслав, здравствуйте.

Пункт 6.3 ПДД:

Выключенный сигнал дополнительной секции или включенный световой сигнал красного цвета ее контура означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.

То есть при начале движение под выключенную стрелку водитель получит штраф по статье 12.12 КоАП (за проезд на запрещающий сигнал светофора).

Удачи на дорогах!

26 мая 2019 12:59
Марат

Здравствуйте! Такая ситуация, выехал за линии при включении зеленого основного светофора, но не обратил внимание на стрелку. После того как тронулся и проехал за линию, я остановился и ждал дополнительной секции. Пришел штраф на сумму 5000 руб. за проезд на запрещенный сигнал светофора. Могу ли я оспорить данное решение в пользу проезда за стоп линию?

29 мая 2019 18:20
Алексей-531

2 полосы попутные 2 полосы встречные

Наверху висит 1 светофор без стрелок

Поворот налево.

Слева, после поворота, установлен светофор с левой стрелкой.

Поворот налево, по зеленому сигналу верхнего светофора, пропуская встречку, возможен или ждать стрелку.

По правилам основной светофор разрешает поворот, а зеленая стрелка на дополнительном означает Ваше преимущество в движении.

31 мая 2019 13:26
Максим

Марат, здравствуйте.

Если Вы проехали не далеко, то имеет смысл попробовать оспорить штраф.

Удачи на дорогах!

31 мая 2019 13:27
Максим

Алексей, приложите схему указанного перекрестка или ссылку на его панораму.

Удачи на дорогах!

31 мая 2019 16:59
Алексей-531

Ссылку на яндекс панораму вставить не удалось.

образец 1 - 55.414949, 37.193441

образец 2 - 55.347606, 37.451850

3 июня 2019 22:28
Максим

Алексей, в данном случае в Вашем направлении есть 3 светофора:

1. Справа от дороги (с дополнительной секцией).

2. Слева от дороги за перекрестком (с дополнительной секцией).

3. Над дорогой (без дополнительной секции).

То есть поворот при выключенной дополнительной секции будет нарушением правил.

Что касается самой схемы организации движения, то она вызывает вопросы. Светофор с круглыми сигналами, расположенный над проезжей частью, вводит водителей в заблуждение. Рекомендую Вам по данному вопросу обратиться в ГИБДД (письменно) с просьбой исправить ситуацию.

Удачи на дорогах!

10 июня 2019 10:42
Алексей-531

1- при размещении светофорных объектов проводится серьезное исследование трафика, места, расположения .... и соответственно согласование в ГИБДД. Если светофоры установлены по такой схеме(и не в одном месте) значит так и должно быть.

2 Светофор расположенный над проезжей частью виден из далека и всем участникам движения. Боковые светофоры играют вспомогательную роль и могут быть закрыты от просмотра проезжающим транспортом, не вовремя вырубленной растительностью и т.д. Следовательно, светофор над проезжей часью надо признать основным и действовать в соответствии с его указаниями. Включение зеленой стрелки на дополнительных светофорах обозначает преимущество движения в данном направлении.

Дополнительно следует отметить, что на данном светофоре (очевидно специально) не нанесены контурные черные стрелки(п.6.4 ПДД), следовательно движение на данном перекрестке должно проходить в соответствии с п.6.2 ПДД, по которому разрешается движение(если нет помехи в виде встречного транспорта).

Малый период действия левой стрелки (10-15сек) на упоминаемых светофорных объектах дополнительно указывает на правильность трактовки.

Удачи на дорогах!

Алексей.

11 июня 2019 18:56
GDW nik

В ГОСТе нет терминов "вспомогательный", "боковой". Есть основной и дублирующий, т.е. его функция - дублировать (копировать). И похоже они должны быть как две капли воды - иначе копирования не выйдет.

27 июня 2019 14:21
Алексей-531

Вчера ближе к темноте проезжал этот перекресток.

Зеленый свет светодиодных светофоров светит так, что о наличии дополнительных стрелок и не догадаешься.

8 июля 2019 22:48
Сергей-780

Допустим, еду я впервые по какой-то дороге, по пути перекресток и мне нужно налево. светофор без нанесенных контурных стрелок на нем, просто кругляши. Дополнительную секцию налево поставили, но не подключили, что делать в такой ситуации? Стоять на стоп-линии, пока не отмигают своё, зеленый и желтый свет и выехать на красный так и не дождавшись своей секции? Просто любопытно, что делать в такой ситуации)

9 июля 2019 19:35
Максим

Сергей, имеет смысл проехать через перекресток прямо, развернуться и затем повернуть направо. Это гарантированно убережет Вас от штрафа.

Имейте в виду, что бывают перекрестки, где дополнительная секция загорается 1 раз в несколько циклов (например, раз в 3 цикла), то есть очень редко. Так что водитель не может быть уверен в том, что секция не работает, не простояв на перекрестке как минимум 10 минут.

Удачи на дорогах!

Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев