Обязан ли автобус останавливаться на каждой остановке?
Добрый день, уважаемый читатель.
Каждый пассажир, который регулярно пользуется общественным транспортом, хотя бы раз сталкивался с ситуацией, когда автобус проехал мимо остановки и не остановился. При этом пассажиры не смогли зайти или выйти в нужном месте.
Причем речь идет не только об автобусах в общем понимании (больших автобусах), но и о маршрутных такси (маленьких автобусах) и о троллейбусах.
Разберемся, обязан ли водитель автобуса останавливаться на каждой обозначенной остановке маршрута.
- Должен ли автобус останавливаться на каждой остановке?
- Как узнать, является ли остановка обязательной?
Должен ли автобус останавливаться на каждой остановке?
В первую очередь обратимся к статье 19 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта":
3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
4. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
5. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для следования из начального и конечного остановочных пунктов по маршруту регулярных перевозок. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров осуществляются в начальном и конечном остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, а также по требованию пассажиров.
Пункт 3 говорит о том, что возможны 2 варианта перевозок:
- с посадкой пассажиров только на остановочных пунктах;
- с посадкой пассажиров в любом месте на маршруте.
Пункт 4 говорит о том, что в первом случае (при посадке только на остановках) на маршруте кроме обычных остановок могут быть предусмотрены остановки по требованию. Такие остановки автобус может проигнорировать.
Пункт 5 говорит о том, что во втором случае (при посадке в любом месте) все остановки на маршруте являются остановками по требованию.
Таким образом, автобус обязан остановиться на остановке только в том случае, если одновременно выполняются 2 условия:
- маршрут предусматривает остановку только на остановочных пунктах;
- выбранная остановка на маршруте является обычной, а не остановкой по требованию.
Получается, что нельзя говорить о том, что каждый автобус обязан останавливаться на каждой остановке.
Как узнать, является ли остановка обязательной?
Чтобы проверить, является ли остановка обязательной для выбранного маршрута автобуса, нужно сделать следующее:
- найти документ, в котором утвержден необходимый маршрут;
- проверить, что сам маршрут предусматривает посадку пассажиров только на остановках;
- проверить, что нужная остановка есть в маршруте и она не является остановкой по требованию.
Рассмотрим на примере, как найти такую информацию. Предположим, что нас интересует маршрут автобуса №17 в городе Рязань.
1. На сайте Администрации города Рязани найдем документ, который называется "Реестр маршрутов регулярных перевозок муниципального образования - городской округ город Рязань Рязанской области".
2. Документ содержит таблицу с различными маршрутами автобусов. Найдем в этой таблице маршрут номер 17:
Регистрационный номер маршрута | Порядковый номер маршрута | Наименование маршрута | Наименования промежуточных остановочных пунктов | Наименования улиц, автомобильных дорог, по которым предполагается движение ТС | Протяженность маршрута (км.) | Порядок посадки и высадки пассажиров | Вид регулярных перевозок | Виды ТС и классы ТС, которые используются для перевозок по маршруту, максимальное количество ТС каждого класса | Экологические характеристики ТС, используемых для перевозок по маршруту | Дата начала осуществления регулярных перевозок | Наименования, место нахождения юр. лица, ФИО индивидуального предпринимателя, осуществляющих перевозки по маршруту |
15 | № 17 | "ДПР-5 – пос. Семчино – Недостоево" | * | ** | 28,13 (26,27) | в каждом остановочном пункте | по регулируемым тарифам | Автобус средний, большой, особо большой класс – 30 ед. | - | 2007 | Муниципальное унитарное предприятие города Рязани "Управление Рязанского троллейбуса" 390005, г. Рязань, ул. Дзержинского, 21 |
* ДПР-5, Песоченская ул., Дубовая роща, Новоселов, 60, Новоселов, 54, Сбербанк, (в прямом направлении ЦТ Октябрьский, ул. Зубковой, 23, Молодежный городок, ул. Тимакова), (в обратном направлении Городская больница № 11, Стоматологическая поликлиника, Шереметьево), Кинотеатр Октябрь, ул. Новоселов, ул. Советской Армии, Касимовское шоссе, Кальное, Гражданская ул., Автобусный парк, Автошкола ДОСААФ, ул. Циолковского, Театральная пл., (в обратном направлении ТЦ Атрон-Сити), Памятник Павлову, (в прямом направлении Цирк), (в обратном направлении Библиотека им. Горького), пл. Ленина, Дом художника, Магазин Фаворит, (в прямом направлении Гипермаркет Лента (Борки), Борковской карьер, ул. Бирюзова, Интернациональная ул,, 23, Муниципальный рынок, 3-й квартал, Аптека, Школа, Больничный комплекс, Телезавод, (в обратном направлении Дачная ул.), (в прямом направлении Трехреченская ул., ул. Свободы), (в обратном направлении Семчинская ул., д.11), пос. Семчино, (в прямом направлении Телезавод), ГПТУ, (в прямом направлении По требованию (Интернациональная ул.), Завод ТКПО, Дягилевская ТЭЦ, Комбайновый завод, ул. Сельских Строителей, 1в, ул. Сельских Строителей, 2, Недостоево
** Песоченская ул., Шереметьевская ул., ул. Новоселов, ул. Зубковой, ул. Тимакова, ул. Новоселов, ул. Советской Армии, Касимовское ш., Новая ул., ул. Циолковского, ул. Ленина, Соборная ул., Первомайский пр-кт, ул. Каширина, 12-й р-н п. Борки, Северная Окружная дор., ул. Бирюзова, Интернациональная ул., Семчинская ул., Промышленная ул., ул. Сельских Строителей
3. В первую очередь обратим внимание на столбец 7 таблицы "Порядок посадки и высадки пассажиров". Напротив маршрута №17 в этом столбце указано "в каждом остановочном пункте". То есть автобус может останавливаться только на остановках, указанных в столбце 4. В других местах остановки запрещены.
4. Изучим столбец №4 (сноска "*") "Наименования промежуточных остановочных пунктов". Оказывается, что у маршрута №17 есть только одна остановка по требованию - "Интернациональная ул.". Прочие остановки являются обязательными и водитель не должен их игнорировать.
По аналогии с приведенным выше примером Вы можете найти информацию по интересующему Вас маршруту.
В заключение хочу отметить, что в отличие от высадки пассажиров в неположенном месте, КоАП РФ не предусматривает специального наказания для водителя автобуса, который по каким-то причинам проигнорировал обязательную остановку и не остановился на ней. То есть единое для РФ наказание не предусмотрено и можно попытаться лишь найти штрафы в региональных нормативных документах.
Тем не менее, если Вы пострадали из-за того, что водитель не остановился, и Вы хотите исключить подобные ситуации в будущем, то в первую очередь напишите жалобу работодателю этого водителя (в транспортное предприятие). Организация в любом случае заинтересована в том, чтобы водитель перевозил всех пассажиров, а пассажиры были довольны качеством услуг, поэтому с водителем, как минимум, проведут разъяснительную беседу.
Удачи на дорогах!






Периодически езжу на межмуниципальном транспорте, до моей остановки билет стоит 30 рублей, до следующий 7 руб, обычно покупаю билет за 7 рублей и выхожу на своей остановке. Сегодня был конфликт, кондуктор посчитала, что я ищу выгоду(а я действительно ее ищу), поэтому на моей остановке они мне не откроют дверь, так как я купила билет до следующей. Кто прав? К статьи если никто не выходит, то автобус не делает остановки.
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ (ред. от 21.11.2022) "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023)
Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа
4. ...Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров.
====
Остановиться обязаны, а вот открывать двери - нет.
- чем дальше едешь, тем дешевле...до моей остановки билет стоит 30 рублей, до следующий 7 руб,
Всё как-то странно у вас...
Согласна, что странно. У предыдущего перевозчика, до 1 марта 2023 года, все было логично. С 1 марта в Тульской области подорожал проезд
и в автобусе повесили объявление, что стоимость проезда в муниципальном транспорте 30 рублей, а в межмуниципальном в зависимости от количества километров, но там дешево. У нас маленький рабочий поселок районного значения и автобусов курсирующих по поселку нет, а какие есть автобусы они ездят в в другие муниципальные образования и делают две остановки по поселку в разных направлениях. Я не могу понять, может ли один и тот же автобус быть муниципальным и межмуниципальным, так как я поняла, что от этого зависит цена.
Я не могу понять, может ли один и тот же автобус быть муниципальным и межмуниципальным
В ракурсе вашего вопроса пассажирские виды сообщения бывают:
= городские - это в пределах административных границ города (посёлка);
= пригородные - это перевозки в пределах пригородной зоны;
= междугородние и т.д.
Более подробно - см. ст.4 указанного выше "Устава....".
Но это совершенно слабо касается цены проезда.
- а вот это уже важно для цены вопроса. Тарифы на проезд предлагает нанятый местной властью перевозчик, а утверждают или муниципальные власти, или районные, или областные.муниципальным и межмуниципальным
В вашем случае - скорее всего районные.
Но вопрос ваш был не в этом., а что вам посоветовать - я не знаю.
Предполагаю, что в вашем маленьком рабочем посёлке все друг друга знают в лицо по именам и скандалить с кондуктором каждый раз вам не хочется.
Если бы это было в большом городе, я бы посоветовал вам официальным письмом обратиться в департамент городского транспорта с конкретным обезличенным вопросом типа так:
"Могу ли я на общественном маршрутном транспортном средстве, оплатив проезд по тарифу до точки =А=, выйти из автобуса на предыдущей остановке =Б=?"
Получив ответ, распечатать его и каждый раз "тыкать эту бумажку в любимого кондуктора".
Думаю, что так вы делать не будете. К тому же, такое обращение к властям вашего маленького рабочего посёлка спровоцирует их быстренько пересмотреть нелепые тарифы перевозок в правильную сторону. И перевозчик с увеличением стоимости проезда возражать не будет.
А позиция кондуктора и водителя понятна - у них от выручки на маршруте, скорее всего, ежеквартальная премия зависит.