Нет улицы — нет запрета парковки!

На небольшом междворовом проезде между домами 8 и 10 по Верхней Красносельской улице Москвы развернуто настоящее сражение против сомнительной инициативы Дептранса Правительства Москвы "Дворы без машин".

Впрочем, началось оно еще зимой 2015 года. Тогда автомобилистов четырех домов 8, 10, 10к2, 10к7А по Верхней Красносельской улице впервые осчастливили 23 знаками — одним 3.28, остальными 3.27 с полным запретом остановить авто у своих подъездов.

Что ж поделимся своей историей. Надеемся, все, что мы сделали и делаем для восстановления порядка, пригодится многим автовладельцам.

Содержание статьи:

Установка и демонтаж знаков в 2015 году

Тогда мы, возмущенные граждане, тут же напомнили Правительству Москвы и его Департаменту транспорта главную правовую норму. Знаки 3.27 — 3.30 все как один могут стоять только на дороге. А ее-то на нашей локации как не было, так и нет. Цитирую, раздел 3 Приложения 1 к ПДД:

Действие знаков 3.10, 3.27 - 3.30 распространяется только на ту сторону дороги, на которой они установлены.

Знак 3.27 Остановка запрещенаЗнак 3.28 Стоянка запрещенаЗнак 3.29 Стоянка запрещена по нечетным числам месяцаЗнак 3.30 Стоянка запрещена по четным числам месяца

На картах начала ХХ века у нас значился безымянный проѣздъ къ грузовой станцiи Сѣвернаго вокзала (ныне Ярославский). Однако улицей он с тех пор так и не стал. Ведь по градостроительным нормам при двусторонней застройке какая ни есть улочка должна иметь полноценные тротуары от 2,5 м шириной. Причем, по обеим сторонам, а вовсе не 1—1,5 м с одной, как ныне. Но вот только при их устройстве ширина ее самой окажется меньше допустимого нормативами СП 42.13330.2016 6-метрового минимума. Поэтому улицу тут не могли, да и не могут учредить.

Был и еще один интересный нюанс — знаки запрета парковки установили у нас по документации на Красносельском тупике. Ну, так авторы попытались соблюсти (вернее обойти) раздел 3 Приложения 1 к ПДД. Даже адресные указатели на домах повесили "Красносельский тупик". Не провисели они, правда, и двух часов. Пришлось нам напомнить исполнителям, что один тупик с таким названием уже есть в 400 метрах отсюда, а новое название не должно повторяться на карте города. Так велит Закон г. Москвы от 8 октября 1997 г. N 40—70 "О наименовании территориальных единиц, улиц, элементов планировочной структуры и станций метрополитена города Москвы".

Только эти указатели и видели!

Свои требования по демонтажу знаков мы поместили на тогда еще живой портал "Сердитый гражданин". А сердитый гражданин сам уже переправил их по нужным адресатам, в Дептранс в том числе. И в конце октября 2015 года Дептранс согласился с нами. Нам сообщили, что, раз Красносельский тупик не входит в улично-дорожную сеть (УДС) Москвы, знаки ограничения парковки на нем будут демонтированы.

Вроде бы победа. Но нас это не совсем устроило. При наличии названия мы оставались-таки у них на заметке улицей. Потребовали исправить, а сами непрошенные знаки задрапировали черным с пометкой "К демонтажу!". Наконец из Дептранса поступило старшему по дому 10 искомое послание за подписью зама руководителя Дептранса с сообщением о демонтаже знаков:

Ответ департамента транспорта

Через год дворовые знаки 3.27 и 8.24 на тех же основаниях демонтировали и жители дома 1 по соседнему Малому Краснопрудному тупику. А в 2023 избавились от своих ненужных 3.28 и автомобилисты Большого Краснопрудного тупика. Там они, кстати, вовсе и не были дворовыми:

Схемы установки знаков

А в 2016 году между нашими домами Дептранс учредил "Жилую зону", установив по ее границам соответствующие знаки 5.21 и 5.22.

Повторная установка запрещающих знаков в 2024 году

И вот 13 марта 2024 года практически тот же набор из 23 знаков, что и 9 лет назад, был водружен между нашими домами повторно. Более того, знаки 3.27 и 8.24 появились на въездах во дворы дома 8 и 10к2.

Открываем раздел новых запрещающих дорожных знаков официального сайта Центра организации дорожного движения (ЦОДД). И, ба! У нас снова (Лже)Красносельский тупик! В ЦОДДе не только не забыли, что таковой уже существует, но и поместили на одной странице официального сайта два "Красносельских тупика" — подлинный и мнимый наш. Пришлось напомнить авторам и о Законе г. Москвы от 8 октября 1997 г. № 40—70, и о наличие рядом оригинального тупика, и о статье 292 УК РФ "Служебный подлог" — с крупными штрафами и аж до 4 лет отсидки.

Задействовали также Отдел дорожного надзора Полка ГИБДД УВД по ЦАО ГУ МВД России по г. Москве и Прокуратуру города. Так рекомендовал заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству.

В ГИБДД сделали вид, что о требованиях раздела 3 Приложения 1 к ПДД ничего не знают. Да, неужели?! Знают! В зеленоградском отделе ГИБДД давно пояснили, что установленные во дворах дорожные знаки не имеют никакой юридической силы и предъявить водителям какие-либо штрафные санкции за их несоблюдение автоинспекторы не могут. В связи с этим в ОГИБДД сделали единственно возможный вывод — действия тех, кто вывешивает такие знаки во дворах, неправомерны.

Прокуратура же и вовсе отфутболила наше обращение в Дептранс, а тот в ЦОДД — оба в строгом несоответствии с запретом пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Так что, друзья, не тратьте время на эти инстанции. В Прокуратуру г. Москвы лучше сообщать о незаконных эвакуациях со снимками и нагрудными номерами сотрудников.

Всю прошлую весну и начало осени наш Лжекрасносельский тупик регулярно навещали эвакуаторы, забирая нарушавшие криминальные (по ст. 292 УК РФ) знаки машины. Тут хотя бы одному автовладельцу оспорить подпадавшие под статью 166 УК РФ деяния инспекторов Московской административной дорожной инспекции (МАДИ)! Кстати, в полиции ее ласково именуют "частной лавочкой". Если не в первой инстанции, то в последующих судьи ставят зарвавшихся инспекторов на место. Таких смельчаков, увы, не нашлось. А зря!

Но тут нам, да и читателям ПДД Мастер на выручку пришла некая К. из Санкт-Петербурга.

Гражданка К. обратилась в суд с жалобой на постановление Комитета по транспорту г. Санкт-Петербурга от 7 августа 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 12.16 КоАП РФ. В соответствии с данным постановлением К. как собственник транспортного средства была привлечена к административной ответственности за нарушение требования, предписанного запрещающим дорожным знаком 3.27 "Остановка запрещена", с назначением административного штрафа.

В ходе рассмотрения жалобы Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга установил, что участок местности, на котором был припаркован принадлежащий К. автомобиль, представлял собой покрытый асфальтом участок, расположенный рядом с медицинским центром, и был отделен от проезжей части бордюрным камнем, заниженным до ее уровня. Это позволяло водителю считать, что это пространство предназначено именно для остановки и стоянки ТС и на него не распространяется действие запрещающего дорожного знака, относящегося исключительно к проезжей части. Вследствие этого К. полагала, что ее привлечение к административной ответственности является незаконным, поскольку установленный перед указанным участком запрещающий дорожный знак 3.27 во взаимосвязи с иными положениями ПДД не препятствовал произвести остановку (стоянку) ТС на въезде (боковом проезде) на внутриквартальную территорию, не подпадающем под действие этого знака.

Приморский районный суд г. Санкт-Петербурга обратился в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия этих нормативных положений конституционным критериям, предъявляемым к правовому регулированию.

В своем Определении № 1758-О от 09 июля 2024 года Конституционный суд РФ констатировал, что действующим нормативным регулированием предусмотрен прямой запрет на остановку и стоянку транспортных средств в зоне действия запрещающего дорожного знака 3.27 на той стороне дороги (на всех ее элементах, но не на прилегающей территории)...

В Определении КС РФ подчеркивается: ПДД устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации; а другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на содержащихся в них требованиях и не противоречить им (пункт 1.1 ПДД).

Конституционный Суд РФ отверг сомнения Приморский районного суда г. Санкт-Петербурга, будто статьи 2, 18, 22 (часть 1), 46, 53 и 55 (части 2 и 3) положений раздела 3 приложения 1 к Правилам дорожного движения позволяют произвольно распространять действие запрещающего дорожного знака 3.27 на прилегающую к проезжей части дороги территорию, на которой допускается остановка и стоянка транспортных средств (дворы, жилые массивы и т.п.). Суд повторил при этом дословно определение прилегающей территории из ПДД РФ, существенно отличающее их от дорог. Что запрещает ЦОДДу и иже с ним путать или объединять оба понятия.

То есть:

  • на дорогах нет прилегающих территорий — только вне их;
  • на прилегающих территориях нет дорог и их элементов.

Рассмотрим не основанный на требованиях ПДД акт на пожелтевшей за четыре с лишним десятилетия бумаге, который извлекают в ЦОДД из старинных сундуков. Именно на нем и основаны решения об установке знаков 3.27—3.30 на прилегающих территориях, в т.ч. в московских дворах. Это ведомственные "Указания по применению дорожных знаков" аж 1983 года.

Там "дорога" понимается как любая используемая для движения дорога, улица, переулок, проезд. Увы, любителям ставить знаки 3.27—3.30 где ни попадя придется теперь руководствоваться исключительно ПДД, забыв про излюбленные формулировки "Указаний". Впрочем, это они должны были делать и без подсказки Конституционного Суда РФ.

Гляньте на этот шедевр у дома 8. Ширина выезда со двора всего 3 метра, а минимально допустимая у дороги - 6 метров. Однако ЦОДД залепил тут аж 2 знака, позабыв, что обнуляет тем самым перпендикулярный 3.27 рядом на лжепроезжей части. А проезжих частей на прилегающей территории как не было, так и нет. И цоддовские спецы свели зону действия "магистрального 3.27" за счет организации ими перекрестка — аж до полутора метров.

Установка знаков на узком проезде

В конце октября 2024 года 20 знаков на Лжекрасносельском тупике убрали на свалку. Ну, думали мы, уберут и эти наиболее одиозные три штуки. Но через месяц кто-то вернул весь демонтаж на место, и тут же снова заработали эвакуаторы.

Как вы, друзья, знаете, прилегающие территории и даже дороги местного значения входят в сферу деятельности органов местного самоуправления. Таково требование ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации". В нашем случае это Совет депутатов Красносельского муниципального округа. Никак не Дептранс и ЦОДД. Это они в нарушение сей нормы самоуправно демонтировали без указания в публичной Схеме организации дорожного движения (СОДД) знаки "Жилой зоны" 5.21 и 5.22 и расставили по всему периметру проезда 3.27 с табличками о работе эвакуаторов 8.24.

Все это было проделано по СОДД с явными признаками служебного подлога в квалификации ст. 292 УК РФ. Составители "нарисовали" на схеме между нашими домами белым по зеленому "правоустанавливающий", с их точки зрения, Красносельский тупик. Не смутились, что улица с этим названием, как уже упомянуто, находится в 400 м от нас, между домами 24 и 30 по Верхней Красносельской. До нее еще минут пять шагать в сторону метро "Красносельская".

Схема установки знаков

Согласно Правилам дорожного движения, знаки 3.27—3.30 предназначены ПДД исключительно для дорог, а в городе вне промзон — для улиц местного и всякого прочего значения.

В Своде правил СП 396.1325800.201 "Улицы и дороги населенных пунктов Правила градостроительного проектирования", существует местная сеть улиц и дорог, это:

  • улицы в зонах жилой застройки;
  • улицы в общественно-деловых и торговых зонах;
  • улицы и дороги в производственных зонах.

Верхняя Красносельская улица от станции метро "Красносельская — это зона жилой застройки. Поэтому никаких дорог здесь и нет — только улицы.

Согласно пункту 3.5.1. Постановления ГК РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года № 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", на фасадах жилых зданий домов в соответствии с проектом, утвержденным городской (районной) архитектурной службой, размещаются указатели наименования улицы, переулка, площади…

Ничего этого между домами 8 и 10 по Верхней Красносельской нет. Следовательно, нет и улицы, на которой можно устанавливать знаки 3.27 — 3.30.

Более того, ППД – это все-таки подзаконный акт. Основным документом тут является Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Статьи 8 и 10 закона № 257-ФЗ вводят для городских дорог в качестве квалифицирующих норм наличие:

  • наименования,
  • идентификационного номера в реестрах дорог.

Ничего этого у Лжекрасносельского тупика как не было, так и нет.

Такова и позиция Верховного суда РФ в Постановлении от 8 июля 2016 г. N 46-АД16-11. Более того, судьи основывают свое мнение и на наличии или отсутствии объекта на карте города. На официальных картах Москвы (Атласмос и Публичной кадастровой) Красносельский тупик лежит между домами 24 и 30 (Школа №1500) Верхней Красносельской улицы.

Соответственно, прилегающие территории у домов 8, 10, 10к2, 10к7 по Верхней Красносельской улице, не имеющие названия и номера в реестре, не могут относиться к автомобильным дорогам. Поэтому дорожные знаки 3.27, 3.28 и даже разметка на них не применимы. На этой норме основано и действующее по сей день решение Дептранса Правительства Москвы от 28.10.2015. И его никто не отменял.

ПДД также требуют применения технических средств организации дорожного движения в строгом соответствии с ГОСТами, а ГОСТы — установки дорожных знаков 3.27—3.28 строго на дорогах. В ЦОДД знают, что знаки 3.27 у домов 8 и 10к2 не видны подъезжающим водителям, так как панель знаков развернута более чем на 15° относительно направления движения. ГОСТ Р 50597-2017 трактует это как дефект знака. Не обеспечена также требуемая ГОСТом Р 52289-2019 видимость знаков 3.27 и 8.24 с расстояния не менее 100 м.

Все это мы, жители домов 8 и 10, уже доказали Дептрансу еще в 2015 году.

С тех пор никаких изменений не произошло — ни в нашем статусе прилегающей территории, ни в правовых нормах. Отсутствие дороги, как в нашем случае, означает и отсутствие правовых оснований для установки знаков 3.27—3.30.

08 мая 2024 ЦОДД убрал со своего сайта схему организации дорожного движения с "Красносельским тупиком" №2 и выставил схему с названием "проезд от Верхней Красносельской улицы". Вот только преступный характер этого начинания сохранен и даже преумножен. Получился Служебный подлог №2 в квалификации ст. 292 УК РФ. Ведь решение межведомственной комиссии, на которое ссылаются в ЦОДД, принималось 23 февраля 2024 года по Красносельскому тупику, а вовсе не по "проезду от Верхней Красносельской улицы".

Кстати, Центр организации дорожного движения, согласно ст. 2.3.1. его Устава, не наделен полномочиями заниматься организацией дорожного движения на прилегающих территориях. Только на улицах, входящих в улично-дорожную сеть Москвы. Между тем, в ответе ЦОДД заявителям от 16 мая 2024 года 01-07-2095/24 прямо признается установка им знаков (3.27, 3.28 и 8.24) на прилегающей территории, отчего, мол, на них и не распространяется требование ГОСТ Р 52289-2019 о видимости с расстояния 100 м.

В таком случае сие есть самоуправство в квалификации ст. 330 УК РФ, а единственным законным документом по знакам на междворовом проезде/подъезде к Багажному отделению Ярославского вокзала между нашими домами и остается решение Дептранса Правительства Москвы по демонтажу всех знаков ограничения и запрета парковки от октября 2015 года. И мы требуем ее исполнения.

Автор: Владимир Сапронов
Обновлено: 6 февраля 2025
Раздел: Интересные факты
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев