Особенности маневрирования грузовых автомобилей и автобусов
Добрый день, уважаемый читатель.
Сегодня я хочу представить Вам статью Сергея Окушова, в которой он рассматривает особенности маневрирования грузовых автомобилей и автобусов в различных условиях.
Информация эта в первую очередь будет полезна водителям легковых автомобилей, которые никогда не управляли грузовиками и автобусами. Передаю слово автору.
Мне очень нравятся все статьи pddmaster.ru, содержащие в себе последние изменения ПДД, позволяющие водителям разных лет выпуска автошкол своевременно ориентироваться в бесконечно изменяющемся мире правил дорожного движения.
Ну а я хочу остановиться на более детальном рассмотрении вопроса о том, как всё-таки на дороге видеть и оставаться видимым для других участников движения.
В настоящих ПДД данная тема, на мой взгляд, реализована не полностью: это использование указателей поворотов, использование осветительных приборов автомобиля (ближний, дальний свет фар, задние фонари), сказано также о наличии зеркал заднего вида.
Уже здесь становится не совсем понятно, как, например, имея автомобиль "Газель"-фургон или тент, или автомобиль ГАЗ более 3,5 тонн, увидеть, что происходит сзади или, скажем, включить заднюю передачу и ехать назад. Хотя правила и прописывают воспользоваться помощью других лиц, но если водитель в салоне один, тогда что ему остается делать?
То есть преимущественно только водители легковых автомобилей имеют возможность сканировать пространство вокруг своего автомобиля. В то же время водителям грузовых автомобилей просто невозможно прямо оценить обстановку сзади своего транспортного средства. С увеличением длины грузового автомобиля становится всё сложнее "видеть" зад авто.
Итак, водители грузовых автомобилей, малотоннажных грузовиков типа "Газель", "Бычок" не имеют возможности видеть заднюю часть своего автомобиля. Сюда же можно отнести и водителей автобусов, особенно сочлененных, а также водителей автопоездов.
Также нельзя оставить без внимания тот факт, что водители грузовых фургонов, например, автомобиль ГАЗ-фургон, имеют весьма ограниченный контроль мертвой зоны в боковых зеркалах заднего вида, что может привести к аварийности при перестроении или в ситуациях, когда подобный автомобиль начинает движение. Причина тому - фургон, который, как правило, имеет габаритный размер ширины несколько больше кабины.
Легковой же автомобиль преуспел и здесь: прекрасный контроль мертвой зоны путем поворота головы к средней стойке автомобиля, боковые зеркала заднего вида в совокупности с салонным зеркалом заднего вида.
Теперь необходимо рассмотреть ещё одну ситуацию, точнее всё то, о чем было сказано выше, в интерпретации на темное время суток - вот здесь недоработка технической мысли, на мой взгляд, налицо. Это всё тот же задний ход грузового автомобиля в условиях полной темноты. Что можно увидеть в боковые зеркала заднего вида ночью?
Представим ситуацию: темное время суток, загородное неосвещаемое шоссе в две полосы в каждом направлении, небольшой затор в одном из направлений, причина которого неисправный автомобиль, остановившийся в крайнем положении проезжей части возле обочины. Автомобильный поток, состоящий из различных автомобилей, объезжает аварийный автомобиль. При этом объезжающие незначительно попадают левыми бортами на встречную полосу.
Легковым автомобилям это не очень сложно сделать. Ну а если, например, неисправный автомобиль объезжает сочлененный автобус, длиной более семи метров. Аварийный автомобиль без габаритов - как водителю автобуса в темноте увидеть правый борт своего автобуса и левый борт объезжаемого автомобиля? Как убедиться, что водитель автобуса не задел по касательной борт автомобиля?
Правильно, никак! Остается лишь на глаз оценивать линейную ширину автобуса и заранее начинать объезжать автомобиль, дыбы задним салоном не задеть борт автомобиля. Оценив ширину крупногабаритного транспортного средства, можно вывернуть руль максимально влево при объезде препятствия (в нашем случае - это аварийный автомобиль) и объехать его. Но увидеть борта своего автомобиля и препятствие при объезде практически невозможно, если препятствие вообще никак не освещается.
Проще говоря, в темное время суток при перестроении, обгоне, объезде водители обгоняемых и обгоняющих транспортных средств любой разрешенной максимальной массы и длины не видят борта автомобилей.
Подобный феномен наблюдается в темное время суток при параллельной парковке автомобиля задним ходом. Водитель, совершающий такой маневр, не видит ни заднего левого угла параллельно стоящего справа от него автомобиля, ни задней правой части своего автомобиля, ни самого бордюра, как бы тщательно он не смотрел в боковое правое зеркало заднего вида.
То же самое происходит и в плотных потоках попутного направления по двум, трем, четырем полосам и более. Особенно при параллельных поворотах, когда автомобили поворачивают по своим полосам параллельно бортам других автомобилей.
Из всего написанного выше следует, что чудо инженерно-технической мысли автопрома так и не добралось до проектов по освещению бортов автомобиля для комфортной и безопасной езды в темное время суток. Правда, были, конечно, редкие продвижения в этом аспекте - на бортах некоторых городских автобусов последних серий я иногда замечаю небольшие желтые габариты, но это отдельно светящиеся небольшие точки, установленных на расстоянии друг от друга. Что-то подобное наблюдается также на автопоездах.
Но, во-первых, это единичные модели автомобилей, а во-вторых, на мой взгляд, этого опять же недостаточно. Идеальный вариант - наличие на бортах светящейся желтым цветом полосы, выполненной в виде пунктира. Что-то вроде пунктира горизонтальной дорожной разметки, обозначающей край проезжей части на дорогах с одной полосой в каждом направлении. Вот тогда можно было бы утверждать, что в темное время суток все автомобили видны абсолютно всем участникам движения.
Кстати сказать, возвращаясь к теме "как видеть", изложенную в начале статьи, можно заметить некую положительную тенденцию. Но, к сожалению, указанное чудо инженерной мысли доступно лишь немногим водителям. Речь идет об установке на элитных дорогостоящих автомобилях иностранных марок видеокамер кругового обзора или видеокамеры заднего вида. Вот и решение проблемы "как видеть".
Итак, на сегодняшний день пока не придумано универсального "глаза" для сканирования пространства вокруг автомобиля, если этот автомобиль отличен от легкового.
А как Вы относитесь к данной проблеме, какова Ваша точка зрения, Ваша оценка ситуации?