ДТП - лобовое столкновение автомобилей

Лобовое столкновение на встречной

Добрый день, уважаемый читатель.

В данной статье речь пойдет об одном из самых серьезных типов дорожно-транспортных происшествий - лобовом столкновении. Под лобовым столкновением, как правило, понимают столкновение автомобилей, движущихся во встречных направлениях.

На практике именно такие аварии приводят к самым серьезным последствиям для жизни и здоровья людей, находящихся в автомобилях.

Рассмотрим, кто из водителей является виновником лобового столкновения, а также правила, относящиеся к подобным ДТП:

Складываются ли скорости при лобовом столкновении автомобилей?

Тяжесть последствий лобовых столкновений в первую очередь связана с тем, что автомобили движутся во встречных направлениях. Если вспомнить школьный курс физики, и принять один из движущихся автомобилей за систему отсчета, то второй автомобиль будет двигаться со скоростью, равной сумме скоростей двух этих автомобилей. То есть можно сказать, что скорости автомобилей при лобовом столкновении складываются.

Например, автомобиль Лада движется со скоростью 55 км/ч, а на встречу ему автомобиль Волга движется со скоростью 60 км/ч.

В этом случае, если принять за систему отсчета автомобиль Лада, то скорость автомобиля Волга составит 115 км/ч.

Некоторые водители по ошибке считают, что скорость автомобиля при столкновении удваивается. Приведенный выше пример показывает, что это не верно.

Тяжесть последствий столкновения зависит от скорости движущихся транспортных средств, чем скорости выше - тем серьезней последствия. Однако даже в идеальных условиях тяжесть последствий зависит не только от скорости транспортных средств, но и от их массы. А на практике еще и от некоторых дополнительных факторов (угла столкновения, степени перекрытия при столкновении).

Поэтому будет неправильным говорить о том, что ущерб от столкновения двух автомобилей, движущихся со скоростью 60 км/ч будет аналогичен ущербу от столкновения с неподвижным препятствием на скорости 120 км/ч.

Например, если грузовой автомобиль (Камаз), везущий металлические трубы и едущий со скоростью 60 км/ч, столкнется с автомобилем Лада, едущим с такой же скоростью, то Камаз, скорее всего, получит лишь небольшие повреждения кабины.

Если же Камаз, едущий со скоростью 120 км/ч, столкнется с неподвижным препятствием (опорой путепровода), то его повреждения будут гораздо более серьезными (кабина будет искорежена как из-за столкновения с препяствием перед грузовиком, так и из-за воздействия груза, который от удара сдвинется из кузова в направлении кабины.

Данный пример показывает, что скорость автомобилей является не единственным фактором, влияющим на тяжесть последствий ДТП. Однако чем скорость ниже, тем меньше тяжесть последствий.

Кто виноват в ДТП на встречной полосе?

В данной статье будут рассматриваться только лобовые столкновения, связанные с выездом на встречную полосу:

Схема лобового столкновения

Примечание. На практике можно встретить и другой тип столкновений, когда ни один из автомобилей на встречную полосу не выезжает. Например, если автомобили столкнулись на узкой улице , где может проехать только 1 автомобиль. Однако на таких участках дорог скорости, как правило, не высокие, а последствия столкновений - менее серьезные.

Итак, вернемся к столкновению автомобилей с выездом на встречную полосу. На рисунке выше на встречной полосе находится красный автомобиль. Разберемся, в каких случаях правила дорожного движения запрещают находиться на встречной:

  • на четырех- или более полосной дороге при выполнении обгона или объезда (пункт 9.2 ПДД);
  • на крайней левой полосе на трехополосной дороге (пункт 9.3 ПДД);
  • при наличии сплошной разметки, отделяющей встречную полосу (пункт 9.1.1 ПДД);
  • при обгоне, если не удастся завершить обгон без создания помех встречному автомобилю (пункт 11.2 ПДД);
  • при объезде стоящих перед железнодорожным переездом автомобилей (пункт 15.3).

В перечисленных выше случаях, красный автомобиль, который находится на встречной, является виновником лобового столкновения (единственным или одним из двух).

Обратите внимание, есть ситуации, когда правила не запрещают находится на встречной полосе:

Например, речь идет о двухполосной дороге с прерывистой линией разметки. По правой полосе дороги никто не едет, однако водитель красного автомобиля по каким-то причинам решил ехать по встречной полосе.

В правилах нет пункта, который бы требовал покинуть встречную полосу двухполосной дороги при появлении встречного транспорта.

Что касается синего автомобиля, то его расположение на попутной полосе не является нарушением. Однако водитель может допустить иные нарушения правил, которые сделают его одним из виновников ДТП. Например, превысить разрешенную скорость или частично выехать на встречную полосу.

Подводя итоги данной части статьи, можно сказать, что водитель автомобиля, находящегося на встречной полосе, гораздо чаще становится виновником лобового столкновения. Однако второй водитель также нередко признается виновником ДТП.

Что делать, если навстречу едет автомобиль?

Разберемся, как именно предлагают поступить правила при появлении автомобиля на встречной полосе. Обратимся ко второму абзацу пункта 10.1 ПДД:

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Пункт 10.1 говорит о том, что если на полосе оказывается автомобиль, то нужно снижать скорость, то есть тормозить. Вплоть до того момента, пока автомобиль остановится.

Зачастую водители предпринимают иные действия, например, пытаются на скорости свернуть на обочину. Однако в этом случае ответственность за возможные последствия ложится на самого водителя. И, если автомобиль на обочине перевернется, и в нем погибнут пассажиры, то к ответственности привлекут водителя, допустившего такой съезд (возможно, вместе с водителем встречного автомобиля).

То есть, в случае возникновения опасности правила разрешают водителю тормозить, но не разрешают маневрировать. Как избежать столкновения в этом случае? Идеальный вариант выглядит так. Автомобиль в пределах своей полосы снижает скорость до минимальной (5 - 10 км/ч), после чего съезжает на обочину. В этом случае нарушения в действиях водителя не будет.

К сожалению, на практике может возникнуть ситуация, когда реализация этого варианта невозможна (встречный автомобиль оказывается слишком близко). Тут уже сам водитель должен решить, как лучше поступить. Естественно с учетом того, что маневрирование переложит на него часть вины за возможные последствия.

Примечание. Дополнительно хочу выделить и самый опасный вариант поведения - желание водителей разъехаться без снижения скорости.

Например, когда на двухполосной дороге пытаются уместиться сразу 3 автомобиля: обгоняемый, обгоняющий и встречный. В этой ситуации встречный автомобиль рискует на высокой скорости съехать правыми колесами на обочину а это, в свою очередь, может привести к развороту или перевороту автомобиля.

В заключение данной статьи нужно сказать о том, что самые загруженные двухполосные автодороги, на которых чаще всего случаются лобовые столкновения, постепенно реконструируются и приводятся к современным требованиям безопасности. А наличие металлического отбойника на разделительной полосе снижает риск лобовых столкновений практически до нуля. И с каждым годом подобных современных дорог становится все больше.

Не смотря на это, в России остается огромное количество двухполосных дорог, на которых невозможно исключить ДТП на встречной полосе. Так что будьте внимательны, а в случае появления на горизонте любителя ездить по встречной, заранее снижайте скорость до минимума.

Удачи на дорогах!

Обновлено: 26 ноября 2021
Раздел: Дорожно-транспортные происшествия
Об авторе:
Максим Калашников
-
эксперт по автомобильному законодательству России. Более 11 лет занимается изучением автомобильных нормативных документов и консультациями водителей. Автор аналитических статей и обучающих курсов. Руководитель проекта ПДД Мастер (pddmaster.ru).
Идет добавление комментария
Добавить комментарий
Правила добавления комментариев